Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Важнейшей структурной реформой Русской православной церкви стало учреждение патриаршества в 1589 г



В июле 1589 г. в Москву приехал константинопольский патриарх Иеремия, изгнанный турками. Возникла возможность перенести патриархию в Россию, что резко возвысило бы статус Русской церкви. Иеремии предложили стать русским патриархом и учредить престол во Владимире. Он согласился, но поставил условие, чтобы престол был в Москве. Борис Годунов не мог на это пойти, поскольку в таком случае надо было бы смещать с Московской митрополии митрополита Иова, его ближайшего соратника. Тогда было решено учредить пятую всемирную патриархию – Московскую, и 23 января 1589 г. патриархом стал Иов. Были повышены и другие церковные иерархи: статус митрополии получили в 1589 г. Новгородская, Ростовская, Казанская епископии. Крутицкий епископ удостоился статуса митрополита и местоблюстителя патриаршего престола, заведуя управлением патриаршей области. Теперь Москва выступала самым весомым гарантом развития и распространения православной веры в мире.

"Учреждение патриаршества в Москве в 1589 г. было, несомненно, одним из самых значительных событий в истории русской церкви. Поставление патриарха завершает реставрацию Византийской империи (в духе концепции “Москва – Третий Рим”); одновременно оно свидетельствует о признании восточными патриархами автокефалии русской церкви. С появлением патриарха Москва окончательно уподобляется Константинополю как столице Византийской империи: так же, как и в Константинополе, здесь есть теперь и царь, и патриарх..."

Важным явлением церковной жизни в XVI в. стала масштабная монастырская колонизация Русского Севера. В этот период было создано целое созвездие северных монастырей знаменитой "Русской Фиваиды" – особого феномена православной культуры.

Фиваида – это область Верхнего Египта, получившая название от греческого имени своей столицы, Фив. Она была известна большим количеством христианских скитов и обителей. В 1855 г. православный писатель Андрей Николаевич Муравьев опубликовал книгу "Русская Фиваида на Севере" о паломничестве по северным святыням. Введенный им термин "Русская Фиваида" был распространен на монастыри Русского Севера. Строго говоря, под "Северной Фиваидой" понимаются обители Вологодской и Белозерской земель. Иногда эго наименование употребляется шире – для поэтического обозначения монастырей Севера вообще, а иногда уже – применительно к местности Кирилл о-Белозерского монастыря.

Только перечень монастырей, заложенных в первой трети XVI в. в Новгородской и Вологодской землях, в Прионежье и Приладожье, под Белоозером и Галичем, содержит около 40 названий. Это настоящий взрыв, разбросавший по земле звезды монастырского созвездия Русской Фиваиды. Целую группу монастырей основали мелкий землевладелец из с. Мандеры, постриженик Валаамского монастыря, Александр Свирский (1448?–1533) и его ученики. В конце XV в. Александр заложил на р. Свири Троицкий монастырь, в 1506 г. – Спасский монастырь на той же Свири. Ученики Александра основали пустыни под Новгородом, Олонцом, на озере Важе.

Важнейшей задачей на новых и осваиваемых землях стала миссионерская деятельность. В XVI в. она велась среди финно-угорских и тюркских народов на Русском Севере, в Поволжье, в Приуральских, Пермских, Вятских землях. Были и первые попытки распространить православное христианство на земли Северного Кавказа.

В начале XVI в. завершилось крещение коми-зыряп, лопарей, карелов, ижоры, чуди и т.д. Присоединение Поволжья в 1552–1556 гг. привело к крещению местные языческие и мусульманские народы (татар, чувашей, башкир, ногайцев и др.). Для организации распространения христианства в Поволжье в 1555 г. была учреждена Казанская епархия, ее первым архипастырем стал Гурий. Большую роль в христианизации края сыграли архимандриты Герман и Варсонофий.

Россия в XVI в. не практиковала массовых насильственных обращений в христианскую веру. К крещению в основном стимулировали миссионерством, агитацией, богатыми подарками, экономическими и социальными льготами и т.д. Случаи насильственного давления для крещения имели место, но были сравнительно редкими (по сравнению с протекавшей в том же столетии деятельностью католической церкви в Новом Свете – в Центральной и Южной Америке, результатом которой было массовое истребление местного населения).

 

 

"Иосифляне" и "нестяжатели"

В конце XV в. на Руси оживились разнообразные еретические движения. Самым активным из них было движение жидовствующих - антитроическая рационалистическая ересь, отвергавшая церковную иерархию, обряды, поклонение иконам как "руками человеческими сотворенным вещам" и утверждавшая, что Христос - не Сын Божий, а такой же человек, как Моисей. Обстановка все более настоятельно требовала решительных действий от русской Церкви. В 1503 г. был созван церковный собор, который бесстрашно коснулся всех больных сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь. Были осуждены плата за поставление и зазорная жизнь вдовых священников, пьянство духовенства, в т. ч. и накануне совершения Божественной Литургии, непорядки в монастырской жизни. Собор вплотную подошел к вопросу об отношении к монастырскому вотчинному землевладению. На арене этого собора выступили крупнейшие церковные деятели того времени - игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков).

