![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Форма журнала осмотра стропов
9.3. Запрещается: - эксплуатация стропов, гибкие элементы, звенья и захватные органы которых достигли браковочного признака хотя бы по одному показателю, указанному в п. 9.5., п. 9.5.1., п. 9.5.2. и п. 9.5.3., 9.5.4. а также: - подъем и перемещение грузов с отклонением гибкого элемента стропа от плоскости захватного органа стропа, создающим боковой изгиб захватного органа; - зацеп (строповка) груза за рог крюка стропа; - завязывать гибкие элементы стропа узлами; - эксплуатация стропов, не имеющих маркировочные бирки; - эксплуатация одно и многоветвевых стропов, не имеющих паспорта; - подвешивать цепную ветвь за звено на захватный орган (крюк); - эксплуатация стропов, с крюками типа Кч1, Кч2, Кч3 (см. таблицу 3.2.) и других типов у которых, изготовителем предусмотрены предохранительные замки, без предохранительных замков. Эксплуатация стропов, оснащенных крюками типа Кч1, Кч2 с проволочными замками не допускается; - нагружать строп нагрузкой, превышающей его номинальную грузоподъемность Р, указанную в паспорте или на маркировке, а также превышать значения Рд, приведенные в п. 9.4. и п. 9.4.1., п. 9.4.1.1., п. 9.4.1.2. и 9.4.1.3. 9.3.1. Контроль нагрузки на строп (массы перемещаемого груза) следует осуществлять применением измерительных устройств таких как, например, весы крановые типа ВК (рис. 9.1. и рис. 9.2.), технические характеристики которых приведены в таблице 7.1. раздела 7 настоящей Инструкции. 9.3.1.1. Для контроля нагрузки на строп допускается применение поверенных динамометров. 9.3.1.2. Весы крановые ВК или поверенный динамометр одним концом подвешиваются к захватному органу подъемного сооружения, а на другой конец подвешивается строп (см. рис.9.1.).
Рис. 9.1. Общий вид применения весов крановых типа ВК при подъеме стропом типа 4СК груза массой 12500 кгс
Рис. 9.2. Общий вид весов крановых типа ВК грузоподъемностью 12500 кгс
9.4. Номинальную грузоподъемность стропа Р, указанную в его паспорте или на маркировке, следует уменьшать до значений Pд: - при обвязке груза ("на удав", например, см. черт. 4.1., черт. 4.2.) - Pд = 0,8Р (грузоподъемность стропа снижается на 20%). При применении скользящего крюка (см. черт. 3.2.1., черт. 4.3.) Pд = Р (грузоподъемность стропа не снижается); - при подъеме и перемещении стропами всех типов, за исключением стропов цепных, грузов цилиндрической формы или с закруглениями с радиусом r
Рд = 0,8Р при r/d (t) = 2,0...2,5 (грузоподъемность стропа снижается на 20%) Рд = 0,65Р при r/d (t) = 1,0...2,0 (грузоподъемность стропа снижается на 35%) Рд = 0,5Р при r/d (t) = 0,5...1,0 (грузоподъемность стропа снижается на 50%) Рд = Р при r/d (t) > 2,5 (грузоподъемность стропа не снижается)
здесь d - диаметр каната, t - толщина каната или ленты. Строповка грузов с соотношением r/d (t) менее 0,5 не допускается. 9.4.1. Грузоподъемность стропа Р из стальных канатов с металлическим сердечником, стропов из плоских стальных канатов, концы которого соединены в петлю стропа способом заплетки или цанговым захватом, из легированных сталей и стропы цепные класса прочности 6 и более следует уменьшать до значений Pд при температуре Т окружающей среды:
- Рд = Р при Т < плюс 200°С (грузоподъемность стропа не снижается); - Рд = 0,9Р при Т ³ плюс 200°С < плюс 300°С (грузоподъемность стропа снижается на 10%); - Рд = 0,75Р при Т ³ плюс 300°С < плюс 400°С (грузоподъемность стропа снижается на 25%);
При температурах свыше плюс 400°С эксплуатация стропов из стальных канатов с металлическим сердечником, стропов из плоских стальных канатов, концы которых соединены в петлю стропа способом заплетки или цанговым захватом, из легированных сталей и стропы цепные класса прочности 6 и более не допускается. 9.4.1.1. Эксплуатация стропов из стальных канатов с металлическим сердечником, стропов из плоских стальных канатов, концы которого соединены в петлю стропа способом опрессовки алюминиевыми гильзами, при температуре окружающей среды свыше плюс 150°С не допускается. Эксплуатация стропов из стальных канатов с металлическим или органическим сердечником, стропов из плоских стальных канатов, концы которого соединены в петлю стропа способом опрессовки стальными гильзами, при температуре окружающей среды свыше плюс 100°С не допускается. 9.4.1.2. Грузоподъемность стропов Р стропов цепных класса прочности 5, следует уменьшать до значений Pд при температуре Т окружающей среды:
- Рд = Р при Т < плюс 200°С (грузоподъемность стропа не снижается); - Рд = 0,75Р при Т ³ плюс 200°С < плюс 300°С (грузоподъемность стропа снижается на 25%); - Рд = 0,5Р при Т < плюс 400°С (грузоподъемность стропа снижается на 50%).
