Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Восточные славяне в 6-9 веках



Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Существовало 14 объединений восточных славян: поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, бужане, волыняне, уличи, тиверцы, вятичи, кривичи, радимичи, белые хорваты, ильменские словене. Племенные объединения развивались неравномерно. Наиболее развитыми были поляне (основавшие г. Киев), и ильменские словене (основавшие г. Новгород). Земля полян носила название «Русь». Возможно так называли племя, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне.

По языку славяне относятся к семье индоевропейских народов.

Основным занятием восточных славян было земледелие. В северных, лесистых районах основной системой земледелия была подсечно-огневая. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка, заступ, серп, цепа. В южных, степных районах ведущей системой земледелия был «перелог». Основными орудиями труда были соха, рало, плуг с железным лемехом.

Славяне занимались и скотоводством. Они разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот, В качестве тягловой силы использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей. Было распространено рыболовство, охота, бортничество.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная (соседская) община. Общинников теперь объединяло не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Владения общины делились на общественные (пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья) и личные (дом, приусадебная земля, скот, инвентарь).

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати. Важные вопросы решались на народных собраниях (вече).

Города стали возникать рано. Обычно они строились на холме и состояли из 2-х частей. Центральная часть города, защищенная валом, рвом и крепостной стеной, называлась детинец (позднее – кремль) в ней проживали князья, бояре, дружинники. Вторая часть города – ремесленная – называлась посад, а отдельные его районы – слободами. Города являлись опорными пунктами власти феодалов, ремесленными, культурными и торговыми центрами.

Через Русь проходили транзитные торговые пути «из варяг в греки» и «из варяг в персы». Караваны купцов начинали свои путь из Балтийского (Варяжского) моря. Первый путь проходил через Ладожское озеро, р. Волхов, о. Ильмень, р. Ловать и далее по Днепру до Черного моря и г. Константинополь. Второй путь переходил на Волгу и по Каспийскому морю доходил до Персии.

Древние славяне были язычниками, у которых сложился свой пантеон богов.

У восточных славян сохранялись пережитки первобытно-общинного строя, главным из которых была кровная месть

Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке восточного и западного миров. Поэтому формирование русского этноса происходило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов.

Прародителями русского этноса являются восточные славяне — анты (поляне). Основу экономики древних славян составляло земледелие. В лесной зоне применялась подсечная система: деревья рубили, на следующий год сжигали их, золу смешивали с землей как удобрения. Если земля истощалась, то переходили на новый участок. В степных и лесостепных районах ведущей системой был перелог: обрабатываемые участки при истощении покидали и переходили на новые. Восточные славяне занимались также скотоводством, рыболовством, собирательством меда (бортничество).

Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, просо, горох, бобы, гречиха, конопля. Для обработки почвы и уборки использовались мотыга, соха, позднее — плуг с железным лемехом, серп.

Восточные славяне проживали оседло. Жилища представляли собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.

В начале I тыс. н. э. славяне жили родовыми общинами. Но высокое для своего времени развитие земледелия и появление избыточного продукта давали возможность отдельной семье обеспечивать свое самостоятельное существование. На смену родовой общине приходила община соседская, единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

С VI в. н. э. у восточных славян начинается процесс разложения родовых отношений. Появление имущественного неравенства, развитие продуктообмена между различными племенами вели к образованию отдельных социальных групп. Родовая знать концентрировала в своих руках не только богатство, но и власть. О разложении первобытнообщинных отношений свидетельствовало выделение военных вождей, совершавших походы за добычей. Вокруг них складывались отряды профессиональных воинов и советников — дружины. В то же время большую роль играло народное ополчение, а для решения важнейших вопросов созывалось народное собрание — вече.

В VII в. восточные славяне объединились в племенные союзы, названия которых свидетельствуют о привязке к определенной местности: поляне (юг, район Киева), северяне (Новгород Северский, Северский Донец), полочане (р. Западная Двина, Полоть), дреговичи (от дрегва болото) (Белоруссия), радимичи (р. Сож, р. Десна), вятичи (р. Ока, Подмосковье) и т. д. Каждый из этих союзов имел свои княжения. Князьями на данной ступени общественного развития назывались племенные вожди.

В VIII—IX вв. в Восточно-Европейской равнине идет интенсивное развитие экономики. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяются ремесла, завязываются тесные торговые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торговле с Востоком большое значение имеют контакты с хазарами, которые открывают славянам безопасный путь в Азию.

Развитие торговли предполагает относительно раннее существование у восточных славян городов. Летописи не приводят времени их появления. Они были «изначала» — Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены на речных, торговых путях. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась страной городов — «Гардариком».

5. Государство у восточных славян сложилось в результате социально- экономических, политических и культурных факторов.

Развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной верхушки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного). Благодаря тому, что отдельная большая семья уже могла обеспечить свое существование, родовая община стала преобразовываться в земледельческую (соседскую). Это создавало условия для имущественного и социального расслоения. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти и повышали роль князей и дружины, которые выполняли функции защитников племени от внешних врагов и судей. Межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем. Со временем власть князя превратилась в наследственную и все меньше зависела от воли вечевых собраний.

Хазары и норманны стремились взять под свой контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, это ускоряло складывание княжеско- дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Они собирали продукты промыслов со своих соплеменников и, меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

 

На первом этапе образования Древнерусского государства (VII-сер. IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье – объезд князя с дружиной подчиненных территорий для сбора дани.

На втором этапе (2-я пол. IX - сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). В правление Олега (879-912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским.

