Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Требования к организации перевозочного процесса
Глава 3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Требования к организации перевозочного процесса
Требования к работе железнодорожного транспорта и организации перевозочного процесса вытекают из закономерностей развития экономики, из его участия в различных фазах производственного процесса. Мощность, надежность и безопасность работы транспорта должны обеспечивать развитие отраслей экономики, успешную реализацию радикальной экономической реформы. Взаимоотношения железнодорожного транспорта и предприятий промышленности и сельского хозяйства строят с использованием методов нового хозяйственного механизма, основываясь на нормативных документах, транспортном законодательстве. Экономически выгодно создать такие государственные и внутриотраслевые финансовые и материальные ресурсы, которые позволили бы обеспечить высоконадежную, безопасную, достаточно резервированную железнодорожную транспортную систему. Для решения задач ускорения социально-экономического развития страны к железнодорожному транспорту предъявляются следующие требования. Обеспечить комплексное развитие всех отраслей железнодорожного транспорта на базе достижений научно-технического прогресса и экономической реформы для полного - удовлетворения потребностей экономики и населения страны в перевозках с учетом возрастания потребностей в грузовых и пассажирских перевозках, обеспечить своевременную реализацию транспортно-экономических связей в соответствии с заказами, договорами на перевозки грузов и пассажиров. Обеспечить нормативный уровень надежности технических средств транспорта и перевозочного процесса, безопасность движения поездов и технологических процессов, сохранность перевозимых грузов, жизнь и здоровье пассажиров и работников транспорта. Реализовать такой экономический механизм деятельности всех подразделений транспорта, при котором имелась бы прямая заинтересованность в выполнении перевозок грузов и поездок пассажиров не только по объему, но и по качеству их исполнения, обеспечивая гарантийные сроки доставки грузов и их полную сохранность, свободный выбор условий и времени поездок, графиковую регулярность и высокий уровень удобств для пассажиров. В создании новых и развитии существующих транспортных систем, а также в процессе эксплуатационной работы обеспечить выполнение требований охраны окружающей среды. Для совершенствования взаимодействия железнодорожного транспорта с предприятиями промышленности и сельского хозяйства к клиентуре - грузоотправителям и грузополучателям -предъявляются следующие требования. Специализировать и кооперировать производство с учетом договорных объемов перевозок, рационализации грузопотоков и экономически обоснованного долевого участия в развитии провозных способностей. Готовить грузы к перевозкам с учетом механизации транспортных процессов, их динамики и других транспортных факторов. Повышать ритмичность отправления грузов по половинам суток, дням недели, декадам, месяцам. Прикреплять поставщиков к потребителям с учетом транспортного фактора исходя из экономически обоснованных транспортных затрат. Повышать маршрутизацию и укрупнение отправляемых грузов при их заадресовке на основе взаимной экономической эффективности. Обеспечивать сохранность подвижного состава максимально использовать нормативную грузоподъемность и вместимость вагонов, не допуская искажения массы перевозимых грузов в перевозочных документах. К отраслям, осуществляющим поставку подвижного состава и другой техники для обеспечения высокоэффективной работы железнодорожного транспорта, предъявляются требования. Создавать новые и модернизировать существующие модели подвижного состава (электровозов, тепловозов, вагонов) с улучшенными эксплуатационными качествами, повышенной надежности, сниженным энергопотреблением и сопротивлением движению, уменьшенной трудоемкостью технического обслуживания и ремонта, сниженным уровнем отрицательного влияния на окружающую среду. Совершенствовать, дифференцировать и специализировать подвижной состав по типу перевозимых грузов, районам эксплуатации, грузоподъемности, вместимости и другим факторам, создавать локомотивы с дистанционным управлением для вождения тяжеловесных поездов и повышать уровень комфортабельности в кабинах машинистов, помещениях пассажирских вагонов. Создавать, на локомотивах, электро- и дизель-поездах электронные системы регулирования, управления и контроля, обеспечивающие за счет диагностирования технического состояния повышение надежности, улучшение на 30-40% тяговых свойств. Создавать и осваивать производство электропоездов с повышенной на 50-60% вместимостью, более высокой комфортабельностью поездки пассажиров, в том числе электропоездов с конструкционной скоростью 200 км/ч типа ЭР200 улучшенной конструкции. Внедрять шестивагонные дизель-поезда с электрической передачей. Приступить к созданию, двухэтажных пассажирских вагонов, которые обеспечат рост провозной способности поездов в дальнем сообщении на 38-49%, в межобластном - на 53-65%, в пригородном -на 50-55%. Осваивать производство и поставки на рынок универсальных и специализированных грузовых вагонов всех типов повышенной вместимости и грузоподъемности с нагрузкой от колесной пары на рельсы до 25 т с более высокими показателями надежности и динамическими характеристиками тележек. Для вновь выпускаемых вагонов обеспечить производство автосцепных устройств полужесткого типа и поглощающих аппаратов повышенной энергоемкости. Разработать унифицированные конструкции узлов, деталей и оборудования грузовых вагонов. Усовершенствовать путеукладчики и щебнеочистительные машины на железнодорожном и тракторном ходу, выправочно-подбивочно-отделочные машины, хоппер-дозаторы. Создать и освоить производство новых комплексов повышенной