Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Директор школы и педагогический совет. Функции, методы работы



Некоторые зарубежные теоретики выдвигают идею специальной системы управления, при которой руководителю остается решать вопросы только по определенным стандартам. Не снижая значения организации, следует все же отметить решающее значение личности руководителя.

Личность руководителя, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности фактически определяют лицо школы, деятельность учительского и ученического коллектива.

Каждый хороший директор хорош по-своему. Однако, есть качества? исключительно важные для формирования личности руководителя школы. К ним относятся:

1 Высокая культура, безупречная нравственность. Современный директор обладает глубокой общей подготовкой, он следит за основными событиями в стране и за рубежом, его отличают высокая принципиальность, чистота личной жизни. Только образованный человек может руководить современной школой. Это ясно для всех. Прекрасное знание современной педагогики и психологии, мастерство учителя, осведомленность в вопросах науки и культуры, тонкий художественный вкус придают личности директора особое обаяние и не позволяют ему опуститься до уровня за урядного хозяйственника.

2. Организаторские способности, требовательность, экономическая подготовка. Руководитель школы должен умело распределить обязанности, создать должные условия для работы, четко организовать помощь, контроль и руко водство, обеспечить высокую деловую активность коллек тива и снабжение школы необходимыми материалами и пособиями, проявлять твердость и требовательность. Соче тание учебно-воспитательных и хозяйственных задач — одна из самых больших трудностей в работе современной школы.

3. Человечность, душевность. В последнее время спра ведливо уделяется много внимания принципам гуманиза ции труда. Это особенно важно в области педагогического труда. Руководитель школы обязан обладать большим за пасом оптимизма, человеческой гуманностью, вниманием к людям, большой любовью к детям.

Бесспорно, нужен талант, чтобы быть руководителем школы, важны опыт и трудолюбие, не меньшее значение имеет специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации.

В России делается много для подготовки руководителей школ, но интересен и зарубежный опыт.

В качестве примера расскажем, как проходит подготовка школьных администраторов в США.

В США около ста тысяч директоров средних и элитарных школ. Вполне естественно, что вопросам профессиональной подготовки школьных администраторов придается исключительное внимание.

Вычленяется два вида вопросов: отбор школьных администраторов (технология отбора из числа желающих) и организация их профессиональной подготовки. Более четырехсот учебных заведений занимаются вопросами управления и специальной подготовки школьных менеджеров.

Прежде всего разрабатываются критерии для отб

ора будущих школьных администраторов. Несмотря на некоторую наивность и недостаточную достоверность показателей, они тем не менее представляют определенный интерес и для нас. Так, стажер (учитель, желающий стать администратором) оценивается по своим умственным способностям (оценки в дипломе, мнение членов комиссии), организаторским способностям, эмоциональной уравновешенности, моральной устойчивости, умению ладить с детьми, педагогическим успехам, стажу работы, творческим способностям, состоянию здоровья. Проводятся собеседования, тестирование на определение "поведения" в различных ситуациях и т.д. Если стажер проходит эти "испытания", ему дается возможность в течение года быть помощником директора (при снижении учебной нагрузки и сохранении средней заработной платы) и выполнять различные поручения по учебной и финансовой деятельности, организации связи с родителями и населением микрорайона. Только после годичной успешной предварительной стажировки он может быть зачислен на специальные курсы по подготовке школьных администраторов с сохранением заработной платы.

Профессиональная подготовка складывается из двух основных форм: на базе специальных курсов обучения в государственных или частных университетах, а также стажировки в образцовых школах.

Выпускники учительского колледжа, имеющие стаж работы не менее одного года и степень бакалавра, обучаясь на курсах в университете, проходят специальный теоретический курс, сдают экзамены и пишут дипломную работу по школоведению. Им присваивается степень магистра педагогики. В некоторых Университетах имеются повышенные дополнительные курсы также с отрывом от

работы, куда принимаются лица, имеющие степень магистра. После успешного окончания они получают звание "специалист по педагогике" (нечто среднее между магистром и доктором).

Программа подготовки школьных администраторов состоит из блоков:

а) общеобразовательного (социология, сравнительная педагогика, антропология и психология);

б) управленческого (цели образования и его организа ция, теория управления, связь с общественностью, учеб ная работа, руководство учащимися и школьным персона лом, хозяйственная деятельность);

в) практического, связанного с выработкой нужных умений и навыков (подготовка документов, умение ладить с учителями, родителями, учащимися, спонсорами, на чальством и т.д.).

