Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Лекция 4. Основные школы и направления культурологической мысли



Содержание темы. Идеи гуманизма, духовного совершенствования, взаимопонимания народов. Дж. Вико - основоположник культурологической мысли. 2 формы постижения мира: поэтическая и философская. Идея циклизма. Роль разума как основной закономерности и ценности в развитии человечества. Ж.-Ж. Руссо природосообразность человека. Культура - средство подавления и порабощения человека. И.Г. Гердер как искусство, связано с идеей воспитания и с идеей творчества. Воспитание и образование как ступени к нравственному совершенствованию. Цель существования человека в культуре гармония чувств, разума, веры и справедливости. Развитие культуры происходит не по прямой, возможны повороты и кризисы. Причина – человечески страсти.

И Кант о культуре как совершенстве разума, человек – свободная личность, приобщенная к сфере ценностей. Попытка синтезировать романтическое (Гердер) и гуманистическое (Цицерон) понятия культуры. Г. Гегель о гармоническом сосуществовании культуры и природы. Культура – процесс развития духа.

Натуралистическая школа. Человек и культуры – высшие звенья природной эволюции. Культура – характеристика человека, проникла в его бессознательное, но может вступать в противоречие с природными желаниями. З. Фрейд. Человека в условиях западной культуры страдает от комплексов, рожденных неустойчивой психикой. Нормы культуры заставляют человека отказаться от желаний бессознательного. Сублимация и культура. К. Юнг. Идея коллективного бессознательного и культурных архетипов. Культура как символическое выражение коллективного бессознательного.

Теория локальных цивилизаций.А. Тойнби. Вера в прогресс разума, опасность утраты духовности. Культура стремления, мотивы отношения господства и повиновения. История культуры понимается как диалог, драма идей, мнений. Критерии классификации: общность религии и степень удаленности от места возникновения. Генезис цивилизации как процесс Вызова и Ответа. Генезис, рост, надлом, распад цивилизаций. 2 типа расколов: вертикальный и горизонтальный. Пути выхода из кризиса: архаизм, футуризм, преображение. Н.Я. Данилевский и теория культурно-исторических типов. Генезис: стадии рождения, упадка, гибели. Основа типологии тип деятельности и соответствующие ценности. 4 вида деятельности: религиозная, культурная, политическая, экономическая. Одноосновные, двуосновные, четырехосновные культуры. Законы развития культурно-исторического типа. К. Ясперс. Идея общечеловеческой истории и культуры. История имеет линейный характер и смысловое завершение. Понятие «осевого времени» культуры. 4 исторических культурных типа: доисторический, эпоха «великих» культур, осевое время, имперская эпоха. О. Шпенглер. Принцип культурного полицентризма. Изолированность всех культур, сходство логики изменений. Основа для типологии внутренний, психологический строй, душа народа. Цикл жизни культуры подобен циклу жизни живого существа. У каждой культуры есть детство, юность, возмужалость и старость. Цель существования культуры – необходимость выражения души народа через символы. Символы и знаки создают облик, образ культуры. Аполоновская, фаустовская и магическая душа культуры. П. Сорокин. Критерием для классификации культур выступает способ восприятии и освоения мира. Идеациональный и чувственный типы культур. Идеалистический (смешанный) тип культуры как сочетание идеационального и чувственного типов. Характерные особенности каждой культуры: реальность и способ ее восприятия, природа потребностей и целей, степень удовлетворения потребностей, способы удовлетворения потребностей.

