Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 3. Какие из приведенных ниже характеристик систем наиболее полно и точно



соответствуют сущности синергетики:

а) нелинейность, эмерджентность, закрытость, стационарность;

б) нестабильность, открытость, диссипативность, нелинейность;

в) открытость, неравновестность, линейность, катастрофичность;

г) стабильность, стационарность, негэнтропийность, закрытость,

 

Вопрос 4. Создателем концепций синергетики в науке стал:

а) Владимир Вернадский;

б) Никита Моисеев;

в) Герман Хакен;

г) Илья Пригожин;

д) Норберт Винер;

 

Вопрос 5. Синергетика и теория диссипативных структур относятся к наукам:

а) социально-экономического направления;

б) физического направления;

в) междисциплинарного направления;

г) биологического направления;

д) химического направления.

 

Тема 5.2. Семинарское занятие.Концепции эволюции растительного и животного мира. Ноосфера

Цель занятия: концепции эволюции и коэволюции растительного и животного мира. Принцип универсального эволюционизма. Понятие ноосферы. Человек — качественно новая ступень развития биосферы.

Вопросы для обсуждения:

1. Опишите этапы эволюции жизни до появления человека.

2. Обоснуйте на основе эволюционных представлений о развитии структурных уровней организации живой материи становление ноосферы. Существует ли ноосфера в настоящее время?

3. Как происходила эволюция с позиции концепции коэволюции?

4. Поясните выражение «Земля - живой организм».

5. В чем феномен человека?

6. С какого времени начинается человеческая история?

7. Как Вы понимаете проблемы социальной экологии, этологии и социобиологии?

 

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 62-64], [6.1.3, с. 519-530]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

Знать:концепции эволюции и коэволюции растительного и животного мира. Принцип универсального эволюционизма. Понятие ноосферы. Человек — качественно новая ступень развития биосферы.

Уметь: объяснять концепции эволюции и коэволюции растительного и животного мира. Принцип универсального эволюционизма. Понятие ноосферы. Человек — качественно новая ступень развития биосферы.

В целях контроля достижения целей лекционного и семинарского занятий по теме 5.2 обучающиеся письменно отвечают на вопросы:

Вопрос 1. Все виды деятельности человека относятся к факторам:

а) абиотическим;

б) биотическим;

в) периодическим;

г) действующим непериодически (случайно);

д) правильные ответы а) и в).

Вопрос 2. Действием только биологических факторов нельзя объяснить появление у человека:

а) S-образного изгиба позвоночника;

б) мышления;

в) извилин головного мозга;

г) прямохождения.

Вопрос 3. Почему людей всех рас относят к одному виду? Это потому, что:

а) клетки содержат одинаковое число хромосом;

б) они сходны по строению, жизнедеятельности, числу и составу хромосом, вступают в брак и имеют полноценных детей;

в) прямоходящие, обладают речью и мышлением;

г) они имеют одного предка — австралопитека.

Вопрос 4. В органе зрения человека функцию линзы выполняет:

а) зрачок;

б) сетчатка;

в) хрусталик;

г) роговица.

Вопрос 5. Каковы доказательства происхождения человека от животных или наоборот?

а) одинаковая структура клеток животных и человека, палеонтологические исследования;

б) кровь животных и человека практически идентичны, внутренние органы имеют полное сходство

в своем функционировании;

в) сходство строения и жизнедеятельности человека и млекопитающих животных и их

зародышей, наличие у человека рудиментов и атавизмов, палеонтологические находки древних людей;

г) сходная структура ДНК человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов.

Вопрос 6. Под воздействием в основном биологических факторов эволюции у людей сформировались:

а) развитое мышление;

б) расовые различие;

в) общественный образ жизни;

г) речь.

Вопрос 7. Под воздействием только социальных факторов эволюции у людей сформировались:

а) речь;

б) трудовая деятельность и общество;

в) эмоции;

г) мышление

Вопрос 8. Наше время в истории (геохронологии) Земли называется:

а) юрский период мезозойской эры;

б) неогеновый период кайнозойской эры;

в) четвертичный период кайнозойской эры;

г) палеоген.

 

Вопрос 9. Человечество выживет лишь в том случае, если:

а) сохранится озоновый слой;

б) будет поддерживаться биологическое разнообразие;

в) не наступит ни похолодания, ни потепления климата;

г) повышающееся антропогенное воздействие на биосферу не превзойдет некоторого предельного порогового уровня;

д) если удастся победить инфекционные и онкологические заболевания.

 

 

Тема 5.3.Семинарское занятие.Самоорганизации и моделирования процессов в сложных системах. Порядок и беспорядок в природе.

Цель занятия: изучить самоорганизацию и моделирование процессов в сложных системах порядок и беспорядок в природе.Понятие хаоса, фрактала. Понятие аттрактора и бифуркации.

Вопросы для обсуждения:

В чем заключается явление самоорганизации? Приведите примеры из области химии и физики. Почему они не могут быть описаны с позиций классической науки?

