Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ



В развивающихся странах проблема взаимоотношений обще­ство — окружающая среда отличается рядом особенностей по срав­нению с развитыми государствами.

На Конференции по окружаю­щей среде и развитию (Стокгольм, 1972) экологическая ситуация представителями этих государств не оценивалась как кризисная.

В условиях «традиционного общества» противоречиям в этой сфе­ре ими не придавалось существенного значения.

Приоритетами эко­номического и финансового развития признавался экономический рост, преодоление нищеты и отсталости.

Однако деградация окру­жающей природной среды в этих странах является реальной про­блемой.

Связано это как с общемировыми природными процесса­ми, так и с вывозом экологически вредных, энерго- и ресурсоемких производств в эти страны.

Эта проблема обсуждалась на конферен­ции развивающихся государств в Дели в 1982 г.

В результате дис­куссии была признана необходимость установления суверенитета над национальными природными богатствами.

В Декларации РИО (1992) особой ситуации и экологическим проблемам развивающихся стран, окружающая среда которых наи­более уязвима, было придано особое значение.

Подчеркивалось, что эти государства обладают суверенными правами на эксплуатацию своих природных богатств, не допускался перевод на их террито­рию производств, оказывающих негативное воздействие на окру­жающую природную среду.

При анализе правового регулирования экологических проблем следует принимать во внимание неразвитость общественного дви­жения в защиту окружающей среды, под давлением которого ев­ропейские государства были вынуждены ужесточить экологичес­кие стандарты и требования к качеству окружающей среды.

Также необходимо учитывать национальные, религиозные, этни­ческие особенности.

Так, по мнению С. Насра, экологический кри­зис подтверждает правоту исламской концепции, которая рассматривает человека как пассивную часть природы 37. Цит. по: Дрейер О. К., Лось Б. В., Лось В. А. Экологические проблемы раз­вивающихся стран. — М.: Наука, 1983. — С. 35.

В качестве факто­ра оптимизации взаимоотношений человека и природы рассматри­ваются правила, записанные в Коране (запрет потребления опреде­ленных продуктов — свинины, некоторых видов птиц: соколов, удо­дов, а деградация природы признается следствием «загрязнения человеческой души».

М. Ганди рассматривал щедрость индийской природы как достаточное условие обеспечения жизни человека.

Все же постепенно происходит признание актуальности эколо­гических проблем.

Принимаются национальные планы рациональ­ного природопользования и охраны природы (Тунис, Нигерия).

В Конституции Индии отмечено, что «Индия стремится к сохра­нению и улучшению природной среды». В Индии создан нацио­нальный комитет экологического планирования и координации и департамент по природной среде, в функции которых входит на­блюдение за качеством атмосферы и воды, мониторинг техноген­ных отходов, планирование населенных пунктов, исследование вза­имодействия человека со средой обитания, экологическое прогно­зирование и контроль научно-технических проектов, разработка при­родоохранного законодательства, сотрудничество с международны­ми организациями.

В Иордании разработана национальная стратегия в области ди­кой природы и мест обитания, которая направлена на охрану живых видов, консервацию уязвимых мест обитания и улучшение окружа­ющей среды38 National environment strategy for Jordan. Ministry of Municipal and Rural Affairs & the Environment department of Environment, IUCN — the World Conservation Union. — Economic Press Co, Amman, 1991.

Численность видов животных ограничена, и они уяз­вимы по причине освоения земель, сужающего экологические ниши, а также того, что основная часть территории Иордании — полупус­тыни.

Основными направлениями экологической политики явля­ются создание системы национальных резерватов для сохранения биоразнообразия эндемичных видов, энвайроментальное образова­ние, реформа налогообложения, введение «зеленых налогов», основа­ние системы обмена экологической информацией со странами Сред­него Востока, имеющими сходные биогеографические условия, мо­ниторинг охраняемых территорий, предупреждение опустынивания.

Правовое регулирование природопользования имеет древнюю ис­торию.

В древности группа жителей охраняла водные источники и пастбища, разрешая выпас собственного скота и удовлетворение бытовых потребностей в воде.

Это вызывало конфликты между пле­менами в случае нарушения границ.

Во времена раннего ислама Халиф Омар ибн Хоттаб объявил регион Хума Дария недалеко от Медины общественным резерватом, где верблюды и лошади ис­ламской армии находились на выпасе.

Халиф Осман ибн Аффан с целью охраны животного мира, путем охраны пастбищ, охраны дикой фауны от браконьеров, контроля охоты, своим предписани­ем расширил резерваты.

