Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Социальное и социологическое исследования 2 часть



Пилотажное исследование представляет собой исследование по «укороченному» плану — в нем используются малые выбор-ки, не в полной степени проводится сбор информации, получен-ная информация анализируется только по наиболее значимым критериям. Если пилотажное исследование проводится в цикле исследования хорошо изученной проблемы, оно позволяет «от-точить» инструментарий исследования, выявить и устранить его дефекты и дефекты подходов к математическому анализу. Про-ведение пилотажного исследования в этом случае позволяет из-бежать сбора информации по «пустым» вопросам, ответы респон-дентов на которые не подлежат анализу, или неадекватно (не-однозначно) интерпретируются самими респондентами. Для поискового исследования (исследования в сфере недостаточно разработанной) пилотажное исследование предоставляет инфор-мацию для уточнения многих пунктов программы, что в даль-нейшем обеспечивает немалую экономию ресурсов.

Пилотаж полезен для: а) тестирования инструментария, в ко-тором исследователь вполне уверен, б) усовершенствования ин-струментария в ситуации, когда предмет исследования хуже из-

вестен исследователю. В первом случае инструментарий проходит предварительное испытание в своем окончательном варианте. Во втором исследователь может захотеть поэкспериментировать с разными вариантами (макетами) инструмента, чтобы узнать, ка­кой из них удобнее в работе, Предварительное тестирование та­кого типа может включать в себя:

1. Тестирование различных словесных формулировок и форм вопросов.

2. Опробование анкеты, предназначающейся для самостоятель­ного заполнения респондентом, в личном интервью, чтобы в про­цессе живого общения с респондентом выявились возможные трудности ее заполнения.

3. Употребление открытых вопросов для выявления типичных ответов, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы, с тем чтобы использовать последние в окон­чательном варианте.

4. Тестирование различных видов инструментария (почтовых анкет, очных интервью, телефонных интервью) с целью опреде­ления годности каждого из них5.

Пилотаж можно считать генеральной репетицией к главному исследованию. Он позволяет сделать первые выводы о том, на­сколько успешно прошел этап подготовки к нему, какими могут быть ожидаемые результаты. В ходе такого опроса собирается ме­тодическая информация, т.е. информация о качестве разработан­ного инструментария. Проверяются все организационные и мето­дические условия будущего исследования, и прежде всего: доступ­ность необходимых документов, отношение респондентов к опросу и их реакция на вопросы анкеты. Оценивая качества ме­тодики опроса, социолог регистрирует любые затруднения респон­дента, вызванные техникой заполнения, непониманием смысла вопросов, отдельных слов. Учитываются также все замечания и наблюдения анкетеров о методических недостатках, которые им удалось обнаружить.

Пилотаж проводится в двух вариантах. В первом — всю груп­пу респондентов приглашают в отдельную комнату, где на столах разложены анкеты. Респондентов «вводят» в ситуацию пилотажа, т.е. объясняют его цели и задачи, инструктируют по технике за­полнения анкеты и просят высказать после заполнения критичес­кие замечания, поговорить о неясностях и о тех вопросах, кото­рые затрудняют работу с анкетой. Заполненные анкеты опускаются 40

в опечатанные урны, после чего начинается групповое обсужде­ние содержания опроса в целом. Показателями, позволяющими оценить пригодность анкетного вопроса, выступают число неотве-тивших на вопрос и характер распределения ответов по шкале, используемой в вопросе.

Второй вариант пилотажного опроса предполагает приглаше­ние группы из 3—4 респондентов для обсуждения анкеты по мере ее заполнения: опрашиваемые делают пометки о качестве вопро­сов. Перед началом пилотажа их вводят в ситуацию экспертного опроса, объясняя, что содержание ответов не анализируется, так как опрос преследует только методические цели. Им задается при­мерно тот же круг методических вопросов, что и в предыдущем случае. Замечено, что подобная процедура повышает заинтересо­ванность респондентов и уровень критического восприятия анкет­ного вопроса.

В Аналитическом центре «Бизнес и маркетинг» обязательный пилотаж сформированной анкеты проводится в ходе пробных^ин-тервью с несколькими респондентами, принадлежащими к це­левой группе (обычно 3—5 респондентов, при сложных исследо­ваниях — 10—15). Это позволяет определить степень понимания вопросов, обнаружить другие особенности их восприятия. По ре­зультатам пилотажа, если необходимо, в анкету вносятся коррек­тивы. Особенности проведения пробного опроса подробно об­суждаются также на «круглых столах» с интервьюерами, участву­ющими в проекте. При этом коллективно имитируется процесс проведения интервью в лабораторных условиях.