Особое внимание (треть учебного времени) уделяется ознакомлению с технологией управления (принятие решений, "моральное руководство", под которым понимается умение создать у педагогического персонала наиболее положительное отношение к своей работе). Будущий руководитель обязан придерживаться этических норм и правил: не повышать голос на учителя, не разбирать работу преподавателя в присутствии других (чтобы не унижать достоинства). Руководитель школы обязан знать эмоциональные особенности каждого учителя и осуществлять индивидуальный подход и т.д.

На курсах обучают искусству анализа и самоанализа, умению оценивать свои сильные и слабые стороны и вырабатывать пути исправления своих ошибок, недостатков характера.

Деловые игры на каждом ходу. Например: "Как вы будете говорить с человеком, который вам лично неприятен, но он полезен для школы?" Разбираются варианты. Тут и голос, и жесты, и мысли "про себя" (почти самовнушение) и тренировки.

Вся система подготовки носит конкретный, прикладной характер. Например, философские концепции при изучении художественной литературы позволяют тут же вырабатывать критерии понятий "хорошая жизнь", "хорошее общество", "хороший человек", "хорошее образование" и т.д. При изучении экономических или политических тенденций тут же уточняются сущность экономики американского образования и других стран, автоматизации и техни-

ческого прогресса, человеческих и природных ресурсов в аспекте будущих нужд общества, особенности местного самооуправления, отношения между церковью и государством, международные отношения и т.д.

Много времени тратится на изучение методов управления (технологию). Здесь и подбор кадров, финансовая деятельность, принципы выбора учебного плана, способы изучения деятельности преподавателей (то, что мы называем контролем) и т.д.

Как мы говорили выше, третий этап в подготовке школьных администраторов заключается в стажировке. Это совершенно оригинальный и эффективный способ "доводки" будущего администратора до нужной кондиции. Стажировка длится год, проходит под руководством опытного администратора и преподавателей соответствующего колледжа, проводится после окончания теоретического курса и рассчитана на приобретение соответствующих навыков управления в реальной школьной обстановке.

К стажировке допускаются, как правило,учителя, имеющие стаж работы от одного до пяти лет, в возрасте 25—45 лет, прошедшие курсы теоретической подготовки и получившие степень магистра, кроме того "выдержавшие" собеседование отборочной комиссии.

Стажеры получают свою прежнюю учительскую заработную плату.

Начинается стажировка в школьном округе, стажеры помогают суперинтенданту по сбору нужной информации в микрорайоне, закупке различного школьного оборудова-' ния. Затем в школе в качестве дублера директора проводят конкретную работу по руководству школой. Коллектив учителей выполняет все распоряжения стажера, директор данной школы вмешивается только в крайнем случае, правда по основным вопросам обсуждение проходит предварительно, но об этом никто не знает и авторитет стажера всячески поддерживается. Примерно раз в неделю стажеры собираются в отделе народного образования для обсуждения своей работы. Такая стажировка помогает выработать нужный стиль руководства, необходимые навыки, перенять опыт, а значит и уменьшить разрыв между теоретическими знаниями и реальной школьной обстановкой.

Не следует, однако, думать, что в США нет проблем. Такая система стоит больших денег, не во всех регионах

они есть, поэтому нередко встречаются руководители элементарных школ, которые такой подготовки не получили.

Мы не идеализируем американских директоров. Наши директора ни в чем не уступают лучшим школьным администраторам самых передовых стран Запада. Просто нашим руководителям работать труднее.

Что касается профессиональной подготовки, то наша система нуждается в серьезной корректировке.

 

Содержание и методика работы педагогического совета.

В современной общеобразовательной школе сложились эффективные формы повышения квалификации учителей, однако между различными видами работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей учителей. Задача заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем полезные методы повышения педагогического мастерства.

Повышение квалификации начинается с организации деятельности Педагогического совета.

Деятельность Педагогического совета определяется "Положением о Педагогическом совете общеобразовательной школы". Педагогический совет создается во всех общеобразовательных школах, где имеется более трех учителей, и является постоянно действующим органом для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной работы. В состав Педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, учителя, воспитатели, библиотекарь, врач, председатель родительского комитета и Совета школы.

