Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА



Содержание и сущность права окружающей среды определяют общеправовые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы современного экологического права — это принцип уважения государственного суверенитета, невме­шательства во внутренние дела других государств, мирного разре­шения возникающих споров, добровольного исполнения взятых обя­зательств.

Что же касается отраслевых принципов, в последнее время сфор­мировались новые принципы, влияющие на концептуальные изме­нения и развитие права окружающей природной среды и получив­шие общее признание9. См.: Кравченко С. М., Андрусевич А. О., Бонайн Дж. Е. Актуальні проблеми міжнародного права навколишнього середовища: Підручник / За ред. С. М. Кравченко. — Л.: Вид. Центр ЛНУ, 2002. — С. 27-28.

Эти принципы закреплены Декларацией РИО, Договором о Ев­росоюзе, национальными законами об охране окружающей при­родной среды.

Статья 174 Договора о Евросоюзе перечисляет принципы эколо­гической деятельности ЕС.

Это принцип превентивных действий, означающий, что деятельность сообщества направлена на предуп­реждение и профилактику ущерба окружающей среде; принцип предосторожности, который заключается в том, что недостаток обо­снованных научных данных не может рассматриваться как причи­на отмены или отсрочки мероприятий Европейского Союза по про­филактике загрязнения окружающей среды или иного ущерба; принцип возмещения ущерба, означающий, что качество окружаю­щей среды должно быть восстановлено либо ущерб должен быть минимизирован; принцип ответственности загрязнителя означает, что расходы на мероприятия по восстановлению качества окружа­ющей среды возлагаются на владельцев источников загрязнений, а не на потребителя, желающего жить в здоровой и безопасной окружающей среде.

В решении по делу Safety High Tech Европейский суд разъяснил, что эти принципы имеют нормативное значение.

Принцип равноправия настоящего и будущих поколений требу­ет принимать во внимание влияние производственной деятельнос­ти в настоящем на условия жизни будущих поколений.

Этот прин­цип предполагает рациональное использование природных ресур­сов и предупреждение причинения вреда окружающей природной среде, изменение процедуры оценки влияния на окружающую при­родную среду.

Человек имеет фундаментальные права на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество ко­торой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей сре­ды на благо настоящего и будущих поколений. Природные ресур­сы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну, и особенно репре­зентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохра­нены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщатель­ного планирования и управления.

Пункт б Стокгольмской декларации гласит: наступил такой мо­мент в истории, когда мы должны регулировать свою деятельность в мире, проявляя более тщательную заботу в отношении послед­ствий этой деятельности для окружающей среды.

Из-за неведения или безразличного отношения мы можем нанести огромный не­поправимый ущерб земной среде, от которой зависят наша жизнь и благополучие.

И, наоборот, благодаря наиболее полному примене­нию наших знаний и более разумному подходу, мы можем обеспе­чить для себя и наших потомков лучшую жизнь в условиях среды, которая в большей степени будет соответствовать потребностям и чаяниям людей.

Охрана и улучшение окружающей человека сре­ды для нынешнего и будущих поколений стали важнейшей целью человечества, целью, которая должна быть достигнута совместно и в соответствии с установлениями и основными целями мира и меж­дународного экономического и социального развития.

Охрана экологических интересов будущих поколений в полной мере проявляется в борьбе мирового сообщества с изменениями климата.

В 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН «Об изменении климата», в которой отразилась обеспокоенность миро­вого сообщества изменением климата, вызванным человеческой деятельностью, решимость защищать климатическую систему в ин­тересах настоящего и будущего поколений.

Изменения климата Конвенция определяет как изменения кли­мата, прямо или косвенно обусловленные деятельностью человека, которая накладывается на природные колебания климата.

Небла­гоприятные последствия изменения климата понимаются как из­менения в физическом состоянии либо биоте Земли, вызванные изменениями климата, которые негативно влияют на состав, спо­собность к восстановлению или продуктивность природных экоси­стем, на функционирование социально-экономических систем или на здоровье и благосостояние людей.

Целью конвенции является стабилизация концентрации пар­никовых газов на таком уровне, который бы исключал опасное антропогенное влияние на климатическую систему при условии исключения угрозы производству продовольствия и устойчивому экономическому развитию.