Пилотажные материалы хранятся в особых папках опросной фирмы. Они включают в себя первоначальный вариант вопросни­ка, протоколы, фиксирующие замечания респондентов и социо­логов, а также доработанный вариант анкеты. Со временем накап­ливается своеобразный «банк» методических решений, появляет­ся опыт и навыки анализа типичных методических ошибок, доработки инструментария.

Пилотажное исследование составляется на основе логичес­кого осмысления всей проблемы будущего исследования, при­близительного расположения вопросов с точки зрения их оче­видной целесообразности. В ходе пилотажа проверяются все процедуры, весь инструментарий исследования, выбраковыва­ются неудачные вопросы, вносятся коррективы на отдельных этапах исследования6.

 

К его проведению надо относиться как к приобретению стра­ховки: вы, конечно, можете обойтись и без нее, если повезет. А если нет?

1.3. Описательное и аналитическое исследования

Это два противоположных по своим научным целям и полу­чаемым результатам типа фундаментального исследования. Опи­сательное исследование более сложный тип научного поиска, чем разведывательное исследование. Цели у него посерьезнее, про­водится дольше, программа обстоятельнее, инструментарий со­ответствует всем научным параметрам. Описательным оно име­нуется не потому, что дает поверхностный срез явления, а толь­ко потому, что не выявляет причинных связей. Но в социологии установление каузальных связей — вещь очень редкая, почти эк­склюзивная. Большинство проводимых академическими учены­ми исследований проходит по этому разряду, некоторые из них, например, исследование Л. Уорнера классовой структуры амери­канского общества (1940-е гг.) считается классикой. Знаменитые Хоторнские эксперименты включали как этап массовый опрос, позволивший переломить ход дела, добиться впечатляющих ре­зультатов относительно человеческого фактора в производстве, а затем уже, на основе полученной информации, провести зак­лючительный эксперимент. Описательное исследование дает це­лостную картину явления. Более того, оно описывает структуру и динамику явления. Оно основано на репрезентативных сведе­ниях, надежных данных и соответствует всем требованиям на­учного метода.

Аналитическое исследование — самый углубленный вид социоло­гического анализа. К нему относятся все признаки доброкачествен­ного научного изучения, свойственные описательному исследова­нию: репрезентативность, надежность, достоверность и т.д. Но, кроме того, оно выявляет скрытые от глаз причины возникнове­ния социального явления. Это уже высший пилотаж профессиона­лизма. Но достигают его немногие, и случается оно нечасто.

Обобщив все то, что мы сказали о видах социологического ис­следования, можно выявить следующие закономерности:

♦ степень сложности исследования нарастает от первого к тре­тьему типу;

♦ чем сложнее тип исследования, тем менее он распространен, и наоборот.

Выявленные тенденции можно графически выразить рис. 1.2.

в опечатанные урны, после чего начинается групповое обсужде­ние содержания опроса в целом. Показателями, позволяющими оценить пригодность анкетного вопроса, выступают число неотве-тивших на вопрос и характер распределения ответов по шкале, используемой в вопросе.

Второй вариант пилотажного опроса предполагает приглаше­ние группы из 3—4 респондентов для обсуждения анкеты по мере ее заполнения: опрашиваемые делают пометки о качестве вопро­сов. Перед началом пилотажа их вводят в ситуацию экспертного опроса, объясняя, что содержание ответов не анализируется, так как опрос преследует только методические цели. Им задается при­мерно тот же круг методических вопросов, что и в предыдущем случае. Замечено, что подобная процедура повышает заинтересо­ванность респондентов и уровень критического восприятия анкет­ного вопроса.

В Аналитическом центре «Бизнес и маркетинг» обязательный пилотаж сформированной анкеты проводится в ходе пробных^ин-тервью с несколькими респондентами, принадлежащими к це­левой группе (обычно 3—5 респондентов, при сложных исследо­ваниях — 10—15). Это позволяет определить степень понимания вопросов, обнаружить другие особенности их восприятия. По ре­зультатам пилотажа, если необходимо, в анкету вносятся коррек­тивы. Особенности проведения пробного опроса подробно об­суждаются также на «круглых столах» с интервьюерами, участву­ющими в проекте. При этом коллективно имитируется процесс проведения интервью в лабораторных условиях.