Резерват — это организованная государством с целью охраны природных ресурсов в их естественном состоянии обширная терри­тория, включающая формы земного рельефа, биологические ресур­сы, а также исторические, культурные, археологические и рекреа­ционные ресурсы.

Первый резерват был основан в Вади Шаумари (Wadi Shaumari) в 1975 г. на площади 22 кв. км для восстановле­ния арабских сернобыков.

Позднее были основаны и другие запо­ведники: Дана, Вади Рум.

Охраной окружающей среды в Иордании занимается министерство сельского хозяйства, специальный депар­тамент которого осуществляет охрану, мониторинг и развитие лесо­насаждений, отвечает за состояние заповедных пастбищ и лесов.

Направлениями деятельности министерства сельского хозяйства являются:

- сельскохозяйственные резерваты, расположенные вокруг вод­ных источников, используемых для полива;

- инсектициды;

- защита зеленых насаждений, лесных ресурсов и охрана почв;

- охрана пастбищ;

- экспорт, импорт животных, защита диких животных и птиц и организация охоты и рыболовства.

Департамент окружающей среды был организован в 1980 г. и подчинен министерству муниципальных дел и окружающей сре­ды.

Он уполномочен принимать законодательство в области окру­жающей среды и дикой жизни, координировать деятельность раз­личных организаций, способствовать развитию городов, разрабаты­вать планы развития охраны окружающей среды как кратко- так и долгосрочные.

Главные инициативы и их связь с экономикой

Охрана диких животных осуществляется путем поддержания здоровья, продуктивности популяций и сохранения среды обита­ния.

С этой целью проводятся следующие мероприятия:контроль плотности диких животных на определенных территориях; регу­лирование охоты; разработка ежегодного научно-обоснованного плана отстрела животных; установка правил хранения охотничье­го оружья; утверждение стандартов охотничьих собак и их пород; поддержка национальных охотничьих традиций; предупреждение эпизоотии; международная торговля дикими животными.

Охраняемые территории включают выдающиеся экосистемы, виды флоры и фауны, представляющие национальный научный интерес, хрупкие экосистемы, территории ценного биоразнообра­зия и геологических условий, генетические ресурсы.

Национальные парки это:

1) одна или несколько экосистем, не измененных человеческой деятельностью, где живые виды, геоморфологичекие особен­ности и места обитания представляют научный, познаватель­ный или рекреационный интерес или которые включают особо живописные ландшафты;

2) территория, на которой высшие власти государства предпри­нимают меры по предупреждению их использования, устра­нению вредных факторов и способствуют развитию;

3) территория, на которую посетители допускаются на особых условиях.

Национальный парк может включать следующие зоны:

1) ди­кие местности;

2) дикие местности в сочетании с природными зо­нами строгой охраны или управляемыми природными зонами;

3) пе­речисленные зоны в любой комбинации с туристическими или ад­министративными зонами;

4) любая из перечисленных зон в соче­тании с любой из зон, определяемой как антропологическая, архео­логическая или историческая.

Природные биотические площади (антропологические резерваты) представляют собой природные площади, где влияние и технологии современного человека отсут­ствуют либо господствует традиционный уклад жизни.

Управле­ние направлено на поддержку традиционных обществ с их соб­ственной культурой.

Площади многоцелевого использования — это обширные территории, пригодные для производства лесоматериалов, пищевых про­дуктов, открытой рекреации, землевладения под правительствен­ным контролем.

Может быть проведено их зонирование, где при­меняются особые методы охраны, учитывающие целевое использо­вание и обеспечивающие высокую продуктивность территорий.

ЮНЕСКО в своей биосферной программе наметило организа­цию всемирной сети биосферных заповедников.

Управление ими направлено на сохранение для будущих и настоящих поколений всего разнообразия биологических сообществ и естественных эко­систем, генофонда живой природы.

Их целью является научное ис­следование окружающей природной среды, установление стандар­тов, изучение долговременных изменений биосферы, проведение мо­ниторинга окружающей среды.

Биосферные резерваты в Иордании включают уникальные со­общества земель, примеры земель с традиционным укладом зем­лепользования, примеры модифицированных или деградированных экосистем, которые могут быть реставрированы.

Каждый из био­сферных резерватов достаточно велик по площади для организа­ции эффективной защиты. Резерваты подвергаются зонированию. Выделяются четыре зоны: природная, буферная, реставрированная, стойкая культурная.

Города мирового культурного наследия должны отвечать боль­шинству следующих критериев: быть примером, представляющим стадии исторической эволюции, геологические процессы, примеры взаимодействия человека и природы, содержать редкие, уникаль­ные природные феномены либо быть исключительными по при­родной красоте.

