Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Вопрос 3. Какие из приведенных ниже характеристик систем наиболее полно и точно
соответствуют сущности синергетики: а) нелинейность, эмерджентность, закрытость, стационарность; б) нестабильность, открытость, диссипативность, нелинейность; в) открытость, неравновестность, линейность, катастрофичность; г) стабильность, стационарность, негэнтропийность, закрытость,
Вопрос 4. Создателем концепций синергетики в науке стал: а) Владимир Вернадский; б) Никита Моисеев; в) Герман Хакен; г) Илья Пригожин; д) Норберт Винер;
Вопрос 5. Синергетика и теория диссипативных структур относятся к наукам: а) социально-экономического направления; б) физического направления; в) междисциплинарного направления; г) биологического направления; д) химического направления.
Тема 5.2. Семинарское занятие.Концепции эволюции растительного и животного мира. Ноосфера Цель занятия: концепции эволюции и коэволюции растительного и животного мира. Принцип универсального эволюционизма. Понятие ноосферы. Человек — качественно новая ступень развития биосферы. Вопросы для обсуждения: 1. Опишите этапы эволюции жизни до появления человека. 2. Обоснуйте на основе эволюционных представлений о развитии структурных уровней организации живой материи становление ноосферы. Существует ли ноосфера в настоящее время? 3. Как происходила эволюция с позиции концепции коэволюции? 4. Поясните выражение «Земля - живой организм». 5. В чем феномен человека? 6. С какого времени начинается человеческая история? 7. Как Вы понимаете проблемы социальной экологии, этологии и социобиологии?
Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 62-64], [6.1.3, с. 519-530]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4] Знать:концепции эволюции и коэволюции растительного и животного мира. Принцип универсального эволюционизма. Понятие ноосферы. Человек — качественно новая ступень развития биосферы. Уметь: объяснять концепции эволюции и коэволюции растительного и животного мира. Принцип универсального эволюционизма. Понятие ноосферы. Человек — качественно новая ступень развития биосферы. В целях контроля достижения целей лекционного и семинарского занятий по теме 5.2 обучающиеся письменно отвечают на вопросы: Вопрос 1. Все виды деятельности человека относятся к факторам: а) абиотическим; б) биотическим; в) периодическим; г) действующим непериодически (случайно); д) правильные ответы а) и в). Вопрос 2. Действием только биологических факторов нельзя объяснить появление у человека: а) S-образного изгиба позвоночника; б) мышления; в) извилин головного мозга; г) прямохождения. Вопрос 3. Почему людей всех рас относят к одному виду? Это потому, что: а) клетки содержат одинаковое число хромосом; б) они сходны по строению, жизнедеятельности, числу и составу хромосом, вступают в брак и имеют полноценных детей; в) прямоходящие, обладают речью и мышлением; г) они имеют одного предка — австралопитека. Вопрос 4. В органе зрения человека функцию линзы выполняет: а) зрачок; б) сетчатка; в) хрусталик; г) роговица. Вопрос 5. Каковы доказательства происхождения человека от животных или наоборот? а) одинаковая структура клеток животных и человека, палеонтологические исследования; б) кровь животных и человека практически идентичны, внутренние органы имеют полное сходство в своем функционировании; в) сходство строения и жизнедеятельности человека и млекопитающих животных и их зародышей, наличие у человека рудиментов и атавизмов, палеонтологические находки древних людей; г) сходная структура ДНК человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов. Вопрос 6. Под воздействием в основном биологических факторов эволюции у людей сформировались: а) развитое мышление; б) расовые различие; в) общественный образ жизни; г) речь. Вопрос 7. Под воздействием только социальных факторов эволюции у людей сформировались: а) речь; б) трудовая деятельность и общество; в) эмоции; г) мышление Вопрос 8. Наше время в истории (геохронологии) Земли называется: а) юрский период мезозойской эры; б) неогеновый период кайнозойской эры; в) четвертичный период кайнозойской эры; г) палеоген.
Вопрос 9. Человечество выживет лишь в том случае, если: а) сохранится озоновый слой; б) будет поддерживаться биологическое разнообразие; в) не наступит ни похолодания, ни потепления климата; г) повышающееся антропогенное воздействие на биосферу не превзойдет некоторого предельного порогового уровня; д) если удастся победить инфекционные и онкологические заболевания.
