Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 34 часть
Глава 258. О том, что нежелательно покидать собрание, не помянув Аллаха Всевышнего 813. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Люди, покидающие собрание, в котором они не поминали Аллаха Всевышнего, всегда покидают нечто подобное туше дохлого осла, и их постигнет горе».[1892] 814. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Отмщение /тира/ Аллаха постигнет того, кто усядется где-либо, не помянув там Аллаха Всевышнего, как постигнет оно и того, кто уляжется где-либо, не помянув там Аллаха Всевышнего!»[1893] Здесь под отмщением подразумевается убыль. Согласно другому мнению, имеются в виду дурные последствия. Возможно также, что имеется в виду горе, на что указывается в другой версии этого хадиса. 815. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Людей, находившихся в таком собрании, где они не поминали Аллаха Всевышнего и не обращались с мольбами за своего пророка, обязательно постигнет отмщение, и если (Аллах) пожелает, Он подвергнет их наказанию, а если пожелает, то простит».[1894] Глава 259. Поминание Аллаха в пути 816. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Людей, находившихся в таком собрании, где они не поминали Всемогущего и Великого Аллаха обязательно постигнет отмщение (Аллаха), и любого человека, который в пути не поминал Всемогущего и Великого Аллаха, обязательно постигнет (Его) отмщение».[1895] 817. Сообщается, что Абу Умама аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда посланник Аллаха, , находился в Табуке, к нему явился Джибрил, , и сказал: «О Мухаммад, тебе (следует) принять участие в похоронах Му‘авийи бин Му‘авийи аль-Музани», и посланник Аллаха, , отправился (на заупокойную молитву). Что же касается Джибрила, мир ему, спустившегося (с небес во главе) семидесяти тысяч ангелов, то он возложил своё правое крыло на горы, и они смирились, потом он возложил своё левое крыло на земли, и они смирились, а потом посланнику Аллаха, , (дали) взглянуть на Мекку и Медину. После этого посланник Аллаха, , Джибрил и ангелы, мир им, совершили по (Му‘вийе) заупокойную молитву.[1896] Закончив (молиться пророк, ,) спросил: «О Джибрил, благодаря чему (Му‘авийа) возвысился до такой степени?» (В ответ ему Джибрил) сказал: «Благодаря тому, что он читал (суру “Искренность”[1897]), когда стоял, когда ехал верхом и когда шёл».[1898] Глава 260. Что желательно говорить в том случае, когда человеком овладевает гнев Аллах Всевышний сказал: {Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спешите) к раю, (равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных, * которые расходуют в богатстве и бедности, и сдерживают свой гнев, и прощают людям, (ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!}[1899] Аллах Всевышний также сказал: {А если овладеет тобой искушение от шайтана, обращайся за помощью к Аллаху, ибо, поистине, Он – Слышащий, Знающий}.[1900] 818. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе».[1901] 819. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) посланник Аллаха, , спросил (нас): «Кого из вас вы считаете непобедимым?» Мы стали говорить: «Того, кого не могут победить другие». Тогда (посланник Аллаха, ,) сказал: «Это не так – (на самом деле) непобедимым является тот, кто (способен) владеть собой тогда, когда им овладевает гнев».[1902] 820. Передают со слов сподвижника Му‘аза бин Анаса аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «В День Воскресения Аллах Всевышний, слава Ему, перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает».[1903] 821. Сообщается, что сподвижник Суляйман бин Сурад, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды, когда) я находился в обществе пророка, , двое людей начали по какой-то причине браниться друг с другом, (из-за чего) у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. (Увидев это,) посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана /А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим/”, то перестал бы гневаться». Этому (человеку) сказали: «Пророк, , сказал: “Проси защиты Аллаха от проклятого шайтана”», а он воскликнул: «Разве я безумец?[1904]»[1905] 822. Абу Дауд и ат-Тирмизи приводят хадис подобного содержания, который ‘Абд ар-Рамхан бин Абу Ляйля передал со слов Му‘аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, передававшего слова пророка, . Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис относится к категории “мурсаль”[1906]», имея в виду что ‘Абд ар-Рамхан не застал в живых Му‘аза. 823. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: – (Однажды,) когда я была (по какой-то причине) сердита, ко мне вошёл пророк, . Он взял меня за кончик носа, потёр его и сказал: «О ‘Увайш[1907], скажи: “О Аллах, прости мне грех мой, удали гнев из сердца моего и защити меня от шайтана! /Аллахумма,-гфир ли занби, ва азхиб гайза кальби, ва аджир-ни мина-ш-шайтан!”»[1908] 824. Передают со слов сподвижника ‘Атыйи бин ‘Урвы ас-Са‘ди, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, гнев – от шайтана, шайтан же создан из огня, который гасят только водой, и (поэтому), если кого-нибудь из вас охватит гнев, пусть совершит омовение /вуду/».[1909] Глава 261. Человеку, который любит кого-либо, желательно сообщить ему об этом; что говорят в подобных случаях 825. Передают со слов Абу Каримы аль-Микдама бин Ма‘дикариба, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Если человек полюбит брата своего, пусть сообщит ему о том, что он любит его».[1910] 826. Анаса, да будет доволен им Аллах, передал, что как-то раз, когда в обществе пророка, , находился один человек, мимо него прошёл другой, и (собеседник пророка) сказал: «О посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека)». Пророк, , спросил его: «А сказал ли ты об этом ему?» Он ответил: «Нет». (Пророк, ,) сказал: «Так скажи ему!»[1911] Тогда этот человек догнал его и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!» – (на что тот) ответил ему: «Да полюбит тебя Аллах, ради Которого ты полюбил меня!»[1912] 827. ‘Передают со слов Му‘аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , взял его за руку и сказал: – О Му‘аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя и наказываю тебе, о Му‘аз, никогда не забывать говорить после каждой молитвы: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе /Аллахумма, а‘ин-ни ‘аля зикри-кя, ва шукри-кя ва хусни ‘ибадати-кя/».[1913] 828. Передают со слов Йазида бин Ну‘амы ад-Дабби, что посланник Аллаха, , сказал: «Если один человек побратается с другим, пусть узнает его имя и имя его отца и спросит, какого он племени, ибо это будет способствовать укреплению уз дружбы». Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший неизвестный хадис. Нам известен только этот путь его передачи, но ничего неизвестно о том, что Йазид сам слышал слова пророка, . Ибн ‘Умар передал, что пророк, , сказал нечто подобное,[1914] однако иснад переданного им хадиса не является достоверным». Улемы расходятся во мнениях о том, принадлежал ли Йазид бин Ну‘ама к числу сподвижников. Так, например, ‘Абд ар-Рахман бин Абу Хатим сказал: «Он не был сподвижником. Аль-Бухари относит его к числу сподвижников, но в этом он ошибается». Глава 262. Что желательно сказать тому, кто увидит человека, страдающего какой-нибудь болезнью, или нечто подобное 829. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: – Если кто-нибудь увидит человека, страдающего (той или иной болезнью), и скажет: «Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем испытал тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал! /Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ‘афа-ни мим-ма-бталя-кя би-хи ва фаддаля-ни ‘аля кясирин мимман халяка тафдылян!/» – это бедствие не коснётся его.[1915] 830. Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: – Если кто-нибудь увидит человека, страдающего (той или иной болезнью), и скажет: «Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем испытал тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал!» – он до конца своей жизни будет избавлен от этого бедствия, каким бы оно ни было.[1916] Ат-Тирмизи считал этот хадис слабым. Улемы, как относящиеся, так и не относящиеся к числу наших товарищей, указывали, что эти слова надо произносить так, чтобы больной или человек, которого постигло какое-нибудь иное бедствии, ничего не услышал, поскольку это причинит его сердцу страдания. Исключением являются такие случаи, когда бедствие становится следствием ослушания Аллаха. В подобном случае можно произнести эти слова так, чтобы такой человек услышал сказанное, если только это не повлечёт за собой никаких дурных последствий, а Аллах знает об этом лучше. Глава 263. Желательно, чтобы человек, у которого спрашивают о его делах и делах тех, кого он любит, воздал хвалу Аллаху Всевышнему и сказал что-нибудь в ответ, если он может сообщить, что у него всё в порядке 831. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – После того как ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, вышел от посланника Аллаха, , болевшего той болезнью, от которой он умер, люди спросили: «О Абу-ль-Хасан[1917], как чувствует себя этим утром посланник Аллаха, ?» Он ответил: «Хвала Аллаху, сегодня утром он поправился!»[1918] Глава 264. Что желательно сказать тому, кто придёт на рынок 832. Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: – Если человек, который придёт на рынок, скажет: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит владычество и Ему – хвала! Он оживляет и умерщвляет, а Сам Он – Живой, Который не умрёт; в деснице Его благо, и Он всё может! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку ва ля-ху-ль-хамду! Йухйи ва йумиту ва хуа Хаййун ля йамуту, би-яди-хи-ль-хайру ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!/» – Аллах запишет ему совершение тысячи тысяч добрых дел, сотрёт (записи) о тысяче тысяч его дурных дел и возвысит его на тысячу тысяч ступеней.[1919] В одной из версий этого хадиса, разными путями передаваемого аль-Хакимом в “Мустадраке”, сообщается, что посланник Аллаха, , также сказал: «…и построит для него дом в раю». К этому хадису аль-Хаким добавил следующее сообщение: – Передатчик этого хадиса сказал: «Я приехал в Хорасан, явился к Кутайбе бин Муслиму[1920] и сказал ему: “Я привёз тебе подарок”, а потом передал этот хадис. После этого Кутайба бин Муслим часто отправлялся на рынок со своей свитой, произносил эти слова и уезжал». Кроме того, аль-Хаким приводит ту версию этого хадиса, которая передаётся со слов Ибн ‘Умара. Аль-Хаким сказал: «К этому имеют отношение также хадисы, передаваемые со слов Джабира, Абу Хурайры, Бурайды, аль-Аслами и Анаса. В наиболее полной мере условиям этой книги[1921] отвечает хадис Бурайды». 833. Сообщается, что Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал: – Приходя на рынок, посланник Аллаха, , обычно говорил: «С именем Аллаха, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе этого рынка и благе того, что (здесь) есть, и прибегаю к Твоей защите от его зла и зла того, что (здесь) есть! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы дать на (этом рынке) ложную клятву или заключить убыточную сделку! /Би-сми-Лляхи, Аллахумма, инни ас’алю-кя хайра хазихи-с-сукы ва хайра ма фи-ха, ва а‘узу би-кя мин шарри-ха ва шарри ма фи-ха! Аллахумма, инни а‘узу би-кя ан усыба фи-ха йаминан фаджиратан ау сафкатан хасиратан!/»[1922] Глава 265. Тому, кто заключил достойный похвалы брак, или сделал удачную покупку, или совершил что-нибудь одобряемое шариатом, желательно сказать: «Ты поступил правильно», или: «Ты поступил прекрасно», или нечто подобное 834. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Посланник Аллаха, , спросил (меня): «Ты женился?» Я ответил: «Да». Он спросил: «На девушке или на той, что уже была замужем?» Я ответил: «На той, что была замужем, о посланник Аллаха». Он спросил: «Почему же не на девушке, с которой ты мог бы играть[1923], и которая играла бы с тобой (или: над которой ты мог бы подшучивать, и которая подшучивала бы над тобой)?» Я ответил: «‘Абдуллах[1924] умер, оставив девять (или: семь) дочерей, и я не хотел приводить к ним девушку, близкую к ним (по возрасту), – я хотел привести к ним женщину, которая присматривала бы за ними», и (пророк, ,) сказал: «Ты поступил правильно».[1925] Глава 266. Что желательно сказать тому, кто посмотрит на себя в зеркало 835. ‘Али, да будет доволен им Аллах, передал, что, посмотрев на себя в зеркало пророк, , обычно говорил: «Хвала Аллаху! О Аллах, сделай мой нрав прекрасным, как сделал Ты прекрасным мой облик /Аль-хамду ли-Ллях! Аллахумма, кя-ма хассанта халькы, фа-хассин хулюкы».[1926] Известна и другая, дополненная версия этого хадиса, которая передаётся со слов Ибн ‘Аббаса. 836. ‘Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что, когда посланник Аллаха, , смотрел на себя в зеркало, он обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который создал моё тело, и сделал его соразмерным, и почтил мой лик, и сделал его прекрасным, и причислил меня к мусульманам /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи савва халькы фа-‘аддаля-ху, ва каррама сурата ваджхи фа-хассана-ха, ва джа‘аля-ни мина-ль-муслимин!» [1927] Глава 267. Что желательно говорить во время кровопускания 837. Передают со слов ‘Али , да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Кровопускание принесёт пользу тому, кто во время его будет читать айат трона[1928]».