Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 31 часть



Желательно, чтобы тот, кто чихнёт во время молитвы, сказал: «Хвала Аллаху», но эти слова должны быть слышны только ему самому. Таково мнение последователей нашего мазхаба, что же касается последователей имама Малика, то улемы из их числа высказывали на этот счёт три разных мнения. Первое, которое разделял Ибн аль-‘Араби, совпадает с мнением шафиитов. Согласно второму мнению воздать хвалу Аллаху следует про себя. Третьего мнения придерживался Сахнун, который сказал: «(В подобном случае) не следует восхвалять Аллаха ни вслух, ни про себя».

Согласно сунне тому, кто захочет чихнуть, следует прикрыть рот рукой, краем одежды или чем-нибудь ещё и постараться чихать как можно тише.

715. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, чихал, он прикрывал рот рукой (или: одеждой), тем самым приглушая звук».[1665]

716. Передают со слов ‘Абдуллаха бин аз-Зубайра что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Всемогущему и Великому Аллаху не нравится, когда громко зевают или чихают».[1666]

717. Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– Я слышала, как посланник Аллаха, , сказал: «Грокое зевание и чихание – от шайтана».[1667]

Если человек чихнёт несколько раз подряд, согласно сунне благопожелание /ташмит/ следует произносить после каждого раза, но не более трёх раз.

718. Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как пророк, , сказал одному человеку, который чихнул в его присутствии: «Да помилует тебя Аллах». После этого тот чихнул ещё раз, и посланник Аллаха, , сказал ему: «Этот человек простудился».

В таком виде этот хадис приводит Муслим. В той его версии, которую приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сообщается, что Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) я видел, как один человек чихнул в присутствии посланника Аллаха, , который сказал ему: «Да помилует тебя Аллах». После этого тот чихнул во второй (или: в третий) раз, и посланник Аллаха, , сказал: «Да помилует тебя Аллах. Этот человек простудился».[1668]

719. Передают со слов сподвижника ‘Убайдуллаха бин Рифа‘а что посланник Аллаха, , сказал: «Благопожелание чихнувшему следует произносить трижды, если же он будет продолжать чихать, ты можешь по собственному желанию продолжать произносить благопожелание или не делать этого».[1669]

720. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть его товарищ произнесёт слова благопожелания. Если человек чихнёт более трёх раз, значит, он простужен, и после третьего раза благопожелание ему не произносят».[1670]

Мнения улемов по этому вопросу разделились. Так, Ибн аль-‘Араби аль-Малики сказал:

– Одни утверждают, что сказать чихнувшему: «Ты простудился», следует после второго раза, другие считают, что это следует сделать после третьего раза, а третьи говорят, что так надо поступить после четвёртого, правильным же следует считать, что сказать это надо после третьего раза. Это будет означать: теперь ты уже не относишься к числу тех, кому следует говорить такие слова, поскольку ты не просто чихаешь, а болеешь. Кто-нибудь может сказать, что обращаться к Аллаху с мольбами за больного необходимо в большей степени, чем за здорового. На это надо ответить, что обратиться за больного с мольбой желательно, но по своей форме эта мольба должна отличаться от установленного шариатом благопожелания чихнувшему. Это значит, что мусульманину следует обратиться к Аллаху Всевышнему с мольбой об исцелении больного мусульманина, но не говорить то, что говорят чихнувшему.

Как мы уже отмечали, не следует ничего говорить тому, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху Всевышнему или же воздаст её так тихо, что другой человек не услышит его слов. Если же кто-нибудь воздаст хвалу Аллаху в присутствии нескольких человек, но это услышат не все, то лучше всего, чтобы благопожелание произнёс каждый, кто услышит слова чихнувшего.

Ибн аль-‘Араби указывает на расхождения во мнениях относительно таких случаев, когда кто-то из присутствующих не слышал, как чихнувший воздал хвалу Аллаху, но слышал, как их товарищ произнёс слова благопожелания. Одни утверждали, что в подобном случае его примеру должны последовать и другие, поскольку благопожелание одного даст остальным понять, что человек чихнул и воздал Аллаху хвалу. Другие же считали, что они могут не делать этого, поскольку никто из них не слышал слов того, кто чихнул.

Знай, что если чихнувший не воздаст хвалу Аллаху, то кому-либо из присутствующих лучше всего напомнить ему о необходимости этого. В “Ма‘алим ас-сунан” аль-Хаттаби сообщает, что нечто подобное говорил выдающийся имам Ибрахим ан-Наха‘и. Такие напоминания делаются из желания дать другому человеку добрый совет, побудить его к совершению одобряемого шариатом и помочь ему совершить благочестивое дело. Ибн аль-‘Араби считал, что напоминать об этом не следует, и утверждал, что так поступают невежественные люди, однако он ошибался, поскольку то, о чём мы упомянули, делать желательно, а содействие оказывает Аллах.