Князь Игорь (912-945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов.

Третий, этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она установила в середине X в. фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты». Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира (980-1015), который заменил племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру (православие) и укреплять власть киевского князя на местах.

События 862 г., описанные в ПВЛ, легли в основу норманнской теории. Согласно ей, новгородцы обратились к соседям- варягам и их князю – конунгу Рюрику с просьбой стать во главе восточно-славянских племен.

Норманнская теория была выдвинута в 40-50-е гг. XVIII в. немецкими учеными, приглашенными для работы в Российской Академии наук, Г.Байером, Г. Миллером и Шлёцером. Норманисты считали, что государственность на Русь была принесена извне варягами. Они делали вывод об отсталости славян. Эта теория была подвергнута критике М.В.Ломоносовым. Исторические исследования свидетельствуют, что процесс складывания государства у славян начался еще до призвания варягов. Сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик - это реальная историческая личность. Норманнская дружина насильственными методами собирала дань и стремилась объединить славянские племенные союзы, что способствовало ускорению процесса складывания государства. Одновременно происходит объединение местной княжеско-дружинной верхушки и ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли в 882 г., свел воедино «путь из варяг в греки», чем создал экономическую базу для складывающегося государства.

Таким образом, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многонациональным по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.

В отечественной исторической науке наиболее распространено деление эпохи Киевской Руси на пять этапов.

Начальный этап (800-882 гг.)- образование Русского феодального государства со столицей в Киеве. Территория государства ограничивалось племенами полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. Основными политическими событиями этого периода был поход Руси на Византию в 860 г. и призвание на княжение Рюрика в Новгороде.

Второй этап (882-911 гг.)- захват власти в Киеве Олегом.

Третий этап (911-1054 гг.) - расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточно-славянские племена. Этот период знаменателен крещением Руси и началом формирования «Русской правды» - правовой основы государства. Это правление Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого.

Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого - стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, ставшее во главе вотчинной системы, было тогда прогрессивным элементом господствующего класса. Князья использовали дружину в борьбе за перераспределение феодальной ренты.

Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.

Юридически закрепил начавшуюся раздробленность Любечский съезд князей в 1097 г. На нем принят новый порядок наследования власти. Теперь каждый князь передавал по наследству свои земли («вотчину») старшему сыну. Происходит усиление роли феодальных центров, возрастает роль бояр, которые стремились к самостоятельности. В 1132 г. после смерти Мстислава Великого Киевская Русь фактически распадается и начинается период феодальной раздробленности.

6.

Развитие российской цивилизации определялось не только выбором веры, но и выбором естественной и политической среды, к которой население и государство должны были при­спосабливаться и которую они пытались преобразовать в сво­их интересах. Торговцы и ремесленники, живущие у моря на пересечении торговых путей, и рыболовы и охотники, обитаю­щие в лесах, будут иметь различную историю, различные пер­спективы развития, как это было с древними греками и севе­роамериканскими индейцами. Для России, расположенной между Европой и Азией, было крайне важно, в какую сторо­ну она повернется лицом — на Восток или на Запад. Киевская Русь сумела сохранить нейтральное положение между ними, но новая политическая обстановка XIII в., нашествие монго­лов и крестовый поход европейских рыцарей на Русь, поста­вившие под вопрос дальнейшее существование русского наро­да и его культуры, заставляли сделать определенный выбор. От этого выбора зависела судьба страны на многие столетия.

Вызов Востока. В1206 г. на курултае монгольской знати у реки Онон глава одного из объединенных племен — Тему-чин — был провозглашен всемонгольским ханом под именем Чингисхан (Великий хан). Он образовал огромное государ­ство, включавшее Китай, Среднюю Азию, Персию и прости­равшееся от берегов Тихого океана до берегов Каспийского моря. Все население державы Чингисхана делилось на тьмы (10 000), тысячи, сотни и десятки, возглавлявшиеся племен­ной знатью. Целью державы Чингисхана стали грабеж и пора­бощение соседних народов. Особенно привлекательными были важнейшие торговые пути, обладание которыми могло принес­ти большие доходы.

В 1223 г. монголы впервые появились в причерноморских степях и разгромили объединенное войско русских и половцев у реки Калки.

В 1227 г. Чингисхан умер, разделив перед смертью свои огромные владения между сыновьями. Верховная власть была предоставлена старшему сыну, Удэгэю, правившему в Кара­коруме. Сын Чингисхана Джучи умер еще при жизни отца, и предназначенный ему улус (владения) был передан его сыну Батыю (Бату); это была земля на запад от Урала, которую еще предстояло завоевать. В 1236 г. Батый с монголо-татар­ской ордой разгромил Булгарское царство, подчинил полов­цев и алан (осетин) на Северном Кавказе, а также захватил земли мордвы. Зимой 1237 г. он подошел к пределам Рязан­ского княжества. Рязанские князья обратились за помощью во Владимир и Чернигов, но там не понимали опасности мон­голо-татарского нашествия. Ведь в последние десятилетия пе­ред этим степняки перестали угрожать внутренним районам Руси. На помощь никто не пришел. Один за другим были раз­громлены города Рязань, Пронск и другие. Жители рязанской земли защищались героически, но их сопротивление было сломлено.