Как строится термодинамика открытых систем? Что такое устойчивые и неустойчивые

равновесные состояния? Поясните понятия простой и сложной системы.

Как возникают структуры из хаоса в неорганической и живой материях? Каковы условия их образования? Приведите примеры из разных областей естествознания.

Что такое синергетика и каково ее значение для современной картины мира? Каков механизм эволюции в соответствии с представлениями синергетики?

Какие этапы можно выделить в развитии самоорганизующихся систем? Что такое фазовое пространство и как оно используется в моделировании сложных систем?

Поясните понятие диссипативной структуры по И. Пригожину.

Каково соотношение случайного и закономерного в концепции развития?

Какую роль сыграл принцип элементарного беспорядка в естествознании?

Рекомендуемая литература:[6.1.1, с. 46-56], [6.1.3, с. 519-530]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

Знать:самоорганизацию и моделирование процессов в сложных системах порядок и беспорядок в природе.Понятие хаоса, фрактала. Понятие аттрактора и бифуркации.

Уметь:объяснятьсамоорганизацию и моделирование процессов в сложных системах порядок и беспорядок в природе.Понятие хаоса, фрактала. Понятие аттрактора и бифуркации.

В целях контроля достижения целей лекционных и семинарских занятий темы 5.3 проводится тестирование:

Вопрос 1. Системы, способные создавать упорядоченность из хаоса называются:

а) диссипативными

б) открытыми

в) хаотичными

г) прогрессивными

Вопрос 2. Создателем науки синергетика является:

а) Хакен

б) Ньютон

в) Максвелл

г) Фарадей

 

Вопрос 3 Синергетика- это наука о:

а) самоорганизации систем

б) Структуре систем

в) Динамики систем

 

Вопрос 4. Синергетические процессы происходят, если система находится в состоянии:

а) Неравновесной

б) Равновесной

в) Неопределённом

Вопрос 5. Синергетические процессы происходят только в системах:

а)Открытых

б) Закрытых

в) Изолированных

г) Термодинамических

 

Вопрос 6 Аттрактор – это:

а) единица наследственного материала, участок ДНК или хромосомы, отвечающий за формирование какого-либо элементарного признака (элементарная единица на молекулярно-генетическом уровне организации

б) элементарная организованная часть живой материи, в которой постоянно протекают анаболические (синтез крупных молекул из мелких и простых с затратами тепла) и катаболические (распад крупных молекул на мелкие и простые с выделением тепла) процессы.

в) финальная точка любой траектории в фазовом пространстве.

 

Вопрос 7. Что такое самоорганизация?

а) – этоспонтанноеобразованиевысокоупорядоченныхструктуриз хаоса за счет синхронного сознательного действия многих подсистем.

б) - это проявление Вселенского Сознания

 

Вопрос 8. В системах с отрицательной обратной связью коэффициент передачи системы по сравнению с коэффициентом передачи системы без обратной связи:

а) Уменьшается

б) Возрастает

в) Остается без изменения

Вопрос 9. В системах с положительной обратной связью коэффициент передачи системы по сравнению с коэффициентом передачи системы без обратной связи:

а) Возрастает

б) Уменьшается

в) Остается без изменений

 


3.4.1.1. Для студентов:

Тема 1.3. Практическое занятие.История естествознания.

Цель занятия: изучить представление о критерии истинности знания.

При подготовке к занятию необходимо дополнить теоретический материал практическими примерами.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Представление о критерии истинности знания.

2. Каковы отличия научного познания от ненаучного? Чем отличаются естественно-научная и гуманитарная культуры, естественнонаучный подход от философского?

3. Какие общенаучные методы используются в естествознании? Дайте определение понятиям «мысленный эксперимент» и «модельный эксперимент» и приведите примеры.

4. Какова последовательность этапов развития научного знания? Чем отличается дисциплинарный подход от междисциплинарного?

5. Назовите этапы развития естествознания.

6. Дайте определение понятию «научная революция» и приведите примеры.

7. Дайте определение понятию «научная картина мира» и приведите пример смены картин мира.

8. Охарактеризуйте свойства систем и системный подход.

9. Дайте определение понятию НТР и сформулируйте ее проблемы.

Рекомендуемая литература: [6.4.1, с. 5-18], [6.4.2, с. 5-15].

В качестве текущего контроля по теме 1.3. обучающиеся отвечают на вопросы теста.

 

 

Тема 2.2. Семинарское занятие. Понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе.

Цель занятия: изучить понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе.

При подготовке к занятию необходимо дополнить теоретический материал практическими примерами.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

Охарактеризуйте концепции близко - и дальнедействия.

Поясните понятие «поле».

Кто и как создавал теорию электромагнитного поля?

Какие фундаментальные взаимодействия выделены в физике и почему они так названы?

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 65-73], [6.1.3, с. 531 -545]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В качестве текущего контроля по теме 2.2. обучающиеся отвечают на вопросы теста.

 

 

Тема 2.3. Семинарское занятие.Корпускулярно- волновой дуализм света материи.



Просмотров 887

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!