Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Причины поражения восставших



1. Главную опору декабристы видели не в народе, а в армии, прежде всего в гвардии, имевшей опыт успешных дворцовых переворотов XVIII — начала XIX в.

2. Малочисленность движения.

3. Отсутствие единства в рядах восставших и в их программных документах.

4. Пассивная тактика в период восстания.

5. Ставка на заговор и военный переворот.

6. Слабость пропагандистской деятельности.

7. Недостаточная подготовленность общества к преобразованиям.

Однако движение декабристов стало значительным событием в русской истории. Они разработали первые революционные программы и план будущего переустройства общества. Впервые была совершена попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Восстание декабристов привело к открытому противостоянию власти и духовной элиты общества, а его поражение — к возрождению идеи полновластия царя, отказу от сотрудничества самодержавия и общества, характерной для начала царствования Александра I. Вместе с тем впервые с допетровских времен правительство Николая стремилось открыто опереться на силы традиционализма, на народную поддержку самодержавия. Это было связано с утверждением в Европе (после поражения Великой французской революции) идеологии романтизма, идеализировавшей народные традиции как основу преемственности исторического процесса, предпосылку стабилизации монархического государственного строя (И.Н. Ионов).

Идеалу либеральной политики начала прошлого царствования был противопоставлен попечительный и охранительный идеал надзора власти за общественными силами и заботы царя о народе. Для проведения его в жизнь была использована созданная еще в 1812 г. Собственная его императорского величества канцелярия, значительно расширенная в 1826 г. Фактически с середины 20-х гг. XIX в. она становится органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Структура канцелярии соответствовала ее функциям и усложнялась параллельно с их расширением. В ее составе было шесть отделений.

I отделение было образовано в 1826 г. Его задача определялась как контроль за деятельностью министерств и ведомств, министров и высших чиновников министерств. Это отделение занималось также назначением и увольнением высших чиновников.

Цель II отделения — анализ и обобщение юридической практики и запись законов Российской империи.

Важнейшим было III отделение, также организованное в 1826 г. на базе Особой канцелярии Министерства внутренних дел, которое ведало вопросами политической и государственной безопасности. Его задачами были руководство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего режима, сектантами и раскольниками, высылка и размещение ссыльных, управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.

В своей деятельности III отделение опиралось на разветвленную агентурную сеть. Полномочия этого отделения и его возможности были очень велики: оно могло затребовать у любого чиновника, вплоть до министров и губернаторов, любые сведения, и чиновники были обязаны предоставить их. В введении этого отделения находились и политические тюрьмы — Шлиссельбургская и Петровская, Алексеевский равелин.

В 1827 г. при III отделении был создан корпус жандармов, а вскоре образована сеть жандармских округов, которые подчинялись Главному жандармскому управлению. С 1826 г. главным начальником III отделения и шефом жандармов был А.Х. Бенкендорф (1783–1844), вошедший в историю как участник подавления восстания декабристов.

В состав Канцелярии также входили еще три отделения. Созданное в 1827 г. IV отделение должно было контролировать и направлять работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений. V отделение было образовано в 1836 г. специально для выработки проекта реформы по управлению государственными крестьянами. VI отделение, функционировавшее с 1842 г., было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа.

В правление Николая I происходит количественный рост государственного аппарата: к середине века он насчитывал 100 тысяч человек. Такой большой государственный аппарат свидетельствовал о сильной роли государства в жизни общества, но был одной из существенных причин высокого уровня налогообложения и несбалансированности государственного бюджета.

В 30-е гг. многочисленные законы о службе гражданских чиновников были собраны в «Устав о службе гражданской», который определял порядок поступления на службу, увольнение, права и обязанности чиновников.

Повсеместным явлением стало взяточничество. В конце 40-х гг., по данным III отделения, только трое из 50 губернаторов Европейской России не брали взяток: киевский губернатор Писарев — как очень богатый, таврический губернатор Александр Муравьев — как бывший декабрист, ковенский губернатор Радищев, сын А.Н. Радищева, — хотя он не разделял взгляды отца, но все же взятки не брал (А.Н. Маркова).

загрузка...

В царствование Николая I была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.

В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала ХХ столетия.

Ключевым вопросом всей политики Николая I оставалась крестьянская проблема. В его царствование происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией «к постепенному освобождению крестьян» (при этом интересы помещиков практически не ущемлялись):

  • запрещалась продажа крестьян в розницу (1841);
  • не разрешалась покупка крестьян безземельными дворянами (1843);
  • крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847);
  • вышло разрешение всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность (1848).

Наиболее значимые преобразования связаны с именем графа П.Д. Киселева — реформа управления государственными крестьянами (1837–1841). Она включала: равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехнических знаний. План Киселева по существу означал постепенную ликвидацию крепостного права (личное освобождение крестьян, регулирование государством крестьянских наделов и повинностей). По мнению А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Кривошеева, Ю.В. Тота, реформа Киселева наряду с положительными моментами усилила бюрократическое давление на государственную деревню, сведя к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления, поставив их в полную зависимость от местной администрации.

Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым Указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах». По этому Указу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле.

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия:

  • создавались преграды к расширению его за счет выходцев из «податных сословий». В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, художникам, купцам 1-й, 2-й гильдии) ипочетных граждан (присваивались чиновникам 4–10 классов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати. По мысли правительства, эти меры должны были уменьшить стремление «подлого сословия войти в высшую сословную касту»;
  • в 1845 г. издан указ, по которому потомственное дворянство приобреталось на военной службе, начиная со старших офицерских чинов, а на гражданской — с пятого класса Табели о рангах, а не с восьмого, как было ранее;
  • в целях укрепления материальной базы дворянства указом 1845 г. учреждались неделимые наследственные имения, т. е. не принадлежавшие дроблению между наследниками и переходившие по наследству к старшему сыну.