Пилотажные материалы хранятся в особых папках опросной фирмы. Они включают в себя первоначальный вариант вопросни­ка, протоколы, фиксирующие замечания респондентов и социо­логов, а также доработанный вариант анкеты. Со временем накап­ливается своеобразный «банк» методических решений, появляет­ся опыт и навыки анализа типичных методических ошибок, доработки инструментария.

Пилотажное исследование составляется на основе логичес­кого осмысления всей проблемы будущего исследования, при­близительного расположения вопросов с точки зрения их оче­видной целесообразности. В ходе пилотажа проверяются все процедуры, весь инструментарий исследования, выбраковыва­ются неудачные вопросы, вносятся коррективы на отдельных этапах исследования6.

 

К его проведению надо относиться как к приобретению стра­ховки: вы, конечно, можете обойтись и без нее, если повезет. А если нет?

1.3. Описательное и аналитическое исследования

Это два противоположных по своим научным целям и полу­чаемым результатам типа фундаментального исследования. Опи­сательное исследование более сложный тип научного поиска, чем разведывательное исследование. Цели у него посерьезнее, про­водится дольше, программа обстоятельнее, инструментарий со­ответствует всем научным параметрам. Описательным оно име­нуется не потому, что дает поверхностный срез явления, а толь­ко потому, что не выявляет причинных связей. Но в социологии установление каузальных связей — вещь очень редкая, почти эк­склюзивная. Большинство проводимых академическими учены­ми исследований проходит по этому разряду, некоторые из них, например, исследование Л. Уорнера классовой структуры амери­канского общества (1940-е гг.) считается классикой. Знаменитые Хоторнские эксперименты включали как этап массовый опрос, позволивший переломить ход дела, добиться впечатляющих ре­зультатов относительно человеческого фактора в производстве, а затем уже, на основе полученной информации, провести зак­лючительный эксперимент. Описательное исследование дает це­лостную картину явления. Более того, оно описывает структуру и динамику явления. Оно основано на репрезентативных сведе­ниях, надежных данных и соответствует всем требованиям на­учного метода.

Аналитическое исследование — самый углубленный вид социоло­гического анализа. К нему относятся все признаки доброкачествен­ного научного изучения, свойственные описательному исследова­нию: репрезентативность, надежность, достоверность и т.д. Но, кроме того, оно выявляет скрытые от глаз причины возникнове­ния социального явления. Это уже высший пилотаж профессиона­лизма. Но достигают его немногие, и случается оно нечасто.

Обобщив все то, что мы сказали о видах социологического ис­следования, можно выявить следующие закономерности:

♦ степень сложности исследования нарастает от первого к тре­тьему типу;

♦ чем сложнее тип исследования, тем менее он распространен, и наоборот.

Выявленные тенденции можно графически выразить рис. 1.2.

Точечное исследование

Точечное исследование (еще его называют разовым) дает инфор­мацию о состоянии или количественных характеристиках соци­ального явления на момент изучения. Правда, моментальная фо­тография события не дает ответа на вопрос о тенденциях его из­менения во времени. Примером точечного исследования служит монографическое исследование.

Монографическое исследование в узком смысле — обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает case study, в отличие от которого преследует целью не получение нового знания, а постановку точного соци­ального диагноза, например, определение организационной струк­туры конкретного предприятия. Монографическое исследование в широком смысле — любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Объект исследования отбирается типологически на основе имею­щейся информации. Предполагается, что он характерен для всего класса явлений.

Как правило, объектом исследования антрополога выступает одна деревня, которая изучается как можно глубже и интенсив­нее. Такой тип исследования и называется монографическим. По­скольку селения обычно невелики, ученый со временем хорошо

43

узнает каждого жителя. Такое исследование в период Первой ми­ровой войны проводил Малиновский. Описанная им деревня не являлась племенным объединением, а была частью крупного на­ционального образования. Тробаринские острова были невелики и позволяли этнографу посетить все расположенные там деревуш­ки, переговорить с каждым траборианцем. Но лишь одну основа­тельно изученную деревню он выбрал в качестве полигона, выво­ды с которого он обобщил на всех жителей островов. Однако дру­гие антропологи противятся тому, чтобы данные исследования, проведенного в одной общине, можно было распространять на всю местную культуру. Особенно, если речь идет о сложном обществе. Поэтому антропологи прибегают к методу исследования группы общин, расположенных в разных концах одной страны, о культу­ре которой они собираются делать выводы.