Меры по предупреждению изменений климата должны быть эко­номически эффективными, широкомасштабными, охватывающими все источники парниковых газов, все экономические секторы — энергетику, транспорт, промышленность, сельское и лесное хозяй­ство, отходы.

Политика в сфере климата должна отвечать услови­ям каждой страны и быть интегрированной в национальные про­граммы экономического развития.

Согласно Киотскому протоколу к Конвенции развитые страны взяли на себя обязательство до 2012 г. уменьшить выбросы парниковых газов на 5%.

С этой целью определен порядок установления квот на выбросы парниковых газов и международной торговли квотами.

Наивысшим органом Конвенции об изменении климата явля­ется Конференция сторон.

К компетенции Конференции относится рассмотрение и утверждение докладов о соблюдении положений Конвенции.

На шестой сессии Конференции был сформулирован проект Боннских соглашений об осуществлении Буэнос-Айресско-го плана действий.

План предполагает техническую и финансовую поддержку развивающихся стран и стран с переходной экономи­кой, которые обязуются включить положения о мерах предупреж­дения изменения климата в Национальные стратегии устойчивого развития.

Финансирование необходимых мероприятий предполагается производить через Глобальный экологический фонд, основ­ными задачами которого являются борьба с изменениями климата, финансирование передачи технологий, энергетики, транспорта, про­мышленности, сельского и лесного хозяйства, помощь развиваю­щимся странам.

Седьмая сессия Конференции сторон состоялась в г. Маракеше (Марокко) в 2001 г.

Она утвердила Боннские согла­шения.

Стороны, включенные в Приложение 2 к Конвенции, изъя­вили согласие взять на себя обязательства по финансированию на­меченных мероприятий.

Сегодня существуют экономически эффективные технологии, по­зволяющие сократить выброс парниковых газов, затраты на решение этого вопроса не превышают 0,2-2% внутреннего валового продукта, а в случае международного сотрудничества будут даже меньше10. Доклад Конференции сторон о работе шестой сессии. Бонн, 2001. ООН FCCC/CP/2001/5.

По мнению Международного Суда ООН, следует учитывать уни­кальные качества ядерного оружия, а именно его способность на­носить вред будущим поколениям при проведении испытаний.

Применение принципа защиты интересов настоящего и буду­щего поколений иллюстрирует дело Хуана Антонио Опози (пред­ставитель детей) против Франческо Факторана.

Иск группы детей, как представителей будущего, против секретаря департамента ок­ружающей среды содержит требование отозвать лицензию на вы­рубку лесов и запретить выдавать новые лицензии.

В решении Вер­ховного Суда Филиппин сказано: «Нет необходимости говорить, что каждое поколение несет ответственность перед следующим по сохранению ритма и гармонии природы для обеспечения сбалан­сированной и здоровой экологии»11. См.: Кравченко С. М., Андрусевич А. О., Бонайн Дж. Е. Актуальні проблеми міжнародного права навколишнього середовища. — С. 31.

Принцип предостережения и предупреждения, декларированный 15-м принципом РИО, основан на признании того, что научная до­стоверность информации подтверждается слишком поздно для при­нятия эффективных правовых и политических мер для предупреж­дения причинения вреда окружающей природной среде.

Охрана ок­ружающей природной среды является наиболее эффективной, если осуществляется путем предупреждения причинения вреда.

Легче предупредить загрязнение путем сокращения и своевременной ути­лизации отходов, осуществления экологического аудита, менедж­мента и оценки влияния на окружающую природную среду.

Большинство экологических проблем требует комплексного ана­лиза технических, экономических, экологических факторов.

Этот принцип акцентирует внимание на степени вероятности наступле­ния вредных последствий для здоровья людей и природной среды.

Принцип предостережения переносит бремя доказывания обсто­ятельств, необходимых для принятия решения, на тех, кто плани­рует либо осуществляет такую деятельность.

Принцип предостережения и предупреждения является одним из наиболее значимых для предупреждения причинения экологи­ческого вреда еще до того, как он возникнет, и потому способствует минимализации ущерба и уменьшению затрат, необходимых для восстановления качества окружающей природной среды.

В случае возникновения угрозы причинения вреда окружаю­щей среде, отсутствие полной научной достоверности не рассмат­ривается как препятствие для применения превентивных мер с целью предупреждения деградации природы и причинения вреда здоровью людей.