Важнейшими экономическими мерами правительства Николая I были следующие: финансовая реформа Е.Ф. Канкрина, осуществленная в 1839–1843 гг. (в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, и определен его обязательный курс (1 : 3,5) к бумажным ассигнациям); установление протекционистских пошлин на ввозимые заграничные товары; организация крупных промышленных выставок, широкое железнодорожное строительство; создание в 1828 г. Мануфактурного совета, который осуществлял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.

В основу просвещения был положен принцип охранительной идеологии, сформулированный С.С. Уваровым: «Православие, самодержавие, народность». Тем самым основой незыблемости самодержавия открыто провозглашался традиционализм.

В оценке правления Николая I прослеживаются две точки зрения исследователей. Так, дореволюционная историография, не отрицая общей консервативно-охранительной направленности политики Николая I, тем не менее признает наличие в его деятельности определенных реформаторских устремлений, отмечая при этом канцелярско-бюрократический характер подготовки и осуществления преобразований (В.О. Ключевский, В.А. Кизеветтер, С.Ф. Платонов). Напротив, советская историография указывает главным образом на реакционность политики Николая I.

31.

  • В 30 - 40-е гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Он имел две стороны:
    • техническую - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике;
    • и социальную - формирование промышленной буржуазии и пролетариата.

Промышленный переворот раньше всего начался в текстильной промышленности (в первую очередь, хлопчатобумажной, где было занято около 30% всех рабочих), позже всего в 80-90-е гг. XIX в. охватил горнодобывающую промышленность.

  • В становлении и развитии промышленного процесса выделяются 3 последовательные стадии:
    • мелкое товарное производство;
    • капиталистическая мануфактура;
    • фабрика (крупная машинная индустрия)

Мелкое товарное производство основывалось на ручной примитивной технике, узком местном рынке. В результате расслоения кустарей оно перерастало в мануфактурное производство, которое было основано на эксплуатации наёмного труда и требовало широкого рынка. В промысловых сёлах шли процессы социального расслоения крестьянства - выделялись предприниматели и работавшие у них по найму односельчане.
Капиталистическая мануфактура в первой пол. XIX в., являясь основой крупной промышленности, возникла на базе мелкой промышленности. В среднем на одно предприятие приходилось по 40 рабочих, хотя некоторые мануфактуры насчитывали сотни и даже тысячи человек.
Фабрика была крупным машинным производством, которое нуждалось в постоянных кадрах наёмных рабочих, и потому отделяла промышленность от земледелия, отрывала работника от средств производства.
Широкое применение машинной техники требовало перехода к наёмному труду, так как только свободный рабочий с более высокой профессиональной подготовкой мог освоить передовую технику. Доля наёмного труда постоянно растёт. В связи с переходом к машинной технике производительность труда уже к 50-м гг. выросла в три раза, и на долю машинного производства приходилось уже 2/3 продукции всей крупной промышленности.
Важным показателем промышленного переворота в первой половине ХIХ в. стало появление новых социальных групп - буржуазии и пролетариата. Буржуазия капиталистической эпохи была представлена преимущественно гильдейским купечеством и "торгующими крестьянами" - богатыми крестьянами, получившими специальные свидетельства ("билеты") на право торговли. Удельный вес собственно промышленной буржуазии был ещё невелик. Наёмные рабочие первой половины ХIХ в. существенно отличались от пролетариата пореформенного времени. Это были преимущественно помещичьи и государственные крестьяне, ушедшие на оброк, но всё ещё находящиеся в феодальной зависимости и связанные с сельским хозяйством. Помещик мог их в любой момент вернуть обратно в деревню и посадить на барщину. Государственный крестьянин также не мог распоряжаться собой, так как был прикреплён к наделу и связан с общиной. Наёмные рабочие дореформенного времени испытывали двойной гнёт: со стороны помещика и со стороны фабриканта.

  • Промышленный переворот России имел свои специфические черты, к числу которых можно отнести следующие:
  • начался и завершился гораздо позже, чем в европейских странах;
  • проходил в условиях существования феодально-крепостнических отношений;
  • промышленный переворот в России до отмены крепостного права проявлялся только в технической области, а другие составляющие (например, появление новых классов - буржуазии и пролетариата) появились позднее.

К концу I-й половины ХIХ в. промышленный переворот еще не мог привести к преодолению технического отставания Российской империи от ряда стран Европы. К середине XIX в. отставание России от Европы приняло угрожающие размеры. Занимая в XVIII в. первое место по производству и вывозу чугуна, Россия к середине XIX в. переместилась на восьмое место; по выплавке металла Англия превосходила её в 12 раз.

Города. В связи с ростом промышленного производства в первой половине ХIХ в. наблюдался рост городов и городского населения. В начале ХIХ в. в России насчитывалось 630 городов, в середине века - 1032. Городское население в этот период выросло вдвое: с 2,8 млн. до 5,7 млн., но удельный вес городского населения тем не менее был невелик - всего 8% по отношению ко всему населению страны. Самыми крупными городами были Петербург (335 тыс. чел.), Москва (270 тыс. чел.), Вильно (56 тыс. чел.). Рост городского населения происходил за счёт притока крестьян, приходивших на заработки. Некоторые города (Петербург, Москва, Тула, Ярославль, Коломна, Кунгур и др.) выделялись большим количеством промышленных предприятий. Провинциальные города имели аграрный характер.

