Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения под руководством преподавателя



При подготовке к занятиям необходимо уяснить место изучаемой темы в курсе “Русский язык и культура речи”, осмыслить те вопросы, которые раскрывают ее основное содержание. Обращаясь к учебной литературе, конспектам лекций в ходе подготовки к семинарскому занятию, слушателю следует обратить внимание на новые понятия, а также на тот материал, который рекомендован для самостоятельного изучения.

К каждому семинару следует составлять план своего выступления по всем вопросам занятия. В плане должна найти свое отражение и информация лекций, и информация из учебной и научной литературы.

Выступление на семинаре может быть основным и дополнительным. Основное выступление раскрывает вопрос в общих чертах, а дополнительное выступление уточняет детали, раскрывает частные моменты. Во время выступления слушателям разрешается пользоваться не только рабочим планом, но и собственным конспектом первоисточников, статей, монографий. Использование конспекта не может превращаться в его сплошное чтение. Необходимо учиться свободно излагать материал своими словами. За основное выступление в журнале ставятся две оценки: первая - за информативную насыщенность ответа и его логическую связанность, вторая - за творческое видение проблемы, умение обосновывать собственное мнение, оригинальность мышления. При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен: изучить рекомендованную литературу; дополнить конспекты лекций; изучить и законспектировать рекомендованные первоисточники по теме; подготовить ответы на все вопросы семинара; по согласованию с преподавателем подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара.

По структуре реферат состоит из:

- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;

- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

- списка используемой литературы;

- приложения.

В процессе подготовки к семинарскому занятию студенты могут воспользоваться консультациями (групповыми и индивидуальными) преподавателя.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы студентов.

Процесс обучения в высшем учебном заведении предполагает не только аудиторные занятия в форме лекций и семинаров (практических занятий), но значительный объем самостоятельной работы. Именно самостоятельная работа позволяет закрепить и расширить полученные знания — ведь необходимая информация усваивается вполне лишь при затратах определенных усилий. К формам самостоятельной работы можно отнести подготовку к практическим занятиям, работу с информацией, полученной на лекциях, изучение дополнительной научной, учебной и методической литературы, подготовку рефератов и докладов.

Только на первый взгляд самостоятельная работа может представляться рутинной и неинтересной. По сути, она является глубоко творческой деятельностью, результаты которой способны продемонстрировать не только уровень подготовки студента, но и его индивидуальность, уровень интеллектуального развития, причем не только продемонстрировать, но и развить. Не стоит пренебрегать такой возможностью. При этом в прямой зависимости находятся качество работы и объем усилий, затрачиваемых на ее подготовку. Существенную роль, несомненно, играет и опыт выполнения подобной работы.

Важнейшим элементом самостоятельной работы является умение работать с учебной литературой. Учебная литература вне зависимости от отрасли знаний весьма специфична, поэтому работать с ней следует соответственно. Подготовка к семинарам, зачетам, экзаменам, выполнению любой письменной работы предполагает исследование имеющихся в конкретной области учебных и научных публикаций. Поэтому студент должен иметь в виду следующее: с целью достижения максимально эффективного результата самостоятельная работа с учебным материалом должна включать несколько этапов.

На первом этапе основная задача студента — понять, о чем говорится в литературном источнике. Для этого достаточно просто не спеша пролистать учебник, лекции, статью или другую работу. Не стоит пытаться что-либо запомнить на данном этапе: это лишнее. Просто просматривайте текст. Результатом беглого просмотра материала должно стать более-менее четкое представление о его содержании. Ощущение после завершения первого этапа своеобразное: обычно студент чувствует, что столько информации понять, а тем более запомнить практически невозможно.

Второй этап — следующий шаг к освоению необходимой информации. Основная задача студента на этом этапе — максимально разобраться в изложенном материале. Для этого необходимо спокойно, внимательно просмотреть источник информации вновь, тщательно разбирал каждый вопрос. Запоминать специально информацию не стоит — если вы полностью поймете содержание, вы автоматически запомните его большую часть. Главное — не пропускать информацию, откладывая ее разбор на будущее. О том, что непонятно вообще, лучше спросить преподавателя — квалифицированное объяснение устранит сложность вопроса.

Цель третьего этапа — систематизировать полученные знания и привести их в строгое соответствие с вопросами, которые будут заданы на семинаре, зачете, экзамене. Для этого следует вслух отвечать на вопросы, рисовать таблицы, схемы, графики (если они имеются). Сначала — без помощи источника информации, затем, если качественный ответ не получается, — с его помощью. Результатом третьего этапа является уверенность, что вы готовы ответить на любой вопрос.

В целом это соответствует действительности, но если вы твердо рассчитываете на оценку в пять баллов, потрудитесь еще немного. Пройдите четвертый этап, цель которого — окончательное закрепление знаний. Литературный источник на этом этапе уже не требуется. Следует еще раз ответить на вопросы, но несколько иначе. Прочитайте вопрос и вспомните, про что вам следует рассказать при ответе на него, то есть мысленно составьте примерный план ответа. Это необходимо сделать с каждым вопросом, и на этом процесс подготовки к семинару, зачету, экзамену завершится.

Отдельно следует остановиться на подготовке к практическим занятиям в интерактивной форме. По русскому языку и культуре речи предусмотрено проведение занятий в форме деловых и ролевых игр. Такие занятия требуют от студента особой подготовки и более творческого подхода. Подготовка к таким занятиям потребует больших временных затрат, а источники информации не будут исчерпываться только литературой, рекомендованной преподавателем к каждой теме занятия. Необходимо также использовать информационные и поисковые системы, представленные в сети Интернет.

Учебным планом предусмотрено выполнение контрольного задания по русскому языку и культуре речи, что является одной из форм самостоятельной работы студентов. Темы контрольных заданий определяются преподавателем. В зависимости от сферы научных предпочтений студента и уровня его подготовки, тема контрольного задания может быть скорректирована по согласованию с преподавателем. Контрольное задание выполняется в письменной форме и представляется в течение семестра в срок, определяемый преподавателем.

 

 



Просмотров 466

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!