Все русские земли оказывали завоевателям отчаянное со­противление поодиночке, но поодиночке и гибли. Ожесточен­ное сражение развернулось под Коломной, упорно защища­лась Москва под руководством воеводы Федора Нянки. Город был взят, сожжен, жители его истреблены «от старца до суще­го младенца», были уничтожены и разграблены все села и мо­настыри близ Москвы. Такая участь постигла все остальные города владимиро-суздальской земли. В течение двух лет Ба­тый покорил всю северо-восточную Русь. В 1239—1240 гг. бы­ли завоеваны юго-западные русские земли, взят и разорен Чернигов, Переяслав-Южный, Глухов, а в декабре 1240 г. сто­лица Руси — Киев.

Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская зем­ля стала улусом татарского хана. Важно отметить, что власть татарского «царя», как его называют русские летописи, не от­меняла и не заменяла власти русских князей. Русские князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих владетельных прав. В 1243 г. Батый вызвал к себе в Сарай (столицу Золотой Орды) владимирского великого князя Ярослава Всеволодови­ча и утвердил его великим князем всей земли Русской, в том числе и Киевской земли. К 1244 г. все русские князья, побы­вав в Сарае, получили от Батыя ханские ярлыки (грамоты) на княжение. По требованию Орды князья должны были участ­вовать в ее походах, население княжеств облагалось данью. Таким образом, Орда не установила своего управления на Ру­си, не посягала на русскую систему власти и управления. Князья на Руси стали как бы вассалами ханов Орды. Власть русских князей над населением их земель не только сохрани­лась, но и усилилась, ибо теперь она опиралась на огромную военную мощь татарского «царя».

Особые отношения сложились у татарских ханов с право­славной церковью. Как и большинство язычников, они чтили местных богов и покровительствовали жрецам, считая, что это умилостивит чужих богов и привлечет их на сторону мон

голо-татар. В результате русские митрополиты получали от ханов ярлыки, которыми обеспечивалась личная неприкосно­венность и привилегии духовенства, а также охрана имуще­ства церкви. Веротерпимость монголо-татар распространялась столь далеко, что православная церковь смогла учредить епи­скопскую кафедру в столице Орды Сарае. Единственным тре­бованием монголо-татар к православной церкви были молит­вы за здоровье великого хана. За это они способствовали уве­личению имущества и доходов церкви, пожертвований в казну митрополита.

Вызов Запада. В 1240г., в момент, когда восточная и сред­няя Русь подверглась опустошительному монголо-татарскому нашествию, северный сосед Великого Новгорода, шведы, вме­сте с подчиненными им финскими племенами напали на нов­городскую землю. Русь оказалась зажатой между двумя аг­рессивными силами: с востока ей угрожала империя Чингис­хана, а с запада — Священная Римская империя германских императоров Гогенштауфенов. Организатором и вдохновите­лем «натиска на восток» явилась католическая церковь, при­зывавшая к крестовому походу немецких, шведских и дат­ских феодалов. Основной целью этого похода на Русь было отрезать ее от торговых путей, захватить Неву, выход к Бал­тийскому морю и подчинить всю новгородскую землю.

Крестоносцы овладели пограничной крепостью Изборск, а затем и Псковом. Однако в сражении на реке Неве в 1240 г. новгородский князь Александр Ярославич разбил шведов, а через два года, весной 1242 г., в знаменитой битве на Чудском озере его войско разгромило и ливонских (датских и немецких) рыцарей. Вторжение с Запада на Рус­скую землю было отражено.

В этих условиях перед Русью в крайне острой форме встал вопрос: на кого опереться в борьбе за выживание, на католи­ческую Европу в войне против татар или на татар в борьбе против крестового похода Европы? Решение этого вопроса не было предрешено. Католической церкви было необходимо лишь обращение Руси в католическую веру или, по крайней мере, признание верховной власти папы римского, уния (со­юз) православной и католической церкви. За это Руси была обещана военная помощь против монголо-татар. В ответ на со­гласие на унию папа римский провозгласил галицко-волын-ского князя Даниила Романовича «королем всей России». При помощи владимирского князя и европейских рыцарей князь Даниил в 1252 и 1254 гг. отразил нападение на галиц-кую землю 60-тысячной армии Батыя. Но большая помощь из Европы не пришла, и галицкая земля была покорена монголо-татарами.

Кроме того, в отличие от монголо-татар, не вмешивавших­ся во внутреннюю жизнь страны и дела церкви, европейские

феодалы строили на завоеванных русских землях свои замки, костелы, обращали население в католичество, заставляли кре­стьян работать в своих имениях. Они угрожали власти рус­ских князей и авторитету православной церкви. Поэтому вы­бор был сделан не в пользу католической Европы, а в пользу монголо-татар, которые были мощной военной силой. Союз с ними означал прочный тыл для борьбы с западноевропейской агрессией. Когда в 1269 г. ливонские рыцари вновь пришли походом на новгородскую землю, русским князьям было до­статочно привести с собой союзное монголо-татарское войско, чтобы немцы ушли, даже не начав сражения.

Но эта помощь дорого стоила Руси. В 1257—1259 гг. мон-голо-татары провели перепись русского населения и обложили его данью в пользу хана. Сбор налога с русского населения был поручен татарским чиновникам, баскакам. Размер дани был очень велик. Кроме обычной дани и налога с каждой сохи (хараджа), собирались торговые и гостевые пошлины, чрезвы­чайные сборы. Все это разоряло крестьян, и особенно город­ское население, ремесленников и торговцев. Особое негодова­ние русских вызывал увод наиболее талантливых ремесленни­ков в Орду для работы на хана, а также увод в Орду русских женщин.

