Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Практические (семинарские) занятия



Тема практического (семинарского) и (или) лабораторного занятия № темы из раздела 2 Объем времени, час Интерактивные формы занятий, час
норм. срок обучения сокращ. ускорен.) норм. срок обучения сокращ. (ускорен.)
очная заочная очная заочная очная заочная
     
1.3.История естествознания          
2.3.Корпускулярно-волновой дуализм света и материи.Концепции взаимодействий и структур в микромире          
3.2. Концепции эволюционной биологии.Основные гипотезы происхождения живого          
4.2.Галактика, ее форма и строение. Солнечная система. Земля          
5.1.Концепции строения и функционирования на биосферном уровне организации живой материи.          
5.2.Концепции эволюции растительного и животного мира. Концепции коэволюции и ноосферы.Человек — качественно новая ступень развития биосферы          
5.3.Концепции самоорганизации и моделирования процессов в сложных системах и природе.          
Итого:          

3.4.1. Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских (практических) занятий(для студентов и преподавателей)

 

3.4.1.1. Для преподавателей:

 

Тема 1.3. Практическое занятие. История естествознания. Панорама современного естествознания.

Цель занятия: изучить историю естественных наук. Становление естествознания. Триумф классического естествознания. Формирование основных естественнонаучных дисциплин. Неклассическое естествознание. Современное естествознание и тенденции его развития. Путь к единой культуре

Вопросы для обсуждения:

1. Представление о критерии истинности знания.

2. Каковы отличия научного познания от ненаучного? Чем отличаются естественно-научная и гуманитарная культуры, естественнонаучный подход от философского?

3. Какие общенаучные методы используются в естествознании? Дайте определение понятиям «мысленный эксперимент» и «модельный эксперимент» и приведите примеры.

4. Какова последовательность этапов развития научного знания? Чем отличается дисциплинарный подход от междисциплинарного?

5. Назовите этапы развития естествознания.

6. Дайте определение понятию «научная революция» и приведите примеры.

7. Дайте определение понятию «научная картина мира» и приведите пример смены картин мира.

8. Охарактеризуйте свойства систем и системный подход.

9. Дайте определение понятию НТР и сформулируйте ее проблемы.

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 42-47], [6.4.1, с. 43-53].

В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями: ОК-13; ПК-1; ПК-4; ПК-6.

Знать: историю естественных наук. Становление естествознания. Триумф классического естествознания. Формирование основных естественнонаучных дисциплин. Неклассическое естествознание. Современное естествознание и тенденции его развития

уметь: объяснять историю естественных наук. Становление естествознания. Триумф классического естествознания. Формирование основных естественнонаучных дисциплин. Неклассическое естествознание. Современное естествознание и тенденции его развития

В целях контроля достижения целей лекционного и семинарского занятий по темам
1.1, 1.2. обучающиеся письменно отвечают на вопросы:

Вопрос 1. Гуманитарное знание включает:

а) историю, педагогику, физику;

б) электрохимию, порошковую металлургию,

в) психологию, философию, педагогику,

г) психологию, философию, педагогику, астрономию.

 

Вопрос 2. Этические проблемы научного творчества связаны с:

а) лазерное, психотропное, психотропное и бактериологическое оружие,

б) алкоголизация, наркомания, низкий уровень культуры;

в) пересадка органов, клонирование, генетическая модификация продуктов питания

г) экологические проблемы.

 

Вопрос 3. Основной формой научного знания являются:


а) математика,

б) гипотезы,

в) теории

г) философия

 

Вопрос 4. Аналитическая геометрия создана:

а) Декартом

б) Лейбницем

в) Ньютоном

г) Фалесом

 

Вопрос 5. Парадигма – это:

а) метод познания путем перехода от общих положений к частным результатам;

б) предположение, выдвинутое для разрешения неопределенной ситуации (объясняет и систематизирует некоторые факты);

в) эталон, с помощью которого оцениваются и отбираются факты, идеи и теории;

г) научный, метод отражающий единство всех форм знаний об окружающем мире независимо от конкретных приемов и способов исследования;

д) связь между состояниями материи, которые вызываются причинами.

 

Вопрос 6. Естественнонаучный подход основан на:

а) продолжительном наблюдении за явлениями природы,

б) переходе от общих посылок к общим результатам

в) соединении различных частей элемента в единое целое

г) воспроизводимости,

д) повторяемости результатов,

е) актуальности результатов

 

Вопрос 7. Естественнонаучный подход основан на следующих свойствах измеряемых величин и оцениваемых параметрах математических моделей:

а) избыточности данных, допускающих вероятностное оценивание;

б) правильности математических модулей,

в) научное знание (идеи, концепции, модели, теории, выводы,…) всегда относительно и ограничено,

г) все вышеперечисленное.

 

Вопрос 8 . Научная программаэто:

а)определенность поведения и описания системы;

б) общая система представлений и понятий в процессе формирования естественно-научных теорий;

г) это изменение научной картины мира (законов, методов),

д) система единых принципов, претендующая на всеобщий охват и объяснение какого-либо явления. Она определяет характеристики объекта и возможность проверки заявленных принципов

Вопрос 9. Абстрагирование – это:

а) обобщение свойств объекта для дальнейших исследований

б) игнорирование несущественных для исследования свойств предмета.

в) предположение, выдвинутое для разрешения неопределенной ситуации

г) определенность поведения и описания системы.

 

Вопрос 10. Эксперимент отличается от наблюдения:

а) вмешательством наблюдателя в процесс;

б) сложностью процессов;

в) технической оснащенностью;

г) необходимостью проверки результатов;

д) наличием программы действий.

