Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 32 часть



754. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Всякое слово (В некотрых версиях сказано: Всякое дело), которое не начинается с хвалы Аллаху, (подобно) прокажённому (или: безрукому)».[1733] Имеется в виду, что в таких словах или в таком деле будет мало блага.

755. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Всякая речь, во время которой не будут произнесены слова свидетельства единобожия, подобна руке прокажённого».[1734]

Глава 222. О предложении, с которым человек может обратиться к достойным людям, желая выдать замуж за кого-нибудь из них свою дочь или другую женщину

756. Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Когда моя дочь) Хафса бинт ‘Умар, да будет доволен ею Аллах, лишилась своего мужа, Хунайса бин Хузафы ас-Сахми, который был одним из сподвижников посланника Аллаха, , участвовал в битве при Бадре и умер в Медине (от полученных в этой битве ран), я повстречался с ‘Усманом бин ‘Аффаном и предложил ему (в жёны) Хафсу, сказав: «Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар». (В ответ) он сказал: «Я подумаю над этим». И я (ждал несколько) дней, (а потом) он сказал (мне): «Я думаю, что не стану жениться сейчас». (Через некоторое время) я встретил Абу Бакра и сказал: «Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар», (однако) Абу Бакр промолчал…»[1735]

Глава 223. Что следует говорить при заключении брака

Перед заключением брака желательно произнести слова, которые уже приводились нами ранее[1736], и добавить к ним что-нибудь ещё. Эти слова может произнести как тот, кто выдаёт девушку замуж, так и другой человек.

757. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , учил нас, что (в таких случаях)[1737] следует говорить: «Хвала Аллаху, Которого мы просим о помощи и прощении и к защите Которого прибегаем от зла наших душ. Никому не сбить с пути того, кому указывает его Аллах, а тому, кого Аллах сбивает с пути, никто не укажет правильный путь, и я свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник /Аль-хамду ли-Лляхи, наста‘ину-ху, ва настагфиру-ху, ва на‘узу би-хи мин шурури анфуси-на. Ман йахди-Ллаху, фа ля мудылля ля-ху, ва ман йудлиль, фа ля хадийа ля-ху, ва ашхаду алля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху/». (И он учил нас, что после этого следует прочитать айат, в котором сказано): {О люди! Бойтесь вашего Господа, Который создал вас из одного человека, и создал из него же пару ему, и рассеял (по земле) множество (родившихся) от них мужчин и женщин; бойтесь Аллаха, (именем) Которого вы требуете друг у друга (соблюдения ваших прав), и (бойтесь разрыва) родственных связей, (ведь,) поистине, Аллах наблюдает за вами!}[1738] – (а также): {О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, как подобает Его бояться, и не умирайте иначе как предавшимися![1739]»[1740] – (а также): «О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха и говорите слова верные, * (и тогда) Он исправит ваши дела[1741] и простит вам ваши грехи, а повинующийся Аллаху и посланнику Его достиг великого успеха}[1742].[1743]

Такова одна из версий этого хадиса, которую приводит Абу Дауд. В другой приводимой им версии сообщается, что после слов “и Его посланник” пророк, , также сказал: «…которого Аллах направил (к людям) с истиной в качестве вестника радости и увещевателя перед наступлением Часа этого[1744]. Правильным путём идёт тот, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, а тот, кто не повинуется им, вредит только самому себе, Аллаху же ничто повредить не может /…арсаля-ху би-ль-хаккы баширан ва назиран байна йадайи-с-са‘ати. Ман йуты‘и-Ллаха ва расуля-ху факад рашада, ва ман йа‘сы-хима фа-инна-ху ля йадурру илля нафса-ху, ва ля йадурру-Ллаха шай’ан/».

Наши товарищи указывали, что наряду с этим желательно, чтобы человек, который выдаёт замуж дочь или родственницу, сказал: «Выдаю её за тебя замуж согласно велению Аллаха, Который велел либо держать жену у себя, придерживаясь одобряемого шариатом, либо развестись с ней по-хорошему». Наименьшее, чем рекомендуется ограничиваться в подобных случаях, являются слова: «Хвала Аллаху, благословение посланнику Аллаха, наказываю вам бояться Аллаха», а Аллах знает об этом лучше.