В ответ на это уже в 1257 г. в Новгороде и Пскове нача­лись народные волнения, которые продолжались около года. Вольным новгородцам была невыносима мысль, что они бу­дут данниками хана. Многие баскаки были убиты, а вместе с ними и новгородский посадник — ставленник Александра Невского. В 1262 г. народные восстания поднялись «по всем градом русским»: в Ростове, Суздале, Ярославле, во Владими­ре и других. «И побита татар везде, не терпяще насилие от них». В этих условиях перед великокняжеской властью вста­ла альтернатива: либо монголо-татарское войско вновь, как недавно, разорит Русь, либо подавление восстаний должны взять на себя сами русские князья.

Политическая мудрость Александра Невского, ставшего к этому времени великим князем (1252—1263), заставила его взять подавление восстания на себя. При помощи монголо-та­тарского войска восставшие были разгромлены. Подавление восстаний впервые сопровождалось азиатской жестокостью: сечением кнутом, отрезанием носов и т. п. Сильный удар был нанесен по городским вечам, являвшимся инициаторами вос­станий. Они были запрещены. Но новый разгром городов уда­лось предотвратить. Новгород был сохранен как центр тради­ций русского ремесла и русской культуры. В итоге сбор дани был отдан на откуп восточным купцам. Баскаки с 60— 80-х гг. XIII в. перестают приходить на Русскую землю. А уже в первой половине XIV в. сбор дани был поручен са­мим русским князьям. В результате власть князей еще более окрепла. Сохраняя для своих нужд часть собранной дани, великие князья обогащались, становясь крупнейшими собствен­никами на Руси. В долгосрочном плане союз с монголо-тата-рами способствовал собиранию сил русских для борьбы за на­циональную независимость, за создание единого государства.

Политические и культурные последствия монголо-татарско­го ига. Однако последствия монголо-татарского ига для рус­ской культуры и истории были очень тяжелыми. Особый ущерб от монголо-татарского нашествия понесли города, кото­рые в это время в Европе богатели и освобождались из-под власти феодалов. В русских же городах на век прекратилось каменное строительство, сократилась численность городского населения, и в особенности количество квалифицированных ремесленников. Исчез ряд ремесленных специальностей, осо­бенно в ювелирном деле: производство перегородчатой эмали, стеклянных бус, зерни, черни, скани. Был уничтожен оплот городской демократии — веча. Были нарушены торговые свя­зи с Западной Европой, русская торговля повернулась лицом на восток.

Замедлилось развитие сельского хозяйства. Неуверенность в завтрашнем дне и возросший спрос на меха способствовали повышению роли охоты в ущерб земледелию. Произошла кон­сервация холопства, исчезавшего в Европе. Рабы-холопы оставались главной силой в собственных хозяйствах князей и бояр вплоть до начала XVI в. Застойным было состояние зем­леделия и форм собственности. В Западной Европе все боль­шую роль играет частная собственность. Ее защищает законо­дательство и гарантирует власть. На Руси сохраняется и дела­ется традиционной государственная власть-собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности.

Если в Киевской Руси власть-собственность лишь приобре­тала восточные черты, то в период монголо-татарского ига она окончательно оформилась как власть-собственность хана, а затем и великого князя «/to монгольскому праву*, с обяза­тельным утверждением купли-продажи земли и возможно­стью власти расторгать неугодные сделки. С этого времени го­сударство утверждается как верховный собственник всего бо­гатства страны, рядовое население и знать получают его части во владение лишь по праву «пожалования».

Промежуточное положение Древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется ориентацией на Восток. При посредстве монголо-татар русские усваивают ценности полити­ческой культуры Китая и арабского мира. Если правящие классы Запада в X—XIII вв. в результате крестовых походов знакомились с культурой Востока как победители, то Русь, имея печальный опыт поражения, испытывала сильное влия­ние Востока в условиях деморализации и кризиса традицион­ных ценностей.

 

Крещение Руси, совершенное великим князем Владимиром Святым, является эпохальным событием русской истории, определившим онтологические основы миропонимания русской цивилизации.

В исторической науке сложилось мнение о трех крещениях Руси — «Аскольдово крещение», крещение святой равноапостольной княгини Ольги и собственно Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Вопрос о мотивах принятия всей Русью Крещения в исследовательской литературе решается неоднозначно. Распространено мнение о политических мотивах принятия христианства с тем, чтобы инкорпорироваться в единое культурное пространство Византийской империи, что, безусловно, давало определенные культурно-исторические преимущества. Такой подход не учитывает целую совокупность иных факторов, способных повлиять на падение древнерусского язычества и принятие христианства. Многое можно уяснить при сопоставлении интеллектуального содержания двух религий. При подобном сопоставлении становится ясно, что язычество, как примитивная форма миропонимания, перестало удовлетворять интеллектуальным запросам русских людей. В этом и заключается основание той же смены религиозных мировоззренческих ориентиров, которое можно наблюдать при изучении всемирного падения язычества и воцарения христианства. К тому же древнерусское язычество являлось еще менее развитым по сравнению с богатой языческой культурой античности, несостоятельность и исчезновение которой так или иначе и обусловили гибель всех языческих культур. По мнению С.М. Соловьева, язычество могло держаться в условиях культурной изоляции племен, живущих рассеяно, но эта религия уже «не могла более удовлетворять киевлянам, познакомившимся с другими религиями; они употребили все средства для поднятия своей старой веры в уровень с другими, и все средства оказались тщетными, чужие веры — и особенно одна — тяготили явно своим превосходством; это обстоятельство и необходимость защищать старую веру должны были вести к раздражению, которое в свою очередь влекло к насильственным поступкам, но и это не помогло»1 . Поэтому, очевидно, и правдоподобен летописный рассказ, повествующий о том внимании, с которым великий князь Владимир слушал проповедников, среди которых на него особенно повлиял греческий «философ», произнесший, согласно летописи, свою знаменитую «речь». Великого князя не удовлетворили результаты собственных попыток религиозно реформировать язычество с целью поддержания его культа. Представляется важным обратить внимание на то, что религия для искренне верующих людей (а сомневаться в искренности древнерусских язычников не приходится) не является отвлеченной доктриной или политически удобной идеологией, легко сменяемой в случае необходимости, но сутью миропонимания человека. Древнее религиозное сознание не терпело спекуляций, лживого принятия чуждой религии в целях извлечения той или иной выгоды. Для принятия новой веры необходимо было осознать полную несостоятельность прежней, и это было осознано русскими.