Принцип предостережения применяется в случае достоверного установления возможного негативного влияния оп­ределенной деятельности, продукта или процесса на состояние здо­ровья людей или природные объекты, когда установить степень риска абсолютно точно не представляется возможным.

В Коммюнике Еврокомиссии определены условия и порядок при­менения принципа предостережения. Данный принцип должен бази­роваться на наиболее полной возможной научной оценке.

Степень достоверности информации определяется на всех стадиях деятель­ности.

Оценка касается степени риска осуществляемой деятельнос­ти и возможных последствий бездеятельности.

Должны быть также определены альтернативные варианты проекта.

Результаты науч­ной оценки должны быть доступны всем заинтересованным лицам12. См.: Миюевич М. М., Андрусевич Н. I., Будякова Т. О. Свропейське пра­во навколишнього середовища. — Л.: Еко-право, 2004. — С. 89-90.

Принцип предупреждения и предостережения вошел в Картагенский протокол о биобезопасности к Конвенции о биологичес­ком разнообразии от 29 января 2000 г. (Украина присоединилась к протоколу 12.09. 2002 г).

В протоколе поддерживается принцип применения превентивних мер, отображенный в 15-м принципе Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, от­мечается широкое распространение современных биотехнологий и возрастающая обеспокоенность общественности ее потенциальным иредным воздействием, признаются широкие возможности био­технологии для повышения благосостояния людей, при условии ис­пользования с соблюдением соответствующих мер безопасности.

Этот протокол регулирует безопасность передачи, обработки и использования живых измененных организмов, полученных в результате применения современных биотехнологий, могущих небла­гоприятно влиять на сохранение и устойчивое использование био­разнообразия и представлять угрозу для здоровья людей.

Особое внимание уделяется порядку трансграничного перемещения ука­занных организмов. Принцип требует детальной достоверной ин­формации и документации относительно измененных живых орга­низмов, ввозимых в страну, и их влияния на эндемичные организ­мы и население.

Протокол не применяется к трансграничному пе­ремещению живых измененных организмов, представляющих со­бою фармацевтические препараты для людей.

Принцип дифференцированной ответственности заключается в том, что все государства обязуются обеспечивать охрану окружаю­щей природной среды и устойчивое развитие, но вследствие раз­личных экономических, социальных и экологических условий на них возлагается различный объем ответственности.

Ответствен­ность в большем объеме возлагается на государства, чей «вклад» в деградацию окружающей природной среды более значительный.

Это позволяет более эффективно решать общие проблемы в сфере окружающей природной среды.

Концепция дифференцированной ответственности противоречива и не определяет четко, в какой степени развитые государства дол­жны предоставлять финансовую и другую помощь развивающим­ся странам13. См.: Кравченко С. М., Андрусевич А. О., Бонайн Дж. Е. Актуальні проблеми міжнародного права навколишнього середовища. — С. 35-36.

Не определены и источники финансирования.

Принцип оценки влияния на окружающую среду провозглашен в Декларации РИО и предусмотрен Конвенцией об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте (Еспо,1999), Протоколом по стратегической экологической оценке к Конвен­ции об оценке воздействия на окружающую среду в трансгранич­ном контексте (Киев, 21.05.2003 г.)

Государства осуществляют оценку влияния на состояние окру­жающей природной среды антропогенной деятельности, которая может оказывать негативное воздействие на состояние окружаю­щей природной среды.

Значение такой оценки обусловлено взаимо­связью между хозяйственной деятельностью и ее экологическими последствиями, необходимостью предупреждения причинения вре­да окружающей среде и осуществления мониторинга значительных вредных воздействий, необходимостью повышения качества инфор­мации и учета экологических факторов на ранних этапах приня­тия решений.

Стороны Конвенции на индивидуальной или коллек­тивной основе предпринимают необходимые и достаточные меры по предупреждению значительного вредного трансграничного вли­яния запланированной деятельности, его уменьшению и контролю за ним.

К деятельности, подлежащей оценке, относятся деятельность нефтеочистительных заводов, тепловых электростанций, металлур­гических и химических комбинатов, торговых портов, плотин, водохранилищ, строительство автомагистралей, вырубка лесов и т.д.

Согласно вышеупомянутому Протоколу, была признана важность полного учета экологических, в том числе связанных со здоровьем населения, соображений при разработке и принятии планов и про­грамм и, насколько это возможно, политики и законодательства.

