![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Конфликты в молодежной среде и способы их разрешения
Конфликт- это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Л. Козер в своей классической работе “Функции социального конфликта” считал, что “частичное участие индивидов в массе конфликтных ситуаций выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры”. Таким образом, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде. Классифицируем же основные виды молодежных конфликтов.Выделим:I. Межпоколенные молодежные конфликты – наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений.Между поколениями могут возникать: как взаимопонимание и единство, так и существенные различия, переходящие в конфликты. Спектр этих отношений можно проследить по следующим аспектам: 1. Социальный аспект определяет положение поколений в обществе, восходящие или нисходящие линии и тенденции развития. 2. Экономический аспект характеризует уровень занятости в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов. 3. Политический аспект показывает отношение между поколениями в системе власти, различия в политической культуре, симпатиях и антипатиях, критике или защите режима, в плюрализме или догматичности суждений, участия в политических организациях, партиях, митингах. 4. Культурный аспект определяет общность и различие в отношении к культурному наследию, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении, религиозности. 5. Бытовой аспект отражает различные жизненные условия различных поколений. 6. Социально психологический аспект показывает отношение между поколениями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе, в школе и вузе, на улице и дома, между родителями и детьми. 7. Этнический аспект характеризует отношение между различными народами, определяет характер межнациональных отношений.II. Межгрупповые молодежные конфликты – конфликты между молодежными группировками, основанные на разделении лидирующих позиций.1. Большинство конфликтов между молодежными группировками происходят просто из-за разделения лидирующих позиций (кто главнее). Такие конфликты явно осознанны, диктуются лидерами групп, высоко институализированны, а соответственно, легко поддаются решению и контролю. 2. Другой тип конфликтов – ценностный межгрупповой конфликт. Напряжение между разными молодежными группами, принадлежащими разным социальным слоям и группам, исповедующим разные ценности и нормы. Такие напряжения редко переходят в конфликт в связи с тем, что представители разных социальных групп редко вступают во взаимодействие. 3. Важно отметить, что с возрастом, усложняются причины возникновения конфликтов. Как показывают исследования, дети до 13 лет практически никогда не говорили о конфликте ценностей. Это связано с несформированными жизненными представлениями ребенка, который еще не в состоянии судить о глобальных ценностных приоритетах.III Межличностные молодежные конфликты – конфликты между индивидами, в основе которого опять лежит конфликт ценностей. Межличностные молодежные конфликты ни чем не отличаются от обычных межличностных конфликтов (разве что по их частоте). В работе такой тип конфликтов будет рассматриваться на примере конфликтов в армии.Рассмотрев механизмы проявления межличностных молодежных конфликтов, надо сказать об их истоках. Выделим такие типы конфликтов, в основе которых лежит: 1. Конфликт ценностей – конфликт, связанный с исповедованием индивидами различных ценностей, установок и предпочтений. 2. Конфликт интересов – имеет место, когда действие одной личности, стремящийся достичь своих целей, блокируются, сталкиваются с действиямидругой личности, также пытающейся достичь своих целей. 3. Обладание возможностями – конфликты, связанные с контролированием и обладанием материальных ценностей и возможностей.Сложно сказать, что же лежит в первоистоках возникновения конфликтов, но видимо различие в ценностных представлениях подростков является основным, для дальнейших, более сложных конфликтных взаимоотношениях.
![]() |