Все они охраняются законом.

При использовании для рекреации посещения находятся под строгим контролем либо запрещены.

Исключительно важное значение имеет для стран Ближнего Во­стока проблема водоснабжения и охраны водных источников.

В свя­зи с палестинско-израильским конфликтом возникла проблема ре­гулирования подачи воды 39. См.: Плотникова G. О., Малик А. Палестинськочзрашьський конфлшт i вода // Актуальш проблеми держави i права: 36. наук, праць. — Одеса, 1998.— С. 126-133.

В секторе Газа водоснабжение осуще­ствляется преимущественно из подземных источников. Израильская военная администрация ввела суровые ограничения на пере­качку воды и строительство артезианских скважин на оккупи­рованных территориях.

Строго ограничивается использование воды на ирригацию.

Несмотря на это, откачка воды из водных источни­ков превысила допустимые объемы втрое, что негативно повлияло на качество воды.

Если использование водных источников будет продолжаться в таком же объеме, это приведет к полному засоле­нию вод.

Для предупреждения ухудшения качества вод между Из­раилем и Палестиной достигнута договоренность об ограничении откачки подземных вод 35 млн куб. м в год.

Возникает проблема использования поверхностных вод, прежде всего р. Иордан, из которого получают воду Палестина, Сирия, Ли­ван, Израиль, Иордания.

В настоящее время утвердилась практика мирной кооперации наций для использования природных ресурсов в соответствии с принципом «общего интереса» и «ограниченного суверенитета» на делимые ресурсы.

Все споры по поводу воды должны разрешаться мирным путем.

Организация объединенных наций пришла к вы­воду о том, что необходимо шире применять принцип оцененного вреда, что означает обязанность одного государства не допускать причинения вреда окружающей среде другого государства.

Реше­ние водной проблемы возможно только при активном вмешатель­стве международного сообщества, создания международной комис­сии по обмену информацией, контролю и мониторингу.

Так, прави­тельства Египта, Японии и Италии выступили с инициативой стро­ительства в регионе предприятий по опреснению воды.

В целом опыт Ближнего Востока свидетельствует о том, что толь­ко владение водными источниками гарантирует право на воду.

Эта практика находится в противоречии с принципом международно­го права, который ограничивает исключительные права государ­ства на воду, полученную из источников, принадлежащих этому государству.

Ссылки на историческое прошлое не могут быть при­няты во внимание. (Например, Израиль ссылается на то, что анг­лийская администрация в 1927 г. разрешила без ограничений ис­пользовать воды Иордана для нужд ирригации и выработки элек­троэнергии).

Исключительные права на воду одной стороны и ог­раничение этих прав другой стороны не отвечают принципам пра­ва.

Удовлетворение минимальных потребностей в воде должно быть обеспечено любому лицу, независимо от гражданства.

Имеются в виду не только бытовые потребности, но и санитарно-гигиеничес­кие, сельскохозяйственные, промышленные потребности.

Исполь­зование вод так называемых «делимых ресурсов» должно основы­ваться на переговорах и соглашениях.

В Монголии с древних времен осуществлялась охрана природы, существовало развитое экологическое законодательство 40. См.: Сэнгэдорж. Развитие экологического права и законодательства Мон­голии // Государство и право. — 2000. — № 8. — С. 110-112.

Законом Алтан Хана (1507-1582) запрещалось уничтожение таких диких животных, как кулан, дзерен, олень.

В Законе «Халк журам» содер­жались запреты на вырубку деревьев, самовольный захват земель с целью строительства населенных пунктов, ограничивалось исполь­зование заповедных территорий.

В 1778 г. установлен заповедный статус г. Богда.

В 20-70-х гг. XX в. в Монголии формировалось природоресур-совое право.

Было принято Положение об охоте и рыболовстве, За­кон о лесах, Закон о водах, Закон о недрах, Закон о нефти.

Конституция Монголии 1992 г. провозгласила, что природные богатства Монголии находятся под властью народа и под охраной государства, закрепила экологические права и обязанности граж­дан.

В 1995 г. был принят комплексный фундаментальный Закон об охране природной среды, Закон о лесах (1995), Закон о земле (1994), Закон об оценке воздействия на природную среду (1998).

Эти документы регулируют не только рациональное природополь­зование, но и обеспечение экологической безопасности, охрану при­родной среды.

Монголия принимает активное участие в междуна­родном сотрудничестве, реализует международные экологические проекты.

Принят программный документ устойчивого развития Монгольского государства на XXI век, Программа правовой рефор­мы (1998).

В Чили ст. 19.8 Конституции гарантирует всем право жить в чистой окружающей среде. Обеспечение этого права и защита ок­ружающей среды являются обязанностью государства.