Знай, что говорить такие слова желательно в соответствии с сунной, но, по мнению абсолютного большинства улемов, брак будет действительным и без этого. Сообщается, что Дауд аз-Захири, да помилует его Аллах, сказал: «(Без этого брак) недействителен», однако улемы, занимавшиеся изучением этого вопроса, говорили: «Не следует придавать значения особому мнению Дауда, ибо это не значит, что улемы не придерживаются единого мнения /иджма‘/ по данному вопросу», а Аллах знает об этом лучше.

Что касается жениха, то ему лучше молчать, но если опекун невесты скажет ему: «Я выдаю за тебя замуж такую-то», желательно, чтобы в ответ жених сказал: «Я согласен взять её в жёны». Если между предложением и принятием жених скажет: «Хвала Аллаху и благословение посланнику Аллаха, я согласен», брак будет действительным. Произнесение этих слов, имеющих прямое отношение к заключению брака, не причинит никакого вреда, поскольку для этого требуется совсем немного времени. Некоторые наши товарищи утверждали, что это сделает брак недействительным, тогда как некоторые другие считали, что из-за этого брак недействительным не станет, а жениху даже желательно произнести эти слова. Правильным же следует считать то, о чём было сказано выше: жениху лучше ничего не говорить, но если он произнесёт эти слова, то брак недействительным не станет, а Аллах знает об этом лучше.

Глава 224. Что говорят молодожёну после заключения брака

Согласно сунне молодожёну желательно сказать: «Да благословит тебя Аллах (или: Да ниспошлет Аллах тебе Свои благословения) и да соединит Он вас во благе! /Баракя-Ллаху ля-кя (Баракя-Ллаху ‘аляй-кя) ва джама‘а байна-кума фи хайр!/» Кроме того, каждому из молодожёнов желательно сказать: «Да сделает Аллах благословенным для каждого из вас его супруга и да соединит Он вас во благе! /Баракя-Ллаху ли-кулли вахидин мин-кума фи сахиби-хи ва джама‘а байна-кума фи хайр!/»

758. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, узнав от ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа , да будет доволен им Аллах, что тот женился, пророк, , сказал ему: «Да благословит тебя Аллах /Баракя-Ллаху ля-кя!/»[1745]

759. Джабир, да будет доволен им Аллах, передал, что после того как он сообщил пророку, , о своей женитьбе, (пророк, ,) сказал ему: «Да ниспошлет Аллах тебе Свои благословения! / Баракя-Ллаху ‘аляй-кя!/»[1746]

760. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что, когда кто-нибудь женился, пророк, , говорил ему: «Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлет Он тебе Свои благословения, и да соединит Он вас во благе! /Баракя-Ллаху ля-кя, ва баракя ‘аляй-кя, ва джама‘а байна-кума фи хайр!/»[1747]

*

Нежелательно говорить молодожёну: «Согласия и сыновей!» Если пожелает Аллах необходимое указание на это будет приведено в “Книге о необходимости следить за своим языком”.

Глава 225. Что желательно сказать мужу, когда жену введут к нему в первую брачную ночь

Желательно, чтобы при первой встрече муж помянул Аллаха,[1748] взял её за прядь волос на передней части темени /насыйа/, сказал: «Да сделает Аллах благословенным для каждого из нас его супруга! /Баракя-Ллаху ли-кулли вахидин мин-на фи сахиби-хи!/» – и добавил к этому слова из приводимого ниже хадиса:

761. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[1749] сказал:

– Пророк, , сказал: «Если кто-нибудь из вас женится или наймет себе прислугу, пусть скажет: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе её и благе того, для чего Ты её создал, и прибегаю к Твоей защите от зла её и от зла того, для чего Ты её создал! /Аллахумма, инни ас’алю-кя хайра-ха ва хайра ма джабальта-ха ‘аляй-хи, ва а‘узу би-кя мин шарри-ха ва шарри ма джабальта-ха ‘аляй-хи!/” – и если человек купит верблюда, пусть возьмётся за верхушку его горба и произнесёт те же слова».[1750]

В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, , также сказал: «А потом пусть он возьмёт её за прядь волос /насыйа/ и обратится к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он сделал (для него) благословенной жену или служанку».