Торговля. Рост добывающей, текстильной промышленности привел к интенсификации внутренней и внешней торговли. Основными товарами, обращавшимися на внутреннем рынке, были сельскохозяйственная продукция и изделия крестьянских промыслов. Торговля имела преимущественно сезонный характер. Главными торговыми центрами оставались ярмарки, которые устраивались на пересечении торговых путей. В то время в России насчитывалось до 4 тыс. мелких сельских ярмарок и 64 крупных ярмарки с годовым оборотом свыше 1 млн. руб. Самой крупной являлась Нижегородская ярмарка с торговым оборотом в середине ХIХ в. в 70 млн. руб. В 1816 г. сгорел волжский городок Макарьев, и знаменитая Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. Ежегодно в июле - августе сюда стекалось множество товаров из Европы и Востока. Основными предметами торга были ткани, металл, краски, хлопок, шёлк. Общая сумма проданного товара достигала 70 млн. руб. в год. Кожами, пушниной, чаем славилась Ирбитская (Урал) ярмарка, являвшаяся связующим звеном между европейской частью России и Сибирью. Также крупными ярмарками были: Ростовская в Ярославской губернии, Контрактовая в Киеве и Коренная близ Курска. В городах стала развиваться постоянная (магазинная) торговля ремесленными товарами. В первой половине ХIХ в. в нескольких крупных городах были построены богатые гостиные дворы, В Москве и Петербурге - модные магазины. Широкое развитие в стране получила торговля вразнос. Предприимчивые торговцы (коробейники) закупали на ярмарках ткани, галантерею, мелкие предметы домашнего обихода и уезжали с этими товарами в самые глухие места, реализуя товар и за деньги, и путём обмена за лён, полотно и другие товары. Значительное развитие получила внешняя торговля. Импорт в Россию с Запада в основном состоял из машин и инструментов, предметов роскоши; с востока импортировали шёлк, хлопок, пряности, сахар, фрукты. Вывозила Россия сырьё и сельскохозяйственную продукцию, на восток - изделия металлургической и текстильной промышленности. Среднегодовой вывоз из России за 1800 - 1860 гг. вырос в четыре раза (с 60 млн. до 230 млн. руб.), а ввоз в пять раз (с 40 до 210 млн. руб.). Баланс внешней торговли России имел активный характер, т.е. экспорт превышал импорт.

загрузка...

Транспорт. В начале ХIХ в. слабым местом в экономике России были пути сообщения. Основными видами транспорта были водный путь и гужевой. Летом преобладал водный путь, зимой - гужевой. Основной поток грузов внутри страны двигался по рекам. Главной водной артерией была река Волга. В грузопотоке преобладал хлеб, который везли из приволжских губерний в Москву и Петербург. В XVIII в. была построена Вышневолоцкая система каналов, связывавшая с Петербургом реки Волжского бассейна. В 1810 г. открылся путь в том же направлении - Мариинская система. На следующий год стала действовать Тихвинская система. Но всё же пропускная способность этих водных систем была невысокой. Первый пароход появился на Неве в 1815 г., а в 1817 г. на Волге и Каме. К 1860 г. на водных путях России насчитывалось уже около 340 пароходов. В южных губерниях страны, где не было такого переплетения рек и озёр, товары перевозились по грунтовым дорогам. В середине XIX в. в России началось строительство шоссейных дорог. Они соединили Москву и Петербург с другими важнейшими городами России. В 1837 г. была построена первая в России Царскосельская железная дорога, связавшая Петербург и Царское Село. В 1851 г. началось движение по Николаевской железной дороге, связавшей Москву и Петербург. В 1859 г. Варшавская железная дорога соединила Петербург с Варшавой. К середине века Россия имела 1,5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось к тому времени 15 тыс. км. Слабое развитие железных дорог в России существенно сдерживало развитие торговли и промышленности.
В целом, в первой половине Россия сохранила своё традиционное экономическое и социальное устройство. Экономика страны продолжала развиваться, но она существенно отставала от темпов развития экономики западноевропейских государств. Всё более необходимой становилась потребность модернизации экономики России. Однако крепостническая система, плохое состояние путей сообщения - всё это ограничивало развитие производительных сил страны.

32.

Великие реформы (реформы Александра 2) – реформы, проведенные в 60-70 годах 19 века и затрагивающие практически все стороны жизни Российской Империи.

Предпосылки и причины проведения реформ

Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу 19 века уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с 18 века в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине 19 века он достиг своего пика и грозил перейти в революцию. Для того, чтобы этого избежать необходимо было срочно менять государственную систему.

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала и домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Сами помещики также были недовольны так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1859-1861 году крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная Крымская война, которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию – доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно отменить крепостное право и реформировать страну.

В 1855 году на престол взошел император Александр 2, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали сами крестьяне снизу путем революции.

Великие реформы начались.

Реформы Александра 2:

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год);
  • Финансовые реформы (с 1863 года);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа;
  • Городская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного управления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год).

33.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА

Промышленный переворот, начавшийся в 18 в. в Англии, состоял в переходе от мануфактуры к крупному фабричному производству и означал замену ручной техники системой машин.

В России внедрение машин в различные отрасли началось в 30-е гг. 19 в. Как и в Англии, промышленный переворот начался с хлопчатобумажной промышленности. Это объясняется тем, что легкая промышленность, ориентированная на удовлетворение прежде всего потребностей населения, дает быстрый оборот капиталов. Массовый же переход к машинному производству начался во второй половине 50-х гг. и приобрел решающее значение для российской экономики в пореформенный период.

В этот период особенно быстро развивалась тяжелая промышленность. В 90-е гг. Россия вышла на первое место в мире по темпам роста производства в отраслях, определяющих процесс индустриализации, а по абсолютным объемам производства вошла в пятерку крупнейших держав мира. Выплавка чугуна увеличилась, например, в 5 раз. Возникают новые отрасли - нефтедобывающая, химическая, машиностроение. Широко развернулось железнодорожное строительство.

Завершение промышленного переворота не означало завершение индустриализации. Россия оставалась преимущественно аграрной страной.

34.

Вешняя политика России во второй половине 19 в. отражала проблемы внутреннего развития страны. Россия занималась преимущественно внутренними преобразованиями, избегала острых международных конфликтов, отказывалась от активных действий в Европе, пытаясь решить спорные вопросы дипломатическими средствами. Министр иностранных дел А.М.Горчаков 3 сентября 1865 г. писал Александру II: “При современном положении нашего государства и Европы вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития и вся внешняя политика должна быть подчинена этой основной задаче”.

Поражение в Крымской войне значительно ослабило Россию, окончательно распалась венская система, опиравшаяся на австро-прусский союз. Россия утратила руководящую роль в международных делах, уступив место Франции.

Некоторое снижение внешнеэкономической активности России создавало более благоприятные условия для решения внутренних проблем. Правительство смогло на семь лет отказаться от рекрутских наборов, сократить армию, понизить военные расходы. Ведущим направлением внешней политики оставался восточный вопрос. Крымская война усугубила противоречия на Балканах. Балканские народы с возрастающей настойчивостью боролись за свою независимость.

