Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. 3 часть



14. Мышление, его методы и операции.

15. Речь и ее функции. Речь и язык. Взаимосвязь мышления и речи.

16. Внимание как психический процесс. Основные свойства и функции внимания.

17. Память. Основные процессы памяти. Виды и формы памяти. Законы памяти.

18. Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность».

19. Структура личности. Различные подходы в исследовании личности.

20. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.

21. Темперамент: типы и свойства.

22. Характер. Типология характера. Акцентуации характера.

23. Воля как психическая регуляция человеческого поведения. Волевые качества характера.

24. Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация.

25. Категория деятельности в психологии. Виды деятельности. Структура деятельности.

26. Общение как вид психической деятельности. Компоненты общения. Виды общения. Цели и средства общения.

27. Механизмы понимания и восприятия людьми друг друга в процессе общения.

28. Конфликт. Виды конфликтов. Способы профилактики и разрешения конфликтов.

29. Малая группа и ее характеристики. Виды малых групп. Структура внутригрупповых отношений. Эффективность групповой деятельности.

30. Лидерство и руководство в малых группах. Теории лидерства. Стили лидерства.

31. Суть и назначение педагогики как науки.

32. Предмет и объект педагогики.

33. Функции и задачи педагогики.

34. Связь педагогики с другими науками.

35. Педагогика в системе наук.

36. Связь педагогики и психологии. Значение психологических знаний для развития науки педагогики.

37. Характеристика понятия «педагогическая система».

38. Образование как общечеловеческая ценность.

39. Образование как социокультурный феномен.

40. Образование как педагогический процесс.

41. Непрерывное образование, его значение для человека.

42. Образование и самообразование.

43. Понятия «воспитание» и «обучение».

44. Педагогическая технология и педагогическая задача.

45. Новейшие педагогические технологии.

46. Образовательная система России.

47. Характеристика образовательной функции обучения.

48. Характеристика воспитательной функции обучения.

49. Характеристика развивающей функции обучения.

50. Цели, задачи, тенденции и принципы гуманистического воспитания.

51. Воспитание как педагогическое явление.

52. Понятие о формах организации обучения.

53. Урок – основная форма организации обучения в современной школе.

54. Лекция, ее характеристика.

55. Методы, приемы, средства осуществления педагогического процесса.

56. Управление системой образования.

57. Государственные органы управления системой образования.

58. Семья как способ педагогического взаимодействия.

59. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

60. Семья как социальный институт.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М. : Гардарики, 2005.

2. Островский, Э. В. Психология и педагогика : учеб. пособие / Э. В. Островский. – М. : Вузовский учебник, 2005.

3. Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. В. И. Жукова. – М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2004.

4. Реан, А. А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. А. Реан. – СПб. : Питер-Пресс, 2006.

5. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология : учебник / Стефаненко Т.Г., 2007.

6. Хьелл, Л.Теория личности / Л. Хьелл , 2007.

Дополнительная:

1. Колесникова. Психологическое консультирование / Колесникова, 2006.

2. Кроль, В. М. Психология и педагогика : учеб. пособие / В. М. Кроль. – М. : Высшая школа, 2003.

3. Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания : учеб. пособие / О. В. Лишин. – М. : Академия, 2003.

4. Пашковская, И. Н.Психология и педагогика : метод. указ. по изучению курса / И. Н. Пашковская, Н. А. Королева. - СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

5. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин. – М. : Академия, 2003.

6. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учебник / А. М. Столяренко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

7. Столяренко, Л.Д. Психология управления : учеб. пособие / Л.Д.Столяренко, 2007.

Периодические издания:

1. Вопросы психологии : журнал.

2. Вопросы образования : журнал.

3. Педагогика : журнал.

4. Психологическая газета.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения (пакет прикладных программ: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, методика экспресс - диагностики функционального состояния и работоспособности человека, тест Люшера.), учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

 

Составители: д.п.н., проф. И.Н. Пашковская, к.п.н., доц. Н.И. Королева, ассистент Е.А. Кучумова кафедры «Социальный менеджмент», д.п.н., проф. Т.А. Соловьева кафедры Псковского филиала

Рецензент: к.п.н., доцент кафедры «Социальный менеджмент» В.Е. Мелехова

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих глубокими знаниями в гуманитарной области, формирование интеллектуально развитых личностей c собственной мировоззренческой позицией, способных к осознанию современных проблем и принятию самостоятельных решений в области сервиса; развитие интереса к фундаментальным общественным знаниям, к социально-философскому анализу сервисной деятельности.

