Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Надежность и безопасность работы железных дорог



 

Надежность -это свойство си­стемы или любого промышленного изделия сохранять свои функции и характеристики работы в опреде­ленных заданных пределах и заранее установленных условиях эксплуата­ции. Надежность является сложным понятием, включающим в себя и безотказность работы системы, и ее работоспособность. Нельзя отож­дествлять надежность функциониро­вания системы, определяемую как свойство выполнять установленные для системы функции, как некото­рую вероятностную безразмерную величину с другими параметрами и характеристиками системы, напри­мер, пропускной или перерабатыва­ющей способностью. Чем сложнее система, тем большее число факто­ров влияет на ее эксплуатационную надежность. На надежность таких транспортных систем, как станция, узел, участок, линия, влияет надеж­ность технических элементов (си­стем) - пути, устройств автоматики, телемеханики и связи, локомотивов, вагонов, а также число и длина пу­тей, пропускная способность, на­грузка на систему, управление.

Для каждого типа системы рас­сматриваются состояние вообще и предельное состояние, как функции времени. Предельное состояние, со­ответствующее технической невоз­можности или нецелесообразности дальнейшей эксплуатации системы, обусловлено требованиями безопас­ности или неустранимым снижением эффективности. Это состояние зави­сит от срока службы системы (изде­лия), когда под воздействием «ста­рения» первоначальные параметры системы и ее работоспособность по­степенно снижаются. Так, например, часть локомотивного парка дороги может находиться в таком техни­ческом состоянии, когда потери, вы­зываемые отказами, и затраты на ремонт и восстановление превыша­ют эффективность эксплуатации. Понятно, что такие локомотивы должны сниматься с эксплуатации, поскольку они достигли предельно­го технического состояния и не обес­печивают безопасность движения.

Исходя из этих факторов уста­навливается срок службы с учетом всей системы восстановительных и текущих ремонтов. Под сроком службы понимается календарная продолжительность эксплуатации объекта от определенного момента времени до предельного состояния. Это относится к рельсам, стрелоч­ным переводам, вагонам, локомотивам и другим техническим элемен­там транспортных систем. Однако, если в качестве системы рассматри­вать станцию, контейнерный терми­нал, грузовой двор, узел, железно­дорожный участок, под ее состоя­нием следует понимать степень за­полнения поездами, вагонами, кон­тейнерами, грузами, а предельное состояние соответствует переполне­нию (насыщению) системы, когда возникают отказы-задержки транс­портного потока на входах. При этом чисто техническое состояние может быть идеальным, полностью работоспособным.

Под отказом следует понимать выход из строя устройства и неспо­собность выполнять свои функцио­нальные назначения частично или полностью. В теории надежности различают отказы: полный, внезап­ный, постепенный, частичный, неза­висимый, зависимый, производст­венный, конструкционный, сбой, пе­ремежающийся и эксплуатацион­ный. Под полным отказом понима­ют такой, после возникновения ко­торого использование объекта по назначению невозможно до восста­новления его работоспособности (крупные поломки локомотивов, ва­гонов, железнодорожного пути и других устройств, вызванные столк­новением подвижного состава, из­лишней погрузкой и другими причи­нами).

Частичный отказ - это о после возникновения которого ис­пользование объекта по назначению возможно, но при этом значения одного или нескольких параметров выходят за допустимые пределы. Частичные отказы иногда называют параметрическими, поскольку они связаны с ухудшением основных па­раметров работы системы. К час­тичным отказам можно отнести не­исправности железнодорожного пу­ти, стрелочного перевода, когда дви­жение не закрыто, но осуществляет­ся с резко сниженными по отноше­нию к нормативным скоростями движения.

Внезапный отказ характеризует­ся скачкообразным изменением од­ного или нескольких основных пара­метров системы: одиночный выход из строя рельсов в связи с внезапны­ми причинами, выход из строя от­дельных устройств автоблокировки, электрической или диспетчерской централизации и др. Внезапный от­каз может быть и полным.

Производственные отказы возни­кают вследствие нарушения или не­совершенства технологического про­цесса изготовления или ремонта объекта; наблюдаются как при про­изводстве, так и при ремонте локо­мотивов, вагонов, контейнерной сети, устройств пути и др.