Как следует поступить, если чихнёт иудей

721. Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Иудеи нередко делали вид, что чихают в присутствии посланника Аллаха, , в надежде на то, что он скажет им: «Да помилует вас Аллах», но он говорил (только): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши!»[1671]

722. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если человек, который будет рассказывать что-нибудь, чихнёт, значит, (он говорит) правду».[1672]

Все передатчики этого хадиса достойны доверия, за исключением Бакыйи бин аль-Валида, относительно которого высказывались разные мнения. Однако большинство лучших мухаддисов и имамов используют в качестве доказательств хадисы, которые он передавал со слов мухаддисов Шама. Так, например, данный хадис был передан им со слов Му‘авийи бин Йахйи аш-Шами.

Если человеку захочется зевнуть, он должен постараться подавить зевоту, на что указывает приведенный нами выше достоверный хадис.[1673]

Согласно сунне во время зевания следует прикрыть рот рукой, на что указывает приводимый ниже хадис:

723. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если кто-нибудь из вас (захочет) зевнуть, пусть прикроет рот рукой, (ибо иначе) шайтан обязательно проникнет в него».[1674]

Не имеет значения, совершает ли молитву тот, кому захочется зевнуть, поскольку прикрывать рот во время зевания желательно в любых обстоятельствах. С другой стороны, нежелательно, чтобы молящийся прикрывал рот рукой без необходимости, то есть не тогда, когда он зевает и в иных подобных случаях, а Аллах знает об этом лучше.

Глава 218. О похвале

Знай, что иногда человека хвалят за его достойные качества в лицо, а иногда это делают в его отсутствие. Что касается похвалы в отсутствие того, кого хвалят, то запретной она не является, если не считать таких случаев, когда восхваляющий говорит необдуманно и начинает лгать, однако и в таких случаях запретна ложь, а не похвала. Хвалить кого-либо, избегая лжи, желательно тогда, когда это принесёт пользу и не приведёт ни к чему дурному, например, к тому, что, узнав о похвале, человек впадёт в искушение, или к иным подобным последствиям. Что же касается таких случаев, когда человека хвалят в лицо, то известны хадисы, указывающие на дозволенность и желательность этого, тогда как другие хадисы указывают на запретность такого восхваления. Улемы говорили, что совместить эти хадисы друг с другом[1675] можно следующим образом: следует считать, что, если человек, которого хвалят в лицо, обладает совершенной верой, глубокими познаниями, убеждённостью и необходимой внутренней подготовкой, что позволит ему не поддаться искушению, тогда похвала не является ни запретной, ни нежелательной, если же есть основания опасаться, что из-за похвалы человек впадёт в соблазн, и она вскружит ему голову, тогда хвалить его в лицо крайне нежелательно.

Приведём несколько хадисов, в которых говорится о том, что хвалить человека в лицо запретно:

724. Передают со слов аль-Микдада, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз один) человек принялся восхвалять ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, в его присутствии, и тогда аль-Микдад опустился на колени и стал бросать в лицо (восхвалявшему) мелкие камешки. ‘Усман спросил: «Что ты делаешь?» – на что он сказал: «Поистине, посланник Аллаха, , сказал: “Если увидите восхваляющих, забросайте их лица землёй”».[1676]

725. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, услышавший, как один человек восхваляет другого и превозносит его, сказал: «Вы погубили этого человека[1677] (или: сломали этому человеку хребет)!»[1678]

726. Передают со слов Абу Бакры (Нуфай‘а бин Каляды), да будет доволен им Аллах, что, когда об одном человеке упомянули в присутствии пророка, , а другой принялся хвалить его, пророк, , несколько раз повторил: «Горе тебе, ты перерезал горло своему товарищу!» – (после чего сказал): «Если кому-нибудь из вас придётся восхвалять (своего товарища), пусть скажет: “Я считаю (такого-то) таким-то и таким-то”, если он действительно думает, что он таков. Лишь Аллах сочтёт его (достоинства), и никто не должен никого обелять пред Аллахом».[1679]

Если же говорить о хадисах, которые указывают на дозволенность похвал, то их столь много, что и не счесть, и поэтому мы будем приводить их только частично.