Россия в системе международных отношений в 60—70-е годы XIX века

Борьба России за пересмотр условий Парижского трактата

Основная задача российской дипломатии во второй половине 50-х — 60-е годы XIX в.— отмена ограничительных условий Парижского мирного договора. Отсутствие военного флота и баз на Черном море делали Россию уязвимой для нападения с юга, что фактически не позволяло ей занимать активную позицию в решении международных проблем.

Борьбу возглавил министр иностранных дел князь А. М. Горчаков, крупный дипломат, обладавший широким политическим кругозором. Им была сформулирована программа, суть которой — отказ от вмешательства в международные конфликты, энергичные поиски союзников и использование противоречий держав для решения главной внешне-политической задачи. Его историческая фраза: «Россия не сердится, она сосредоточивается...»— образно выражала основные принципы внутренней и внешней политики России того времени.

Первоначально Россия, изменив своему традиционному курсу опоры на германские государства, пыталась ориентироваться на Францию. В 1859 г. был заключен русско-французский союз, который, однако, не привел к желаемому Россией результату.

В связи с этим началось ее новое сближение с Пруссией и Австрией. Россия стала поддерживать Пруссию в стремлении объединить все германские земли под своим главенством, а во франко-прусской войне 1870—1817 гг. заняла позицию нейтралитета.

Воспользовавшись моментом, в октябре 1870 г. А. М. Горчаков разослал «циркулярную ноту», уведомляя великие державы и Турцию, что Россия не считает себя связанной обязательством не иметь военный флот на Черном море. Пруссия в благодарность за нейтралитет поддержала ее. Англия и Австрия осудили одностороннее решение русского правительства, а разгромленная Франция не имела возможности протестовать.

Лондонская конференция великих держав 1871 г. закрепила отмену нейтрализации Черного моря. Россия вернула право иметь военный флот, военно-морские базы и укрепления на Черноморском побережье. Это позволило воссоздать оборонную линию южной границы государства. Кроме того, расширилась внешняя торговля через проливы, более интенсивно развивался Новороссийский край — причерноморский регион страны. Россия вновь смогла оказывать помощь народам Балканского полуострова в их освободительном движении.

Союз трех императоров

В 70-е годы XIX в. международная ситуация в Европе претерпела значительные изменения. Франция была сильно ослаблена после франко-прусской войны. В центре европейского о континента сложилось новое государство, сильное в экономическом и военном отношении,— Германская империя. С самого начала своего существования она проводила агрессивную внешнюю политику, желая обеспечить доминирующее влияние в Европе, создать и расширить свои колониальные владения. Между Германией, с одной стороны, Францией и Великобританией — с другой, сложился комплекс противоречий. Активизировала свою внешнюю политику на Балканах Австро-Венгрия.

В этих условиях Россия, стремясь избежать изоляции и не надеясь на Францию, потерявшую свой международный престиж, стала искать сближения с центрально-европейскими государствами. Германия охотно пошла на союз с Россией в расчете окончательно изолировать Францию. В 1872 г. в Берлине состоялась встреча императоров и министров иностранных дел России, Германии и Австро-Венгрии. На ней была достигнута договоренность об условиях и принципах будущего союза. В 1873 г. был подписан трехсторонний договор между Россией, Германией и Австро-Венгрией — Союз трех императоров. Три монарха обещали друг другу устранять разногласия между собой путем политических консультаций, а при угрозе нападения какой-либо державы на одну из сторон Союза договариваться о совместных действиях.

Германия, окрыленная этим дипломатическим успехом, готовилась повторно разгромить Францию. Германский канцлер князь О. Бисмарк, вошедший в историю как проводник германского милитаризма, сознательно нагнетал напряженность в отношениях с Францией. В 1875 г. вспыхнула так называемая «военная тревога», которая могла вызвать новый европейский конфликт. Однако Россия, несмотря на союз с Германией, выступила в защиту Франции. Ее активно поддержала Великобритания. Германии пришлось отступить. Франция была спасена от разгрома, но в русско-германских отношениях выросли недоверие и отчужденность. Хотя позднее три императора несколько раз подтверждали приверженность союзу, российская дипломатия все более склонялась к мысли о необходимости приобретения других партнеров. Постепенно намечалась возможность русско-французского сближения.

Восточный вопрос во внешней политике России. Его суть и активизация попыток решения в период правления Николая I. Деятельность русской дипломатии на Ближнем Востоке. Русско-иранская (1826-1827 гг.) и Русско-турецкая (1828-1829 гг.) войны. Туркманчайский и Адрианопольский мирные договоры. Активизация российской агрессии на Кавказе (Чечня и Дагестан).

Крымская война (1853-1856 гг.) Начало политической и военной изоляции России. Первая (1840 г.) и вторая (1841 г.) Лондонские конвенции. Причины, повод и условия начала и дальнейшего хода войны. Основные театры военных действий. Локализация действий в Севастополе. Причины локализации. Исход войны. Парижский мирный договор. Причины поражения и влияния его на внутри - и внешнеполитическую жизнь России.

35.

После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования, он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П. Победоносцева и П.А. Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2, ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию - не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр 3 заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н. Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

консервативно-охранительная политика включала в себя:
1) 1882 - ужесточение цензуры. закрытие либеральных и радикальных журналов.
2) 1884 г. - реакционный университетский устав, ликвидировавший по сути автономию университетов (главной движущей силой революционно-демократического движения было студенчество) .
3) 1887 г. - указ о кухаркиных детях (запрет детям неблагородных сословий поступать в вузы) .
4) в местном самоуправлении - ликвидация мировых судей, создание земских участков в целях усиления административного и полицейского контроля в уездах и губерниях.
5) 1892 г. - повышение избирательного ценза на выборах в городском самоуправлении привело к тому, что большая часть либерально настроенных мещан, чиновников, "земцев", студенчества и т. д. оказались вне этого самоуправления. это привело к разрыву власти и общества.

