Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ



Целью дисциплины «Теория и практика массовой информации» является освоение студентами теоретических и практических знаний и приобретение умений и навыков в области средств массовой информации для формирования профессионального взгляда на их деятельность, а именно: привить студентам практические навыки в сфере анализа журналистского творчества, познакомить их с основами теории журналистики, системой средств массовой информации и ее функционированием, со значением целей, содержания и формы в создании произведений журналистики, показать роль и место массовой информации в системе современной коммуникации, практике связей с общественностью, эволюцию концепций, приемов и методов коммуникации, в том числе:

· ознакомление с типами и наиболее известными органами СМИ;

· изучение функций СМИ разного типа и способов реализации этих функций;

· понимание основ организации и функционирования средства массовой информации как организации по производству информационной продукции, а также основных закономерностей образования и развития медиарынка;

· изучение задач, принципов, методов и др. особенностей журналистского труда;

· овладение навыками профессионального анализа произведений журналистского творчества.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные понятия и концепции современных теорий массовой информации;
  • теоретические и практические аспекты функционирования медиасистем Росиии и зарубежных стран;
  • ключевые понятия в сфере современных СМК и журналистики;
  • основы журнализма, журналистского творчества;
  • ознакомление с типами и наиболее известными органами СМИ;
  • изучение функций СМИ разного типа и способов реализации этих функций;
  • базовые принципы функционирования различных СМК: печатных, радио, ТВ, Интернет, мобильных;
  • основы организации и функционирования средства массовой информации как организации по производству информационной продукции, а также основных закономерностей образования и развития медиарынка;
  • задачи, принципов, методов и др. особенностей журналистского труда;
  • основные принципы взаимодействия СМК, связей с общественностью и рекламы.

Уметь:

- производить творческий разбор публицистического произведения;

- составлять подробный пресс-релиз средства массовой информации;

Владеть:

- навыками и умениями профессионального анализа произведений журналистского творчества;

- навыками профессионального описания средств

массовой информации.

Особенностью дисциплины является то, что в ходе ее изучения студенты приобретают профессиональный взгляд на деятельность средств массовой информации.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение учебных часов дисциплины по видам работ по семестрам

Таблица 2

 

Виды работы Распределение учебных часов
сем 6 сем Всего
Общее количество часов по учебному плану
Аудиторная работа
  Лекции (Л)
  Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа
  Курсовой проект (работа)        
  Реферат
  Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиуму и рубежному контролю и т.д.), (СР)
  Вид итогового контроля(зачет, экзамен) Э Э З Э З Э  

Примерный тематический план учебной дисциплины

Таблица 3

Наименование разделов и тем дисциплины Всего часов на раздел Аудиторная работа Внеаудиторная работа (СР)
Л ЛПЗ
Раздел 1 – «Роль массовой информации в современном мире»
Тема 1. «Понятие «массовая информация». Определение СМИ и их функции»
Тема 2. «Принципы обеспечения информационной безопасности РФ и ее граждан»
Раздел 2 – «Жанры публицистических произведений»
Тема 3. «Жанр как категория журналистского творчества. Информационные жанры печатной публицистики»
Тема 4. «Аналитические и художественно-публицистические жанры печатной публицистики»
Тема 5. «Жанры радиожурналистики»
Тема 6. «Жанры тележурналистики»
Раздел 3 – «Принципы и методы журналистского творчества»
Тема 7. «Информационный повод, тема и авторский замысел»
Тема 8. «Методы и навыки сбора и обработки информации»
Тема 9. «Образ автора публицистического произведения. Взаимодействие автора с читателем и коллегами»
Тема 10. «Морально-этические нормы журналистики»
Раздел 4 – «Форма и содержание печатного публицистического произведения»
Тема 11. «Заголовок и лид»
Тема 12. «Виды композиции»
Тема 13. «Требования к основной части публицистического произведения»
Тема 14. «Требования к речи публициста»
Раздел 5 – «Редакционно-издательский процесс, его обеспечение и продукция»
Тема 15. «Редакция как организация, ее структура и принципы работы»
Тема 16. «Основные этапы редакционно-издательского процесса»
Тема 17. «Основные принципы профессионального оформления печатного периодического издания»
Тема 18. «Место работы по связям с общественностью в редакционно-издательском процессе»
Раздел 6 – «Современный медиарынок. Виды СМИ»
Тема 19. «Понятие и характерные особенности медиарынка» 24,5 16,5
Тема 20. «Медиарынок Российской Федерации» 24,5 16,5
Тема 21. «Электронные СМИ и журналистика» 26,5 16,5
Тема 22. «Интернет в работе журналиста» 24,5 16,5
Раздел 7 – История СМИ
Тема 23. История зарубежных СМИ до XX в.
Тема 24. История зарубежных СМИ XX в.
Тема 25. История отечественных СМИ
Тема 26. История русской эмигрантской прессы
ИТОГО

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1 – «Роль массовой информации в современном мире»

Тема 1. «Определение и функции СМИ»

Определение понятий «информация», «массовая информация», «средство массовой информации» (СМИ).