В целом, не имеется никаких веских оснований полагать доминирующими политические мотивы деятельности великого князя, утвердившего христианство на русской земле. К тому же здесь вполне могла возникнуть и мысль о возможной политической зависимости Руси от Византии, что могло быть и неудобно для Древней Руси (по наблюдению Е.В. Барсова, принять греческую веру, по мнению византийцев, означало «поступить в подданство грекам или, как выражался Фотий, поставить себя в чине подданных…» 2 ). Но в то же время не исключена и та сторона психологической мотивировки деятельности великого князя, которая обусловлена восприятием им онтологического смысла византийской политической идеи, связанной с пониманием особенного, сакрального статуса императора в христианском сообществе. Несмотря на византийскую теорию уникальности императора для всей вселенной, Владимир мог в той или иной мере стремиться уподобиться ему. Уже со времен договоров русских с греками, заключенных при Олеге, Игоре и Святославе русские получили возможность восприятия основной политической идеи Империи, которая была выражена греками в договорах с Русью. Так, в договоре Олега 911 года сказано от имени русских посланников: «Мы же клялись царю вашему, поставленному от Бога как божественное создание…»3 , греческие цари названы «великими в Боге самодержцами»4 . Интересна и другая политическая тенденция, прослеживаемая в договорах и отмеченная в исследовательской литературе — относительно власти русского великого князя над подвластными князьями сказано, что они состоят под рукою его. Н.А. Лавровским отмечено, что формулировка «иже суть под рукою его» не случайна: она унижает политическое значение «варварских» князей и возвышает тем самым достоинство Империи5 . По всей вероятности, Владимир осознал высокий идеал Империи и устремился к нему. Маловероятно предположить, в контексте политических условий и международного статуса Древней Руси, чтобы данное стремление могло иметь конкретный политический расчет на создание культа собственной власти по византийскому образцу. Но очевидным является желание приблизиться к византийским самодержцам, уподобится им самому и сделать свое государство подобным Империи, стать членом их семьи, что проявилось, в частности, в попытке установления родственных отношений с правящей династией путем брака с византийской царевной Анной. В цепи событий, связанных с Крещением Руси оно является особенно важным, сложно недооценивать и его политическое значение. Дело в том, что требование Владимира отдать за него замуж Анну было беспрецедентным. В истории имелись попытки «варварских» правителей породнится с императорами, но они не заходили настолько далеко. Так, болгарский царь Петр, создавший для Византии сильную военную угрозу, должен был довольствоваться вступлением в брак с внучкой узурпатора Романа Лакапина, который не принадлежал к императорской династии. В целом, императоры Западной Римской империи со времен Каролингов «напрасно добивались чести вступить в родственные отношения с византийским двором», а русский князь потребовал от Византии того, чего они не могли добиться 6 . Идея о невозможности вступления в брак для лиц царствующего рода с «варварами» была существенным принципом византийской внешней политики. Этот принцип выразил император Константин Багрянородный в своем известном и очень авторитетном для византийских правителей трактате «Об управлении империей»: «василевсу ромеев» не просто не рекомендуется, а прямо запрещено («страшное заклятие и нерушимый приказ великого и святого Константина») вступать в подобные браки. При этом император Лакапин был порицаем за свой поступок, совершение которого объяснялось тем, что «он был не из царского и знатного рода, а поэтому он многое вершил деспотично и крайне самовластно, не повинуясь при этом запретам церкви, не следуя заповедям и повелениям великого Константина»7 . Примечательно, что в этих словах выражается идея самодержавия как властвования, отличного по своему характеру от деспотизма и самовластия.

Согласно летописи, императоры допустили возможность брака Владимира только при условии крещения князя, которое и состоялось в Корсуни. Но этот акт не был вынужденным действием для русского князя. Культура Империи была привлекательной для «варварского» правителя, а сама Византия являлась, безусловно, воплощением силы и власти. В «Повести временных лет» имеется характерный эпизод, связанный с «испытанием вер» князем Владимиром. К нему пришли иудейские проповедники и стали склонять к иудаизму. На вопрос князя о том, где находится их государство («где земля ваша?»), они отвечали, что оно разрушено. Владимир связывает это с несостоятельностью их вероучения8 . Таким образом можно предположить относительно Империи, что сила ее государственности безусловно влияла на религиозное сознание великого князя.

 

7. Период феодальной раздробленности, называемый по традиции «удельным периодом», продолжался с XII до конца XV вв.

Феодальная раздробленность ослабила оборонительные возможности русских земель. Это стало заметным еще во второй половине XI в., когда на юге появился новый сильный враг — половцы (тюркские кочевые племена). По летописям подсчитано, что с 1061 г. до начала XIII в. было более 46 крупных вторжений половцев.