производительности для укладки звеньевого и бесстыкового пути. Модернизировать и обеспечить поставки на рынок машин для очистки щебня на стрелочных переводах и смены стрелочных переводов, для шлифовки рельсов в пути, их очистки от грязи, подрезки балласта, оправки балластной призмы, смазки и закрепления клеммных и закладных болтов. Необходимы полный переход на термоупрочненные рельсы, производство в увеличенных объемах стрелочных переводов с непрерывной поверхностью катания. Обеспечить закупку подразделениями железнодорожного транспорта средств вычислительной техники, устройств обработки и подготовки первичных данных, средств передачи информации, приборов и аппаратуры для комплектования автоматизированных систем управления (АСУ), автоматизированных региональных (дорожных) центров диспетчерского управления эксплуа-тационной работой, главного диспетчерского центра МПС, узловых диспетчерских центров. Разработать и предложить железнодорожному транспорту систему связи с управлениями объектами и системы контроля за местонахождением подвижных объектов железнодорожного транспорта для автоматизированных центров, в том числе с использованием искусственных спутников Земли. Освоить производство и поставки на рынок основных видов погрузочно-рагрузочных машин на уровне лучших мировых образцов: электрических и дизельных погрузчиков, козловых кранов грузоподъемностью на автоматическом захвате 5; 10; 12,5; 20 и 30 т, машин инерционного и вибрационного действия для выгрузки сыпучих грузов из вагонов, рыхлителей смерзшихся грузов. Необходимо создать и освоить производство пакетообразующих и пакеторасформировывающих автоматов, устройств увязки пакетов штучных грузов, оборудования для автоматизации операций на контейнерных площадках, погрузочно-разгрузочных путях. Эти и другие требования к совершенствованию технического оснащения железнодорожного транспорта предъявляются на взаимовыгодной экономической основе. Важное значение имеет также практическая реализация прогрессивных принципов собственно в перевозочном процессе и системе управления эксплуатационной работой: разработка научно обоснованных технологических процессов сортировочных, участковых, грузовых, пассажирских и других типов станций, депо, ПТО, железнодорожных узлов, направлений с использованием методов имитационного моделирования на ЭВМ, теорий систем вероятностей, надежности, массового обслуживания, множеств и других экономико-математических методов с глубоким экономическим обоснованием вариантов. При этом должно обеспечиваться ускорение продвижения вагоно-, поездопотоков, минимальные значения простоев в ожидании выполнения последующих операций, которые возникают при взаимодействии обслуживающих устройств и систем друг с другом («станция - станция», «станция - депо», «станция-участок», подсистемы внутри станции и т.д.); дифференциация технологии перевозочного процесса и графика движения поездов исходя из экономической целесообразности с учетом характеристик грузов и его производства (радиоактивные, опасные, скоропортящиеся, крупногабаритные грузы и т. п.). При этом график движения поездов должен обеспечивать: регулярность пропуска поездопотоков; разные скорости продвижения грузовых поездов (ускоренные, пассажирской скорости и расписания, обычные грузовые поезда); непосредственное взаимодействие с производством - технологические маршруты установленного расписания, подвод передаточных поездов о заранее обусловленных договором периодах суток и т.п. Принцип дифференциации технологии перевозочного процесса исходя из удовлетворения требований производящих и потребляющих отраслей является особенно актуальным и он может реализовываться на взаимовыгодной экономической основе; параллельность и поточность выполнения операций, минимум возвратных и повторно выполняемых передвижений, процессов, работ: системный (комплексный) подход к разработке технологии перевозочного процесса и развитию пропускной и провозной способностей на основе рассмотрения, анализа и расчета конкурентоспособных вариантов и обеспечения получения наибольшей прибыли; равномерность и ритмичность выполнения технологических процессов, когда интенсивность обработки, формирования, отправления, пропуска поездов, подач (уборок) вагонов на грузовые фронты, работа депо, ПТО регламентированы графиком движения поездов, графиком оборота локомотивов, бригад, контактными комплексными графиками взаимодействия с транспортом промышленных предприятий, договорами на выполнение перевозок и других работ. Отклонения от нормативных технологий рассматриваются как отказы, сбои, нарушения ритмичности и сопряжены с экономическими санкциями, убытками; оптимальную организацию вагонопотоков между пунктами зарождения и погашения грузопотоков, их маршрутизацию, регламентируемую сетевым и внутридорожным планами формирования поездов. Отклонения от нормативного плана формирования поездов воспринимаются как сбои в технологии и также сопряжены с экономическими потерями; прогнозирование и планирование объемов работы подразделений (месячное, квартальное, годовое), оперативной работы станций, отделений, дорог, сети на основе достоверного информационного обеспечения, использования АСУ, в том числе центров диспетчерского управления с использованием средств электроники и ЭВМ, адекватных поездных, повагонных, локомотивных моделей, воспроизводимых на специальных средствах отображения информации и в памяти ЭВМ автоматически, со специальных датчиков и других средств съема информации; работу железнодорожного транспорта и его подразделений на основе прямых договоров, высокопроизводительного использования технических средств, подвижного состава, экономии ресурсов с обеспечением установленных нормативов прибыли и накоплений для формирования фондов развития производства, социально-культурного назначения и фондов поощрения и стимулирования трудовых коллективов.
|