Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Ценностные ориентации молодежи



Социология рассматривает ценностные ориентации прежде всего как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий, составной элемент культуры, основу ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.

Каждой культуре соответствует своя система ценностей, которая вырабатывается и воспроизводится в процессе развития общества, передается от поколения к поколению.

1. Ценностями являются вещи,их свойства, нужные (полезные) для удовлетворения потребностей и интересов личности.

2. Ценность есть отношение значимостиобъектов социального и природного мира для субъекта социальной практики (человека, группы, общества). Ценность зависит от свойств как субъекта, так и объекта, но не совпадает с ними (объективно задана практической деятельностью субъекта).

Классификация ценностей.Существует немало классификаций, в которых ценности структурированы по различным основаниям. И.А. Сурина приводит такую классификацию систем ценностей:

Признак классификации Классы ценностей
Объективные характеристики явлений Духовные, материальные
Тип потребностей Экономические, политические социальные, нравственные и др.
Субъекты отношения Общественные, групповые, индивидуальные
Функции в конкретной ситуации Интегрирующие, дифференцирующие
Целеполагание Ценности-цели (терминальные) ценности-средства (инструментальные)
Объект оценок Предметные ценности, ценности сознания (представления)
Роль в жизнедеятельности личности Ценности-цели, ценности-идеалы, ценности-желания, ценности должного
Выбор пути к осмысленной жизни Ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения

Впервые понятие "ценностная ориентация"было введено в социологию американскими социологами У. Томасом и Ф. Знанецким. В отечественной научной литературе понятие "ценностные ориентации" стало использоваться с середины 60-х годов XX века (В.Б. Ольшанский, А.Г. Здравомыслов, В.А Ядов). Ценностные ориентации - явление социальное (по процессу формирования), их основные функции - регулятивная и прогностическая.

На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска.

Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление - это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление - это то направление, которое распространяется в последнее десятилетие, - нацелено на индивидуализм, приоритет материального над духовным.

Семенов В. Е. на основе, проведенных им исследований выделяет главные жизненные ценности современной молодежи. Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера [4. с. 37]. Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30 - 40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодёжи была на первом месте, её выбирало не менее 2/3 респондентов; теперь она на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства.

Серьезные изменения происходят и в отношении молодых к решению острых проблем. Молодежь дистанцировалась от политики. Но с другой стороны существуют такие аспекты политической жизни, на которые молодые не могут не обратить внимание. Тенденция прослеживается четко -«пассивность граждан» начинает раздражать и молодежь. Отсюда и её растущие надежды на «сильного лидера».

Также необходимо отметить, что молодых стали сильнее волновать проблемы качества и уровня образования, кризиса семьи, спада рождаемости. К сожалению, в их сознании сохраняется представление о «второстепенности» проблем культуры, нравственности, образованности и профессионализма.

Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена, то сейчас она вовсе отсутствует. Так как одни получают большие деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую зарплату.

В последующие годы заметна тенденция - потребность в восстановлении таких ценностей, как «спокойная жизнь», «душевная гармония», значимость равенства возможностей, интересной работы. При этом российская молодежь не озабочена сегодня мировыми проблемами. Ценностный мир для российской молодежи несет в себе мотивации, находящиеся в иной плоскости: полноценная работа, досуг, вера в собственные силы, безопасность семьи, устойчивые личные отношения. Для современной молодежи важными сегодня являются: деньги, образование и профессия, деловая карьера и удовольствия; она больше ориентирована на индивидуальные ценности.

Акценты жизненных ожиданий молодежи заметно сместились - усиливается высокая требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни. Это заставляет молодежь ставить перед собой задачи по овладению современным образованием и профессией, при этом тревогу вызывает усиливающаяся неразборчивость в средствах достижения ими «жизненного успеха». Наблюдается снижение социальной активности молодёжи, снижаются культурные запросы, наблюдается кризис идеалов и утрата духовных ориентиров.

 



Просмотров 945

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!