Конструкционные отказы возни­кают из-за ошибок конструктора или несовершенства методов конст­руирования: отказы, связанные с конструированием тепловозов, электровозов, вагонов, устройств автоматики, телемеханики и др. По этим причинам нередко новые об­разцы локомотивов и вагонов име­ют низкую надежность, много вре­мени уходит на доведение парамет­ров надежности до необходимого уровня. К этим отказам надо от­нести и ошибки в проектировании транспортных систем - железнодо­рожных линий, узлов и различных типов станций. Ошибки наблюдают­ся в выборе нерациональных схем станций и узлов, необоснованном уменьшении длины и числе путей, неправильном конструировании раз­личных горловин, обосновании про­пускной и перерабатывающей спо­собностей, недостаточно высоких расчетных объемов и других неточ­ностях, которые проявляются в виде задержек транспортного потока.

В работе станций, узлов, участ­ков и направлений часто возникают сбои - самоустраняющиеся отказы, приводящие к временной утрате ра­ботоспособности: остановки транс­портного потока перед станциями в связи с недостаточной произво­дительностью работы по обработке, расформированию и формированию поездов, несвоевременным их выво­зом со станций, недостаточным чис­лом путей, остановками потока пе­ред стыковыми пунктами отделений и дорог по различным организа­ционно-технологическим причинам, в связи с остановками потока поез­дов на участке из-за порчи локомо­тива на перегоне. Последствия сбоев весьма серьезные, так как вызывают задержки большого числа поездов.

Эксплуатационные отказы воз­никают вследствие нарушений уста­новленных правил эксплуата-ции (ПТЭ, инструкций, приказов МГТС, начальников и отделений дорог), нарушений технологических процес­сов или вследствие влияния непре­дусмотренных внешних воздействий (незапланированное увеличение транспортного потока на входе си­стемы, внешнее нарушение регули­ровочной дисциплины при поступле­нии порожних вагонов, воздействие погоды и др.).

Всякая задержка поезда, готово­го к отправлению на участок, прие­ма его на станцию или задержка пропуска, не предусмотренная гра­фиком движения или технологией работы станции, воспринимается как отказ в работе станции, участка. Задержки поездов, вагонов могут происходить также по коммер­ческим причинам в связи с наруше­нием правил погрузки, выгрузки, оформления документов, плана фор­мирования поездов, недостоверной информацией, разъединением ваго­нов и документов и т.п.

По природе возникновения все эксплуатационные отказы можно разделить на: отказы технических средств; организационно-технологи­ческие отказы, не связанные непо­средственно с износом, поломками, ухудшением параметров работы технических средств.

Отказы технических средств раз­деляют на отказы постоянных устройств (пути, автоматики, теле­механики и связи, контактной сети и др.) и отказы подвижного состава (локомотивов и вагонов). Организа­ционно-технологические отказы, в свою очередь, можно разделить на отказы, связанные с полным запол­нением графика движения поездов в тот или иной период суток, отсут­ствием локомотивов или локомо­тивных бригад, полным заполнени­ем путей, парков станций, несвоевре­менной обработкой, расформирова­нием, формированием грузовых по­ездов, несвоевременной подготов­кой в рейс и задержками экипировки пассажирских поездов, нарушения­ми плана формирования, ошибками в информации, оформлении доку­ментов, коммерческим браком, на­рушением правил погрузки грузов. Все названные организационно-тех­нологические отказы могут иметь и объективные причины, связанные с эксплуатационной обстановкой на полигоне, и необъективные, вызван­ные противоречиями в процессе управления. Большинство организа­ционно-технологических отказов яв­ляются групповымиперемежающи­миотказами - многократно возни­кающими сбоями одного и того же характера, которые периодически повторяются по разнообразным причинам задержек транспортного потока.

Совершенствование подвижного состава и технической базы - очень важная часть проблемы надежности работы железнодорожного транс-

порта. Достаточный уровень про­пускной и перерабатывающей спо­собностей, пропорциональное раз­витие железнодорожных направле­ний, узлов, станций, депо оказывают большое влияние на надежность экс­плуатационной работы сети.

Теория надежности устанавлива­ет и изучает количественные и ка­чественные критерии надежности и исследует связь между показателями экономичности, эффективности, на­дежности. Основные количествен­ные показатели работоспособности и безотказности - надежность, время безотказной работы.

Показатель надежности опреде­ляют, исходя из вероятностных и статистических предпосылок. Ста­тистические определения показате­лей надежности в большей степени соответствуют практическому ра­счету на основе статистических вы­борок и наблюдений. При неограни­ченном увеличении числа наблюде­ний статистические значения пока­зателей надежности приближаются (сходятся по вероятности) к вероят­ностным.

Вероятность безотказной работы системы в интервале времени от 0 до t0 можно формализовать (рис. 3.4):

,

где - время безотказной работы системы до отказа; - функция распределения отказов.

Рисунок 3.4 – Функция надежности и отказов

 

 



Просмотров 1145

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!