В стране проявилась кризисная ситуация — высокий уровень загрязнений вод, воздуха, почв, деградация природы.

В 1994 г. был принят За­кон «Об окружающей среде», который закрепляет основные положения и требования в этой области, определяет ведущие направле­ния политической деятельности в этой области.

В Чили создано управление по экологической преступности, к сферам деятельности которого относится:

а) содействие Чилийскому управлению уголовных расследова­ний по экологическим вопросам;

б) сбор и обработка информации об отходах;

в) сбор и анализ информации об исчезающих видах животных и растений;

г) выявление незаконных действий, негативно влияющих на ок­ружающую среду;

д) содействие правительственным программам по обеспечению экологической безопасности;

е) сбор информации о состоянии окружающей среды и обеспе­чении экологической безопасности и публикация результа­тов исследований.

Деятельность этого ведомства охватывает более широкий круг задач, чем применение мер уголовного наказания за совершение экологических преступлений.

К числу органов, в компетенцию которых включены экологи­ческие вопросы, относится также национальная служба по чрезвы­чайным ситуациям в структуре министерства внутренних дел 41. См.: Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных органов по обеспечению экологической безопасности. — С. 33-39.

 

ПРОГРАММА КУРСА «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»

Тема 1. Современное состояние взаимодействия общества и природы и концепция устойчивого развития (2 часа)

1. Пределы и динамика роста в современном мире.

2. Переход к устойчивому развитию.

3. Всемирная стратегия охраны природы.

Тема 2. Принципы развития экологического права стран современного мира (2 часа)

1. Принцип равных прав настоящего и будущего поколений.

2. Принцип предостережения и предупреждения.

3. Принцип дифференцированной ответственности государств за причинение вреда окружающей среде.

4. Принцип оценки влияния на окружающую среду.

5. Принцип «загрязнитель платит».

6. Принцип международного сотрудничества в сфере охраны ок­ружающей среды и запрещения экологической агрессии.

7. Принцип сохранения биологического разнообразия.

8. Принцип запрещения трансграничного загрязнения окружа­ющей среды.

Тема 3. Основные экологические права граждан в странах Европейского Союза и СНГ (2 часа)

1. Охрана окружающей природной среды как приоритетная обя­занность государства.

2. Понятие экологических прав и обязанностей граждан по за­
конодательству стран Европейского Союза и СНГ:

а) право на безопасную окружающую сроду;

а) право на доступ к экологической информации;

б) право на участие общественности в процессе принятия реше­ний в сфере охраны окружающей среды;

в) право на доступ к правосудию.

 

Тема 4. Основы права окружающей среды Европейского Союза (6 часов)

1. История формирования права окружающей среды Европей­ского Союза.

2. Управление охраной окружающей среды в Европейском Со­юзе.

3. Инструменты и механизмы Европейского Союза в сфере ох­раны окружающей среды.

 

Тема 5. Право окружающей среды стран — членов Европейского Союза (4 часа)

1. Право окружающей среды Германии.

2. Основы правовой охраны окружающей среды Франции.

3. Основы экологической политики Испании и Италии.

4. Экологические проблемы новых членов Европейского Союза и пути их правового регулирования.

Тема 6. Экологическое право США и Канады (2 часа)

Источники экологического права США.

Государственное управление охраной окружающей природ­ной среды.

Организационно-правовые меры охраны окружающей при­родной среды.

Юридическая ответственность за нарушение законодатель­ства об охране окружающей природной среды.

 

Тема 7. Право окружающей среды развивающихся стран (2 часа)

1. Стратегия урегулирования экологических проблем стран Ближнего Востока.

2. Правовые проблемы охраны окружающей среды Индии.

3. Правовые проблемы охраны природы в Монголии.

4. Организация охраны окружающей природной среды в Чили.

 

Литература

1.Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде (1972).

2.Декларация РИО по окружающей среде и развитию (1992).

3.Парижская хартия для новой Европы (1990).

4.Всемирная хартия природы (1992).

5.Конвенция об ответственности за вред, причиненный опасной для окру­жающей среды деятельностью (1993, Лугано).

6. Конвенция о правах человека и биомедицине (1997, Овьедо).

7.Конвенция ООН об охране биологического разнообразия (Рио-де-Жа­нейро, 1992).

8.Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природной среды их обитания в Европе (Берн, 1979).

9.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие рассто­яния (1979).

10.Конвенция о трансграничном влиянии промышленных аварий (1992).

11.Конвенция об охране и использовании трансграничных водостоков и международных озер (1992).