[1929] Глава 268. Что желательно говорить тому, у кого зазвенит в ухе 838. Вольноотпущенник посланника Аллаха, , Абу Рафи‘, да будет доволен им Аллах, сказал: – Посланник Аллаха, , сказал: «Если у кого-нибудь из вас зазвенит в ухе, пусть вспомнит обо мне, призовёт на меня благословение и скажет: «Да помянет Аллах добром того, кто вспомнил обо мне».[1930] Глава 269. Что желательно говорить тому, у кого онемеет нога Сообщается, что аль-Хайсам бин Ханаш сказал: – (Однажды, когда) мы были у ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, у него онемела нога, и какой-то человек посоветовал: «Вспомни того, кого ты любишь больше всех». (‘Абдуллах) воскликнул: «О Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует!» – после чего будто освободился от пут.[1931] Сообщается, что Муджахид сказал: – (Как-то раз) у одного человека, который находился в обществе Ибн ‘Аббаса онемела нога. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Вспомни того, кого ты любишь больше всех». Тот воскликнул: «Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует!» – и онемение в его ноге прошло.[1932] Сообщается, что Ибрахим бин аль-Мунзир аль-Хизами, который был одним из шейхов аль-Бухари, сказал: – Жителям Медины нравится красота бейта[1933] Абу-ль-‘Атахийи[1934], который сказал: Иногда нога его немеет, И если не воскликнет он: «О ‘Утба!» – онемение не проходит.[1935] Глава 270. Человеку разрешается проклинать тех, кто притесняет всех мусульман или его одного Знай, что к теме данной главе имеет отношение великое множество айатов Корана и хадисов, и о дозволенности этого свидетельствуют действия наших праведных предшественников и тех, кто пришёл им на смену. Во многих айатах Корана Аллах Всевышний, слава Ему, сообщает нам о том, что пророки, благословения и мир им, проклинали неверных. 839. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что в один из дней битвы с союзными племенами[1936] пророк, , воскликнул: «Да наполнит Аллах их могилы и их дома огнём /Маля’а-Ллаху кубура-хум ва буйута-хум наран/ за то, что они отвлекли нас от средней[1937] молитвы!»[1938] 840. Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, , в течение месяца призывал проклятия на тех, кто убил чтецов[1939], говоря: «О Аллах, прокляни (многобожников из племён) ри‘ль, закван и ‘усайа». [1940] 841. В длинном хадисе, передаваемом со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что после того, как Абу Джахль[1941] и его товарищи положили на спину молившегося пророка, , рубашку плода верблюдицы, он проклял их (а когда он проклинал кого-либо, то произносил слова проклятия трижды), потом трижды воскликнул: «О Аллах, покарай курайшитов!» – а потом назвал (всех их) поимённо, сказав: «О Аллах, покарай Абу Джахля, и покарай ‘Утбу бин Раби‘а, и Шайбу бин Раби‘а, и аль-Валида бин ‘Утбу, и Умаййу бин Халафа, и ‘Укбу бин Абу Му‘айта!»[1942] 842. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) посланник Аллаха, , обратился к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, будь суров с племенем мудар[1943] и сделай так, чтобы их поразил такой же голод, как и во времена Йусуфа![1944]»[1945] 843. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал: – Как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха, , и он велел ему: «Ешь правой!» Тот сказал: «Я не могу», и (тогда пророк, ,) воскликнул: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему,[1946] кроме гордости!» – и больше тот уже не смог поднести ко рту (свою правую[1947] руку).[1948] Этим человеком был сподвижник Буср Ибн Ра‘и-ль-‘ир аль-Ашджа‘и. Содержание данного хадиса указывает на дозволенность призывания проклятия на того, кто поступает вопреки установлениям шариата. 844. Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда жители Куфы[1949] пожаловались ‘Умару, да будет доволен им Аллах, на Са‘да[1950], да будет доволен им Аллах, он сместил его и назначил правителем над ними ‘Аммара (бин Йасира)». Затем Джабир сказал: – А потом (‘Умар) послал вместе с (Са‘дом) одного человека (или: нескольких людей), чтобы тот расспросил о нём жителей Куфы. В городе не осталось ни одной мечети, где бы (этот человек) не расспрашивал (людей о Са‘де, и все) они поминали его добром. (Так продолжалось до тех пор,) пока он не зашёл в мечеть племени бану ‘абс, где один из них по имени Усама бин Катада, известный также как Абу Са‘да, встал и сказал: «Поскольку ты спрашиваешь нас, (то я скажу, что) Са‘д не принимал участия в походах с боевыми отрядами, не делил (военную добычу) поровну и не придерживался справедливости в решении судебных дел». (Услышав это,) Са‘д воскликнул: «Тогда, клянусь Аллахом, я молю о трёх вещах: о Аллах, если этот Твой раб – лжец, и если он поднялся (со своего места только) для того, чтобы показать себя и прославиться, продли жизнь его, и продли бедность его, и подвергни его испытаниям!» (И всё это сбылось,) а когда впоследствии этого человека спрашивали (о его положении), он отвечал: «(Я – ) злосчастный старец, и меня настигло проклятие Са‘да!» ‘Абд аль-Малик бин ‘Умайр[1951] сказал: «И потом я видел (этого человека), брови которого от старости нависали на глаза и который приставал на улицах к молодым служанкам».[1952] 845. Передают со слов ‘Урвы бин аз-Зубайра, что (в своё время) Арва бинт Аус (или: Увайс) начала тяжбу против Са‘ида бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, (подав на него жалобу) Марвану бин аль-Хакаму[1953] и утверждая, что (Са‘ид) захватил часть её земли. (В ответ на вопросы Марвана об этом) Са‘ид сказал: «Как же мог я захватить часть её земли после того, что я слышал от посланника Аллаха, ?!» (Марван) спросил: «А что ты слышал от посланника Аллаха, ?» (Са‘ид) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: “(В День воскресения) вокруг шеи того, кто захватит пядь (чужой) земли, не имея это права, обовьют (собранное) с семи земель”», и Марван сказал ему: «После этого я уже не потребую от тебя (никаких) доказательств». (Тогда) Са‘ид воскликнул: «О Аллах, если она лгала, лиши её зрения и погуби её на её земле!» (‘Урва) сказал: «И она (действительно) не умерла, пока не ослепла, а однажды, когда (эта женщина) шла по своей земле, она упала в яму и испустила дух».[1954] Глава 271. Отречение от приверженцев нововведений и грешников 846. Передают со слов Абу Бурды[1955], что (однажды) тяжело заболевший Абу Муса, да будет доволен им Аллах, голова которого покоилась на коленях одной женщины из его семьи[1956], лишился чувств. Она принялась громко причитать, он же ничего не мог сказать ей, а когда пришёл в себя, сказал: «Я не имею отношения к тем, от кого отстранялся посланник Аллаха, , он же, поистине, отстранялся от кричащей, обривающей и разрывающей![1957]»[1958] “Кричащая” – это та, которая громко причитает и плачет; “обривающая” – это та, которая обривает себе голову, когда её постигает горе; “разрывающая” – это та, которая разрывает на себе одежду. 847. Сообщается, что Йахйа бин Йа‘мар сказал: – Однажды я сказал Ибн ‘Умару, да будет доволен Аллах ими обоими: «О Абу ‘Абд ар-Рахман, поистине, ещё до нас появились люди, которые читают Коран, утверждая, что (ничего) предопределённого нет, и что (Аллах не знает заранее) о том, что должно случиться». (Выслушав меня), он воскликнул: «Если встретишь таких, извести их, что я не имею к ним никакого отношения, а они не имеют никого отношения ко мне!»[1959] Я же скажу, что эти заблудшие лгут, ибо Аллаху Всевышнему было заранее известно обо всём сотворённом. Глава 272. Что желательно говорить, если человек приступит к устранению порицаемого 848. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда пророк, , вступил в Мекку в день её завоевания, вокруг Каабы находилось триста шестьдесят идолов, и он начал тыкать их палкой, которую держал в руке, говоря: {Пришла истина, и сгинуло ложное…}[1960] И он (говорил также): {Пришла истина, а ложное больше не появится и не вернётся}[1961].[1962] Глава 273. Что желательно говорить человеку, который имеет обыкновение непристойно выражаться 849. Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) я пожаловался посланнику Аллаха, , на свою привычку сквернословить, и он сказал: «(Значит,) ты не просишь Аллаха о прощении (как должно), я же, поистине, прошу Всемогущего и Великого Аллаха о прощении по сто раз в день».[1963] Глава 274. Что желательно сказать, если у человека споткнётся верховое животное 850. Передают со слов известного последователя Абу-ль-Малиха, что один человек (из числа сподвижников) сказал: – (Однажды, когда) я сидел в седле позади пророка, , его (верблюдица) споткнулась, и я воскликнул: «Да сгинет шайтан! /Та‘иса-ш-шайтан!/» (Услышав это, пророк, ,) сказал: «Не говори: “Да сгинет шайтан!” – ибо, если ты скажешь так, он станет (в собственных глазах) огромным, как дом, и воскликнет: “(Её заставила споткнуться) моя сила!”[1964] Говори: “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, ибо, если ты скажешь так, он станет (в собственных глазах) маленьким, как муха».[1965]
|