 

36.

Время царствования Николая II явилось периодом самых высоких в

истории России темпов экономического роста. За 1880-1910 г.г. темпы роста

продукции российской промышленности превышали 9% в год. По этому

показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже

стремительно развивающиеся Соединенные Штаты Америки. По производству

главнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на 1 место в мире,

выращивая более половины производимой в мире ржи, более четверти пшеницы,

овса и ячменя, более трети картофеля. Россия стала главным экспортером

сельхозпродукции, первой "житницей Европы". На ее долю приходилось 2/5

всего мирового экспорта крестьянской продукции. Россия поставляет в Европу также лен, мясо, доски, нефть, железо, ткани. Успехи в сельскохозяйственном производстве явились результатом исторических событий: отмены крепостного права в 1861 году Александром II и Столыпинской земельной реформы в годы правления Николая II, в результате которой в руках крестьян оказалось более 80% пахотных земель, а в азиатской части

- почти вся. Площадь же помещичьих земель неуклонно сокращалась. Дарование

крестьянам права свободно распоряжаться своею землей и упразднение общин

имело огромное государственное значение, пользу которого, в первую

очередь, сознавали сами крестьяне. На 100 жителей в 1905 году приходится 25 лошадей, 39 коров, 57 овец или коз, 11 свиней. Благосостояние России в 1913 году держится на сельском хозяйстве, где трудятся более 75% Русских. Самодержавная форма правления не

препятствовала экономическому прогрессу России. По манифесту 17 октября

1905 г. население России получило право на неприкосновенность личности,

свободу слова, печати, собраний, союзов. В стране росли политические

партии, издавались тысячи периодических изданий. Свободным волеизъявлением

был избран Парламент – Государственная Дума. Россия становилась правовым

государством - судебная власть была практически отделена от исполнительной.

Быстрое развитие уровня промышленного и сельскохозяйственного

производства и положительный торговый баланс позволили России иметь

устойчивую золотую конвертируемую валюту. С 29 августа 1897 года в России ввели в оборот золотые рубли «Империал»- 15 руб., 10 руб., 7,5 руб., 5 руб. и серебряные рубли. Обеспечивались золотом и кредитные билеты. В России 94 товарных биржи и 300 банкирских домов. Император придавал большое значение развитию железных дорог. Еще в юности он участвовал в закладке знаменитой Сибирской дороги. В годы правления Николая II в России было создано самое лучшее по тем временам рабочее законодательство, обеспечивающее нормирование рабочего времени, выбор рабочих старост, вознаграждение при несчастных случаях на производстве, обязательное

страхование рабочих от болезней, по инвалидности и старости. В России в 1917 году 30000 речных судов(лучших в мире), 50000 автомобилей, более 30 автомобильных заводов и предприятий. Могучий флот России имеет тяжелые крейсера и линкоры, подводные лодки и гидросамолеты. Император активно содействовал развитию русской культуры, искусства, науки, реформам армии и флота. В России 1912 года построено 8 110 больниц. В 117 государственных высших учебних заведений Российской Империи (1913) учатся 123000 студентов. Все эти достижения экономического и социального развития России являются итогом естественного исторического процесса развития.

Царствование Николая II совпало с началом бурного развития капитализма и

одновременного роста революционного движения в России. Чтобы сохранить

самодержавие и, главное, обеспечить дальнейшее развитие и процветание

России, императором были приняты меры, обеспечивающие укрепление союза с

нарождающимся буржуазным классом и перевода страны на рельсы буржуазной

монархии при сохранении политического всевластия самодержавия: учреждена

Государственная Дума, проведена аграрная реформа.

 

Реформы С.Ю.Витте

Реформы в налоговой системе.
В 1893 году доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения.
Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью которой было переориентирование с внешних признаков при налогообложении на другие, более современные методы.
Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом.

Введение винной монополии.
По инициативе Витте в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Основная суть питейной монополии заключается в том, что никто не может продавать вино кроме государства, производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких его покупает государство, а следовательно и теми условиями, на которых будет настаивать государство. Реформа возымела положительный результат. К 1899 г. весь питейный доход составил 421,1 млн. рублей против 297,4 млн. рублей в 1894 году, а к началу 1900-х годов доля питейного дохода составила 28% всех обыкновенных бюджетных поступлений. При Витте винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день и именно при нем бюджет страны окончательно стал строится на спаивании населения.

Реформы в железнодорожном хозяйстве.
В 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах. Таким образом, тарифное дело было поставлено под государственный контроль. В дальнейшем Витте публиковал новые редакции положение и, маневрируя тарифными ставками, менял направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые отрасли промышленности от конкурентных импортных товаров, то есть, поддерживая отечественного производителя. Другое направление реформирования железнодорожного хозяйства при Витте – выкуп убыточных железных дорог государством.

Денежная реформа.
Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства преодолеть очевидную архаическую замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

Реформы в сфере аграрного сектора экономики.
Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Витте смог глубже осознать значение крестьянского вопроса и возможности его решения. По принятому на его заседании решению, царь утвердил сеть созданных при нем губернских и уездных комитетов. Кроме отмены в 1903 году круговой поруки за внесение прямых налогов, Витте мало что сделал на министерском посту против общины.

Реформы в промышленности.
При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числе знаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ торгового мореплавания.

 

37.

Образование политических партий в России (конец XIX—начало XX в.)