Монографические исследования распространены в социологии села, где они выступают средством получения «социальных порт­ретов» отдельных сельских поселений. Подобный способ изучения базируется на сборе информации об основных сторонах жизни на­селения — о структуре семей, занятости, источниках и размерах доходов, особенностях трудовой деятельности, местных обычаях в сфере труда и досуга, традиционных видах общения и др.

Монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации. Его задача — детальный анализ нового явления, отсутствие информации о котором делает невоз­можным проведение широкого выборочного исследования. Резуль­таты монографического исследования используются при разработ­ке программ крупномасштабных эмпирических исследований.

1.5. Сплошное и выборочное исследования

Выборочное иследование представляет собой способ систематичес­кого сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Свое название оно получило благодаря использованию специальной процедуры отбора из огром­ной совокупности единиц исследования (генеральной совокупно­сти) небольшой части (выборочной совокупности), которая очень точно отражает основные параметры целого. Процедура построе­ния выборки основана на методах математической статистики и базируется на принципах теории вероятности. Выборочное иссле­дование более экономично и не менее надежно, чем сплошное, хотя требует более изощренной методики и техники.

В сфере опросных исследований в 1978 г. в США было занято 27,5 тыс. профессионально подготовленных специалистов, из ко­торых 2/з трудились в частном секторе (маркетинговые фирмы, рекламные агентства), а '/3 — в некоммерческом секторе, т.е. в правительственных и университетских исследовательских органи­зациях. По численности эта сфера превышает количество членов АСА7. В категорию специалистов по выборочным исследованиям (Survey Research) включают исследователей в маркетингово-иссле-довательских фирмах, организациях, изучающих общественное мнение, государственных органах, бизнесе, телевидении, неком­мерческих институтах, а также в фирмах, занимающихся опрос­ной статистикой (survey statistics), политическими, экономически­ми, социально-психологическими и рыночными исследованиями.

Вопросы, на которые отвечают случайно попавшие в выбороч­ную совокупность респонденты, могут быть как письменными, так и устными. В первом случае выборочное исследование называет­ся анкетированием, во втором — интервьюированием. Помимо традиционного анкетирования и традиционного интервью (на со­временный манер оно называется face-to-face интервью, или лич­ное интервью) сегодня используются новые методики, в частно­сти интернет-опрос (он-лайн-опрос), телефонное интервью и т.д.

Традиционное анкетирование за рубежом именуется письмен­ным опросом (Written Survey). Выделяют почтовый опрос, груп­повое анкетирование, индивидуальное анкетирование.

К сплошным исследованиям, охватывающим все единицы ге­неральной совокупности, относятся переписи населения, о кото­рых пойдет речь в специальной главе. В то же время самым рас­пространенным инструментом познания в социологии выступа­ют выборочные исследования.

Повторные исследования

Повторные исследования — это совокупность нескольких иссле­дований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и при­званные получить результаты, характеризующие динамику изме­нения объекта. Они представляют собой средство сравнительно­го анализа. К ним относят:

♦ лонгитюдное исследование— длительное изучение одной со­вокупности лиц;

♦ когортное исследование— изучение лиц одного возраста (по­коление) на протяжении длительного времени. Цель — анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются;

♦ трендовое исследование— исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во вре­мени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель — установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример — переписи населения;

♦ панельное исследование— исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой мето­дике через определенный интервал времени. Цель — анализ ди­намики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются.

Панель — это совокупность одних и тех же респондентов, оп­рошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) иссле­довании. В повторном это будут уже люди, повзрослевшие на 15 лет. Псевдопанель — совокупность респондентов подобранная так, что по основным параметрам — возраст, образование, профес­сия — она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (на­пример, молодые рабочие в 1962 г. и молодые рабочие в 1976 г.).

Панельное исследование(рассматриваемое как одна из разновид­ностей лонгитюдных) — один из видов социологического наблю­дения, в котором информация собирается посредством несколь­ких (не менее двух) опросов членов постоянной выборочной со­вокупности (панели). Так как информация охватывает данные, полученные от каждого члена панели в двух (или более) времен­ных точках, то появляется возможность наряду с совокупными сдвигами изучать и индивидуальные изменения.