12.Конвенция об оценке влияния на окружающую среду в трансгранич­ном контексте (1991).

13.Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической ин­формации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды (София, 1995).

14.Конвенция о доступе к информации, участие общественности в приня­тии решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружа­ющей среды (Оргус, 1998).

15.Директива ЕС № 85/337 от 27.06.1985 г. «Об оценке влияния опреде­ленных публичных и частных проектов на окружающую среду».

16.Директива ЕС № 90/313 от 7.07.1990 г. «О свободе доступа к информа­ции об окружающей среде».

17.Европейская хартия по окружающей среде и здоровью (Франкфурт, 1989).

18. Миюевич М. М., Андрусевич Н. I., Будякова Т. О. Свропейське право навколишнього середовища. — Л.: Еко-право, 2004

19.Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающий среды). — М.:Юристъ, 1998.

20.Петров В. В. Экологическое право России. — М.: ВЕК, 1995.

21.Плотникова О. О. Німецька екологічна думка та історичні витоки //Юридична освіта i правова держава: (До 160-річчя юрид. ін-ту ОДУ): 36. наук. праць. — Одеса, 1997. — С. 187-195.

22.Стек С, Звеп К. ван дер, Кравченко С, Большакова М. Екологічні права громадян: як ix захистити за допомогою закону. — К.: Інформ. агент­ство «Еко-восток», 1997. — С. 5.

23.Медоуз Д., Медоуз Д., Рандерс Й. За пределами роста: Пер. с англ. —М.: Прогресс «Пангея», 1994. — 303 с.

24.National environment strategy for Jordan. Ministry of Municipal and Rural Affairs & the Environment department of Environment, IUCN — the World Conservation Union. — Economic Press Co, Amman, 1991.

25.Jorn Altmann Umweltpolitik. — Stuttgart: Lucius & Lucius, 1997 (410).

26.Непийвода В. Правові підходи Європейського Союзу до вирішення про­блем охорони та раціонального використання лісів // Право України.—1999. — № 10. — С. 51-53.

27.Захарченко Т. Р. Некоторые вопросы права окружающей среды США.— К., 1992.

28.Крупка Ю. Відповідальність держави за транскордонну ядерну шкоду //Право України. — 1999. — № 2. — С. 62-65.

29.Робинсон Н. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США: Пер. с англ. / Под ред О. С. Колбасова, А. С. Тимошенко. — М.: Прогресс, 1990.

30.Малышева Н. Р. Гармонизация экологического законодательства в Ев­ропе. — К, 1996.

31.CypLnoB О. В., Плотнікова О. О. Сучасні проблеми екологічного права: До візиту в Одеський університет проф. Регенсбурзького університету Г. Зоеля в жовтні 1993 р. — Одеса: Астропринт, 1995.

32.Сюй Дисинь. Экологические проблемы Китая: Пер. с кит. — М., 1990.

33.Лисицын Е. Н. Охрана природы в зарубежных странах. — М.: Агропромиздат, 1987.

34.Тустановская М. Применение экологического законодательства в США // Право Украины. — 1998. — № 2. — С. 102-104.

35.Транин А. А. Охрана окружающей среды: проблемы развития буржу­азного права. — М.: Наука,1987.

36.Краснова И. О. Экологическое право США: исследование теории и прак­тики развития. — М., 1996.

37.Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы: Учеб. пособие для юрид. вузов / Под. ред. Петрова. — М., 1988.

38.Дрейер О. К., Лось Б. В., Лось В. А. Экологические проблемы развиваю­щихся стран. — М.: Наука, 1983.

39.Тихомиров Ю. А. Сравнительное правоведение. Конгресс ученых пра­воведов // Государство и право. — 1999. — № 2. — С. 104.

40.Soell H. Naturschutzzecht—Laufener Seminarbeitrag. Reg. 1989.

41.Селезнев М. А. Презумпция экологической опасности // Экологичес­кое право. — 2000. — № 2. — С. 2-4.

42.Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных ор­ганов по обеспечению экологической безопасности // Экологическое право. — 2000. — № 1. — С. 33-39.

43.Лебедева А. Н., Лаврик О. Л. Природоохранительное законодательство развитых стран: Аналитический обзор. — Новосибирск, 1991.

44.Кремер Л. Политика переработки отходов в ЕС: тенденции и перспек­тивы // Экологическое право. — 2002. — № 2. — С. 45-47.

45.Кромарек П. О чудо-кодексе Франции // Экологическое право. — 2000.—№5. —С. 39-41.

46.Краснова И. О. Оценка воздействия на оружающую среду и порядок вынесения государственных решений: опыт США // Экологическое пра­во. — 2001. — № 2. — С. 43-47.

