![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема1.Предмет и методы психологии. Тема 2. Организм и психика. Физиологические основы психики. Тема 3. Личность и ее формирование в процессе социализации. Тема 4. Коллектив как субъект и объект воспитания. Тема 5. Способности личности и их учет в деятельности человека. Тема 6. Характер и темперамент личности. Тема 7. Направленность личности. Тема 8. Самосознание личности. Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности. Тема 10. Общение в профессиональной деятельности менеджера. Коммуникативный аспект общения. Тема 11. Общение как взаимодействие. Социальная перцепция в общении. Тема 12. Познавательная сфера личности. Ощущения и восприятия. Тема 13. Память. Закономерности памяти. Тема 14. Внимание и его свойства в деятельности человека. Тема 15. Мышление и воображение в профессиональной деятельности менеджера.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Предмет и методы психологии. Определение психологии как науки. Психология в системе наук. Отрасли психологии. Психология в менеджменте. Основные функции менеджера и психологическая компетентность. Общая психология, ее предмет и связь с прикладными отраслями психологии. Основные направления современной психологии. Внутренний мир человека. Психические процессы, психические свойства и состояния. Закономерности и механизмы психических явлений. Психика как отражение. Характеристики психического отражения: активность, субъективность, избирательность. Развитие психики человека. Принципы и методы психологических исследований. Наблюдение и его виды. Эксперимент и его виды. Возможности эксперимента. Методы опроса. Основные требования к организации процедуры опроса. Беседа. Интервью. Анкетирование. Тесты, их возможности и применение в менеджменте. Процедура тестирования, требования к ней. Виды тестов. Применение тестов при отборе и оценке кандидатов. Тема 2. Организм и психика. Физиологические основы психики.Взаимосвязь между психикой и состоянием организма. Влияние психики на организм. Рефлекторный характер психики. Психика и мозг: принципы и общие механизмы связи. Основные функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением. Функциональная асимметрия мозга, использование ее закономерностей в поведении и практической деятельности. Взаимосвязь уровней психического отражения. Сознание как уровень функционирования психики. Характеристики сознания. Неосознаваемые психические явления, их роль в жизни человека. Взаимосвязь различных уровней психической активности. Тема 3. Личность и ее формирование в процессе социализации.Индивидуальный подход в управлении сотрудниками организации. Понятие личности. Человек, личность, индивидуальность. Понятие структуры личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Формирование личности Условия и предпосылки формирования личности. Социализация личности и ее стадии. Учет стадий социализации личности в деловом общении. Учет возрастных кризисов личности работника в управлении. Тема 4. Коллектив как объект и субъект воспитания.Коллектив как объект и субъект воспитания. Группы. Виды групп. Развитие группы как коллектива. Основные характеристики коллектива. Межличностные отношения в коллективе. Статус и роль личности в коллективе. Первичные группы личности. Семья. Функции семьи. Роль семьи в воспитании личности. Типы семейных отношений и их влияние на формирование личности. Тема 5. Способности и их учет в деятельности человека.Понятие о способностях. Общие и специальные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация способностей. Способности и задатки. Структура организаторских способностей, их развитие и роль в управлении людьми. Деятельность и развитие способностей. Использование тестов и деловых игр для оценки способностей. Тема 6. Характер и темперамент личности.Темперамент и его проявления в поведении и деятельности. Происхождение темперамента. Различия людей по темпераменту. Типы темпераментов. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Методы оценки темперамента. Характер как индивидуально-психологическое свойство личности. Структура характера. Происхождение характера. Типология характеров. Акцентуации характера и их учет в деятельности и общении. Тема 7. Направленность личности.Активность личности. Побудители активности личности. Осознанные и неосознаваемые мотивы. Потребности личности. Мотивация достижения успехов и избегания неудач. Воспитание и обучение как факторы формирования мотивации. Понятие направленности личности. Влияние направленности личности на трудовое поведение. Ориентация на дело, на отношения и на себя. Мотивация на достижения и тревожность. Личностная и ситуативная тревожность. Оценка направленности личности. Тема 8. Самосознание личности.Формирование «Образа-Я» в процессе развития личности. Компоненты «Образа-Я. Понятие внутренней конгруэнтности. Самооценка и ее роль в поведении и достижении успеха. Самопринятие как условие гармоничности и достижения успеха в деятельности. Учет самооценки в организации взаимодействия менеджера с подчиненными. Воспитание уверенности в достижении успеха. Уровень притязаний личности. Влияние самооценки и уровня притязаний на деятельность и общение. Методы изучения самооценки и уровня притязаний личности. Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности.Эмоции и чувства и их роль в деятельности человека. Виды эмоций и чувств. Распознавание эмоций деловых партнеров. Возможности управления эмоциональными состояниями. Приемы и методы саморегуляции. Стресс, его причины и закономерности протекания. Управление стрессовыми состояниями. Воля как свойство личности. Волевые действия. Волевые качества личности. Развитие воли. Тема 10. Общение. Коммуникативный аспект общения.Роль общения в профессиональной деятельности менеджера. Коммуникативная культура менеджера. Психология малых групп и коллективов. Понятие и виды общения. Принципы делового общения. Этапы процесса общения и основные требования к организации взаимодействия на каждом из них. Процесс передачи информации. Коммуникативные барьеры в общении: различия между внутренней и внешней речью человека, скорость передачи информации, различия в понятийном аппарате, стилях мышления, эмоциональные состояния и отношение к информации и др. Вербальные и невербальные средства передачи информации в общении. Условия успешной речевой коммуникации. Конгруэнтность в общении. Невербальные сигналы в деловом общении. Тема 11. Общение как взаимодействие. Механизмы социальной перцепции.Механизмы социальной перцепции. Первое впечатление о человеке. Факторы, влияющие на первое впечатление. Эффекты социальной перцепции. Интерактивная сторона общения. Позиции в общении, их выявление и использование в управлении общением. Признаки родительской, взрослой и детской позиции в общении. Ожидания партнеров по общению и формирование коммуникативной позиции. Тема 12. Познавательные процессы. Ощущения и восприятия.Единство и взаимосвязь психических познавательных процессов. Понятие об ощущениях. Виды ощущений и их свойства. Адаптация ощущений. Взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия. Измерение ощущений: пороги чувствительности, их проявления в деятельности и общении с людьми. Изменчивость порогов ощущений. Восприятие как процесс. Свойства восприятий: предметность, константность, целостность, структурность. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Иллюзии восприятия. Значение жизненного опыта в восприятии. Воспитание наблюдательности. Использование законов восприятия в бизнесе. Тема 13. Память и ее закономерности.Общее представление о памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Виды памяти. Смысловая организация материала в долговременной памяти. Способы запоминания. Психотехники развития памяти. Тема 14. Внимание и его свойства в деятельности человека.Внимание в структуре познавательной деятельности человека. Функции внимания. Виды внимания человека. Условия активизации разных видов внимания. Факторы непроизвольного внимания. Условия эффективности произвольного внимания. Свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость. Методики оценки и условия развития свойств внимания. Тема 15. Мышление и воображение в профессиональной деятельности менеджера.Понятие о мышлении. Мышление и чувственное познание. Виды мышления. Мышление как процесс. Мыслительные операции. Особенности творческого мышления. Понятие интеллекта. Мышление в процессе решения задач. Психологические методы оценки мыслительной деятельности человека. Развитие мышления. Роль воображения в решении задач. Прогнозирование и творческое воображение. Активизация группового мышления.
![]() |