Междоусобные войны князей, связанные с ними разорение городов, сел, увод населения в рабство стали бедствием для крес­тьян и горожан. С 1228 по 1462 гг., поданным С. М. Соловьева, было 90 войн между русскими княжествами, в которых насчитывается 35 случаев взятия городов, и 106 внешних войн, из них: 45 — с татарами, 41 — с литовцами, 30 — с Ливонскм орденом, остальные — со шведами и булгарами. Население начинает уходить из Киевской и соседних земель на северо-восток в Ростово-Суздальскую землю и частично на юго-запад в Галицию. Занимая южнорусские степи, половцы отрезали Русь от внешних рынков, что вело к упадку торговли. В этот же период европейские торговые пути сменились на балкано-азиатские направления в результате крестовых походов. Русские княжества в этой связи испытывали трудности в международной торговле.

Помимо внешних проявились и внутренние причины упадка Киевской Руси. Ключевский считал, что на этот процесс повлияли приниженное юридическое и экономическое положение трудового населения и значительное развитие рабства. Дворы и села князей были полны «челядью»; положение «закупов» и «наймитов» (полусвободных) находилось на грани рабского состояния. Смердов же, сохранивших общины, давили княжеские поборы и растущие аппетиты бояр. Феодальная раздробленность, рост политических противоречий между расширявшими свои территории независимыми княжествами приводили к изменениям в их общественном строе. Власть князей становилась строго наследственной, крепло боярство, которое получило право свободного выбора сюзерена, множилась категория вольных слуг (бывших рядовых дружинников). В княжеском хозяйстве росло число несвободных слуг, занимавшихся производством и материальным обеспечением самого князя, его семьи, лиц княжеского двора.


Среди полутора десятков государственных образований, сложившихся на территории Руси, наиболее крупными были? Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Турово-Пинское, Смоленское, Новгородское.


Великое княжество Литовское, феодальное государство, существовавшее в 13—16 вв. на территории части современной Литвы и Белоруссии. Основным занятием населения было земледелие и скотоводство.

Охота и промыслы играли подсобную роль в хозяйстве. Развитие ремесла, основанного на железоделательном производстве, внутренняя и внешняя торговля (с Русью, Польшей и др.) содействовали росту городов (Вильнюс, Тракай, Каунас и др.). В 9—12 вв. на территории Литвы развивались феодальные отношения, складывались сословия феодалов и зависимых людей. Отдельные литовские политические объединения — земли (Аукштайтия, Жемайтия, Делтува и др.) — имели неодинаковый уровень общественно-экономического развития. Разложение первобытнообщинных отношений и возникновение феодального строя привели к образованию государства у литовцев. По сообщению Галицко-Волынской летописи, в русско-литовском договоре 1219 упоминается союз литовских князей во главе со «старейшими» князьями, владевшими землями в Аукштайтии. Это свидетельствует о наличии государства в Литве. Усиление великокняжеской власти привело к объединению основных литовских земель в Великое княжество Литовское под властью Миндовга (середина 30-х гг. 13 в. — 1263), захватившего также некоторые белорусские земли (Чёрную Русь).Образование Великое княжество Литовское было ускорено необходимостью объединиться для борьбы с агрессией немецких крестоносцев, усилившейся с начала 13 в. Литовские войска одержали крупные победы над рыцарями в сражениях при Шяуляе (1236) и Дурбе (1260).

В 14 в., в княжение Гедимина (1316—1341), Ольгерда (1345—77) и Кейстута (1345—82), Великое княжество Литовское значительно расширило свои владения, присоединив все белорусские, часть украинских и русских земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские земли и др.). Их включение облегчалось тем, что Русь была ослаблена монголо-татарским игом, а также борьбой с агрессией немецких, шведских и датских захватчиков. Вхождение в состав Великое княжество Литовское русских, украинских, белорусских земель с более развитыми общественными отношениями и культурой содействовало дальнейшему развитию общественно-экономических отношений в Литве. В присоединённых землях литовские великие князья сохранили местным магнатам значительную автономию и иммунитетные права. Это, а также различия в уровне общественно-экономического развития и этническая неоднородность отдельных частей Великое княжество Литовское обусловили отсутствие централизации в государственном управлении. Во главе государства стоял великий князь, при нём — совет из представителей знати и высшего духовенства. В целях объединения сил для борьбы с наступлением немецких рыцарских орденов и усиления своей власти великий князь Ягайло (1377—92) заключил с Польшей Кревскую унию 1385.Однако уния таила опасность превращения в дальнейшем Литвы в провинцию Польши. В Литве, где до конца 14 в. существовало язычество, стало силой распространяться католичество. Против политики Ягайло выступила часть литовских и русских князей во главе с Витовтом, ставшим в 1392 после междоусобной борьбы фактически великим князем в Литве. Объединённые литовско-русские и польские войска при участии чешских отрядов в Грюнвальдской битве 1410 наголову разбили рыцарей Тевтонского ордена и приостановили их агрессию.