Панельное исследование применяется для изучения причинных связей и утвердилось в практике исследования общественного мнения. Временной интервал между повторными опросами в та­ких исследованиях, как правило, невелик (от нескольких дней до нескольких месяцев), а конструкция исследования нередко при­нимает вид плана «до и после».

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор инфор­мации может проходить в два, три и более этапов. Длительность временного интервала между начальной и повторной стадиями может быть самой разной, так как скорость протекания самих социальных процессов различна. Часто именно свойства самого объекта подсказывают временные интервалы для проведения по-46

вторного исследования. Типичный пример — получившие извест­ность в 1960—80-е гг. исследования тенденций реализации жизнен­ных планов выпускников средних школ: первый раз их опросили накануне выпускных экзаменов, а затем в интервалы времени, определяемые окончанием приема в вузы и стадиями трудовой карьеры.

Лонгитюдное исследование (от англ. longitude — долгота) — ис­следование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установлен­ные промежутки времени с целью определить динамику их изме­нения и взаимовлияния. Первоначально лонгитюдное исследова­ние (как метод «продольных срезов») сформировался в детской и возрастной психологии, где он применялся в качестве своеобраз­ной альтернативы методам «поперечных срезов». Первым ввел его в психологию американский психолог, создатель Йельской кли­ники нормального детства, Гезелл Арнольд Луций (1880—1961), назвав его методом продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени (чаще всего с рождения до подросткового возраста). Одним из первых разработал и реа­лизовал программу лонгитюдного изучения на примере большо­го контингента одаренных детей американский психолог Льюис Термен (1877—1955). Позже лонгитюдное исследование проник­ло и в другие науки, в том числе в социологию, где оно понима­ется как неэкспериментальный тип исследования, при котором данные собираются с одной и той же выборки в более чем одной временной точке. Поскольку наблюдается одна и та же выбороч­ная совокупность в течение длительного времени, то данные, по­лученные в разных наблюдениях, правомерно интерпретируются как изменения во времени, характеризующие одного и того же человека (объекта), а не как различия, характеризующие разные выборки, пусть и полученные на одном и том же объекте8.

Лонгитюдное исследование хорошо зарекомендовало себя как в крупномасштабных, так и в небольших исследованиях9. Напри­мер, в Великобритании Бюро переписи и выборочных обследова­ний строит лонгитюдные исследования на выборке в 1% от гене­ральной совокупности. За основу социологи берут данные пере­писи 1971 г. Через определенные временные интервалы ученые прослеживают изменение показателей: занятости, уровня жизни, смертности, характеризующих все население.

 

Самым крупным мероприятием такого рода в нашей стране считается исследование семейных бюджетов, проводившееся еще в советские времена Госкомстатом. Это панельное исследование ежемесячных доходов и расходов с выборочной совокупностью в 48 600 домохозяйств, являлось основой для всех государственных статистических отчетов. Его историческим преемником стало Рос­сийское лонгитюдное мониторинговое исследование (RLMS), которое осуществляется с 1992 г. при финансовой поддержке Мирового банка. Правда, на этот раз оно имеет совсем иную ме­тодологию и в гораздо большей степени соответствует жестким международным стандартам. Российское лонгитюдное монито­ринговое исследование, на данные которого опираются многие со­циологические публикации (в том числе в ведущем отечественном журнале «Социс»), использовалось как основа для определения уровня бедности в России, Этот опрос проводился как панельный в два цикла. Первый цикл был проведен в сотрудничестве с Гос­комстатом, основанием для него послужила начальная выборка в 7200 семей. Он состоял из четырех волн с июля 1992 г. по январь 1994 г. и был, главным образом, направлен на улучшение учета количества бедных, изучение здоровья и качества питания в Рос­сии. Второй цикл проводился ежегодно с осени 1994 г. Его про­водила исследовательская группа Института социологии РАН под руководством ученых Университета Северной Каролины, финан­сируемых главным образом Агентством Международного Разви­тия США (USAID). Цикл проводился на выборке в 4 тыс. семей. И хотя выборка была намного меньше, чем выборка Госкомста­та, организация опроса во втором цикле, по мнению С. Кларка, более предпочтительна и технически дает возможность аккурат­но оценить точность обзора10.