Нужно различать две стороны в деятельности педсоветов: а) производственно-деловую: утверждение годового плана работы школы, рассмотрение итогов работы школы по четвертям, утверждение плана подготовки и проведения экзаменов, выпуск и перевод учащихся в следующие классы, итоги учебного года и план летней работы с учащимися и б) научно-педагогическую: обсуждение указаний руководящих органов и результатов научных исследований и передового опыта в целях их внедрения, анализ педагогического процесса в школе.

Развитие научно-методической деятельности педсовета свидетельствует о высоком уровне профессиональной квалификации педагогического коллектива. В такой школе производственные вопросы решаются оперативно, на рабочих совещаниях, а если и выносятся на педсовет, то время на их рассмотрение ограничивается с учетом предварительных согласований.

Можно выделить четыре этапа в подготовке и проведении педсоветов:

планирование педсоветов на год;

предварительная подготовка конкретного педсовета;

непосредственное проведение педсовета;

работа по выполнению решений педсоветов. Перспективное планирование педсоветов. Как правило,

в течение учебного года проводится пять педсоветов: один раз в четверть и в конце учебного года. Пятый педсовет проводится в три заседания — допуск к экзаменам, по итогам экзаменов, по итогам выпускных экзаменов.

Первый педсовет проходит до начала учебного года, в конце августа, и посвящен, как правило, утверждению годового Плана работы школы, обсуждению доклада директора школы по анализу работы за прошлый год и фундаментальному обсуждению задач, на новый учебный год. Чтобы избежать чрезмерного дробления вопросов, необходимо подвергнуть обсуждению наиболее важные, принципиальные положения, определяемые директивными указаниями и особенностями данной школы, по трем направлениям: организация труда, учебная и воспитательная работа.

Последующие педсоветы разрабатывают основные проблемы обучения и воспитания с главной задачей искоренения недостатков по обсуждаемому вопросу и внедрения в практику научно обоснованных рекомендаций.

Педсоветы должны стать аккумулятором педагогического опыта с учетом требований времени и задач, стоящих перед современной школой.

К подготовке педсовета подключаются отдельные работники школы, а иногда методические объединения, которые изучают работу учителей и предварительно обсуждают сильные и слабые стороны учебного процесса с общепедагогических позиций. Полезно подготовить небольшую выставку, выпустить методический бюллетень, вывесить список литературы.

Подготовка педсовета — это работа по созданию творческой свободной обстановки, всестороннего обсуждения вопроса.

конкретную помощь.

 

41.Правовые основы деятельности образовательного учреждения. Устав школы. Типовое положение об образовательном учреждении.

Устав - это написанный свод, собрание правил, определяющих устройство и деятельность каких-либо организаций.

Устав зависит от типа этой организации (армия, партия, учебное заведение) и требований общества и руководящих структур.

В Уставах школ подчеркиваются важность двух компонентов педагогического цикла: набора знаний (что следует заучить по каждому разделу, программы) и формирование умений (что следует уметь: грамотно писать, решать задачи и т.д.). Это составляет минимум знаний, стандарт образования. Это доступно всем. Дальше - право выбора, так называемый элективный принцип. Например, в школах США обязательным являются английский язык, история, физкультура. Дальше специальные профили: 1) подготовительный к колледжу; 2) сельскохозяйственный; 3) индустриальный; 4) домоводческий; 5) коммерческий и т.д. В зависимости от выбора цели предлагаются разные предметы: общая математика, экономическая математика, потребительская математика и т.д.

Устав школы четко расписывает требования к учебному плану, права и обязанности учащихся, учителей, руководителей школы. Так, например, учитель не отвечает за уровень знаний учащихся, фактически за результат (это зависит от способностей ученика), а отвечает за процесс, уровень педагогического мастерства (научность изложения, мастерство, наглядность, связь с жизнью, работу с разными учениками, умение активизировать процесс познания и т.д.).

Устав предусматривает вопросы самоуправления, роль попечительских советов, взаимоотношения в коллективе. Например, директор не имеет права повышать голос на учителя, разбирать его работу в присутствии других, обязан знать эмоциональные качества каждого учителя и осуществлять идвидидуальный подход и т.д. В Уставе предусматривается контрактная система подбора учителей и роль попечительского совета в подборе кадров и финансовой политики и т.д.