Нил Сорский стремился осуществить на Руси большую реформу и иночества, и всего церковного быта православия. Главной целью этой реформы было освобождение иночества от каких бы то ни было экономических забот. Появление на Руси еретиков и их упорные гонения на Церковь Нил и его ученики, называемые "нестяжателями", объясняли, как и многие другие в то время, падением нравов и авторитета Церкви. Но причину этого падения они видели в обремененности землевладением и крупным хозяйством. Как сообщается в летописи: "нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием", т. е. чтобы у них не было земельных имений с рабочим народонаселением, а чтобы монахи свои небольшие участки земли обрабатывали своими собственными руками, в случае нужды же испрашивали бы "милостыню от христолюбцев: нужная, а не излишняя".

И вот против этого предложения восстал, как записано, весь собор, точнее - почти все традиционное большинство. Среди последнего доминировал голос наиболее продумавшего этот вопрос и подготовившего всю аргументацию "стяжательской" стороны Волоколамского игумена Иосифа. В защиту монастырского землевладения на соборе он привел два основных аргумента: во-первых, обратил внимание на греческих и русских святых, основавших первые монастыри, владевшие селами; а во-вторых, выразил опасение, что отсутствие монастырских сел приведет к тому, что "благородные человеки" перестанут принимать постриг, некого будет поставлять на различные церковные должности и наступит "поколебание веры". Точка зрения Иосифа была такова: обет отречения от стяжания каждый вступающий в нормальное общежитие берет на себя и несет наряду с двумя другими - полным послушанием и полным целомудрием. Этот принцип у Иосифа возведен в абсолют: инок категорически не должен иметь никакой собственности. Но принцип личного нестяжания иноков у Иосифа сочетался с принципом "коллективного" монастырского стяжания. Под эту формулировку полностью подпадает только строгообщежительное монашество, а не единолично-хозяйственный устав. В предпочтении общежития единолично-пустынническому подвигу вся сущность богословской системы Иосифа. А за ней - теократическая идея, идея неразделимости единого теократического организма церкви и государства. С этой всемирно-исторической высоты восточно-православной теократии он не отрицал, конечно, пустынножительской задачи личного спасения, но считал ее стоящей ниже о сравнению с идеальной нормой устава общежительного.

 

16. Бунташный век – это период времени в истории России, а именно в XVII веке, когда происходили различные восстания и войны, повлекшие за собой большие последствия и вошедшие в историю под разными названиями. «Соляной бунт», Селянский бунт, крестьянские войны Болотникова и Разина, а также восстания 1682 года.

 

Причины бунташного века

 

У любого бунта есть свои предпосылки, причины, которые заставили людей начать восстания или бунт. У бунташного века была одна главная причина – правитель Борис Морозов. Он имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, которого воспитывал с детства. Есть несколько главных причин восстаний народа:

  • Большие налоги
  • Помимо непосильных налогов иногда вводились чрезвычайные налоги
  • Все новые категории жителей причислялись к тягловому населению
  • Злоупотребление власти и нежелание слушать народ
  • Появление посадского тяглового сословия.

 

Все это, было причинами народных бунтов. Люди не могли и дальше терпеть злоупотребление властью не только царя, но и его приближенных. Рано или поздно народ должен был взорваться это и произошло.

 

События бунташного века

 

На протяжении бунташного века произошло несколько восстаний и бунтов народа. В 1648 году начался «Соляной бунт», его причиной было увеличение налога на соль, что было непосильно для людей, алчность московской правящей верхушки привела к московскому восстанию. Горожане, крестьяне и стрельцы громили дома московской знати и требовали выдачи Морозова. В итоге по указанию народа было казнено большинство бояр. Но это было только начало.

 

В 1650 году резко подскочили цены на хлеб, из-за того, что он уходил в Швецию, как плата за перебежчиков из областей, которые захватила Россия. Ну и наконец, 25 июля 1662 год ознаменовался «медным бунтом», в знак неумеренного выпуска медных монет. Появились подделки, медные деньги резко обесценились, и народ начал голодать. Медные деньги перестали печатать в 1663г.

 

В 1661-1667 годах началось крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. Восстание было направлено против бояр и приближенных царя. Это было кровопролитное столкновение, в результате которого Степан Разин был пойман и казнён. Но это только укрепило желание народа сражаться за свои интересы.

 

Стрелецкий бунт 1682 года был венцом бунташного века. Его причины точно не выяснены, но предположительно это злоупотребление властью стрелецких военачальников. Результатом стрелецкого бунта стало фактическое правление Софьи Алексеевны на протяжении 7 лет.

 

Итоги бунташного века

 

Неправильное управление страной и игнорирование воли и желаний народа. Итогом бунташного века стала безрезультатность. Несмотря на все восстания и противостояния, голос селян не был услышан, продолжались обложения налогами и игнорирование людей. Злоупотребление властью только расширялось и усилилось, все жаждали расширения полномочий, никто не соблюдал закон, который им не угоден.



Просмотров 1018

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!