727. Передают со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Что думаешь ты о двоих, третьим для которых является Аллах?»[1680]

728. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из кичливости!»[1681] То есть не из тех, кто из кичливости опускает свой изар слишком низко.

729. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «О Абу Бакр, не плачь!» – (а потом добавил): «Поистине, из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который дружил со мной и не жалел для меня своего имущества, и если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга[1682] из числа (членов) моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра…»[1683]

730. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал (Абу Бакру, да будет доволен им Аллах): «Да, и я надеюсь, что ты окажешься среди них».[1684] То есть среди тех, кого призовут войти в рай из всех его врат.

731. Пеедают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Впусти его и порадуй вестью о том, что его ждёт рай![1685]»[1686]

732. Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , поднялся на Ухуд вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, и (гора) под ними затряслась, (пророк же, ,) сказал: «Не двигайся, Ухуд, ибо стоят на тебе пророк, правдивейший[1687] и два шахида[1688]!»[1689]

733. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, , сказал:

– Мне приснилось, что я вошёл в рай, где увидел Румайсу, жену Абу Тальхи. Потом я услышал звук (чьих-то шагов) и спросил: «Кто это?» (Мне) ответили: «Это Билял». А потом я увидел дворец, во дворе которого находилась какая-то девушка, и спросил: «Кому принадлежит этот (дворец)?» (Мне) ответили: «‘Умару», и я хотел войти внутрь и посмотреть на него, но потом вспомнил о твоей[1690] ревности.

(Услышав это,) ‘Умар воскликнул: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха, могу ли я ревновать, когда речь идёт о тебе?!»[1691]

734. Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал: «О ‘Умар, когда бы шайтан ни встречал тебя идущим по какой-нибудь долине, он неизменно переходил в другую долину».[1692]

735. Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал: «Открой ворота ‘Усману и порадуй его вестью о рае».[1693]

736. Аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что пророк, , сказал ‘Али: «Ты от меня[1694], а я от тебя».[1695]

737. Передают со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал ‘Али: «Разве не согласен ты занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе, с той лишь разницей, что после меня пророков уже не будет?»[1696]

738. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, , сказал Билялу: «О Билял, скажи мне, какое из дел, совершённых тобой в исламе, внушает больше всего надежд[1697], ибо, поистине, я слышал стук твоих сандалий, (раздававшийся) передо мной в раю?»[1698]

739. Сообщается, что Убайй бин Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) посланник Аллаха, , спросил (меня): «О Абу-ль-Мунзир, известно ли тебе, какой айат из Книги Аллаха, (которую ты помнишь,) является величайшим?» Я сказал: {(Это – айат, в котором сказано): Аллах – нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего…”}[1699], (после чего посланник Аллаха, ,) похлопал меня (рукой) по груди и сказал: «Да принесёт тебе знание счастье /Ли-йахни-кя-ль-‘ильм/, о Абу-ль-Мунзир![1700]»[1701]

740. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Саляма, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал ему[1702]: «…(и это значит, что) ты останешься мусульманином до самой своей смерти».[1703]

741. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , одному из ансаров: «Этой ночью Аллах улыбнулся (или: подивился[1704]) тому, что вы сделали!»[1705]

742. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) пророк, , увидевший женщин и детей (из числа ансаров), которые возвращались со свадьбы, встал во весь рост и трижды сказал: «О Аллах, вы – из числа самых любимых мною людей!»[1706]

743. Передают со слов ‘Абдуллаха б. ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал Ашаджжу ‘Абд аль-Кайсу: «Поистине, присущи тебе два качества, которые любит Аллах Всевышний и посланник Его: кротость и осмотрительность».[1707]

Все эти хадисы, которые взяты из “Сахихов” аль-Бухари и Муслима, хорошо известны, и поэтому я привожу их не полностью. Кроме того, есть много других хадисов, в которых сообщается о том, что посланник Аллаха, , хвалил людей в лицо. Ещё больше подобных сообщений передают о сподвижниках, последователях и пришедших на смену им улемах и имамах, примеру которых следуют все, а Аллах знает об этом лучше.