Образование партий – это не единовременный акт, а процесс, который проходит определенные этапы. формиро­вание определенных идейно-политических настроений, побуждаю­щих единомышленников объединяться в кружки. выкристаллизовываются направления общественно-политической мысли, носители которой группируются вокруг определенных пуб­личных изданий. происходит организа­ционное и политическое оформление самого партийного коллекти­ва на основе выработанных организационных, идейных и политических принципов для совместной организационной работы — пропаганды и агитации за свою программу и тактику. Канун первой российской революции явился тем историческим моментом, когда политические партии в России проходили 1-й или 2-й этапы своего становления. В ходе революции классовая борьба в России приобрела ярко выраженный партийный характер. Процесс образования партий вступил в свой 3-й этап. В зависимости от социально-классовой основы, программных и тактических установок все политические партии, образовавшиеся до и в годы революции, можно разделить на 4 большие группы: пролетарские (большевики); революционно-демократические (социал-демократического и левонароднического направлений); буржуазные (с выделением двух разновидностей: либеральных и консервативных); помещичье-монархические. В. И. Ленин и его соратники в начале 90-х годов начали под­готовку к созданию пролетарской партии. Зачатком такой партии стал организованный ими в 1895 г. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Деятельность Союза был нацелена на соедине­ние теории социализма с массовым рабочим движением. Задача создания партии стала особо актуальной в связи с начавшейся в 80-х гг. дифференциацией в российском социал-демократическом движении и обозначившимся разделением на 2 основ­ных направления: революционное и реформаторское. В 1903 г. в Лондоне были приняты программа и устав РСДРП (российская социал-демократическая партия). В программе предусматривалось 2 этапа революции: программа-минимум - реализация буржуазно-демократических требований: ликвидация самодержавия, введение равного избирательного права, 8-ми часовой рабочий день; возвращения крестьянам земель, отмена выкупных платежей, и др. программа-максимум – осуществление социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Однако по программным и организационным разногласиям произошел раскол на партию большевиков (сторонники Ленина) и меньшевиков (сторонники Мартова). Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров и стояли за диктатуру пролетариата (установление политической власти рабочих для построения социализма и в дальнейшем создания бесклассового общества). Меньшевики выступали против диктатуры пролетариата и предполагали сотрудничество с другими партиями. Партия социалистов-революционеров (эсеры) сложилась в 1902 г. Главной задачей эсеров считалось уничтожение частной собственности на землю, передачи ее крестьянам. Тактикой был террор. Своей опорой они считали крестьян, однако состав партии был преимущественно интеллигентским. Либеральное движение сформировалось в земствах и городских думах. Они стояли за конституционную монархию. Вели борьбу против крайностей “справа” (произвол правительства) и “слева” (деятельность радикалов – революционеров). Консервативно-монархические круги выступали против любых революционных и демократических выступлений, настаивали на укреплении самодержавия, целостности и неделимости России, сохранения господствующего положения русских и усиление позиций православной церкви. Таким образом, на рубеже XIX—XX вв. происходит оформле­ние течений освободительного движения России в политические партии, которые стали выступать выразителями интересов опреде­ленных социальных групп и классов в острых политических схват­ках. Величайшим катализатором образования новых политических партий стала первая российская революция. За короткий период в России возникло столько политических партий, сколько не имелось ни в одной стране мира. К концу гражданской войны 1917—1920 годов численность российских партий составила около 100.

 

С развитием капитализма в России значительно ускорился процесс формирования рабочего класса, который пополнялся беднейшими крестьянами пореформенной деревни и не выдерживавшими конкуренции кустарями. У рабочих в данный период было полные юридическое бесправие, рабочий день был сверх продолжительным, на них накладывали постоянные штрафы, был высок травматизм на производстве. Рабочие не имели социальных гарантий, в том случае, когда они заболевали или в старости. Ситуация с обеспечением жильем обстояла очень плохо. В 60-70-е годы XIX века стала проявляться активность рабочих, заключавшаяся в стихийных выступлениях. На Урале и в центральных губерниях, волнения стали наблюдаться в 60-е годы XIX века. 4 стачки и 12 волнений рабочих промышленности было зарегистрировано в 1861 году. Численность выступлений росла очень быстро. Стачки на Невской бумагопрядильне (1870) и Кренгольмской мануфактуре (1872) были проведены с особым размахом, которые происходили в непосредственной близости от столицы империи [7, стр. 295-296].

Рост рабочей активности, а впоследствии возникновение русской социал-демократии стали важнейшими явлениями в русском общественном движении пореформенной России.

В 70-х годах XIX века росту активности и сплоченности российского пролетариата способствовали рабочие организации. Рабочие организации знакомили пролетариат с опытом и традициями международного рабочего движения и подготовили подъем движения в 80-е годы XIX в.

"Освобождение труда" – первая русская марксистская группа.

Группой "Освобождение труда" были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса: "Манифест коммунистической партии", "Наемный труд и капитал", "Развитие социализма от утопии к науке". Группа напечатала их за границей и тайно распространяла в России

Когда социал-демократического движения еще не было в России группа "Освобождение труда" подняла знамя марксизма в русской заграничной печати, но главным идейным препятствием распространения марксизма и социал-демократического движения были народнические взгляды.

Революционная борьба рабочего класса стала организованной развитием капитализма в России, но народники совершенно не понимали передовой роли рабочего класса. Народники утверждали, что не рабочий класс является главной революционной силой, а крестьянство. Они ошибочно считали, что власть царя и помещиков можно свергнуть лишь за счет крестьянских "бунтов". Народники не понимали рабочий класс, не понимали что без объединения с рабочим классом одни крестьяне не смогут победить царизм и помещиков. Рабочий класс является самым революционным и самым передовым классом общества, но этого народники не понимали.

Первые социал-демократические организации

В 80-е-первой половине 90-х гг. в Петербурге, Москве, Твери, Харькове, городах Поволжья существовали организации революционеров-народников, правда, малочисленные, изолированные друг от друга, а деятельность их была малозаметной и не оказывала большого влияния на развитие революционного движения. С середины 90-х гг. члены этих организаций, как правило, принимают наименование социалисты-революционеры, указывая на свое родство с “Народной волей”, так как народовольцы называли себя социалистами и революционерами. Объективно эсеры выражали интересы мелкой буржуазии в первую очередь крестьянства Наличие в России огромных мелкобуржуазных масс давало эсерам широкую социальную базу, а общественный подъем второй половины 90-х гг. способствовал оживлению; революционного народничества.

На рубеже веков в России существовали три .наиболее крупных эсеровских организации.

