Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Экологическое право ФРГ в настоящее время
В Германии действует более 800 законов, связанных с охраной окружающей среды, около 2800 экологических предписаний. Имеется проект соединения воедино федеральных экологических законов, разрабатывался Экологический кодекс. Федеральным министерством по охране природы разработан проект первой книги Экологического кодекса. Однако работа так и не была доведена до конца 26: Jorn Altmann. Umweltpolitik. -Stuttgart: Lucius & Lucius, 1997.
К источникам права окружающей среды Германии относятся: Закон о защите от вредного влияния, загрязнения воздуха, шумов, вибраций и подобных процессов на окружающую среду (1985). Его целью является защита людей, животных, растений, почв, вод и атмосферы от вредных влияний со стороны предприятий, таких как электростанции, шахты, предприятия химической и фармацевтической промышленности, нефтеперегонные заводы и т.д. Согласно Закону об организации водного хозяйства (1996), использование водных ресурсов должно регулироваться таким образом, чтобы предотвращать любой возможный вред. Запрещается сбрасывать твердые вещества в воду с целью захоронения. При хранении веществ вблизи водоемов не должно происходить ее загрязнения. Спуск сточных вод осуществляется по особому разрешению. Закон о проверке на экологическую совместимость, принятый в 1990 г. перенес решение Евросоюза от 27.06.1985 г. на национальный уровень. Для определенных проектов (таких, как строительство дорог, водохранилищ) должно быть проанализировано влияние, которое проект окажет на окружающую среду. Закон об обращении с веществами и отходами требует, чтобы объекты, загрязняющие воздух или воду, не оказывали вредного воздействия на окружающую среду и не причиняли вреда общему благу в процессе эксплуатации. Для этого должны применяться лучшие, экономически разумные доступные технологии и снижаться уровень загрязнений. Предписание об уничтожении отходов от упаковок, принятое в 1991 г., предписывает сводить отходы от упаковок к минимуму. Различаются транспортные упаковки (ящики, бочки, мешки), продаваемые упаковки (бутылки, банки, тюбики) и оболочки (картонные коробки, пленки). Продавцы обязаны принимать упаковки назад в соответствии с предписаниями ЕС. Немецкий закон об экологическом аудите от 1995 г. переносит Европейское предписание об экологическом аудите от 1993 г. на национальный уровень. Под экологическим аудитом понимается всеохватывающая проверка экологической обстановки на предприятии не только в техническом, но также в организационном аспекте. Закон об ответственности в сфере экологии регулирует ответственность за причинение вреда окружающей среде нарушениями природоохранительных норм. Закон заменил существовавшую ранее ответственность за причиненный вред при существовании причинной связи между вредом и виновными действиями на ответственность за создание угрозы причинения вреда. При этом не является обязательным наличие наказуемого либо халатного поведения, ответственность наступает независимо от них. Владелец экологически опасного объекта отвечает за все влияния, оказываемые на окружающую среду. Установлена ответственность за несоблюдение экологических норм. В 1980 г. Уголовный кодекс дополнен р. 28 «Преступления против окружающей среды». Наказуемыми являются три типа деяний: - действия без разрешения; - нарушение административных обязанностей (неуплата налогов); - некомпетентные действия. В соответствии с принципом предупреждения уже сам факт создания опасности для окружающей среды наказуем. При этом должно либо существовать намерение причинить вред природе, либо он должен быть уже причинен. В соответствии со ст. 326 Уголовного кодекса за незаконное складирование отходов нарушителю грозит денежный штраф, а в особых случаях — лишение свободы сроком до десяти лет. За совершение нарушения, причинившего существенный вред, на нарушителя возлагается денежный штраф, а при загрязнении атмосферы до опасного для здоровья уровня применяется лишение свободы на срок до пяти лет. Субъектами правонарушения могут быть предприниматели, коммерческие директора, сотрудники предприятий, а также физические лица, выступающие представителями юридических лиц. Они могут нести ответственность за недостатки в рабочих инструкциях, отсутствие необходимой информации о правовых предписаниях, недостатки контроля, коммуникативные проблемы и правонарушения по неосторожности. Передача полномочий не освобождает от такой ответственности. Инструменты, которые применяются в Германии для охраны окружающей среды — это контроль и запрет. Экологически значимая деятельность должна осуществляться с соблюдением экологи ческих стандартов — стандартов выбросов и стандартов качества (ПДК, ПДВ). Они взаимосвязаны. В производственной деятельности должны соблюдаться стандарты выбросов независимо от того, приведет ли их нарушение к нарушению стандартов качества. Стандарты качества относятся к качеству экологических сред в непосредственной близости от источника загрязнения, игнорируя то, что загрязнения разносятся ветром, смываются в почву и реки, аккумулируются в окружающей среде. В случае несоблюдения стандартов могут применяться административные меры, включая закрытие производств, штрафные санкции. Экономические инструменты обеспечения охраны окружающей среды считаются более эффективными, согласующимися с законами рыночной экономики. Необходимо стимулировать экологически правомерное поведение посредством ценовых механизмов, налогов (с 1999 г. взимается энергетический налог) и экономических платежей (сбор за загрязняющие вещества в сточных водах). Важным этапом в формировании экономического механизма охраны окружающей среды стало принятие Закона о начале проведения экологической налоговой реформы. Закон ввел платежи за невозобновимые источники энергии.
|