Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Практические (семинарские) занятия
3.4.1. Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских (практических) занятий(для студентов и преподавателей)
3.4.1.1. Для преподавателей:
Тема 1.3. Практическое занятие. История естествознания. Панорама современного естествознания. Цель занятия: изучить историю естественных наук. Становление естествознания. Триумф классического естествознания. Формирование основных естественнонаучных дисциплин. Неклассическое естествознание. Современное естествознание и тенденции его развития. Путь к единой культуре Вопросы для обсуждения: 1. Представление о критерии истинности знания. 2. Каковы отличия научного познания от ненаучного? Чем отличаются естественно-научная и гуманитарная культуры, естественнонаучный подход от философского? 3. Какие общенаучные методы используются в естествознании? Дайте определение понятиям «мысленный эксперимент» и «модельный эксперимент» и приведите примеры. 4. Какова последовательность этапов развития научного знания? Чем отличается дисциплинарный подход от междисциплинарного? 5. Назовите этапы развития естествознания. 6. Дайте определение понятию «научная революция» и приведите примеры. 7. Дайте определение понятию «научная картина мира» и приведите пример смены картин мира. 8. Охарактеризуйте свойства систем и системный подход. 9. Дайте определение понятию НТР и сформулируйте ее проблемы. Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 42-47], [6.4.1, с. 43-53]. В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями: ОК-13; ПК-1; ПК-4; ПК-6. Знать: историю естественных наук. Становление естествознания. Триумф классического естествознания. Формирование основных естественнонаучных дисциплин. Неклассическое естествознание. Современное естествознание и тенденции его развития уметь: объяснять историю естественных наук. Становление естествознания. Триумф классического естествознания. Формирование основных естественнонаучных дисциплин. Неклассическое естествознание. Современное естествознание и тенденции его развития В целях контроля достижения целей лекционного и семинарского занятий по темам Вопрос 1. Гуманитарное знание включает: а) историю, педагогику, физику; б) электрохимию, порошковую металлургию, в) психологию, философию, педагогику, г) психологию, философию, педагогику, астрономию.
Вопрос 2. Этические проблемы научного творчества связаны с: а) лазерное, психотропное, психотропное и бактериологическое оружие, б) алкоголизация, наркомания, низкий уровень культуры; в) пересадка органов, клонирование, генетическая модификация продуктов питания г) экологические проблемы.
Вопрос 3. Основной формой научного знания являются: а) математика, б) гипотезы, в) теории г) философия
Вопрос 4. Аналитическая геометрия создана: а) Декартом б) Лейбницем в) Ньютоном г) Фалесом
Вопрос 5. Парадигма – это: а) метод познания путем перехода от общих положений к частным результатам; б) предположение, выдвинутое для разрешения неопределенной ситуации (объясняет и систематизирует некоторые факты); в) эталон, с помощью которого оцениваются и отбираются факты, идеи и теории; г) научный, метод отражающий единство всех форм знаний об окружающем мире независимо от конкретных приемов и способов исследования; д) связь между состояниями материи, которые вызываются причинами.
Вопрос 6. Естественнонаучный подход основан на: а) продолжительном наблюдении за явлениями природы, б) переходе от общих посылок к общим результатам в) соединении различных частей элемента в единое целое г) воспроизводимости, д) повторяемости результатов, е) актуальности результатов
Вопрос 7. Естественнонаучный подход основан на следующих свойствах измеряемых величин и оцениваемых параметрах математических моделей: а) избыточности данных, допускающих вероятностное оценивание; б) правильности математических модулей, в) научное знание (идеи, концепции, модели, теории, выводы,…) всегда относительно и ограничено, г) все вышеперечисленное.
Вопрос 8 . Научная программа – это: а)определенность поведения и описания системы; б) общая система представлений и понятий в процессе формирования естественно-научных теорий; г) это изменение научной картины мира (законов, методов), д) система единых принципов, претендующая на всеобщий охват и объяснение какого-либо явления. Она определяет характеристики объекта и возможность проверки заявленных принципов Вопрос 9. Абстрагирование – это: а) обобщение свойств объекта для дальнейших исследований б) игнорирование несущественных для исследования свойств предмета. в) предположение, выдвинутое для разрешения неопределенной ситуации г) определенность поведения и описания системы.
Вопрос 10. Эксперимент отличается от наблюдения: а) вмешательством наблюдателя в процесс; б) сложностью процессов; в) технической оснащенностью; г) необходимостью проверки результатов; д) наличием программы действий.
Вопрос 11. Суть принципа суперпозиции состоит в том, что: а) все живое асимметрично, то есть, состоит из неровных, не совсем правильных (несимметричных) частей; б) результат сложного действия может быть определен как сумма результатов простых действий в) «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний». г)чем больше масса частицы тем меньше неопределенность ее координаты и скорости Dх Dv ³ h / (2pm).