1. “Союз социалистов-революционеров”, центральная группа которого начала складываться в 1894 г. в Саратове во главе с А., А. Аргуновым. В 1896 г. она в основном оформилась, выработала программный документ “Основные положения союза социалистов-революционеров”. В 1897 г. наиболее активные члены организации переехали.. в Москву и создали там самую крупную группу “Союза”, состоявшую из 26 человек, все они принадлежали, к интеллигенции. Кроме того, организации существовали в Петербурге, Казани, Орле, Екатеринбурге и других городах. Основное внимание в деятельности, “Союза” уделялось созданию регулярного печатного органа, который, по замыслу руководителей, должен был сплотить вокруг себя все эсеровские организации, разработать общие принципы, теории, подготовив этим создание партии. Таким органом стала газета “Революционная Россия”, первый и второй номера ее вышли в 1901 г. “Союз социалистов-революционеров”, известный также под названием “Северный союз”, настойчиво подчеркивал ' свое идейное родство с “Народной волей”, выступал с пропагандой индивидуального террора и приближался скорее к организациям старого конспиративного образца.

загрузка...

2. “Партия социалистов-революционеров” или, как ее еще называли, “Южная партия”. Начало ей положила созданная в 1894 г. в Киеве организация во главе с И. А. Дьяконовым,. Н. Н. Соколовым, И. П. Дирдовским. В 1896 г. группа И. А. Дьяконова выделилась из организации и начала самостоятельную деятельность. Свое кредо она объявила в брошюре “Некоторые основные пункты программы группы социалистов-революционеров”. Группа численно возросла за счет студенческой молодежи, она вела устную пропаганду среди студентов и рабочих, организуя с этой целью кружки. Действовали эсеровские организации, кроме Киева, и в других южных городах: Воронеже, Харькове, Полтаве.

3. “Рабочая партия политического освобождения России” (РППОР). Она возникла осенью 1899 г. в Минске на основе кружков, рабочих, группировавшихся вокруг бывшего народовольца Е. Гальперина. Вскоре самой заметной фигурой в РППОР стал Г. А. Гершуни, Во многом благодаря его, энергии, организация значительно окрепла и расширилась. Только в Минске в ее кружки входило до 60 рабочих. Идеологи РППОР в программной брошюре “Свобода” уклонились от анализа социально-экономического положения России, разорвали связь между борьбой за политическую свободу, на первоочередной необходимости которой они настаивали, и борьбой за экономические преобразования, за социализм. Главным средством достижения политической свободы признавался террор.

 

38.

Обострение противоречий внутри страны, и поражение в Русско-японской войне привели к серьезному политическому кризису. Власти оказались неспособны изменить ситуацию. Причины революции 1905 - 1907 гг.:

  • нежелание высшей власти проводить либеральные реформы, проекты которых были подготовлены Витте, Святополком-Мирским и другими;
  • отсутствие каких-либо прав и нищенское существование крестьянского населения, составлявшего более 70% населения страны (аграрный вопрос);
  • отсутствие социальных гарантий и гражданских прав у рабочего класса, политика невмешательства государства в отношение предприниматель – рабочий (рабочий вопрос);
  • политика насильственной русификации по отношению к нерусским народам, которые составляли в то время до 57% населения страны (национальный вопрос);
  • неудачное развитие ситуации на русско-японском фронте.

Первая российская революция 1905 – 1907 гг. была спровоцирована событиями, происходившими в начале января 1905 г. в Петербурге. Вот основные этапы революции.

  • Зима 1905 г. – осень 1905 г. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 г., получивший название «Кровавого воскресенья» привел к началу забастовок рабочих практически во всех регионах страны. Так же, отмечались волнения в армии и на флоте. Одним из важных эпизодов первой русская революция 1905 – 1907 гг. стал мятеж на крейсере «Князь Потемкин Таврический», произошедший 14 июня 1905 г. В этот же период усиливается движение рабочих, активизируется крестьянское движение.
  • Осень 1905 г. Этот период является наивысшей точкой революции. Всероссийская Октябрьская стачка, начатая профсоюзом печатников, была поддержана многими другими профсоюзами. Царь издает манифест о даровании политических свобод и создании Государственной думы как законодательного органа. После того, как Николаем 2 были дарованы права на свободу собраний, слова, совести, печати «Союз 17 октября» и конституционно-демократическая партия, а так же, эсеры и меньшевики объявляют о завершении революции.
  • Декабрь 1905 г. радикальное крыло РСДРП поддерживает вооруженное восстание в Москве. На улицах – ожесточенные баррикадные бои (Пресня). 11 декабря публикуется положение о выборах в 1 Государственную думу.
  • 1906 г. – первая половина 1907 г. Спад революционной активности. Начало работы 1 Государственной думы (с кадетским большинством). В феврале 1907 г. созывается 2 Государственная дума (по своему составу - левая), но уже через 3 месяца она распускается. В этот период забастовки и стачки продолжаются, однако постепенно контроль над страной правительства восстанавливается.

Стоит отметить, что наряду с утратой правительством поддержки армии и всероссийской Октябрьской стачкой, закон об учреждении Думы, дарование свобод (слова, совести, печати и т.д.) и изъятие из определения власти царя слова «неограниченная» являются основными событиями революции 1905 – 1907 гг.

Итогом революции 1905 - 1907 гг., носившей буржуазно-демократический характер, стал ряд серьезных преобразований, таких, как формирование Государственной думы. Политические партии получили право действовать на законных основаниях. Улучшилось положение крестьян, поскольку были отменены выкупные платежи, так же, им было даровано право на свободное передвижение и выбор места жительства. Но, они не получили в собственность землю. Рабочие завоевали право легально образовывать профсоюзы, сократилась продолжительность рабочего дня на заводах и фабриках. Часть рабочих получила избирательные права. Национальная политика стала более мягкой. Однако, важнейшее значение революции 1905 – 1907 гг. заключается в изменении мировоззрения людей, что подготовило почву для дальнейших революционных преобразований в стране.

Манифест 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка был издан императором Николаем II 17 октября 1905 г. под давлением нарастающего народного волнения: всеобщей политической забастовки и вооруженных восстаний в Москве и во многих других городах. Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как был реальным шагом к ограниченной конституционной монархии.