В главе о закяте своей книги “Ихйа ‘улюм ад-дин” Абу Хамид аль-Газали пишет: «Когда один человек подаёт другому милостыню, тому, кто её возьмёт, следует присмотреться, и если окажется, что человек, подавший эту милостыню, относится к числу таких людей, которые любят, чтобы их благодарили за подаяние и рассказывали об этом другим, то получивший подаяние должен умолчать о его поступке. Причина заключается в том, что одной из его обязанностей по отношению к этому человеку является отказ от оказания ему содействия в проявлении несправедливости, а требование благодарности есть проявление несправедливости.[1708] Если же человек, который получит милостыню, поймёт, что тот, кто её подал, не любит, чтобы его благодарили, и стремится не к этому, ему следует поблагодарить его и рассказать об этом другим». Суфйан ас-Саури, да помилует его Аллах, сказал: «Похвалы людей не повредят тому, кто познал себя». Что же касается Абу Хамида аль-Газали, то далее он пишет: «Тонкости, имеющие отношение к подобным вещам, не должны ускользать от внимания того, кто оберегает своё сердце, поскольку внешние действия без учёта вышеупомянутых тонкостей требуют больших усилий, а пользы приносят мало, в результате чего они становятся посмешищем для шайтана. О знании такого рода и говорят, что изучение одного из вопросов, имеющих к нему отношение, лучше поклонения в течение года, поскольку это знание позволяет оживить дела поклонения[1709], которые совершаются людьми на протяжении всей жизни, тогда как из-за невежества такие дела лишаются жизни, а содействие оказывает Аллах».

Глава 219. Самовосхваление и упоминание о собственных достоинствах

Аллах Всевышний сказал: {Не обеляйте же[1710] самих себя…}[1711]

Знай, что упоминание о собственных достоинствах, может заслуживать порицания, но может быть и желательным. Это достойно порицания в таких случаях, когда человек упоминает о своих достоинствах из гордости, или, желая возвыситься над теми, кто равен ему, и выделиться среди них, или по иной подобной причине. Делать же это желательно тогда, когда упоминание о собственных достоинствах идёт на пользу религии, например, в таких случаях, когда человек побуждает других к одобряемому шариатом, или удерживает от порицаемого, или даёт искренний совет, или указывает на нечто полезное, или учит других, или воспитывает кого-либо, или увещевает людей, или напоминает о чём-либо, или старается примирить одного человека с другим, или отвратить от себя зло, или в иных подобных случаях. Если человек упоминает о своих достоинствах, намерение его должно состоять в том, чтобы это помогало людям соглашаться с его словами и полагаться на то, что он говорит. Преследуя подобные цели, он может сказать: «То, что говорю вам я, вы не найдёте у других, и поэтому придерживайтесь этого», или говорить нечто подобное. В Коране и хадисах можно найти великое множество соответствующих примеров, малая часть которых приводится ниже.

744. Аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал[1712]: «Я − пророк, и нет (в этом) лжи!»[1713]

745. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «В День воскресения я стану главой (всех) людей…»[1714]

746. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «… я стану первым человеком, над могилой которого разверзнется земля…»[1715]

747. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, я больше любого из вас знаю об Аллахе[1716] и больше любого из вас боюсь Его…»[1717]

748. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «…поистине, ночью Господь мой кормит и поит меня».[1718]

В Коране сообщается, что Йусуф сказал фараону: {Поставь меня над хранилищами (твоей) земли, ибо я знаю, (как следует) хранить}.[1719] В Коране сообщается также, что Муса, , сказал: {…и если пожелает Аллах, ты увидишь, что я отношусь к числу праведных}.[1720]

749. Сообщается, что, когда (дом) ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, был осаждён,[1721] он посмотрел на (осаждавших сверху) и сказал: «Я заклинаю вас Аллахом и (ни о чём) не прошу никого, кроме сподвижников пророка, . Разве вы не знаете, что посланник Аллаха, , сказал: “Тому, кто выкопает[1722] (колодец) Рума[1723], (наградой послужит) рай”? И я выкопал его. Разве вы не знаете, что он сказал: “Тому, кто снарядит войско, (отправляющееся в) трудный (поход[1724], наградой послужит) рай”? И я снарядил его», и они подтвердили сказанное им.[1725]

750. Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Когда жители Куфы[1726] пожаловались ‘Умару, да будет доволен им Аллах, на Са‘да[1727], да будет доволен им Аллах, и сказали, что он плохо проводит молитвы, Са‘д сказал: «Я был первым арабом, пустившим стрелу на пути Аллаха, и мы совершал военные походы вместе с посланником Аллаха, , …»[1728]

751. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Клянусь Тем, Кто расщепил зерно и создал человека, поистине, пророк, , пообещал мне, что не полюбит меня никто, кроме верующих, и не станет ненавидеть меня никто, кроме лицемеров».[1729]

752. Сообщается, что Абу Ва’иль сказал:

– (Однажды) Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, который обратился к нам с проповедью, сказал: «Клянусь Аллахом, я научился читать более семидесяти сур (Корана) непосредственно у посланника Аллаха, , и, клянусь Аллахом, сподвижникам пророка, , известно, что я отношусь к числу лучших знатоков Книги Аллаха Всевышнего среди них, хотя и не являюсь лучшим из них, а если бы я узнал, что кто-нибудь знает больше меня, то непременно поехал бы к нему».[1730]

753. Сообщается, что, когда кто-то задал ‘Абдуллаху бин ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими, вопрос о том, что следует делать, если жертвенный верблюд остановится от измождения, (‘Абдуллах) сказал: «Ты обратился с вопросом к знатоку…»[1731]

Существует очень много других подобных хадисов. Во всех этих хадисах речь идёт о таких случаях, когда упоминание о собственных достоинствах идёт на пользу религии, а содействие оказывает Аллах.

Глава 220. О различных вопросах, имеющих отношение к тому, о чём говорилось выше

Тому, кто обратится к тебе, желательно сказать: «Ляббай-кя ва са‘дай-кя /Вот я перед тобой и счастлив служить тебе/», или только: «Ляббай-кя». Если один человек придёт к другому, желательно, чтобы хозяин сказал: «Мархабан /Добро пожаловать/». Если же кто-то окажет человеку благодеяние или совершит на его глазах какое-нибудь доброе дело, тому, кто сделает это, желательно сказать: «Хафаза-кя-Ллаху ва джаза-кя-Ллаху хайран /Да хранит тебя Аллах и да воздаст Он тебе благом/», или нечто подобное. На всё, о чём мы упомянули, имеются многочисленные указания в известных достоверных хадисах.

Нет ничего дурного в том, чтобы сказать человеку, который пользуется уважением за свои дела или праведность: «Да сделает меня Аллах выкупом за тебя /Джа‘аля-ни-Ллаху фида-кя!» – или: «Да станут выкупом за тебя мой отец и моя мать /Фида-кя аби ва умми/!» – или нечто подобное. На это также имеются многочисленные указания в известных достоверных хадисах, которые мы не стали приводить ради краткости.

Если женщине понадобится поговорить с мужчиной, который не относится к числу её ближайших родственников /махрам/, по торговым или иным делам, иначе говоря, в таких случаях, когда делать это ей разрешается, она должна говорить только по существу дела и не проявлять никакой мягкости из опасений перед тем, что собеседник станет желать её.

Один из наших товарищей имам Абу-ль-Хасан аль-Вахиди пишет в своей книге “Аль-Басит”:

– Наши товарищи указывали, что женщине, к которой обращаются посторонние мужчины, рекомендуется отвечать строгим голосом, поскольку это уменьшит вероятность возникновения желания совершить нечто сомнительное. То же самое относится и к таким случаям, когда женщина обращается к кому-нибудь из своих родственников по линии мужа. Разве ты не знаешь, что велел Аллах Всевышний матерям правоверных, которые в силу этого веления стали навсегда запретными для других мужчин? Аллах Всевышний сказал: {О жёны пророка! Вы не таковы, как любая другая из женщин, и если вы благочестивы, то не говорите мягко, чтобы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено болезнью}.[1732]

Строгость, о которой говорит аль-Вахиди, считают необходимой и другие наши товарищи. Один из них, шейх аль-Маварди, сказал: «Слова о том, что женщина должна говорить строго, означают, что она должна прикрыть рот тыльной стороной ладони и отвечать мужчине так, а Аллах знает об этом лучше». Что же касается слов аль-Вахиди относительно того, что родственник со стороны мужа подобен постороннему мужчине, то это мнение ничем не обосновано и противоречит взглядам наших товарищей, которые считают, что такой человек подобен близкому кровному родственнику женщины, которому разрешается смотреть на неё и находиться с ней наедине. Кроме того, если говорить о матерях правоверных, то их стали называть так ввиду запрета на заключение с ними браков и обязательности проявления уважения по отношению к ним, из чего следует, что жениться на их дочерях разрешалось, а Аллах знает об этом лучше.

 
 


Книга о словах поминания Аллаха, которые произносятся при заключении брака, и о том, что с этим связано

Глава 221. Что желательно говорить тому, кто придёт к близким женщины, чтобы посвататься к ней самому или посватать её за другого

Желательно, чтобы сватающийся начал с хвалы Аллаху, призвал благословение на посланника Аллаха, , и сказал: «Свидетельству, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник. Я пришёл к вам, чтобы посвататься к вашей дочери такой-то, дочери такого-то», или произнёс нечто подобное.



Просмотров 445

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!