Задачи дисциплины — научить студентов:

- пониманию мировой и отечественной философии в ее истории, и современном состоянии;

- методологическому мышлению в социально-экономической науке и практике;

- ответственности за принимаемые решения;

- анализу проблем, прогнозированию их развития с перспективами разрешения.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления об интеллектуальной деятельности в различных сферах науки и практики.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Философия» студент должен:

· знать:

- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;

- структуру научного познания, ее формы и методы;

- соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности;

- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;

· уметь:

- аргументировано выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;

- оперировать философской терминологией;

- вести интеллектуальную дискуссию;

· получить навыки:

- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества;

- постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение в философию. - - -
2. Роль философии в жизни человека и общества. - -
3. Исторические типы философии. Античная философия. - -
4. Философия средневековья и Возрождения. - -
5. Философия Нового времени. - -
6. Немецкая классическая философия. - -
7. Философия в России. - -
8. Западноевропейская философия 19-20 вв. - -
9. Философское понимание мира. - -
10. Философская концепция сознания. - -
11. Познание, его возможности и границы. - -
12. Смысл человеческого бытия. - -
13. Философия культуры. - -
14. Человек в мире культуры. - -
15. Культура и цивилизация. - - -
16. Философия общества и истории. - -
17. Роль научной рациональности в развитии общества. - -
18. Человечество и глобальные проблемы современности. - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение в философию

Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения, связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами, методологическое значение для современной сервисологии.

 

Тема 2. Роль философии в жизни человека и общества

Мировоззрение как явление духовной жизни общества и личности. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Структура философского знания. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии, ее роль в развитии сервисной деятельности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

2. Философское мировоззрение. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность.

3. Функции философии. Философия и наука. Сервис и социально-философские аспекты современности.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Основы современной философии : учебник. – СПб. : Лань, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

 

Тема 3. Исторические типы философии. Античная философия.

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития. Ионийская философия. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Поиск первоначала мира. Гераклит Эфесский. Текучесть бытия и тождество противоположностей.

Италийская философия. Пифагор и пифагорейцы. Число и гармония. Элеаты: Парменид и Зенон. Бытие и небытие. Множественность бытия в атомизме Левкиппа и Демокрита.

Софистика и диалектика. Сократ. Логика и диалектика. Знание как добродетель. Платон. Учение об идеях. Аристотель. Учение о первоначалах бытия. Физика, теория познания и логика.

Философия эпохи эллинизма. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Особенности философии Древнего Рима.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Онтология. Поиск первоначала. Материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон) трактовка бытия.

2. Философское учение Аристотеля и его место в истории античной философии и культуре.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Философия Древнего Рима.

2. Этические воззрения в древнегреческой философии. Стоики и эпикурейцы.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Аристотель. Метафизика / Аристотель. – СПб. : Алтейя, 2002.

3. Основы современной философии : учебник. – СПб. : Лань, 2002.

4. Платон. Федон; Пир; Федр / Платон. - М. : Мысль, 1999.

5. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

 


Тема 4. Философия средневековья и Возрождения

Апологеты, их борьба с гностицизмом и манихейством. «Отцы церкви». Аврелий Августин. Теология. Теория познания. Философия истории.

Ранняя схоластика. Вера и знание. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм, их градация. Арабская философия.

Расцвет схоластики. Латинский аверроизм. Философы доминиканского ордена: Альберт Великий и Фома Аквинский. Классическая система схоластики на основе христианизированного Аристотеля.

Поздняя схоластика. Иоганн Дунс Скотт. Философия как критика возможностей мышления. Новый номинализм: Уильям Оккам. Критика схоластического метода и развитие эмпирических наук.

Натурфилософия и новое естествознание. Николай Кузанский как предшественник ренессанской натурфилософии. Вопросы естественных наук в трудах Парацельса и Джордано Бруно. Галилео Галилей и принципы математического естествознания.

Социальные теории. Теория политики Никколо Макиавелли. Утопический социализм: Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Влияние философии на развитие экономических отношений эпохи Возрождения.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Религиозный, символизирующий характер средневекового мировоззрения.

2. Патристика. Проблема отношения бога, мира и человека у Августина.

3. Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского. Проблема гармонии веры и разума.

4. Натурфилософия и социальные теории Возрождения.

5. Гуманизм как идея эпохи Возрождения.

Литература:

1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М. : Международные отношения, 2000.

2. Канке, В. А. Философия : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2002.

3. Новая философская энциклопедия : в 4 т. – М. : Мысль, 2001.