Лонгитюдный, или продолженный во времени, длительный тип исследования особенно активно применяется в социологии поко­лений. В нашей стране известны несколько проектов на тему «Пути поколения». Один из них проводит Научно-исследователь­ская лаборатория по проблемам молодежи факультета социологии Барнаульского университета под руководством СИ. Григорьева11. На другом полюсе шкалы применения данного метода распо­лагаются такие объекты, как учебный класс или рабочая бригада, над которыми можно проводить наблюдение в течение довольно Длительного времени. В лонгитюдном исследовании, крупно- и 48

маломасштабном могут применяться структурированная анкета, формализованное и неформализованное интервью. Зато в психо­логии лонгитюдное исследование активно используется в качестве модификации экспериментально-генетического метода, т.е. как длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуе­мых, позволяющее определить возрастную и индивидуальную из­менчивость фаз жизненного цикла человека. Лонгитюдное иссле­дование нередко ведется в условиях естественного эксперимента. Лонгитюдное исследование как разновидность повторного ис­следования иначе называется мониторингом.

Мониторинг

Мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение дос­таточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике. За объектом мониторинга организуется достаточно постоянное слежение с помощью периодичного измерения пока­зателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют. Впервые мониторинг как способ наблюдения, оценивания и прогноза состояния объекта был использован в почвоведении, за­тем в экологии и других смежных науках. В настоящее время он широко применяется в технических, естественных и социальных науках, а также в практической деятельности, наиболее часто —в экологии, биологии, социологии, педагогике, экономике и мар­кетинге, психологии и управлении.

В экологии понятие мониторинг определяется как непрерыв­ное слежение за состоянием окружающей среды с целью предуп­реждения нежелательных отклонений по важнейшим парамет­рам. В медицине мониторинг используют для выявления и пре­дупреждения критических ситуаций, опасных для здоровья человека. По определению А.А. Орлова, психологический мони­торинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей и отдельного человека. Его предметом могут быть психологическая готовность детей к школь­ному обучению, динамика профессионального и личностного са­моопределения, динамика изменений у определенной возрастной или профессиональной группы в функционировании и развитии психических процессов или образований и др.

В экологии и биологии используется мониторинг воздуха, воды, лесов, уровня моря, воздуха, климатической системы, температу­ры, окружающей среды, сейсмологический мониторинг, монито­ринг токсических газов, шума, излучения, экологический, почвен-но-химический, переселения птичьего населения, здоровья живот­ных. В медицине — санитарно-гигиенический, медицинский, больных раком, внутриутробного развития зародыша, температу­ры, аритмии, сердечной деятельности, кровяного давления во вре­мя анестезии, глюкозы в крови; в экономике — сельскохозяйствен­ной продукции, цен, налогов, оборудования, доходов, рынка тру­да, рынка продуктов питания, строительных товаров, цен на ГКО; в образовании — знаний учащихся, образовательных систем и др.

По мнению А.В. Толстых, социологический мониторинг — это системно организованная совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационной помощи заинтересованным учреждениям в реализации соци­альных программ.

И.В. Бестужев-Лада считает мониторинг средством обеспечения эффективного функционирования системы прогнозирования. В иде­але, как отмечает Бестужев-Лада, прогноз должен быть непрерыв­ным. Самым простым, дешевым и эффективным способом решения такой задачи выступает периодический опрос экспертов, с помощью которого учитывается изменяющаяся ситуация. При периодическом опросе одной и той же группы экспертов проводится панельное ис­следование. Прогноз, основанный на систематическом, специально организованном опросе экспертов, предполагает взвешивание воз­можных последствий управленческих решений с помощью условных предсказаний поискового и нормативного характера. Основные эта­пы построения прогноза: исходные показатели, прогнозный фон, поисковая разработка и построение «дерева» перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления, нормативная разра­ботка на основе «дерева целей», по заранее заданным критериям и построение «дерева оптимальных решений».

Мониторинг следует проводить при как минимум двух следую­щих условиях: 1) отслеживаемое явление или процесс изменяется во времени (застывшие объекты лучше изучать другими приемами); 2) явление приобрело социальное (массовое) либо угрожающее зна­чение (иначе на него не выделят денег). Объекты мониторинга Динамичны и подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать нежелательные изменения в функционировании объекта. Поскольку изучаемое событие динамичное и угрожающее, то на основе двух или нескольких текущих замеров специалисты



Просмотров 763

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!