Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
ГЛАВА 7. Нормативные документы, регламентирующие внутренние и международные перевозки грузов различными видами транспорта
Содержание уставов и кодексов по видам транспорта
Систему нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие транспортные отношения, называют транспортным законодательством. Примечание. Разработка отечественного транспортного законодательства происходила, как под воздействием объективных условий, так и в результате субъективных представлений законодателя о целесообразности принятия тех или иных решений в области правового регулирования деятельности транспорта. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что транспортное законодательство Российской Федерации вобрало в себя все основные положения транспортного законодательства Союза ССР. Законодательству о транспорте в РФ присущ ряд особенностей: 1. Транспортное законодательство является наиболее кодифицированным массивом в российском законодательстве. Примечание. На всех видах транспорта приняты и действуют транспортные уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношений между перевозчиками и клиентурой, причем это законодательство постоянно совершенствуется, развивается динамично, с учетом развития экономики страны. 2. В транспортном законодательстве отражается особенность договоров, заключаемых транспортными предприятиями с большим кругом клиентуры (это и ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств, и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям, и т.д.). Примечание. Так, в российском законодательстве до сих пор действуют принятые еще первыми уставами и кодексами правила об ограниченной ответственности транспортных предприятий перед клиентурой за нарушение условий договора, обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности и т.п. 3. В транспортном законодательстве действует большое количество императивных норм, правила которых не могут быть заменены каким-либо иным условием. Императивная норма - (лат. jus cogens) - норма права, диспозиция которой выражена в определенной, категоричной форме. Примечание. В соответствии со статьёй 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., это норма, "которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер". 4. На транспортное законодательство оказывает существенное влияние законодательство в области международного транспорта. Например, в области торгового мореплавания основным международным соглашением является Брюссельская конвенция 1924 г., протокол которой содержит специальную оговорку о том, что участники Конвенции могут ввести ее в действие, "либо придав ей силу закона, либо включив в свое национальное законодательство правила, принятые Конвенцией в форме, соответствующей этому законодательству". Кодекс торгового мореплавания в своих статьях отразил все важнейшие положения Брюссельской конвенции (например, порядок составления коносамента и его реквизиты - ст. 142, 144, 146 КТМ). Нормы транспортных конвенций подлежат обязательному применению в процессе функционирования международного транспорта, во взаимоотношениях стран, заключивших соответствующую конвенцию. В Российской Федерации нормативные акты системы транспортного законодательства по своему содержанию делятся на: - кодификационно-комплексные, к которым относятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических методов. Примечание. Примером таких актов являются транспортные уставы и кодексы. - простые, которыми являются такие акты, которые не противоречат кодификационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их. Примечание. Примерами таких актов на транспорте являются - Правила перевозок грузов и пассажиров, действующие на каждом виде транспорта, которые уточняют и конкретизируют положения, закрепленные в транспортных уставах и кодексах. Основными регламентирующими документами являются транспортные уставы и кодексы. Устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Кодекс (лат. codex — книга) — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. В их числе выделяют: - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, принятый Федеральным законом №18-ФЗ от 10.01.2003 г. Данный устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг. Действие устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования. - Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, принятый Федеральным законом №259-ФЗ от 08.11.2007 г. Данный устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. Примечание. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации. - Кодекс торгового мореплавания, принятый Федеральным законом №81-ФЗ от 30.04.1999 г. Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для: - перевозок грузов, пассажиров и их багажа; - рыболовства; - разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; - лоцманской и ледокольной проводки; - поисковых, спасательных и буксирных операций; - подъема затонувшего в море имущества; - гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; - санитарного, карантинного и другого контроля; - защиты и сохранения морской среды; - проведения морских научных исследований; - учебных, спортивных и культурных целей; - иных целей. Примечание. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации. Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами (далее - законы), указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации). - Кодекс внутреннего водного транспорта, принятый Федеральным законом №24-ФЗ от 07.03.2001 г. Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность. Положения данного кодекса распространяются на: - внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения; - порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации; - суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации. - Воздушный кодекс, принятый Федеральным законом №60-ФЗ от 19.03.1997 г. Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. Примечание. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Государственное регулирование данной сферы направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности. К числу источников транспортного права относятся также нормативные акты, развивающие положения обозначенных выше кодексов и уставов, например указы Президента РФ, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений, постановления и распоряжения Правительства РФ, инструкций, постановления, правила, приказы, исходящие от министерств, агентств, департаментов и служб. Примечание. Примером актов подобного рода служитпостановление Правительства РФ от 11.03.1999 г. №277, которым утверждены «Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте». К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей. Современной тенденцией развития транспортного законодательства является его унификация, проявлением чего является принятие единого транспортного кодекса. Такие кодексы приняты Такв США, Канаде, Великобритания. Это страны англосаксонской системы права, в которой нет кодификации, как мы её понимаем, потому что там взаимоотношения складываются на основе практики и судебных прецедентов. В них принято периодически издавать сборники законодательных и правоприменительных актов, включая судебные прецеденты, по отдельным отраслям права. Такой вид кодификации позволяет плавно развивать общественное правосознание, постепенно, в ногу со временем, с изменением общественных отношений, корректируя правовые нормы.
|