Глава 226. Что желательно сказать мужчине после того, как к нему войдёт его жена

762. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Женившись на Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, посланник Аллаха, , устроил свадебное угощение, во время которого (гостям) подавали хлеб и мясо…» Затем он рассказал об этом свадебном пире, упомянув о большом количестве приглашённых, после чего сказал:

– А потом посланник Аллаха, , вышел, направился к комнате ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, и сказал: «Мир вам, о живущие в доме, милость Аллаха и Его благословения». Она ответила: «И тебе мир и милость Аллаха. Как тебе понравилась твоя жена? Да благословит тебя Аллах!» После этого (пророк, ,) обошёл всех своих жён, и всем сказал то, что сказал ‘Аише, и (все) они отвечали ему так же, как ответила ‘Аиша.[1751]

Глава 227. Что желательно сказать тому, кто собирается совершить половое сношение (с женой)

763. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:

– Если перед совершением полового сношения с женой любой из вас скажет: «С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем Ты наделил нас![1752] /Би-сми-Лляхи, Аллахумма, джанниб-на-ш-шайтана ва джанниби-ш-шайтана ма разакта-на!/» – и (супругам) будет суждено иметь ребёнка, он не повредит ему.[1753]

В другой версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что пророк, , сказал: «…то шайтан уже никогда не (сможет) повредить ему».

Глава 228. Об играх и шутках мужчины с женой, а также о приятных словах, которые он ей говорит

764. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , спросил меня: «Ты женился на девушке или на той, что уже была замужем?» Я ответил: «На той, что была замужем». Он спросил: «Почему же не на девушке, с которой ты мог бы играть[1754], и которая играла бы с тобой?»[1755]

765. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом и проявляет наибольшую мягкость по отношению к своей жене».[1756]

Глава 229. Правила приличия, которые следует соблюдать мужу, разговаривающему с родственниками по линии жены

Знай, что мужу, который будет разговаривать с кем-либо из родственников по линии жены, желательно не упоминать о половых сношениях, поцелуях, объятиях и тому подобных вещах, имеющих отношение к наслаждениям, равно как и обо всём том, что включает в себя, подразумевает или указывает на это.

766. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно у меня выделялась жидкость[1757], но я стеснялся спросить об этом посланника Аллаха, ,[1758] поскольку его дочь была (моей женой), и (однажды) я велел (сделать это) аль-Микдаду[1759], который задал ему вопрос (об этом)».[1760]

Глава 230. Что желательно говорить во время родов, когда женщина испытывает мучения

В подобных обстоятельствах следует как можно чаще обращаться к Аллаху с такими мольбами, с которыми к Нему рекомендуется обращаться в трудном положении и в минуты скорби. Ранее эти мольбы уже приводились нами.[1761]

767. Передают со слов Фатимы, да будет доволен ею Аллах, что, когда ей пришло время рожать, посланник Аллаха, , велел Умм Саламе и Зайнаб бинт Джахш прийти к ней и читать в её присутствии “айат трона”[1762] и тот айат в котором сказано: {Поистине, Господь ваш – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом утвердился на престоле. Он покрывает ночью день, поспешно следующий за ней, и (создал Он) солнце, луну и звёзды, которые подчиняются Его велениям. Поистине, (лишь) Он (способен) творить и повелевать. Благословен Аллах, Господь (обитателей) миров!}[1763] – а также заклинать её с помощью чтения сур “Рассвет” и “Люди”[1764].[1765]

Глава 231. Произнесение слов азана на ухо новорожденному

768. Сообщается, что вольноотпущенник посланника Аллаха, , Абу Рафи‘, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел, как посланник Аллаха, , произносил слова призыва на молитву на ухо аль-Хусайну бин ‘Али[1766] после того, как Фатима, да будет доволен всеми ими Аллах, родила его».[1767]

Многие наши товарищи говорили, что слова азана желательно произносить в правое ухо, а слова икамы – в левое.

769. Передают со слов аль-Хусайна бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Если тот, у кого родится ребёнок, произнесёт ему (слова) азана в правое ухо, а (слова) икамы – в левое, “умм ас-сыбйан”[1768] не причинит ему вреда».[1769]

Глава 232. Обращение с мольбой к Аллаху во время совершения “тахника”[1770]

770. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Новорожденных) детей часто приносили к посланнику Аллаха, , который давал им имена и делал “тахник”».[1771]

771. Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, что в Мекке она забеременела ‘Абдуллахом бин аз-Зубайром, да будет доволен Аллах ими обоими. (Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала): «Приехав в Медину, я остановилась в Куба[1772] и родила его там, а потом принесла (новорожденного) пророку, , который положил его на колени. После этого он велел принести себе финик, разжевал его и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот (ребёнку). Таким образом, первым, что попало в его желудок, была слюна посланника Аллаха, . А затем (пророк, ,) помазал этой кашицей его нёбо, обратился к Аллаху с мольбой за него и призвал на него благословение…»[1773]

772. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда у меня родился сын, я принёс его к пророку, , который назвал его Ибрахимом, сделал ему “тахник”, использовав один финик, и призвал на него благословение».[1774]

Слова “и призвал на него благословение” приводятся только в версии аль-Бухари.