 

Вопрос 11. Суть принципа суперпозиции состоит в том, что:

а) все живое асимметрично, то есть, состоит из неровных, не совсем правильных (несимметричных) частей;

б) результат сложного действия может быть определен как сумма результатов простых действий

в) «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний».

г)чем больше масса частицы тем меньше неопределенность ее координаты и скорости Dх Dv ³ h / (2pm).

 

Вопрос 12. Определение НТР - это:

а) общая система представлений и понятий в процессе формирования

естественно-научных теорий

б) изменение научной картины мира (законов, методов)

в) система единых принципов, претендующая на всеобщий охват и объяснение

какого-либо явления.

г) переход вещества из одного агрегатного состояния в другие (изменяются энтропия

и удельный объем системы).

Вопрос 13.До ХХ века в физике господствовало представление о невидимой субстанции (тонкой материи), заполняющей мировое пространство, о…

а)физическом вакууме;

б)мировом эфире;

в)апейроне;

г)флогистоне.

Вопрос 14.Чтоучитывает системный подход?

а)чтокласс лептонов состоит из шести частиц и шести античастиц (электрон, мюон, тау-лептон и три вида нейтрино);

б)сумму результатов простых действий;

в)структуру – совокупность взаимосвязей и взаимодействий частей системы обусловливающую возникновение целостных свойств;

г)чтос ростом энергии возбуждения квантовые состояния сближаются и даже сливаются (квантовые эффекты исчезают).

Вопрос 15. Неклассическое естествознание признаёт:

а)картину мира, которая представляет природу сложным иерархичным единством саморегулирующихся систем;

б)историческую изменчивость научного знания, относительность истины;

в)активность субъекта познания;

г)что цели науки, определяющие стратегии исследования и способы формирования или выделения объектов, обусловлены мировоззренческими и ценностными установками;

д) влияние познавательных средств на объект

Вопрос 16. В постнеклассической науке:

а)картина мира должна строиться на основе единства мироздания, приоритете роста Мудрости и Любви перед ростом Мощи (могущества) человечества;

б)объяснение и описание исследуемого объекта не может быть ценностно-нейтральным и должны присутствовать факторы, учитывающие этические и гуманистические принципы;

в)объектами исследования сложные системные образования, характеризуемые не только саморегулированием, но и саморазвитием;

г)взаимодействие человека со сложными системами не может быть просчитано достоверно, что повышает его ответственность за возможные негативные изменения состояний систем;

д)специальные картины мира различных наук становятся относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира.

Вопрос 17. Последовательность этапов развития научного знания:

а)рождение науки, классическая наука,неклассическая наука, постнеклассическая наука; эзотерический этап науки, зарождение естествознания;

б)классическая наука,неклассическая наука, постнеклассическая наука; эзотерический этап науки, зарождение естествознания;

в)зарождение естествознания,рождение науки, классическая наука,неклассическая наука, постнеклассическая наука;

г)зарождение естествознания,рождение науки, классическая наука,неклассическая наука, эзотерический этап науки.

Тема 2.2. Семинарское занятие. Понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе.

Цель занятия: изучить понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе.

Вопросы для обсуждения:

Охарактеризуйте концепции близко - и дальнодействия.

Поясните понятие «поле».

Кто и как создавал теорию электромагнитного поля?

Какие фундаментальные взаимодействия выделены в физике и почему они так названы?

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 65-73], [6.1.3, с. 531 -545]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями: ОК-13; ПК-6; ПК-13.

Знать: понятие «поле». Фундаментальные взаимодействия в природе.

уметь: объяснять понятие «поле», охарактеризовать концепции близко- и дальнедействия, теорию электромагнитного поля, фундаментальные взаимодействия физике.

В целях контроля достижения целей лекционных и семинарских занятий второго раздела, во второй части занятия обучающиеся письменно отвечают на вопросы по теме 2.1 (тест):

Вопрос 1. Согласно Ньютону, абсолютное пространство – это…

а) форма существования движущейся материи;

б) расстояние между физическими телами;

в) независимо существующее вместилище материальных тел;

г) протяженность, заданная своей формой;

д) физическая сущность, обладающая конкретными свойствами и структурой (не только как вместилище материи);

е) модель независимо существующей субстанции, где могут перемещаться материальные тела и частицы света.

 

Вопрос 2. Определение времени:

а) «Абсолютное, истинное математическое время, существующее само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью».

б) это атрибут Вселенского сознания, проявленный в Мироздании во взаимосвязи с пространством и отображающий продолжительность, скорость протекания (мгновенно, быстро, бесконечно, медленно) и направление (в прошлое, в будущее) всех без исключения процессов (движений, изменений,..);

в) форма существования движущейся материи;

г)относительный «порядок последовательностей»;

д)10 млрд. колебаний атома цезия Cs.

Вопрос 3. Календарьэто.

а) относительный «порядок последовательностей»;

б) отсчет в какой-либо системе летоисчисления от определенной начальной даты;

в) система отсчета длительных промежутков времени с определенным порядком счета дней в году и указанном начале отсчета;

Вопрос 4. Кому принадлежит высказывание: «Время — совсем не такое, как нам кажется. Оно не течет в одном направлении, и будущее существует одновременно с прошлым».

а)Н. Бору

б)А. Эйнштейну

в)М. Ломоносову

г)Р. Декарту

Вопрос 5. Принцип относительности Галилея:

а)в науке пространство рассматривают как физическую сущность, обладающую конкретными свойствами и структурой (не только как вместилище материи).

б)физические процессы не зависят от равномерного и прямолинейного движения системы отсчета

в)в микромире при измерении не для всех переменных получаются определенные значения.

г)все живое асимметрично, то есть, состоит из неровных, не совсем правильных (несимметричных) частей, деталей.



Просмотров 851

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!