Целью оценки влияния на состояние окружающей среды явля­ется обеспечение высокого уровня охраны окружающей среды, вклю­чая здоровье населения, путем: обеспечения того, чтобы экологи­ческие, в том числе связанные со здоровьем населения, соображе­ния тщательно учитывались при разработке планов и программ; установления четких, открытых и эффективных процедур страте­гической экологической оценки; обеспечения участия обществен­ности в стратегической экологической оценке и интеграции благо­даря этим мерам экологических, в том числе связанных со здоро­вьем населения, озабоченностей в меры и документы, разрабатыва­емые в целях обеспечения устойчивого развития.

Стратегическая экологическая оценка проводится в отношении планов и программ, которые разрабатываются для сельского и лесиого хозяйства, рыболовства, энергетики, промышленности, вклю-iiim горную добычу, транспорта, регионального развития, управле­ния отходами, водного хозяйства, телекоммуникаций, туризма, плани­рования развития городских и сельских районов или землепользова­ния и определяют возможность выдачи в будущем разрешений на реализацию проектов, перечисленных в приложении к Конвенции.

«Стратегическая экологическая оценка» означает оценку веро­ятных экологических последствий (последствий для здоровья на-соления, флоры, фауны, биоразнообразия, почвы, климата, воздуха, поды, ландшафта, природных объектов, материальных активов, куль­турного наследия и взаимодействия этих факторов) и включает в себя определение сферы охвата экологического доклада и его под­готовки, обеспечение участия общественности и учета ее мнения, а также учет в плане или программе положений экологического док­лада, результатов участия общественности и ее мнения.

Государство, в котором деятельность планируется, обязано оповестить другие заинтересованные государства, провести консульта­ции с государством, находящимся под угрозой наступления эколо­гических трансграничных последствий, относительно уровня тако­го влияния и мер по его предупреждению (уменьшению).

Стороны уделяют особое внимание:

- разработке и исполнению конкретных исследовательских про­грамм, направленных на совершенствование существующих мето­дов качественной и количественной оценки последствий заплани­рованной деятельности; глубокому уяснению причинно-следствен­ных связей и их роли в комплексном рационально природополь­зовании;

- мониторингу эффективности исполнения решений по запла­нированным видам деятельности с целью предупреждения или минимализации негативного влияния;

- разработке методов привлечения экологически обоснованных альтернатив запланированным видам деятельности, структуре про­изводства и потребления; разработке методологии оценки влия­ния на окружающую среду на макроэкономическом уровне.

Стороны проводят совещания, приуроченные к ежегодным сес­сиям стран Европейской экономической комиссии по проблемам окружающей среды и водных ресурсов.

Стороны осуществляют обзор политики и методологических под­ходов сторон к ОВОС с целью совершенствования процедур ОВОС в трансграничном аспекте; обмениваются информацией относитель­но опыта проведения ОВОС в трансграничном аспекте; при необ­ходимости обращаются к помощи компетентных органов или на­учных комитетов для решения методологических или техничес­ких вопросов, возникающих при решении поставленных целей; рас­сматривают и применяют дополнительные меры, необходимые для достижения намеченных целей.

Принцип «загрязнитель платит» означает, что на загрязнителя возлагаются обязанности по компенсации затрат, необходимых для ликвидации негативных экологических последствий его деятель­ности. Государства сотрудничают в целях дальнейшего развития правовых норм, касающихся ответственности и компенсации жер­твам за загрязнение и за другие виды ущерба, причиненные в ре­зультате деятельности в пределах их юрисдикции, или контроля за окружающей средой в районах, находящихся за пределами дей­ствия их юрисдикции.

Этот принцип был рекомендован Организацией безопасности и сотрудничеству в Европе еще в 1972 г., но и поныне является спор­ным, в особенности для развивающихся стран, так как тяжесть интернационализации экологических выплат непомерно высока для них 14. См.: Кравченко С. М., Андрусевич А. О., Бонайн Дж. Е. Актуальні проблеми міжнародного права навколишнього середовища. — С. 39.

Уважая критерии, установленные международным сообще­ством, или нормы, которые должны быть установлены на нацио­нальном уровне, крайне важно во всех случаях принимать во вни­мание системы ценностей, установленные в каждой стране, и сте­пень применения норм, которые пригодны для большинства разви­тых стран, но которые могут не подходить и вызывать неоправдан­ные социальные расходы в развивающихся странах.