Проблемы культуры в «философии жизни». Ф. Ницше.Культура как аполоническое и дионисийское начала. Критика теории прогресса. Концепция всеобщего возвращения. Человек по природе антикультурен, только благодаря культурным запретам, нормам формируются социальные мифы, формируются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе, справедливости, которыми спекулирует западная культура. Идея сверхчеловека и переоценки ценностей. В. Дильтей. Утверждает единство мира культуры. Герменевтика как способ понимания культуры. Культура предшествует мышлению и науке. Интерпретация возможна благодаря вживанию, вчувствованию в духовный мир. Г. Зиммель стал инициатором философского осмысления культуры. Культура предстает как ритмический, жизненный процесс. Жизненные силы вступают в противодействие, они сопротивляются предшествующим ценностям. В центре каждой культуры стоит главная идея, которая определяет культур. Различение понятий культуры и культурности, роль моды в развитии культуры. А. Бергсон о проблемах взаимодействия культуры и свободы. Культуру способен понять не разум, а интуиция. Главным объектом изучения становится внутренний мир человека как творца. Развитие культуры в руках творческих личностей, которые являются религиозными и моральными наставниками человечества, образующего «открытое общество». Основная характеристика такого общества – творчество.

Франкфуртская школа.

Культура многоплановое явление, исследуются процессы взаимодействия культуры и цивилизации, культуры и идеологии, эстетики, психоанализа, Философии, искусства, социологии. Т. Адорно культуру анализирует с позиций отношений действительности и искусства. Основное внимание уделяется музыке. Искусство – преодоление реальности. Современная культура - культура упадка, катастрофы. М. Хоркхаймер разработал программу социальных исследований, которая охватывала и сферу культуры. «Критическая теория». Господство формальной рациональности, нивелировка ценностей в культуре. Просветительский проект. Критика массовой продукции. Г. Маркузе. Культура связано с идеей саморазвития человека. Различение понятий «культура» и «цивилизация». Цивилизация как инструмент отчуждения. Идея «новой чувственности», которая пробуждает эстетическое измерение. Понятия «одномерный человек», «одномерное общество». Причина возникновения одномерной культуры в стандартизированном образовании, массовой информации и техническом прогрессе. Одномерное общество – общество агрессии. Идея Великого отказа, тотальной революционности. Ю. Хабермас. «Коммуникативная реальность», рационализация устраняет отношения принуждения. Отстаивание проекта модерна, который не завершен. Трансформация европейской рациональности, которая в жестких логических конструкциях моделирует насилие. Субъект-субъектная модель культуры. Понятие «интеракции» - глубинная содержательная коммуникация.

Теории культурной антропологии. Эволюционизм.Обоснование общих закономерностей развития культуры. Культуры равноценны и равноправны. Э. Тайлор. Культура – поступательное становление человечества. Культура состоит из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев. Человек – часть природы и развивается по его законам. Разнообразие культур объясняется разными стадиями развития культур. Особое внимание уделяется изучению феноменов мифологии и тайновидения, обрядам почитания, жертвоприношения, вере в магию как ключам в понимании культуры. Л. Морган акцентировал внимание на роли родового строя в культуре, семейно-брачных отношениях. 2 периода развития человечества: социальная организация, основанная на родах, племенах и политическая организация, основанная на территории и собственности. Типы семьи. История человечества: дикость, варварство, цивилизация. Диффузионизм. Основное содержание культурного и исторического процессов контакты, диффузию, заимствования. Ф. Ратцель изучал процессы взаимодействия народов, переселения, обмен, торговлю, смешение языков, рас. Аккультурация. Ф. Гребнер. Теория культурных кругов. Сходные явления принадлежат к одному географическому центру. В культуре не существует повторений, а следовательно нет закономерностей. У. Риверс. Культура – процесс взаимодействия предшествующих культур. К. Уисслер. Культура – результат приспособления человека к экологической среде.

Социологическая школа М. Вебер «понимающая социология».Концепция идеального типа. Методология необходима для типологизации культур. Типы господства. Культурно-социологическая концепция А. Вебера как кризис современности. История – взаимодействие 3 законов, процессов: социальных, цивилизационных, культурных. Б. Малиновский представитель функционализма в социологической школе. Каждый элемент культуры выполняет определенную задачу. Культура – продукт биологических свойств человека, кодирование социального опыта. Различия в культурах объяснятся различием в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей. Культура - равновесная система, в ней нет ничего случайного. А. Радклифф-Браун. Основной метод в понимании культуры – историческая реконструкция. Термин «социальная структура». Основным предметом исследований – политическая организация.