Рост крупного феодального землевладения и консолидация господствующего класса в 14 — 15 вв. сопровождались массовым закрепощением крестьян, вызывавшим крестьянские восстания (например, в 1418). Основной формой эксплуатации крестьян была продуктовая рента. Одновременно с ростом экономической зависимости усиливался и национальный гнёт в белорусских и украинских землях. В городах развивались ремёсла и торговля. В 15—16 вв. растут права и привилегии литовских панов. По Городельской унии 1413 на литовских дворян-католиков были распространены права польской шляхты. В конце 15 в. образовалась Рада панов, фактически поставившая по привилею 1447 и по привилею великого князя Александра 1492 под свой контроль власть великого князя. Образование общешляхетского сейма (в конце 15 в.), а также издание Литовских статутов 1529, 1566 закрепили и увеличили права литовского дворянства.

Переход к денежной ренте в конце 15—16 вв. сопровождался увеличением эксплуатации крестьян и обострением классовой борьбы: участились побеги, волнения (особенно крупные — в 1536—37 в великокняжеских имениях). В середине 16 в. в имениях великого князя была проведена реформа, в результате которой усилилась эксплуатация крестьян за счёт роста барщины (см. Волочная помера). С конца 16 в. эта система вводится во владениях крупных помещиков-магнатов. Массовое закрепощение крестьян, развитие барщинного хозяйства, получение литовскими помещиками во 2-й половине 16 в. права на беспошлинный вывоз зерна за границу и ввоз товаров задерживали развитие городов.

Литовские князья с момента образования Великое княжество Литовское стремились к захвату русских земель. Однако усиление в 14 в. Великого княжества Московского и объединение русских земель вокруг него привели к тому, что со 2-й половины 15 в. в результате войн с Русью (1500—03, 1507—08, 1512—22, 1534—37) B. к. Л. утратило Смоленск (захваченный великим князем Витовтом в 1404), Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и др. русские земли. Рост антифеодальных выступлений в землях Великое княжество Литовское, обострение внутриклассовых противоречий, стремление к экспансии на В., а также неудачи в Ливонской войне 1558—83 против России привели к объединениюВеликое княжество Литовское с Польшей по Люблинской унии 1569 в одно государство — Речь Посполитую.

 

8. Иго - система отношений завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая проявлялась в:

— Политической зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях;

— Даннической зависимости Руси от Орды. Русь платила дань Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками);

—Военной зависимости — поставкой русских воинов в монгольские войска.

2. Н. М. Карамзин отмечал, что монголо-татарское господство на Руси имело одно важное положительное последствие — оно ускорило объединение русских княжеств и возрождение единого Российского государства. Это дало основание некоторым историкам более позднего времени говорить о положительном влиянии монголов.

3. А.Фоменко, В. Носовский считают, что монголо-татарского ига вообще не было. Взаимодействие русских княжеств с Золотой Ордой больше напоминало союзнические отношения: Русь платила дань (причем ее размер был не столь велик), а Орда взамен обеспечивала безопасность границ ослабленных и разрозненных русских княжеств.

 

Следует различать понятия «нашествие» и «иго»: в первом случае речь идет о Батыевом нашествии, разорившем Русь, и о тех мерах, которые время от времени предпринимали монгольские ханы в отношении непокорных князей; во втором — о самой системе взаимоотношений между русскими и ордынскими властями и территориями.

Русские земли рассматривались в Орде как обладавшая известной долей самостоятельности часть ее собственной территории. Княжества были обязаны платить довольно значительную дань Орде (ее платили даже те земли, которые не были захвачены ордынцами); при подготовке к новым походам ханы требовали от русских князей не только денег, но и солдат; наконец, «живой товар» из русских земель высоко ценился на невольничьих рынках Орды.

Русь оказалась лишена прежней независимости. Князья могли править, лишь получив ярлык на княжение. Монгольские ханы поощряли многочисленные конфликты и усобицы между князьями. Поэтому, стремясь получить ярлыки, князья были готовы идти на любые шаги, что постепенно меняло сам характер княжеской власти в русских землях.

Вместе с тем ханы не покушались на позиции Русской Православной Церкви — они, в отличие от немецких рыцарей в Прибалтике, не мешали подвластному им населению верить в собственного Бога. Это, несмотря на тяжелейшие условия иноземного господства, позволило сохранить, национальные обычаи, традиции, менталитет. Хозяйство русских княжеств после периода полного разорения восстанавливалось довольно быстро, а с начала XIV в. начало стремительно развиваться. С этого же времени в городах возрождается каменное строительство, началось восстановление разрушенных во время нашествия храмов и крепостей. Установленная и фиксированная по размеру дань вскоре уже не считалась тяжким бременем. А со времен Ивана Калиты значительная часть собранных средств направлялась на внутренние нужды самих русских земель.

Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь это иго продолжалось два столетия, и оно сумело положить отпечаток на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Руси.

Монголо-татарское нашествие стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесён огромный ущерб экономическому, политическому, культурному развитию Руси.

Большая часть Руси была опустошена и обессилена Батыевым погромом. Но мужественное сопротивление, которое оказывали северо-восточные земли, привело к тому, что кочевники не смогли разгромить большие города. В 1262 году жители многих городов выгнали ордынских ставленников "бессерменов".

По всему было видно, что приближается решающее столкновение Руси и Орды. Летом 1378 года состоялась битва на Воже, которая явилась генеральной репетицией Куликовской битвы. Куликовская битва показала, насколько усилилось к тому времени Московское княжество, вселило в народ веру в скорое освобождение от власти татар.

Монголо-татарское иго имело отрицательные, глубоко регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально – экономическом уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия монголо-татарского ига проявились в нарушении процесса государственной консолидации русских земель, в искусственном поддержании феодальной раздробленности. Монголо-татарское иго привело к усилению феодальной эксплуатации русского народа, который оказался под двойным гнётом – своих и монголо-татарских феодалов. Монголо-татарское иго, продолжавшееся на Руси около 240 лет, явилось одной из главных причин отставания Руси от некоторых западноевропейских государств.