47.Винтер Г. Окружающая среда, ресурсы, биосфера: Представления о при­роде и праве // Экологическое право. — 2001. — № 3. — С. 30-36.

48.Третьякова А. А. Понятие экологических прав граждан по законода­тельству стран — членов Европейского Союза // Экологическое право.— 2002. — № 1. — С. 51-57.

49.Проблемы теории аграрного, природноресурсового и экологического права и методики преподавания в юридических вузах России аграрно-правовых и эколого-правовых дисциплин: (Материалы международного на­учно-методологического семинара) // Государство и право. — 1999. —№ 7. — С. 14-47.

50.Тихомиров Ю. А. Сравнительное правоведение — конгресс ученых пра­воведов // Государство и право. — 1999. — № 2. — С. 104-105.

51.Люббе-Вольф Г. Основные характеристики права окружающей среды Германии // Государство и право. — 2000. — № 11. — С. 89-94.

52.Быстров Г. Е., Павлова Э. И., Устюкова В. В. Международный конгресс по правовым проблемам аграрной и земельной реформы // Государ­ство и право. — 1999. — № 12. — С. 102-114.

53.Сэнгэдорж. Развитие экологического права и законодательства Монго­лии // Государство и право. — 2000. — № 8. — С. 110-112.

54.Якушев Д. В. Экологический терроризм — преступление, последствия которого не знают границ (разграничение его со смежными составами) // Экологическое право. — 2000. — № 1. — С. 4-5.

55.Дубовик О. Л. Л. Кремер. Экологическое право ЕС // Государство и право. — 2001. — № 1. — С. 113-117.

56.Kramer L. EC Environmental Law. — 4-th edit. — London: Sweet and Maxwell, 2000. — 329 p.

57.Конституции государств Европейского Союза. — М.: Изд. группа Инфра М-Норма, 1997.

58.Terminology Bulletin No.344 Environment and Development. — UN, 1992.

59.Winfried Kosters. Umweltpolitik. — MOnchen: Gllntor Olzog Verlag, 1997.

60.Кравченко С. M. HoBi принципи м1жнародиого права навколишнього середовища // Вісник Львівського національного університету. Сер. Міжнародні відносини. — 2000.

61.Kiss A., Shelton D. Manual of European Environmental Law. — Cambridge: Grotius Publications Limited, 1993.

62.Андрусевич А. О. Захист екологічних прав людини у практиці Європейського суду з прав людини // Вісник екологічної адвокатури.- 2000. — № 12. — С. 18-31.

63.Практика Европейского суда по правам человека:

64.Lopez Ostra v. Spain (1995) 20/ E/H/R/R/ 277.

65.Guerra v. Italy (1998)26 / E/H/R/R/357.

66.Rees v.UK(1987) 9/ E/H/R/R/56//

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Современное состояние взаимодействия общества и природы и концепция устойчивого развития (2 часа)

1.Пределы и динамика роста в современном мире.

2.Переход к устойчивому развитию.

3.Всемирная стратегия охраны природы.

4.Декларация РИО по окружающей среде и развитию.

 

Литература

1.Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде (1972).

2.Декларация РИО по окружающей среде и развитию (1992).

3.Парижская хартия для новой Европы (1990).

4.Всемирная хартия природы (1992).

5.Медоуз Д., Медоуз Д., Рандерс Й. За пределами роста: Пер. с англ. — М.: Прогресс «Пангея», 1994.

6.Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). — М.: Юристъ, 1998.

7.Петров В. В. Экологическое право России. — М.: БЕК, 1995.

8.Винтер Г. Окружающая среда, ресурсы, биосфера: Представления о при­роде и праве // Экологическое право. — 2001. — № 3. — С. 30-36.

9.Cabcikovo-Nagymaros Case (SlovacRepublic&Hungary),1997. International Court of Justice. Separate opinion of Judge Weeramantry.

 

Тема 2. Принципы развития экологического права стран современного мира (2 часа)

1.Принцип равных прав настоящего и будущего поколений.

2.Принцип предостережения и предупреждения.

3.Принцип дифференцированной ответственности государств за причинение вреда окружающей среде

4.Принцип оценки влияния на окружающую среду.

5.Принцип «загрязнитель платит».

6.Принцип международного сотрудничества в сфере охраны ок­ружающей среды и запрещения экологической агрессии.

7.Принцип сохранения биологического разнообразия.

8.Принцип запрещения трансграничного загрязнения окружа­ющей среды.

 

Литература

1.Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде (1972).

2.Декларация РИО по окружающей среде и развитию (1992).