 
 

Книга об именах

Глава 233. Наречение новорожденного

Согласно сунне новорожденному дают имя либо на седьмой день после рождения, либо в тот же день, когда он родится.

773. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[1775] сказал: «Пророк, , велел давать имя младенцу, сбривать ему волосы и приносить жертву[1776] на седьмой день после рождения».[1777]

774. Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Каждый (новорожденный) ребёнок зависит от жертвоприношения,[1778] которое совершается за него на седьмой день (после рождения, когда ему следует также) сбрить волосы и дать имя».[1779]

Что же касается хадиса, в котором говорится о наречении младенца в день его рождения, то мы привели его в предыдущей главе[1780].

775. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Сегодня ночью у меня родился сын[1781], и я назвал его по имени моего отца Ибрахима[1782], ».[1783]

776. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда у Абу Тальхи[1784] родился сын, я принёс (новорожденного) к пророку, , который сделал ему “тахник” и назвал его ‘Абдуллахом».[1785]

777. Сообщается, что Сахль бин Са‘д ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Когда аль-Мунзир бин Абу Усайд появился на свет, его сразу же принесли к посланнику Аллаха, . Пророк, , положил (младенца) себе на бедро, а (его отец) Абу Усайд сел рядом. Через некоторое время пророка, , что-то отвлекло, и по велению Абу Усайда младенца сняли с бедра пророка, , и отнесли (домой), а потом он, , вспомнил о нём и спросил: «Где же мальчик?» Абу Усайд сказал: «Мы отнесли его домой, о посланник Аллаха». (Посланник Аллаха, ,) спросил: «Как его зовут?» (Абу Усайд) ответил: «Так-то». (Тогда пророк, ,) сказал: «Нет, его имя – аль-Мунзир», и в тот день его назвали аль-Мунзиром.[1786]

Глава 234. Наречение выкидыша

Желательно давать имя и выкидышам, но как следует поступить, когда невозможно понять, мальчик это или девочка? В подобных случаях следует выбирать такое имя, которое подходит и для мужчин, и для женщин, например, Асма, Хинд, Хунайда, Хариджа, Тальха, ‘Умайра, Зур‘а и так далее. Имам аль-Багави сказал: «Давать имя выкидышу желательно в силу того, что указание на это есть в одном из хадисов», и об этом же упоминали другие наши товарищи. Они говорили также, что новорожденного младенца желательно как-нибудь назвать даже в том случае, если он умрёт до того, как ему дадут имя.

Глава 235. Желательно дать новорожденному красивое имя

778. Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, в День воскресения вас будут называть по вашим именам и именам ваших отцов, так пусть же ваши имена будут красивыми».[1787]

Глава 236. Об именах, которые больше всего любит Всемогущий и Великий Аллах

779. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, больше всего Всемогущий и Великий Аллах любит такие ваши имена, как ‘Абдуллах и ‘Абд ар-Рахман».[1788]

780. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Когда) у одного из нас родился мальчик, которого он назвал аль-Касимом, мы сказали (этому человеку): «Мы не станем называть тебя по кунье Абу-ль-Касим[1789], и ты не удостоишься такой чести». Через некоторое время об этом сообщили пророку, , и он сказал (отцу ребёнка): «Назови своего сына ‘Абд ар-Рахманом».[1790]

781. Передают со слов сподвижника Абу Вахба аль-Джашми, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Называйтесь именами пророков. Больше всего Аллах Всевышний любит такие ваши имена, как ‘Абдуллах и ‘Абд ар-Рахман, имена Хаммам[1791] и Харис[1792] являются самыми правдивыми, а наиболее отвратительные имена – Харб[1793] и Мурра[1794]».[1795]

Глава 237. О желательности поздравлений и ответа на поздравление

Желательно приносить поздравления тому, у кого родился ребёнок. Наши товарищи говорили, что в подобных случаях желательно поздравлять так, как учил делать аль-Хусайн, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что он сказал одному человеку:

– Говори: «Да сделает Аллах для тебя благословенным того, кто был дарован тебе, да воздашь ты Дарителю благодарностью, да достигнет новорожденный полной зрелости и да будет тебе дано увидеть проявления его почтительности! /Барака-Ллаху ля-кя фи-ль-маухуби ля-кя, ва шакярта-ль-Вахиба, ва баляга ашудда-ху, ва рузикта бирра-ху!/»

На это тому, кого поздравляют, желательно ответить так: «Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлёт Он тебе Свои благословения, и да воздаст Он тебе благом, и да пошлёт тебе Аллах подобного ему (или: и да вознаградит Он тебя щедро!) /Барака-Ллаху ля-кя, ва баракя ‘аляй-кя, ва джаза-кя-Ллаху хайран, ва разака-кя-Ллаху мисля-ху ва аджзаля саваба-кя!/» – или сказать нечто подобное.

