Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Методические рекомендации по проведению семинарских занятий
Учебный процесс рассчитан на один семестр и включает лекционный курс, семинарские занятия и самостоятельное изучение предмета. Итоговая форма контроля – зачет. При изучении раздела №1 «Юридическая техника как наука и как учебная дисциплина» студентам следует обратиться к истории развития научных представлений о понятии и целях юридической техники. Возникнув как правовое явление в глубокой древности, юридическая техника вошла в систему правовых категорий стран романо-германского права лишь на рубеже XIX-XX веков, по этой и по иным причинам немецким ученым Р. Иерингом сделан вывод о том, что техника права предшествует в истории науке юриспруденции. Согласно другому мнению, юридическая техника возникает в истории одновременно с правом. В любом случае ее историческая обусловленность приводит к выводу о неодинаковости ее содержания в различные эпохи истории. Кроме того, студентам необходимо обратить внимание на различное содержание понятия «юридическая техника» в странах романо-германского и англо-американского права. Рассматривая юридическую технику как науку, студентам следует исходить из того, что целью фундаментальных исследований является теоретическое осмысление глубинных процессов, закономерностей возникновения, организации и функционирования правовых явлений, тогда как прикладные науки (теории) в большей мере нацелены на решение специальных практических вопросов, через них в основном реализуются на практике результаты фундаментальных исследований. Юридическая техника представляет собой отрасль знаний о средствах, приемах, способах и методах ведения юридической работы и создания в ее процессе различного рода юридических документов. На современном этапе она является составной частью теории государства и права, но имеет практическую направленность. При изучении раздела №2 «Общая характеристика юридической техники» студентам, прежде всего, следует уяснить содержание понятий юридической техники и юридической практики. Законодательная и интерпретационная, судебная и следственная, нотариальная и другие разновидности юридической практики требуют соответствующей профессиональной подготовки и квалификации субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники и тактики. В науке нет единообразия во взглядах на содержание понятия юридической техники. Многие авторы отождествляют ее с законодательной техникой, другие понимают под нею только правила подготовки юридических документов, третьи – работу по логической систематизации правовых норм и т.п. Под юридической техникой следует понимать совокупность возможных средств, правил, приемов и способов осуществления различных видов юридической деятельности, целенаправленный выбор которых составляет юридическую тактику. В зависимости от сферы применения юридическую технику подразделяют на правотворческую, правосистематизирующую, интерпретационную, правореализационную и правоприменительную. Студентам необходимо уметь классифицировать юридическую технику и по иным основаниям, давать характеристику ее основных видов. Юридические документы в самом общем виде можно подразделить на нормативные правовые, правоприменительные, интерпретационные и правореализационные акты, процессуальные и управленческие документы и договоры. Студентам необходимо знать виды, значение и характеристику названных выше юридических документов и обладать практическими основными навыками по их подготовке. При изучении тем № 4, 5, 6 («Содержание юридической техники»; «Средства юридической техники»; «Основные приемы юридической техники») студентам необходимо уяснить, что под содержанием юридической техники следует понимать совокупность составляющих ее элементов: средств, приемов, правил и способов.Требуется дать понятие, раскрыть содержание и привести примеры: 1)общих и специальных технико-юридических средств; 2)общих и специальных способов юридической техники (обладающих большей степенью нормативности, содержащих большую долю относительности, обобщающих). Особое внимание следует уделить изучению нетипичных нормативных предписаний: в том числе преюдиций, презумпций, фикций, аксиом, дефиниций и юридических конструкций. Кроме того, студенты должны знать порядок использования таких приемов юридической техники как примечание, оговорка, приложение, перечень и др. При изучении специальной части курса предполагается освоение теоретических основ правотворческой, правосистематизирующей, интерпретационной, правореализационной и правоприменительной техники и получение определенных практических навыков их осуществления. Для успешного освоения программы курса студентам необходимо решить предлагаемые в учебно-методическом комплексе контрольные задания и выполнить все формы самостоятельных работ.
|