Манифест стал первым либерально настроенным законодательным актом царской России.

Основные положения Манифеста: закрепление свободы совести, слова, собраний и сходов; привлечение к выборам широких слоев населения; обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

В этих условиях российская буржуазия не только не возглавила революционную борьбу за буржуазно-демократические преобразования, но стремилась не допустить дальнейшего развития революции.

Манифест изменил систему государственного уп­равления — появились Советы рабочих депутатов. Они первоначально представляли собой стачечные комитеты, но постепенно превратились в органы политической борьбы.

Принципы организации и деятельности Советов:

— представительный характер;

— демократические выборы путем тайного или открытого голосования;

— в них могли входить женщины;

— в их составе формировались исполнительные комитеты (президиумы) и комиссии по отдельным вопросам;

— отчетность депутатов перед избирателями;

— возможность замены депутатов, не оправдавших доверие избирателей;

— работа согласно наказам избирателей;

— широкое привлечение рабочих к заседаниям.

В 1905—1907 гг. сформировались 55 Советов, из которых 44 были большевистские настроенными, поэтому они стали зачаточными органами новой революционной власти.

Советы имели право применять меры революционно-демократического характера: формировать боевые дружины, рабочую милицию. Советы открывали и захватывали типографии, имели собственные печатные издания, распространяли революционные идеи, тем самым вводя фактическую свободу печати.

Манифест сохранил сословное неравенство буржуазии с дворянством и ограничение первой в праве занимать высшие должности в государственном аппарате.

Основные государственные законы были подписаны Николаем II 23 апреля 1906 г. Они являлись актом самодержавия, на который Николай II решился уже после подавления наиболее крупных восстаний. Эти законы могли быть изменены только императором.

Содержание основных законов: верховная самодержавная власть и власть управления принадлежат только всероссийскому императору; законодательная — совместно императору, Думе и Совету министров; исключительная компетенция императора в области законодательства; вопросы платежей по государственным долгам и кредитам — Министерству двора, государственных займов.

Основные государственные законы 1906 г. запрещали царю единолично изменять избирательное право, но Николай II нарушил это положение и принял закон, который ограничил избирательные права трудящихся, нерусских народов и некоторых других групп населения.

Население в России делилось на дворянство, духовенство, городских и сельских обывателей.

 

39.

 

Подписание Манифеста 17 октября 1905г. означало ограничение самодержавия в России.

Важным политическим событием этого времени стало начало работы Государственной Думы, являвшейся первым в истории страны законодательным собранием народных представителей. Принятый в декабре 1905г. избирательный закон предусматривал многоступенчатые выборы в Государственную Думу, которые проводились по сословиям и не были всеобщими. Они проходили по 4 избирательным куриям: помещичья, крестьянская, городская, рабочая, которые избирали выборщиков. При этом помещики имели значительное преимущество: 1 их голос приравнивался к 2 голосам представителей буржуазии, 15 крестьян и 45 рабочих. Законодательные права Государственной Думы были ограничены. Образовавший верхнюю палату Государственной Думы Государственный совет имел право отклонять любой принятый Думой законопроект. Половина Государственного совета, как и прежде, назначалась царем, другая часть избиралась. Компетенция Государственной Думы ограничивалась в основном законосовещательными функциями. Дума не имела права обсуждать вопросы, связанные с внешней политикой и военной сферой. Император имел право в любой момент распустить Думу. В его руках по-прежнему находилась вся полнота исполнительной власти.

I Государственная Дума открылась в апреле 1906г. Наибольшее число мест на выборах получили кадеты и крестьянские депутаты. Последние образовали в Думе фракцию трудовиков. Главным вопросом в деятельности I Государственной Думы стал аграрный вопрос. Предложенный кадетами и трудовиками проект аграрной реформы был настолько радикальным (предлагалась частичная или полная конфискация помещичьих земель), что император, воспользовавшись своим правом, в июле 1906г. вынужден был ее распустить. Начавшая свою деятельность в феврале 1907г. II Государственная Дума оказалась еще более оппозиционной, чем первая, и была досрочно распущена 3 июня, проработав всего чуть более трех месяцев. Одновременно с указом о роспуске Думы царем был обнародован новый избирательный закон. По этому закону в Думе сокращалось представительство рабочих и крестьян, увеличивалось представительство помещиков и крупной буржуазии. Изменение избирательного закона без согласия Государственной Думы противоречило действовавшему законодательству. Поэтому это событие было расценено современниками как государственный переворот, который считается датой окончания первой русской революции.

Государственный переворот 3 июня 1907г. положил начало новому этапу в истории страны, характеризующемуся усилением во внутренней политике консервативных тенденций и попытками царизма лавировать между различными слоями и классами общества. Утвердившийся политический режим получил название «третьеиюньская монархия». Главным организатором третьеиюньской политической системы стал П.А. Столыпин, председатель Совета министров в 1906–1911 гг. Для третьеиюньской монархии было характерно жесткое подавление революционного движения, в первую очередь терроризма. Вместе с тем, П.А. Столыпин прекрасно понимал, что необходимо не только подавить революционное движение, но и провести экономическую модернизацию страны. В отличие от С. Ю. Витте, основной упор он сделал не на промышленность, а на сельское хозяйство. Начатая им аграрная реформа имела целью ускорить развитие капиталистических отношений в деревне, создав в ней слой крепких крестьян-собственников. Столыпинская аграрная реформа предусматривала насильственное разрушение общины, на смену которой должны были прийти зажиточные хуторские хозяйства. Крестьянам разрешалось выходить из общины вместе с землей, их наделы закреплялись в личную собственность. Одновременно государство организовало продажу крестьянам помещичьих и казенных земель через посредство Крестьянского банка. Банк продавал в кредит земли, которые раньше были скуплены у помещиков или принадлежали государству. Одновременно, чтобы ослабить остроту крестьянского малоземелья в центре России организовывалось массовое переселение крестьян за Урал. Этим Столыпин рассчитывал снизить революционных выступлений в деревне и создать на окраинах прочную опору для самодержавия.



Просмотров 1005

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!