9.4.1.3. Грузоподъемность стропов Р из стальных канатов с металлическим сердечником, стропов из плоских стальных канатов, концы которого соединены в петлю стропа цанговым захватом, из низколегированных сталей и цепных стропов класса прочности 4 (М), изготовленных по Европейским стандартам, следует уменьшать до значений Pд при температуре Т окружающей среды:
- Рд = Р при Т < плюс 300°С (грузоподъемность стропа не снижается); - Рд = 0,84Р при Т < плюс 350°С (грузоподъемность стропа снижается на 16%); - Рд = 0,73Р при Т < плюс 400°С (грузоподъемность стропа снижается на 27%); - Рд = 0,59Р при Т < плюс 450°С (грузоподъемность стропа снижается на 41%); - Рд = 0,49Р при Т < плюс 475°С (грузоподъемность стропа снижается на 51%).
При температуре окружающей среды свыше плюс 475°С эксплуатация стропов не допускается. 9.4.1.4. Стропы цепные класса прочности менее 3 допускается эксплуатировать только при положительных температурах: от плюс 1°С до плюс 100°С. Классификацию стропов цепных по классам прочности см. таблицу 5.1 настоящей Инструкции. 9.5. Стропы грузовые бракуют (изымают из эксплуатации) по состоянию гибких элементов (канаты, синтетические ленты и пучки нитей, чехлы, цепи), захватных органов (крюков) и звеньев (концевые, переходные концевые, промежуточные, переходные). 9.5.1. Признаками браковки (изъятия из эксплуатации) стропов из стальных круглопрядных и плоских канатов являются: - наличие на любой ветви стропа шести и более обрывов наружных проволок каната на участке длиной равной шести шагам свивки каната; - наличие на любой ветви стропа трех и более обрывов наружных проволок каната на одной пряди каната или в петле стропа; - разрыв одной пряди каната любой ветви стропа; - уменьшение диаметра проволок каната на 30% и более на любой ветви стропа, из-за поверхностного износа и коррозии проволок каната; - необратимые деформации каната любой ветви стропа, такие как волнистость, местное уменьшение диаметра или толщины каната, выдавливание металлического сердечника на поверхность каната, выдавливание проволок каната на его поверхность, раздавливание и перекручивание каната, местный залом и перегиб каната. Внешний вид стальных канатов с необратимыми деформациями, пример определения числа обрывов проволок, характерные признаки износа наружных проволок стального каната приведен в приложении № 13 ПБ 10-382-00; - изменение цвета проволок ("цвета побежалости"), вследствие воздействия повышенной температуры окружающей среды или электрического тока (дугового разряда). 9.5.2. Признаками браковки (изъятия из эксплуатации) стропов ленточных и синтетических круглых, а также волокнистых канатов, являются: - поперечные или продольные разрезы, разрывы ленты и каната; - поперечные или продольные разрезы, разрывы чехла; - местные расслоения по ширине ленты на суммарной длине 500 мм и более; - местные расслоения по краям ленты на длине 200 мм и более; - разрыв трех и более строчек шва; - отслоение краев ленты или сшивки лент в петле стропа на длине 10% и более длины сшивки; - поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной 10% и более от ширины ленты; - обрыв 6 и более каболок или проволок волокнистого каната; - поверхностный износ каната, ленты или чехла на 10% и более от первоначальных размеров (ширины или толщины ленты, диаметра каната, чехла); - разрывы ниток в узле сшивки чехла на 10% и более от общей длины сшивки; - наличие узла связки на ветви стропа; - местная потеря сечения на 10% и более каната, ленты или чехла стропа (в результате воздействия химических веществ или повышенной температуры окружающей среды; - выпучивание нитей ленты или прядей волокнистого каната на их поверхность; - сквозные отверстия в ленте или чехле стропа; - не отмываемые загрязнения (нефтепродуктами, смолами, красками, раствором, и т.