Согласно закону об образовании каждая школа разрабатывает и принимает Устав самостоятельно.

В Уставе указывается место нахождения учреждения, его тип, язык, на котором ведется обучение, права и обязанности руководителей, преподавателей, учащихся и родителей, а также структура финансовой и хозяйственной деятельности, четко регламентируются режим дня и порядок управления.

Устав школы включает следующие разделы:

1. Краткое описание школы, особенности микрорайона, тип школы, язык обучения, цели обучения и воспитания.

2. Вопросы управления школой: а) демократизация управления; б) директор: его права и обязанности; в) завучи: их права и обязанности; г) совет школы; д) педагогический совет; ж) комплектование школы: правила приема, платные и бесплатные услуги; е) охрана здоровья и жизни детей.

3. Организация учебно-воспитательного процесса: а) Программы. Стандарт образования, б) Учебный план и программы для групп с углубленным изучением ряда предметов, в) Факультативы. Работа с сильными ученика ми, г) Классы коррекции, д) Помощь отстающим, е) На чальное профессиональное образование, ж) Платные до полнительные услуги, з) Режим дня (смены, продолжи тельность занятий, перемены, нормы домашних заданий).

Учителя. Права и обязанности. Учебная нагрузка. Работа классного руководителя. Система повышения ква лификации учителей.

Ученики. Права и обязанности.

Технические служащие, другие работники школы. Права и обязанности.

Родители. Их права и обязанности. Связь с обще ственными организациями и шефами.

Трудовое воспитание. Кооператив. Аренда.

Материально-финансовая служба школы.

10. Оздоровительные мероприятия, организация отды ха детей, питание, лагерь.

46.Планирование в школе как управленческая функция. Виды планов.

Планирование работы в школе.

Научная организация труда — это комплекс рассчитанных действий, способствующих совершенствованию трудового процесса и обеспечивающих высокие результаты труда при наименьшей затрате средств, времени и сил. Научная организация педагогического труда предполагает высокий уровень педагогической культуры, в первую очередь наличия порядка в школе, четкой регламентации труда всех работников, применения рациональных методов управленческого труда — труда руководителей школы, педагогического труда — труда учителей и учебного труда — труда учащихся.

Многие неудачи в работе школ объясняются именно отсутствием должных навыков организации труда. Наиболее распространенные ошибки с точки зрения внедрения НОТ следующие:

ü нечеткое планирование работы;

ü неумение руководителей школы четко определить обязанности каждого члена коллектива;

ü перегрузка членов коллектива разными поручения ми, собраниями, дежурством, вызовами, дополнительной документацией;

ü отсутствие системы работы по изучению основ НОТ и продуманных действий по их внедрению в практику.

ü неопытность в руководстве хозяйственной деятель ностью школы, отсутствие коммерческих навыков.

Разработать план - это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения и воспитания.

Планирование — подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой.

Обоснованный конкретный план — один из показателей научной организации и управления школы.

План должен быть кратким, четким и ясным.

По форме планирование может быть текстовым, графическим и смешанным (текстовым и графическим). В любом случае в школе должно существовать календарное планирование, т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям, отдельным числам. Каждая школа планирует свою работу, исходя из местных условий и возможностей, но каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.

В практике работы передовых школ имеют место следующие виды планирования:

— перспективный план работы школы на 3—5 лет;

— план учебно-воспитательной работы школы (годовой);

графический план организационной, методической и внеклассной работы (на четверть) (выписка из годового плана);

план-график внутришкольного контроля (на четверть);

планы общественных организаций.

Сроки планирования определяются целями планирования.

Перспективное планирование должно соответствовать срокам народнохозяйственных планов, годовое — цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 1-е сентября, включая летнюю работу и подготовку школы к новому учебному году. Каких-либо отдельных планов, которые бы не входили в общешкольный план, от школы требовать не следует — это нарушает принцип системности.

Перспективный план согласуется с планами местного муниципального управления и составляется на 1-е января текущего года.

Годовые планы составляются в мае-июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет.

Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных школ.

Перспективный план развития школы. Перспективный план развития школы предусматривает направления деятельности школы с учетом работы районных органов власти. Этот план не должен быть слишком детальным, его задача — наметить важнейшие ориентиры, главные вехи функционирования и развития школы на определенный период.

 



Просмотров 809

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!