4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. - М. : Республика, 2001.

5. Хрестоматия по философии : учеб. пособие. - М. : ТК Велби : Проспект, 2001.

 

Тема 5. Философия Нового времени

Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт: поиск научного метода. Эмпиризм и рационализм. Сенсуализм Джона Локка. Границы познания. Восприятие и рефлексия. Первичные и вторичные качества. Джордж Беркли. Бытие как восприятие. Бог как субстанция чувственного мира. Дзвид Юм. Впечатления и идеи. Аналитические и эмпирические суждения. Критика неполной индукции и понятия причинности.

Рационализм Бенедикта Спинозы. Бог как субстанция. Мышление и протяженность. Готфрид Вильгельм Лейбниц. Учение о монадах и предустановленной гармонии.

Французская философия эпохи просвещения: метафизический материализм, рационализм, атеизм. Проблема соотношения личности и среды. Просветители: Франсуа Мари Аруэ Вольтер и Жан Жак Руссо. Энциклопедисты: Дени Дидро и Жан Батист Д'Аламбер. Сенсуализм теории познания французских материалистов 18в. (Дидро Ламетри, Гольбах и Гельвеций).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема познания - центральная проблема философии Нового Времени. Эмпиризм и рационализм.

2. Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века: монизм: (Б.Спиноза), дуализм (Р.Декарт), множественность субстанций (Г.Лейбниц).

3. Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и человеке.

4. Теория общественного договора и естественного права.

Литература:

1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. - М. : Международные отношения, 2000.

2. Канке, В. А. Философия : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2002.

3. Философия : учебник / под ред. В. Лавриненко. – М. : Мысль, 2002.

4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М. : Республика, 2001.


Тема 6. Немецкая классическая философия

Иммануил Кант. Понятие трансцендентального знания. Априорные формы чувственности и рассудка. Обоснование математики и естествознания Антиномии чистого разума и критика метафизики. Свобода и нравственный закон. Категорический императив.

Иоганн Готлиб Фихте. Чистое «Я» и его отчуждение. Эмпирическое «Я» и восприятие внешнего мира. Деятельность как самоопределение.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Принцип тождества. Натурфилософия. Деятельность как источник сознания и самосознания. Искусство как высшее выражение тождества мышления и бытия.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Формы сознания как самосознание духа. Роль труда. Отчуждение внешнего мира. Диалектическая триада. Бытие, понятие сущность. Единство разумного и действительного. Движение от абстрактного к конкретному. История как развитие духа во времени.

Нравственность, гражданское общество и государство. Критика спекулятивной философии. Людвиг Фейербах и экономическая теория Карла Маркса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Критическая философия И.Канта. Наука и нравственность.

2. Послекантовский немецкий идеализм (Диалектика «Я» и «не-Я» Фихте, натурфилософия Шеллинга).

3. Система Гегеля и его диалектический метод.

4. Антропологический материализм Фейербаха.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. Философия духа / Г. В. Гегель. - М. : Мысль, 1977.

3. Кант, И. Критика чистого разума. Введение / И. Кант. - Ростов н/Д : Феникс, 1999.

4. Основы современной философии : учебник. – СПб. : Лань, 2002.

5. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

 

Тема 7. Философия в России

Особенности становления и развития философской мысли в России в 18 в. первой половине 19 вв. П.Я. Чаадаев. Западничество и славянофильство. Социалистические идеи. Философские идеи Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. В.С. Соловьев. Русская философия на рубеже 19-20 вв.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Славянофилы и западники: П.Чаадаев, А.Герцен, А.Хомяков, И.Киреевский.

2. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

3. Философия свободы как учение о человеке Н.Бердяева.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Новая философская энциклопедия : в 4 т. – М. : Мысль, 2001.

3. Основы современной философии : учебник. - СПб. : Лань, 2002.

4. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

5. Хрестоматия по философии : учеб. пособие. - М. : ТК Велби : Проспект, 2001.

 

Тема 8. Западноевропейская философия 19-20 вв.

Формирование «неклассической» философии. «Философия жизни», её предвосхищение в трудах А. Шопенгауэра. Фридрих Ницше как критик классической философии и морали. Мартин Хайдеггер и превращение феноменологии в онтологию и герменевтику человеческого бытия. Герменевтика. Её историко-философские и экономические предпосылки. Ханс Георг Гадамер. Понимание и язык.

Позитивизм и его эволюция: классический позитивизм, махизм, неопозитивизм. Постпозитивизм. Карл Поппер Фальсификационизм и критика принципа верификации. Томас Кун. Научные парадигмы и исследовательские программы. Пол Фейерабенд. Методологический анархизм.