Кроме того, легализация загрязнений (осуществление их на ос­нове лицензии, с определением допустимого их объема) не способ­ствует их сокращению.

В этом случае следует предоставлять ли­цензию на осуществление специального природопользования и взыс­кивать соответствующую плату, которую направлять на внедрение современных технологий, восстановление качества окружающей среды.

Затраты следует взыскивать с прибылей загрязнителей, а не шслючать их в стоимость товаров и услуг, что ущемляет интересы потребителей и не способствует сокращению выбросов.

В соответствии с 24-м принципом РИО война подрывает устой­чивое развитие.

Военное или любое иное враждебное использова­ние средств воздействия на окружающую природную среду приво­дит к чрезвычайно пагубным последствиям для жизни, здоровья м благосостояния людей, поэтому должно быть запрещено.

Прин­цип международного сотрудничества в сфере охраны окружающей природной среды и запрещения экологической агрессии приобре­тает особое значение.

В Парижской хартии для новой Европы отмечено, что сохране­ние окружающей среды — это совместная обязанность всех евро­пейских стран.

При поддержке усилий, предпринимаемых в этой области на национальном и региональном уровнях, следует также иметь в виду необходимость совместных действий на более широ­кой основе.

Каждое государство обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию таких средств, которые име­ют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда.

Средства воздействия на природную среду понимаются как лю­бые средства для ее изменения путем преднамеренного управле­ния природными процессами, динамикой, составом или структу­рой Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космическим пространством.

Природная среда не признается законным объектом военной агрессии.

В период военных конфликтов необходимо предприни­мать меры для предотвращения долговременного необратимого эко­логического ущерба.

Например, запрещается применять в отноше­нии лесов и иной растительности зажигательное оружие, подвер­гать нападению установки и сооружения, которые можно отнести к источникам повышенной экологической опасности (плотины), если есть угроза высвобождения опасных сил.

В то же время нет никаких препятствий для использования средств воздействия на природную среду в мирных целях. Госу­дарства способствуют самому полному обмену научной и техничес­кой информацией об использовании средств воздействия на природную среду в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене.

Государства, которые в состоянии делать это, по отдельнос­ти или совместно с другими государствами или международными организациями, должны вносить вклад в международное экономи­ческое и научное сотрудничество в области сохранения, улучше­ния и мирного использования окружающей среды с должным уче­том нужд развивающихся районов мира.

Государства обязуются в соответствии со своими конституционными процедурами, прини­мать меры по запрещению и предотвращению любой деятельности, совершаемой с нарушением установленных правил, консультиро­ваться и сотрудничать друг с другом в решении любых вопросов.

Понимание принципа сохранения биологического разнообразия в последнее время претерпело значительные изменения и стало более широким.

Биологическое разнообразие — это разнообразие живых организмов из всех источников, включая наземные, морс­кие и иные водные экосистемы и комплексы, частью которых они являются.

Это понятие включает разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экологических систем.

Охрана биоразнооб­разия основывается на признании его экологического, генетичес­кого, социального, экономического, научного, культурного, эстети­ческого значения для эволюции и охраны жизнеобеспечивающих систем биосферы, для устойчивого развития.

В случаях реальной угрозы значительного уменьшения либо ут­раты биоразнообразия отсутствие научно обоснованной информа­ции не может быть причиной неприменения мер по его охране.

В то же время признается зависимость коренного населения, сохраняющего традиционный образ жизни, а также развивающих­ся стран от биологических ресурсов, отмечается необходимость учета их интересов и потребностей.

Этим странам должны быть предос­тавлены дополнительные финансовые ресурсы и возможность дос­тупа к современным технологиям.

Конвенция «Об охране дикой флоры и фауны и природной сре­ды их обитания в Европе» признала дикую флору и фауну природ­ным наследием выдающейся ценности, которое необходимо сохра­нить и передать будущим поколениям.

Проблема охраны флоры и фауны должна учитываться прави­тельствами всех стран в их национальных программах и заданиях, так как многочисленные их виды находятся на грани исчезновения и для защиты, в частности, мигрирующих видов и среды их обита­нии необходимы усилия всего мирового сообщества.