Вопрос 12. Определение НТР - это: а) общая система представлений и понятий в процессе формирования естественно-научных теорий б) изменение научной картины мира (законов, методов) в) система единых принципов, претендующая на всеобщий охват и объяснение какого-либо явления. г) переход вещества из одного агрегатного состояния в другие (изменяются энтропия и удельный объем системы). Вопрос 13.До ХХ века в физике господствовало представление о невидимой субстанции (тонкой материи), заполняющей мировое пространство, о… а)физическом вакууме; б)мировом эфире; в)апейроне; г)флогистоне. Вопрос 14.Чтоучитывает системный подход? а)чтокласс лептонов состоит из шести частиц и шести античастиц (электрон, мюон, тау-лептон и три вида нейтрино); б)сумму результатов простых действий; в)структуру – совокупность взаимосвязей и взаимодействий частей системы обусловливающую возникновение целостных свойств; г)чтос ростом энергии возбуждения квантовые состояния сближаются и даже сливаются (квантовые эффекты исчезают). Вопрос 15. Неклассическое естествознание признаёт: а)картину мира, которая представляет природу сложным иерархичным единством саморегулирующихся систем; б)историческую изменчивость научного знания, относительность истины; в)активность субъекта познания; г)что цели науки, определяющие стратегии исследования и способы формирования или выделения объектов, обусловлены мировоззренческими и ценностными установками; д) влияние познавательных средств на объект Вопрос 16. В постнеклассической науке: а)картина мира должна строиться на основе единства мироздания, приоритете роста Мудрости и Любви перед ростом Мощи (могущества) человечества; б)объяснение и описание исследуемого объекта не может быть ценностно-нейтральным и должны присутствовать факторы, учитывающие этические и гуманистические принципы; в)объектами исследования сложные системные образования, характеризуемые не только саморегулированием, но и саморазвитием; г)взаимодействие человека со сложными системами не может быть просчитано достоверно, что повышает его ответственность за возможные негативные изменения состояний систем; д)специальные картины мира различных наук становятся относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира. Вопрос 17. Последовательность этапов развития научного знания: а)рождение науки, классическая наука,неклассическая наука, постнеклассическая наука; эзотерический этап науки, зарождение естествознания; б)классическая наука,неклассическая наука, постнеклассическая наука; эзотерический этап науки, зарождение естествознания; в)зарождение естествознания,рождение науки, классическая наука,неклассическая наука, постнеклассическая наука; г)зарождение естествознания,рождение науки, классическая наука,неклассическая наука, эзотерический этап науки. Тема 2.2. Семинарское занятие. Понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе. Цель занятия: изучить понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе. Вопросы для обсуждения: Охарактеризуйте концепции близко - и дальнодействия. Поясните понятие «поле». Кто и как создавал теорию электромагнитного поля? Какие фундаментальные взаимодействия выделены в физике и почему они так названы? Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 65-73], [6.1.3, с. 531 -545]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4] В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями: ОК-13; ПК-6; ПК-13. Знать: понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе. уметь: объяснять понятие «поле», охарактеризовать концепции близко- и дальнедействия, теорию электромагнитного поля, фундаментальные взаимодействия физике. В целях контроля достижения целей лекционных и семинарских занятий второго раздела, во второй части занятия обучающиеся письменно отвечают на вопросы по теме 2.1 (тест): Вопрос 1. Согласно Ньютону, абсолютное пространство – это… а) форма существования движущейся материи; б) расстояние между физическими телами; в) независимо существующее вместилище материальных тел; г) протяженность, заданная своей формой; д) физическая сущность, обладающая конкретными свойствами и структурой (не только как вместилище материи); е) модель независимо существующей субстанции, где могут перемещаться материальные тела и частицы света.
Вопрос 2. Определение времени: а) «Абсолютное, истинное математическое время, существующее само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью». б) это атрибут Вселенского сознания, проявленный в Мироздании во взаимосвязи с пространством и отображающий продолжительность, скорость протекания (мгновенно, быстро, бесконечно, медленно) и направление (в прошлое, в будущее) всех без исключения процессов (движений, изменений,..); в) форма существования движущейся материи; г)относительный «порядок последовательностей»; д)10 млрд. колебаний атома цезия Cs. Вопрос 3. Календарь – это. а) относительный «порядок последовательностей»; б) отсчет в какой-либо системе летоисчисления от определенной начальной даты; в) система отсчета длительных промежутков времени с определенным порядком счета дней в году и указанном начале отсчета; Вопрос 4. Кому принадлежит высказывание: «Время — совсем не такое, как нам кажется. Оно не течет в одном направлении, и будущее существует одновременно с прошлым». а)Н. Бору б)А. Эйнштейну в)М. Ломоносову г)Р. Декарту Вопрос 5. Принцип относительности Галилея: а)в науке пространство рассматривают как физическую сущность, обладающую конкретными свойствами и структурой (не только как вместилище материи). б)физические процессы не зависят от равномерного и прямолинейного движения системы отсчета в)в микромире при измерении не для всех переменных получаются определенные значения. г)все живое асимметрично, то есть, состоит из неровных, не совсем правильных (несимметричных) частей, деталей.
|