Нашествие также оборвало прогрессивное явление, происходившее в домонгольской Руси, направленное на ликвидацию феодальной раздробленности и объединение страны.

Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского народа против золотоордынского ига. Она нанесла сильный удар по могуществу Золотой Орды, ускорив процесс её распада. Важным следствием битвы стало усиление авторитета Москвы и её роли в образовании единого Русского государства.

Однако после взятия Москвы в 1382 году Русь была вынуждена вновь признать власть монголо-татарских ханов и выплачивать дань. Попытка главы Золотой Орды Едигея полностью восстановить власть над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось.

Политическое объединение русских земель вокруг Москвы создало условия для ликвидации монголо-татарского ига. Великий московский князь Иван III Васильевич в 1476 году отказался от уплаты дани. В 1480 году после неудачного похода хана Ахмата и так называемого «стояния на Угре» монголо-татарское иго было окончательно свергнуто.

«Татарское иго было, несомненно, тяжелым, но, помимо всех принесенных им бедствий, косвенно оно оказало Руси и большую услугу: из губившего страну удельного раздробления привело её к единству, вызванному необходимостью общими силами свергнуть это иго».

 

 

9. Наступление на русские земли было частью разбойничьей доктрины немецкого рыцарства (натиск на Восток)

В XII в. оно начало захват принадлежавших славянам земель за Одером и в Балтийском Поморье. Одновременно велось наступление на земли прибалтийских народов.

Вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Северо-Западную Русь было санкционировано римским папой и германским императором Фридрихом 2. В крестовом походе приняли также участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других северных стран Европы.

Рыцарские ордена. Для завоевания земель эстов и латышей из раз битых в Малой Азии отрядов крестоносцев был создан в 1202 г. рыцарский Орден меченосцев. Рыцари носили одежду с изображением меча и креста. Они вели захватническую политику под лозунгом христианизации: "Кто не желает креститься, тот должен умереть".

Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси, истекавшей кровью в борьбе с монгольскими завоевателями.

В июле 1240 г. тяжелым положением Руси попытались воспользоваться шведские феодалы. Шведский флот с войском на борту вошел в устье Невы. Поднявшись по Неве до впадения в нее реки Ижора, рыцарская конница высадилась на берег. Шведы хотели захватить город Старую Ладогу, а затем и Новгород.

Князь Александр Ярославич, которому было в то время 20 лет, со своей дружиной стремительно бросился к месту высадки. Скрыто подойдя к лагерю шведов, Александр со своими дружинниками ударил по ним, а небольшое ополчение во главе с новгородцем Мишей отрезало шведам путь, по которому они могли спастись бегством на свои корабли.

Александра Ярославича за победу на Неве русский народ прозвал Невским. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому побережью.

Ледовое побоище. Летом того же 1240 г. Ливонский орден, а также датские и германские рыцари напали на Русь и захватили город Изборск. Вскоре из-за предательства посадника Твердилы и части бояр был взят Псков (1241).

Вместе со своей дружиной Александр внезапным ударом освободил Псков, Изборск и другие захваченные города. Получив известие, что на него идут основные силы Ордена, Александр Невский перекрыл путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. Русский князь показал себя как выдающийся полководец.

 

5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Рыцарский клин пробил центр русской позиции и уткнулся в берег. Фланговые удары русских полков решили исход сражения: как клеши, они сдавили рыцарскую "свинью". Рыцари, не выдержав удара, в панике бежали.

Значение этой победы состоит в том, что была ослаблена военная мощь Ливонского ордена. Откликом на Ледовое побоище был рост освободительной борьбы в Прибалтике. Однако, опираясь на помощь римско-католической церкви, рыцари в конце ХШ в. захватили значительную часть Прибалтийских земель.

 

 

10.

Общие черты и особенности процесса образования централизованных государств в Западной Европе и Руси  
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
Развитие производительных сил (сельское хозяйство и ремесло). Рост, развитие и усиление роли городов как центров ремесла и торговли. Установление экономических связей между различными районами страны, развитие товарно-денежных отношений. Развитие феодальных отношений, обострение классовых противоречий. Потребность в обороне способствовала централизации государств. Заинтересованность большинства населения (мелких, средних феодалов, церкви, горожан, крестьян) в сильной центральной власти.

ОСОБЕННОСТИ

Западная Европа

Быстрое развитие производительных сил (появление мануфактур).

Развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между районами страны.

Развитие внешней торговли. Влияние Великих географических открытий.

В борьбе с феодалами города в Европе отвоевали самоуправление.

Основная масса крестьян в Англии добились личного освобождения. Свободных земель не было.

Потребность обороны и войн с завоевателями.

Складывались как национальные государства.

Русь (XIV-XV вв.)

Развитие началось с восстановления народного хозяйства и шло медленно в связи с низкой плотностью населения и неравномерностью его размещения на территории страны.

Сохранение натурального хозяйства и слабое развитие товарно-денежных отношений, обмена между городом и деревней, неравномерное развитие районов.

Развитию внешней торговли мешало отсутствие выходов на моря.

Города стали центрами политико-административной власти.

Началось вторичное закрепощение крестьян. Наличие свободных земель способствовало их освоению крестьянами и распространению феодализма вширь.

Острая необходимость свержения золотоордынского ига.

Складывалось как многонациональное государство.

 

11.



Просмотров 7313

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!