![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Социализация молодого поколения
Термин «социализация» не имеет однозначного толкования. По Пиаже, социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Э. Дюркгейм, М. Вебер и Т. Парсонс трактуют социализацию как процесс освоения индивидом социальных норм, ценностей, стереотипов и правил поведения. Показателями успешности социализации являются: 1. Включение личности в систему общественных отношений. 2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества. 3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации. 4. Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу. Социализация протекает на протяжении всей жизни человека, но более интенсивно в детстве и юности. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. В период раннего детства такими институтами выступают – семья и дошкольные детские учреждения. В отрочестве происходят важные изменения в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником получения определенного статуса. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека: 1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье. 2. «Отношения» равенства. Включение в «группы равных», т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. В разных культурах часто существуют особые церемонии при переходе человека из одной возрастной группы в другую. Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными: физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять других. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста. 3. Обучение в школе. Это формальный процесс— определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида. Отношения равенства тоже часто формулируются в школе, и система школьной жизни усиливает их влияние. 4. Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида. 5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида. 6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации. С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. Социализация является также и источником процесса индивидуализации и свободы. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать. Это особенно важно учитывать сейчас, когда изменения в экономической, социально-политической и культурной сферах происходят очень быстро, ломая привычные жизненные стереотипы, порождая психологическое состояние беспокойства и неуверенности в будущем. Социализация молодежи. Итак, включение молодежи в общественную жизнь носит двусторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений. Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации и др.) Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания. По мнению Нейла Смелзера, «агентами социализации являются институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности». На формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают следующие факторы: —целенаправленное воздействие общества на личность, т. е. воспитание в широком смысле слова; — социальная среда, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется; — активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмыслении; —умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать; —активное участие в практической, преобразовательной деятельности. Социализация молодежи осуществляется под общим воздействием социальных (прежде всего общемолодежных) экономических, культурно-образовательных и демографических процессов, происходящих в обществе.
![]() |