3.Парижская хартия для новой Европы (1990).

4.Всемирная хартия природы (1992).

5.Конвенция ООН об охране биологического разнообразия (Рио-де-Жа­нейро, 1992).

6.Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природной среды их обитания в Европе (Берн, 1979).

7.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие рассто­яния (1979).

8.Конвенция о трансграничном влиянии промышленных аварий (1992).

9.Конвенция об оценке влияния на окружающую среду в трансгранич­ном контексте (1991).

10.Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992).

11.Киотский протокол.

 

Тема 3. Основные экологические права граждан в странах Европейского Союза и СНГ (2 часа)

1.Охрана окружающей природной среды как приоритетная обя­занность государства.

2.Понятие экологических прав и обязанностей граждан по за­конодательству стран Европейского Союза и СНГ:

а) право на безопасную окружающую среду;

б) право на доступ к экологической информации;

в) право на участие общественности в процессе принятия реше­ний в сфере охраны окружающей среды;

г) право на доступ к правосудию

 

Литература

1.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие рассто­яния (1979).

2.Конвенция о трансграничном влиянии промышленных аварий (1992).

3.Конвенция об охране и использовании трансграничных водостоков и международных озер (1992).

4.Конвенция об оценке влияния на окружающую среду в трансгранич­ном контексте (1991).

5.Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической ин­формации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды (София, 1995).

6.Конвенция о доступе к информации, участие общественности в приня­тии решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружа­ющей среды (Оргус, 1998).

7.Директива ЕС № 85/337 от 27.06.1985 г. «Об оценке влияния опреде­ленных публичных и частных проектов на окружающую среду».

8.Директива ЕС № 90/313 от 7.07.1990 г. «О свободе доступа к информа­ции об окружающей среде»

9.Кравченко С. М., Андрусевич А. О., Бонайн Дж. Е. Актуальні проблеми міжнародного права навколишнього середовища: Підручник / За ред. С. М. Кравченко. — Л.: Вид. центр ЛНУ, 2002.

10.Якушев Д. В. Экологический терроризм — преступление, последствия которого не знают границ (разграничение его со смежными составами) // Экологическое право. — 2000. — № 1. — С. 4-5.

11.Кравченко С. М. Hoві принципи міжнародного права навколишнього середовища // Вісник Львівського национального університету. Сер. Міжнародні відносини. — 2000.

12.Nuclear Test Case (Новая Зеландия против Франции) 1995.1/C/J.288.

 

Тема 4. Основы права окружающей среды Европейского Союза (4 часа)

1.История формирования права окружающей среды Европейс­кого Союза.

2.Управление охраной окружающей среды в Европейском Союзе.

3.Инструменты и механизмы Европейского Союза в сфере ох­раны окружающей среды

 

Литература

1.Договор о Евросоюзе (Маастрихт, 1992).

2.Договор об изменении Договора о Европейском союзе (Амстердам, 1999).

3.Право Европейского союза: Учебник / Под. ред. С К. Кошкина.

4.Мікієвич М. М., Андрусевич Н. I., Будикова Т. О. Європейське право навколишнього середовища. — Л.: Еко-право, 2001.

5.Татам А. Право Європейського Союзу: Підручник. — К.: Абрис, 1998; Будапешт, 1998.

6.Кремер Л. Политика переработки отходов л ЕС: тенденции и перспек­тивы // Экологическое право. — 2002. — № 2.- С. 45-47.

7.Kramer L. EC Environmental Law. — 4-th edit. — London: Sweet and Maxwell, 2000. — 329 p.

8.Конституции государств Европейского Союза. — М.: Изд. группа Инфpa М-Норма, 1997.

9.Winfried Kxsters. Umweltpolitik. — Mbinchen: Gbtnter Olzog Verlag, 1997.

10.Kiss A., Shelton D. Manual of European Environmental Law. — Cambridge: Grotius Publications Limited, 1993.

11.Берхард К. Европейская интеграция. — М., 1997.

12.Непийвода В. Правові підходи Свропейського Союзу до вирішення про­блем охорони та рацінального використання лісів // Право України. — 1999. — № 10. — С. 51-53.

13.Конвенция ООН об охране биологического разнообразия (Рио-де-Жа­нейро, 1992).

14.Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природной среды их обитания в Европе (Берн, 1979).

15.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие рассто­яния (1979).

16.Конвенция о трансграничном влиянии промышленных аварий (1992).

7.Конвенция об оценке влияния на окружающую среду в трансгранич­ном контексте (1991).

18.Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992).

19.Киотский протокол.

20.Директива 76/579/ Евроатом о стандартах радиационной безопас­ности.