Концепция культурных моделей А. Кребер. Культура – система элементов, образует модель и определяет тип поведения человека, особенности духовной и материальной культур. Смена культур – смена моделей. Понятие «этос» - как система идеалов, ценностей, доминирующих в культуре. Ф. Боас. Культура – целостность, состоящая из множества отдельных феноменов.

Историческая этнологияПервичной реальностью в анализе культуры является личность. А. Кардинер. Модель культуры – тип личности и воспитание в детстве. Существует психологический тип, который доминирует в данной культуре, он порожден типом воспитания и образования, распространенным в данной культуре. Р. Бенедикт. Культур определяют религия, семейная жизнь, экономика и политические институты. В результате формируется характер народа, который передается из поколения в поколение. «Культурная конфигурация» - способ соединения элементов культуры. Типы культурных конфигураций: дионисийский, аполонийский, параноидальный. Типология культур: культуры стыда, и культуры вины. М Мид. Разработала методологию исследования национального характера: сравнительное описание культурных конфигураций, сравнительный анализ ухода за младенцами, модели межличностных отношений. Национальный характер - способ регулирования внутри ценностной основы культуры и соответствующих им типов поведения. 3 типа культуры: постфигуративная, кофигуративная, префигуративная.

Культурный релятивизм

Содержание темы. М. Херсковиц. Культура – уникальная модель, способ понимания ценностей, которые определяются традицией. Все культуры равноправны, у каждой свой стереотип поведения. Базовое понятие «инкультурация» как процесс вхождения индивида в культуру. Главная идея - признание равноправия культурных ценностей. Инкультурация, ее отличия от социализации. 2 уровня инкультурации: детство и зрелость. Личность усваивает нормы, традиции, этикет через процессы устойчивости и изменчивости.

Структурно-символическое направление культурологии Л. Уайт.Культура – деятельность по созданию символов. Культура – независимая система. 3 аспекта культуры: технологический, социологический, идеологический. Двигатель прогресса - энергия, поэтому самым главным в развитии культуры является технологический аспект. Теория символов. Уровни познания и знаки: обыденная коммуникация, теоретическое объяснение правил формирования смысла, глубинный уровень – раскодирование смысла, объективное содержание. Коммуникация как перевод. Проблема трансформации смыслов. Ю.М. Лотман. Типы общения.

Историография ментальностейВозвращение истории гуманистического содержания. Изучение неповторимого в развитии культуры. Реконструкция как метод. Ментальность как способ мироощущения. Язык и стиль как объективные основы культуры. «Культура - невидимая сфера». Методы «археопсихологии» как способ понять потаенные смыслы, роль традиций и привычек.

Биосферная концепция культуры В.И. Вернадский. Учение о ноосфере. Тип энергии, связанный с психической деятельностью и разумом. Человек – источник ценностей и культуры. А.Л. Чижевский. Культура зависит от колебаний окружающей среды, солнечной активности. Л.Н. Гумилев. Интерпретация процесса этногенеза как природного явления. Концепция пассионарности. 3 поведенческих типа людей: пассионарии, гармоничные люди, субпассионарии.

Российская цивилизация

Киевская Русь.Христианско-православное начало культуры. Переход к цивилизации европейского типа, независимость от папства. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Язычество и христианство. Письменность. Правовое сознание. Проблема монгольского ига, оценка его влияния на развитие русской культуры. Евразийство в оценке монгольского ига.

Культура Московского царства.Византийские традиции, мессианское сознание. Национально-государственная идеология XV в. Теория «Москва – третий Рим». Церковный раскол. Спор нестяжателей и иосифлян. Юродство – феномен культуры. Русская идея.

Петербургский период культуры.Реформы Петра. Российское просвещение, его особенности. Учебные заведения. Разрыв между культурами. «Золотой век» русской культуры. Н.М. Карамзин – творец литературного языка, историк. П.Я. Чаадаев: оценка русской действительности. Славянофилы и западники. Европейская известность русской культуры: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. «Серебряный век».



Просмотров 1130

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!