Тема 5.3.Семинарское занятие.Самоорганизации и моделирования процессов в сложных системах. Порядок и беспорядок в природе. Цель занятия: изучить самоорганизацию и моделирование процессов в сложных системах порядок и беспорядок в природе.Понятие хаоса, фрактала. Понятие аттрактора и бифуркации. Вопросы для обсуждения: В чем заключается явление самоорганизации? Приведите примеры из области химии и физики. Почему они не могут быть описаны с позиций классической науки? Как строится термодинамика открытых систем? Что такое устойчивые и неустойчивые равновесные состояния? Поясните понятия простой и сложной системы. Как возникают структуры из хаоса в неорганической и живой материях? Каковы условия их образования? Приведите примеры из разных областей естествознания. Что такое синергетика и каково ее значение для современной картины мира? Каков механизм эволюции в соответствии с представлениями синергетики? Какие этапы можно выделить в развитии самоорганизующихся систем? Что такое фазовое пространство и как оно используется в моделировании сложных систем? Поясните понятие диссипативной структуры по И. Пригожину. Каково соотношение случайного и закономерного в концепции развития? Какую роль сыграл принцип элементарного беспорядка в естествознании? Рекомендуемая литература:[6.1.1, с. 46-56], [6.1.3, с. 519-530]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4] Знать:самоорганизацию и моделирование процессов в сложных системах порядок и беспорядок в природе.Понятие хаоса, фрактала. Понятие аттрактора и бифуркации. Уметь:объяснятьсамоорганизацию и моделирование процессов в сложных системах порядок и беспорядок в природе.Понятие хаоса, фрактала. Понятие аттрактора и бифуркации. В целях контроля достижения целей лекционных и семинарских занятий темы 5.3 проводится тестирование: Вопрос 1. Системы, способные создавать упорядоченность из хаоса называются: а) диссипативными б) открытыми в) хаотичными г) прогрессивными Вопрос 2. Создателем науки синергетика является: а) Хакен б) Ньютон в) Максвелл г) Фарадей
Вопрос 3 Синергетика- это наука о: а) самоорганизации систем б) Структуре систем в) Динамики систем
Вопрос 4. Синергетические процессы происходят, если система находится в состоянии: а) Неравновесной б) Равновесной в) Неопределённом Вопрос 5. Синергетические процессы происходят только в системах: а)Открытых б) Закрытых в) Изолированных г) Термодинамических
Вопрос 6 Аттрактор – это: а) единица наследственного материала, участок ДНК или хромосомы, отвечающий за формирование какого-либо элементарного признака (элементарная единица на молекулярно-генетическом уровне организации б) элементарная организованная часть живой материи, в которой постоянно протекают анаболические (синтез крупных молекул из мелких и простых с затратами тепла) и катаболические (распад крупных молекул на мелкие и простые с выделением тепла) процессы. в) финальная точка любой траектории в фазовом пространстве.
Вопрос 7. Что такое самоорганизация? а) – этоспонтанноеобразованиевысокоупорядоченныхструктуриз хаоса за счет синхронного сознательного действия многих подсистем. б) - это проявление Вселенского Сознания
Вопрос 8. В системах с отрицательной обратной связью коэффициент передачи системы по сравнению с коэффициентом передачи системы без обратной связи: а) Уменьшается б) Возрастает в) Остается без изменения Вопрос 9. В системах с положительной обратной связью коэффициент передачи системы по сравнению с коэффициентом передачи системы без обратной связи: а) Возрастает б) Уменьшается в) Остается без изменений
3.4.1.1. Для студентов: Тема 1.3. Практическое занятие.История естествознания. Цель занятия: изучить представление о критерии истинности знания. При подготовке к занятию необходимо дополнить теоретический материал практическими примерами. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию: 1. Представление о критерии истинности знания. 2. Каковы отличия научного познания от ненаучного? Чем отличаются естественно-научная и гуманитарная культуры, естественнонаучный подход от философского? 3. Какие общенаучные методы используются в естествознании? Дайте определение понятиям «мысленный эксперимент» и «модельный эксперимент» и приведите примеры. 4. Какова последовательность этапов развития научного знания? Чем отличается дисциплинарный подход от междисциплинарного? 5. Назовите этапы развития естествознания. 6. Дайте определение понятию «научная революция» и приведите примеры. 7. Дайте определение понятию «научная картина мира» и приведите пример смены картин мира. 8. Охарактеризуйте свойства систем и системный подход. 9. Дайте определение понятию НТР и сформулируйте ее проблемы. Рекомендуемая литература: [6.4.1, с. 5-18], [6.4.2, с. 5-15]. В качестве текущего контроля по теме 1.3. обучающиеся отвечают на вопросы теста.
Тема 2.2. Семинарское занятие. Понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе. Цель занятия: изучить понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе. При подготовке к занятию необходимо дополнить теоретический материал практическими примерами. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию: Охарактеризуйте концепции близко - и дальнедействия. Поясните понятие «поле». Кто и как создавал теорию электромагнитного поля? Какие фундаментальные взаимодействия выделены в физике и почему они так названы? Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 65-73], [6.1.3, с. 531 -545]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4] В качестве текущего контроля по теме 2.2. обучающиеся отвечают на вопросы теста.
Тема 2.3. Семинарское занятие.Корпускулярно- волновой дуализм света материи.
|