Структуализм и постструктуализм. (Клод Леви-Стросс. Мишель Фуко). Фрейдизм и неофрейдизм.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С.Милль). Неопозитивизм (Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Р.Карнап). Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун).

2. Проблема человека в «Философии жизни» (Ф.Ницше, А.Бергсон) и в философии экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Камю).

3. Теория психоанализа и неофрейдизм (З.Фрейд, А.Юнг, Э.Фромм).

Литература:

1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М. : Международные отношения, 2000.

2. Канке, В. А. Философия : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2002.

3. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. - СПб. : Кристалл, 2002.

4. Философия : учебник / под ред. В. Лавриненко. – М. : Мысль, 2002.

5. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М. : Республика, 2001.

 

Тема 9.Философское понимание мира

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Анализ проблемы бытия в истории философии. Зарождение и эволюция понятия материи в истории человеческой культуры: от Парменида до современных представителей различных философских течений (И. Канта, Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера). Что есть «бытие», в чем суть проблемы соотношения бытия и небытия? Бытие как всеобщее, единичное и особенное. Характеристика форм бытия. Сущность материальной субстанции бытия. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.Научные, философские и религиозные картины мира.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия.

2. Проблема субстанции. Материя как субстанция.

3. Понятие движения, пространства, времени. Особенности их проявления в природе и обществе.

4. Мир как единая система. Бытие мира и человека.

5. Проблема понимания внутреннего и внешнего мира .

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Основы современной философии : учебник. - СПб. : Лань, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

 

Тема 10. Философская концепция сознания

Постановка проблемы сознания в философии. Метафора сознания в космоцентрической культуре античности. Христианство: открытие внутреннего духовного мира. Проблема сознания в Новое время и в немецкой классической философии. Диалектико-материалистическая концепция сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Развитие форм отражения. Сущность психического отражения. Психический образ как субъективная реальность. Общественная природа сознания. Сознание и язык. Творческая активность сознания. Проблема бессознательности. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Категория сознания. Происхождение сознания. Структура сознания, его знаковая природа.

2. Личность - реальный носитель сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание.

3. Назначение человеческого разума. Ноосфера.

4. Сервис как необходимый элемент ноосферы.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Основы современной философии : учебник. – СПб. : Лань, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

4. Философия : учебник / под ред. В. Лавриненко. – М. : Мысль, 2002.

 

Тема 11. Познание, его возможности и границы.

Проблема познаваемости мира. Агностицизм и его формы. Проблема соотношения субъекта и объекта, познания. Познание, творчество, практика. Функции практики. Знание, отражение, информация. Многообразие форм знания.

Проблема истины. Объективность и субъективность, абсолютность и относительность, конкретность истины. Истина и заблуждение. Вопрос о критерии истины в истории философии и науки. Соотношение чувственного и рационального в познании. Чувственное познание и его формы: ощущение, восприятие, представление. Формы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение. Интуиция, и ее роль в познании. Понимание и объяснение. Основные проблемы гносеологии. Вера и знание.

Два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность, мышление, логика и язык. Искусство спора. Основы логики. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

Структура научного познания, его методы и формы. Свобода научного поиска и ответственностьученого.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Чувственное и рациональное.

2. Знание и вера. Научные и вненаучные формы знания.

3. Понятие истины. Истина и ценность.

4. Наука как знание, деятельность и социальный институт.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Канке, В. А. Философия : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М. : Республика, 2001.

 

Тема 12. Смысл человеческого бытия.

Проблема человека и личности в истории философии, ее значение для социальных наук и современной общественно- экономической практики. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Сознание, самосознание и личность. Взаимоотношение личности и общества. Интериоризация и экстериоризация. Становление личности. Понятия «социальная роль», «статус». Взаимосвязь физической, социальной и духовной сторон личности. Социальные типы личности. Человек в системе социальных связей.

Демократический процесс и перспективы реализации личности в различных социокультурных системах.

Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Категория свободы в философских учениях. Развитие способностей и формирование разумных потребностей личности. Общественный и личный интерес. Проблема ценностной ориентации личности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Природа, сущность, предназначение человека.

2. Соотношение природного и общественного в человеке.

3. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека.

4. Личность и общество.


Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Новая философская энциклопедия : в 4 т. - М. : Мысль, 2001.

3. Основы современной философии : учебник. – СПб. : Лань, 2002.



Просмотров 537

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!