Каждое госу­дарство обязуется учитывать в своей политике планирования, заст­ройки и развития территорий и в мерах по предотвращению загряз­нения необходимость охраны дикой флоры и фауны с тем, чтобы их и иловой и количественный состав был экологически сбалансирован.

Для успешного решения этой задачи государства обязаны содействовать экологическому просвещению и предоставлять необходи­мую для охраны видов и их среды обитания информацию.

Относительно видов фауны, перечисленных в приложении 1 к Конвенции (исчезающие виды), запрещаются все формы вылова, задержания, умышленного уничтожения, причинение вреда местам ниведения потомства, нарушение покоя, особенно в период размно­жения и зимовки, владение животными или торговля ими (живы­ми или мертвым).

К мерам по охране флоры и фауны относятся периоды запрещения охоты, запрет иного использования с целью восстановления популяций, регулирование продажи и содержания.

Европейские страны обязуются осуществлять все необходимые и эффективные мероприятия по предупреждению значительного трансграничного влияния запланированной деятельности, его умень­шению и контролю за ним 15. Конвенция об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте (1991).

При этом под влиянием понимаются любые последствия зап­ланированной деятельности для окружающей среды, включая здо­ровье и безопасность людей, флору, фауну, почвы, воздух, воды, кли­мат, ландшафты, исторические памятники, взаимосвязь между эти-ми факторами, последствия для культурного наследия либо соци­ально-экономических условий, являющихся результатом измене­ния этих факторов.

Термин «сторона происхождения» означает страну, под юрис­дикцией которой предполагается выполнять запланированную де­ятельность.

«Затронутая сторона» означает государство, которое может быть подвержено влиянию такой деятельности, «запланированная деятельность» понимается как любая деятельность, либо значительное изменение в деятельности, если это требует приня­тия решения компетентным органом в соответствии с национальной процедурой.

Трансграничным влиянием считается любое вли­яние не только глобального характера, в районе, который находит­ся под юрисдикцией той или иной стороны, вызванное за­планированной деятельностью, источник которой находится в пре­делах района, подпадающего под юрисдикцию другой стороны.

Каждая сторона осуществляет необходимые законодательные, уп­равленческие мероприятия относительно опасных видов деятельно­сти, включая установление процедуры оценки влияния на окружа­ющую природную среду, которая дает возможность участия обще­ственности, и подготовку необходимой документации.

Сторона про­исхождения обеспечивает осуществление такой оценки до приня­тия решения о санкционировании либо начале такой деятельности, а также оповещение затронутых сторон о характере такой деятель­ности, возможном ее влиянии на состояние окружающей среды.

Информация, которая должна быть включена в документацию об оценке влияния на окружающую среду, как минимум, содержит:

а) описание запланированной деятельности и ее цели;

б) описание разумных альтернатив географического или техно­логического характера запланированной деятельности, вклю­чая отказ от ее осуществления;

в)описание тех элементов окружающей среды, которые с боль­шой вероятностью подпадут под влияние запланированной деятельности;

г) описание видов влияния на окружающую среду запланиро­ванной деятельности (ее альтернативных вариантов) и оцен­ка масштаба влияния;

д) описание превентивных мер, направленных на то, чтобы све­сти к минимуму вредное влияние на окружающую среду;

е) конкретное определение способов прогнозирования и исход­ных положений, лежащих в их основе;

ж) описание пробелов в знаниях и неопределенностей, выявлен­ных при подготовке необходимой информации;

з) краткое содержание программ мониторинга и управления.

При рассмотрении запланированных видов деятельности заин­тересованные стороны могут изучить вопрос о том, может ли дан­ный вид деятельности оказывать значительное вредное трансгра­ничное влияние на основании следующих данных:

а) масштабов запланированных видов деятельности

б) особенностей района их осуществлении;

в) последствий запланированной деятельности, включая серьез­ные негативные последствия для людей, ценных видов фло­ры и фауны, последствий, которые препятствуют использова­нию затронутого района в настоящем или будущем либо при­водят к нагрузке, превышающей уровень устойчивости сре­ды к внешним воздействиям.

Заинтересованные стороны рассматривают запланированные виды деятельности, которые будут осуществляться в непосредствен­ной близости к границе, а также в более отдаленных районах, если они и могут оказывать значительное трансграничное влияние на зна­чительном отдалении от места осуществления деятельности.



Просмотров 480

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!