«Закон о средствах массовой информации РФ».

Функции средств массовой информации.

Типология средств массовой информации.

 

Тема 2. «Принципы обеспечения информационной безопасности РФ и ее граждан»

СМИ и власть. Статьи 13, 23, 24, 28, 29 «Конституции Российской Федерации». Основные сведения о «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», главе 4-ой «Гражданского кодекса Российской федерации».

СМИ и общество. Способы формирования общественного мнения. Глобализация информационных процессов.

СМИ и личность. Повышение роли визуальной и устной информации. «Мифодизайн», «high-hum –технологии», «белый шум», языковые клише.

 

Раздел 2 – «Жанры публицистических произведений»

Тема 3. «Жанр как категория журналистского творчества. Информационные жанры печатной публицистики»

Типы информации (фактологическая, вероятностная, оценочная). Определение понятия «жанр текста». Общее представление о методах сбора информации и их отличии от жанров. Жанрообразующие факторы в журналистике. Типология жанров.

Общие сведения об информационных жанрах печатной публицистики. Заметка и ее разновидности. Информационная корреспонденция. Информационный отчет. Информационное интервью. Блиц-опрос. Вопрос – ответ. Репортаж. Некролог. Информационный пресс-релиз.

 

Тема 4. «Аналитические и художественно-публицистические жанры печатной публицистики»

Общие сведения об аналитических жанрах печатной публицистики. Аналитический отчет. Аналитическая корреспонденция. Аналитическое интервью. Аналитический опрос. Беседа. Комментарий. Социологическое резюме. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. Рецензия. Статья и ее разновидности. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Письмо. Исповедь. Рекомендация (совет). Аналитический пресс-релиз. Проблема выделения жанров эксперимента и журналистского расследования.

Общие сведения о художественно-публицистических жанрах. Очерк и его разновидности. Фельетон. Памфлет. Пародия. Сатирический комментарий. Житейская история. Легенда. Эпиграф. Эпитафия. Анекдот. Шутка. Игра.

 

Тема 5. «Жанры радиожурналистики»

Определение понятия «радиожурналистика». Особенности жанрооборазующих факторов в радиожурналистике. Общие сведения об информационных жанрах радиожурналистики. Радиосообщение. Информационное интервью. Репортаж. Радиоотчет. Обзор печати.

Общие сведения об аналитических жанрах тележурналистики. Корреспонденция. Комментарий. Аналитическое интервью и его разновидности. Радиообозрение.

Общие сведения о документально-художественных жанрах радиожурналистики. Радиоочерк и его разновидности. Радиофельетон. Радиорассказ. Документальная драма. Радиокомпозиция.

 

Тема 6. «Жанры тележурналистики»

Определение понятия «тележурналистика». Особенности жанрооборазующих факторов в тележурналистике. Общие сведения об информационных жанрах тележурналистики. Заметка (видеосюжет). Телеотчет. Выступление. Информационное интервью. Репортаж. Обзор печати.

Общие сведения об аналитических жанрах тележурналистики. Корреспонденция («передача»). Комментарий. Телеобозрение. Аналитическое интервью и его разновидности. Беседа. Дискуссия. Ток-шоу. Пресс-конференция.

Общие сведения о документально-художественных жанрах тележурналистики. Телеочерк и его разновидности. Телезарисовка. Эссе. Сатирические жанры. Документальный телефильм и его разновидности.

 

Раздел 3 – «Принципы и методы журналистского творчества»

Тема 7. «Информационный повод, тема и авторский замысел»

Информационный повод. Факт. Явление. Событие. Ситуация. Процесс. Оценка и ее разновидности. Гипотеза и ее разновидности. Достоверность. Домысел. Вымысел. Информация. Сведения. Новизна. Актуальность. Занимательность. Замысел. Тема (в широком и узком определении). Проблема. Идея и основная мысль. Виды целей автора публицистического произведения.

 

Тема 8. «Методы и навыки сбора и обработки информации»

Определение понятия «источник информации». Типы источников информации. Достоверность источников информации и способы ее проверки.

Определение понятия «метод сбора информации». Типы методов сбора информации. Работа с документами. Интервью и его виды. Беседа. Опрос и его виды. Анкетирование. Наблюдение и его виды. Эксперимент и его виды. Журналистское расследование.

Определение понятия «метод обработки информации». Формально-логические методы. Содержательно-логические методы. Биографический метод и его виды. Художественный метод и его виды.

Навыки сбора информации и необходимое оборудование.

 

Тема 9. «Образ автора публицистического произведения. Взаимодействие автора с читателем»

Понятие «образ автора» и его отличие от личности автора. Виды образа автора публицистического произведения. Средства выражения авторского «Я».

Типы взаимодействия автора с читателем («профессиональных журналистских идеологий»): авторитарно-технократический подход, информационно-познавательный подход, гуманитарный (коммуникативно-познавательный) подход.

Средства воздействия на читателя (сенсационность, броскость, необычность, эмоциональность, развлекательность, подачи информации, инфотеймент, финишинг, эвент экшн).