21.Директива 80/778/ЕЭС, 1980.

22.Директива 96/61/ЕС, 1996.

23.Директива 80/778/ЕЕС.

24.Директива 2000/60/ЕС.

25.Директива 92/43/ЕЭС.

26.Директива 2001/18/ЕС.

27.Регламент 1210/90.

 

Тема 5. Право окружающей среды стран — членов Европейского Союза (4 часа)

1.Право окружающей среды Германии.

2.Основы правовой охраны окружающей среды Франции.

3.Основы экологической политики Испании и Италии.

4.Экологические проблемы новых членов Европейского Союза и пути их правового регулирования.

 

Литература

1.Лебедева А. Н., Лаврик О. Л. Природоохранительное законодательство развитых стран: Аналитический обзор. — Новосибирск, 1991.

2.Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы: Учеб. пособие для юрид. вузов / Под. ред. Петрова. — М., 1988.

3.Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных ор­ганов по обеспечению экологической безопасности // Экологическое право. — 2000. — № 1. — С. 33-39.

4.Радецкий В. Развитие уголовно-экологического права в Польше с учетом требований Европейской конвенции об охране окружающей среды уголов­ным правом // Государство и право. — 2002. — № 10. — С. 48-56.

5.Кромарек П. О чудо-кодексе Франции // Экологическое право. — 2000.— №5. — С. 39.

6.Jorn Altmann Umweltpolitik. — Stuttgart: Lucius & Lucius, 1997.

7.Люббе-Вольф Г. Основные характеристики права окружающей среды Германии // Государство и право. — 2000. — № 11. — С. 89-90.

8.Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). — М.: Юристъ, 1998.

9.Плотнікова О. О. Німецька екологічна думка та історичні витоки // Юридична освіта i правова держава: (До 150-річчя юридичного інституту ОДУ): 36. наук. праць. — Одеса, 1997. — С. 187-195.

 

Тема 6. Экологическое право США и Канады (2 часа)

1.Источники экологического права США.

2.Государственное управление охраной окружающей природ­ной среды.

3.Организационно-правовые меры охраны окружающей при­родной среды

4. Юридическая ответственность аи нарушении законодательства об охране окружающей природной среды.

 

Литература

1.Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей природы). — М.: Юристъ, 1998.

2.Тустановская М. Применение экологического законодательства в США // Право Украины. — 1998. - № 2.- С. 102.

3.Краснова И. О. Экологическое право США: исследование теории и прак­тики развития. — М., 1996.

4.Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных ор­ганов по обеспечению экологической безопасности // Экологическое право. — 2000. — № 1. — С. 33-39.

5.Робинсон Н. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США: Пер. с англ. / Под ред. О. С. Колбасова, А. С. Тимошенко. — М.: Прогресс, 1990.

6.Краснова И. О. Оценка воздействия на оружающую среду и порядок вынесения государственных решений: опыт США // Экологическое пра­во. — 2001. — № 2. — С. 43-47.

7.Павлова Э. И. Зарубежный опыт правового регулирования аренды сель­скохозяйственных земель // Государство и право. — 2002. — № 12. — С. 62-69.

8.Захарченко Т. Р. Некоторые вопросы права окружающей среды США.— К, 1992.

 

Тема 7. Право окружающей среды развивающихся стран (2 часа)

1.Стратегия урегулирования экологических проблем стран Ближнего Востока.

2.Правовые проблемы охраны окружающей среды Индии.

3.Правовые проблемы охраны природы в Монголии.

4.Организация охраны окружающей природной среды в Чили.

 

Литература

1.Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде (1972).

2.Декларация РИО по окружающей среде и развитию (1992).

3.Петров В. В. Экологическое право России. — М.: БЕК, 1995.

4.National environment strategy for Jordan. Ministry of Municipal and Rural Affairs & the Environment department of Environment, IUCN — the World Conservation Union. — Economic Press Co, Amman, 1991.

5.Сюй Дисинь. Экологические проблемы Китая: Пер. с кит. — М., 1990.

6.Лисицын Е. Н. Охрана природы в зарубежных странах. — М.: Агропромиздат, 1987.

7.Дрейер О. К., Лось Б. В., Лось В. А. Экологические проблемы развиваю­щихся стран. — М.: Наука, 1983.

8.Сэнгэдорж. Развитие экологического права и законодательства Монго­лии // Государство и право. — 2000. — № 8. — С. 110-112.

9.Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных ор­ганов по обеспечению экологической безопасности // Экологическоеправо. — 2000. — № 1. — С. 33-39.

 

 



Просмотров 1547

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!