Глава 238. Запрет на наречение новорожденных неприятными именами

782. Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Ни в коем случае не называй своего сына /гулям/[1796] ни Йасаром[1797], ни Рабахом[1798], ни Наджахом[1799], ни Афляхом[1800], ибо (когда-нибудь) ты спросишь: «Есть ли он там?»[1801] – а его там не окажется, и ты скажешь: «(Его) нет».[1802] (Таких имён) насчитывается только четыре, и не добавляйте ничего (к тому, что я сказал)».[1803]

783. Другую версию этого хадиса, который передаётся со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, приводит Абу Дауд. В этой версии сообщается, что детей было запрещено называть также именем Баракат[1804].

784. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Поистине, самым презренным пред Аллахом Всевышним является имя[1805] человека, которого называют царём царей /малик аль-амляк/».

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим, (сообщается, что посланник Аллаха, ,) сказал: «В День воскресения наиболее сильный гнев Аллаха вызовет тот человек, которого называют царём царей, и окажется он самым презренным, ибо нет иного Царя, кроме Аллаха».

Суфйан бин ‘Уйайна сказал: «(Фраза) “малик аль-амляк” означает то же, что и “шахиншах”».[1806]

Глава 239. Указание на допустимость использования в воспитательных целях грубого слова при обращении к ребёнку, слуге, ученику и любому, кто подчинён человеку, если он намерен удержать того от дурного и побудить его к исправлению

785. Сообщается, что сподвижник ‘Абдуллах бин Буср аль-Мазини, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) мать послала меня отнести посланнику Аллаха, , гроздь винограда. По дороге я съел часть винограда, а когда принёс (эту гроздь к пророку, ,) он взял меня за ухо и сказал: «Ах ты, маленький обманщик!»[1807]

786. Со слов ‘Абд ар-Рахмана бин Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен Аллах ими обоими, передают длинный хадис, в котором рассказывается об одном из явных чудес, связанных с Абу Бакром ас-Сиддиком, да будет доволен им Аллах. В этом хадисе сообщается, что однажды Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, пригласил к себе в гости несколько человек, а сам ушёл к посланнику Аллаха, , и вернулся домой поздно. Вернувшись, он спросил: «Вы накормили их ужином?» (Его домочадцы) ответили: «Нет». Тогда он повернулся к своему сыну ‘Абд ар-Рахману, воскликнул: «О подлый, да отрежут тебе нос!» – и стал ругать (‘Абд ар-Рахмана).[1808]

Глава 240. Обращение к незнакомому человеку

Для обращения к незнакомому человеку необходимо выбирать такие слова, чтобы он не обиделся. С другой стороны, обращаясь к незнакомцу, не следует ни произносить лживых слов, ни проявлять излишнее дружелюбие. С учётом положения обращающегося и того, к кому обращаются, в подобных случаях можно говорить “О брат мой”, или “О факих”, или “О бедняк”, или “О господин мой”, или “Эй, ты”, или “О человек в такой-то одежде” или “О человек в таких-то сандалиях”, или “О хозяин лошади”, или “О хозяин верблюда”, или “О человек с мечом”, или “О человек с копьём” и так далее.

787. Сообщается, что Башир бин Ма‘бад, известный также как Ибн аль-Хасасыйа, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды,) когда я шёл (куда-то) вместе с пророком, , он вдруг увидел какого-то обутого в сандалии человека, который проходил между могилами, и обратился к нему: «О человек в сандалиях, горе тебе, сними их…»[1809]

788. Сообщается, что сподвижник Джарийа аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Мне приходилось) находиться в обществе пророка, , (и я могу сказать, что,) если он не помнил имени человека, то, обращаясь к нему, говорил: «О Ибн ‘Абдуллах[1810]…»[1811]

Глава 241. Ребёнку и ученику запрещается обращаться к отцу, учителю или шейху по имени

789. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:



Просмотров 465

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!