 

Тема 10. «Морально-этические нормы журналистики»

Определение понятия «морально-этические нормы журналистики». Уважение к правам человека, отстаивание свободы слова, добросовестность, плюрализм мнений, непредвзятость, объективность, доказательность, и др. принципы.

Международные, зарубежные и российские документы по журналистской этике. Содержание документов: «Международные принципы журналистской этики» (Прага, 1983), «Кодекс профессиональной этики журналиста» (Москва, 1991), «Хартия телерадиовещателей» (Москва, 1995), «Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций» (Москва, 1998), «Положение о Большом Жюри Союза журналистов России» (Москва, 1998), «Антитеррористическая конвенция средств массовой информации» (Москва, 2003).

 

Раздел 4 – «Форма и содержание печатного публицистического произведения»

Тема 11. «Заголовок и лид»

Типы заголовков печатного публицистического произведения и их связи с его основной частью.

Определение понятия «лид». Назначение лида. Отличие лида от подзаголовка. Типы лидов. Графическое оформление лида.

 

Тема 12. «Виды композиции»

Понятие «композиция произведения». Элементы композиции печатного публицистического произведения. Виды композиции.

Тема 13. «Требования к основной части публицистического произведения»

Назначение и типы вступления. Связь вступления с лидом и с последующей частью текста.

Информационные требования к основной части публицистического произведения. Композиционные требования к основной части публицистического произведения.

Назначение и типы заключения.

 

Тема 14. «Требования к речи публициста»

Определение понятий «публицистический стиль» и «идеостиль». Связь идеостиля с образом автора. Понятие «качества речи». Средства создания словесной образности. Назначение и место цитат и других видов «чужой речи». Этическая оценка собственной речи.

 

Раздел 5 – «Редакционно-издательский процесс, его обеспечение и продукция»

 

Тема 15. «Редакция как организация, ее структура и принципы работы»

Определение понятия «редакция». Классификация редакций по виду собственности.

Направления деятельности редакции. Работа с читателями. Звенья структуры редакции и ее виды.

Особенности журналистского труда. Должностные лица редакции и их обязанности. Соотношение штатных и нештатных сотрудников.

Методы управления редакцией. Перспективное и текущее планирование ее работы.

 

Тема 16. «Основные этапы редакционно-издательского процесса»

Определение понятия «редакционно-издательский процесс». Этапы редакционно-издательского процесса: допечатный, редактирование, макетирование и верстка, вычитка, печать, послепечатный процесс.

Основные понятия верстки.

Основные типы и виды печати.

 

Тема 17. «Основные принципы профессионального оформления печатного периодического издания»

Определение понятия «художественное оформление периодического издания». Форматы газетных полос и их колонок. Типы шрифтов и их назначение.

Определение понятий «элемент оформления» и «комплекс элементов оформления». Виды элементов оформления.

Макетирование и моделирование газетных полос.

Определение понятия «фотожурналистика». Жанры и основные средства создания произведений фотожурналистики. Роль и место иллюстрации в печатном периодическом издании.

 

Тема 18. «Место работы по связям с общественностью в редакционно-издательском процессе»

Задачи отдела по связям с общественностью редакции периодического издания. Собственные мероприятия редакции по связи с общественностью.

Виды сотрудничества редакции с отделами по связям с общественностью других организаций.

Раздел 6 – «Современный медиарынок. Виды СМИ»

Тема 19. «Понятие и характерные особенности медиарынка»

Информация как товар. Информационный рынок. Индустрия свободного времени.

Определение понятия «медиарынок». Концентрация, глобализация и конвергенция на мировом медиарынке. Типы СМИ по использованию собственной и несобственной информации.

Определение понятия «информационное агентство». Крупнейшие зарубежные информационные агентства.

Крупнейшие международные и зарубежные журналистские организации.

 

Тема 20. «Медиарынок Российской Федерации»

Особенности современного российского медиарынка. Его структура. Доля разных типов СМИ в рекламной деятельности.

Крупнейшие российские СМИ и информационные агентства.

Российские журналистские организации.

 

Тема 21. «Электронные СМИ и журналистика»

История создания и развития радиовещания. Радиовещание как техническое средство передачи информации и как часть системы средств массовой информации. Международный союз электросвязи. Функции радиовещания. Типы радиостанций. Структура, должностные лица, организация работы радиостанции. Формообразующие средства радио журналистики. Стилеобразующие средства радиожурналистики.

История создания и развития телевидения. Телевидение как техническое средство передачи информации и как часть системы средств массовой информации. Функции телевидения в системе средств массовой информации. Определение понятий «телестудия», «телепрограмма», «телеканал». Их виды. Журналистские и нежурналистские профессии на телевидении. Средства создания звукозрительных образов.

Тема 22. «Интернет в работе журналиста»

История создания и развития Интернета. Функции Интернета. Веб-сеть как источник информации. Типы сетевых ресурсов. Журналистские сайты.

Веб-сеть как средство связи с читателями и коллегами.

Виды электронных средств массовой информации и их соотношение с традиционными СМИ.

 



Просмотров 433

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!