п.) на длине 50% и более от общей длины ленты, волокнистого каната; - износ сечения петель стропов на 10% и более от первоначальных размеров (ширины или толщины ленты, диаметра каната, чехла); - наличие на поверхности волокнистого каната бурых пятен, плесени общей длиной 10% и более от общей длины ветви стропа. Эксплуатация стропов ленточных, синтетических круглых и из волокнистых канатов при температурах окружающей среды плюс 100°С и более не допускается. Не допускается подвергать стропы ленточные, синтетические круглые и из волокнистых канатов тепловому нагреву вследствие трения. 9.5.3. Признаками браковки (изъятия из эксплуатации) стропов цепных являются: - износ диаметра звена цепи d0 (см. черт. 8.5.б.) на 10% и более; - удлинение расстояния l0 (см. черт. 8.5.б.) между звеньями цепи на 10% и более; - удлинение длины L (см. черт. 8.5.6.) звена цепи на 3% и более; Контроль износа диаметра звена цепи d0, удлинения расстояния l0, удлинения длины L звена цепи следует осуществлять использованием маркировочной бирки по черт. 8.5.а.; - трещины, надрывы глубиной 10% и более диаметра звена цепи; - наличие изогнутости или погнутости звеньев цепи. 9.5.4. Признаками браковки (изъятия из эксплуатации) стропов всех типов по состоянию звеньев и захватных органов являются: - трещины, надрывы глубиной 5% и более диаметра (высоты) сечения звена, захватного органа; - износ поверхности звеньев и захватных органов или местные вмятины на них, приводящие к потери сечения на 10% и более; - наличие остаточных деформаций, приводящих к изменению (от первоначальных) линейных размеров и размеров сечений звеньев и захватных органов на 5% и более; - остаточные деформация (отогнутость) рога крюка. 9.6. Стропы грузовые ремонту не подлежат. 9.7. Захватные элементы на перемещаемом грузе (рым - болты, скобы и другие) должны иметь проемы таких размеров, которые обеспечивали бы свободное прохождение в них захватных органов (крюков) стропов. 9.8. Подъем и перемещение грузов с использованием стропов при погрузочно-разгрузочных работах с железнодорожных вагонов, платформ и кузовов автомобилей должен производиться по заранее разработанному проекту производства работ ППР или технологическим картам. 9.8.1. При разработке ППР и технологических карт необходимо: - в первую очередь предусматривать возможность применения инвентарных стропов общего назначения при максимальном угле отклонения ветви стропа от вертикали на угол не более 45° и угле между ветвями не более 90°; - если конфигурация груза или расположение на нем строповочных приспособлений не позволяют соблюсти требования по выше указанным значениям углов, а именно реальные углы больше, указанных выше, то следует применить стропы целевого назначения (см. 5.3.1.1.) или уменьшить грузоподъемность стропов общего назначения пересчетом по формулам раздела 5 настоящей Инструкции; - выбирать такую схему строповки груза, при которой центр тяжести груза располагался по вертикальной оси подвеса стропа; - предусматривать схему строповки длинномерных грузов за две точки, так чтобы центр тяжести груза располагался по вертикальной оси подвеса стропа, а углы между ветвями стропа и отдельной ветви от вертикали были соответственно не более 90° и 45°; - предусматривать грузоподъемность стропа не меньше массы перемещаемого груза; - при наличии у перемещаемого груза острых кромок предусматривать наложение под эти кромки (кроме цепных стропов) деревянных подкладок или подкладок из иных материалов с тем, чтобы исключить повреждение гибкого элемента стропа. 9.8.1.1. При погрузочных работах и работах по складированию грузов (металлоконструкций, проката и других изделий) следует предусматривать зазоры между грузами (пакетами), чтобы исключить выдергивание стропа из под груза после его опускания на предыдущий груз (пакет). Такие зазоры следует образовывать инвентарными деревянными подкладками, причем высота зазора должна быть больше наибольшей высоты сечения захватного органа или размера (диаметра) узла соединения концов гибкого элемента стропа в петле. 9.9. Подъем и перемещение грузов при производстве работ, не связанных с работами, перечисленными в п. 9.8., следует осуществлять по заранее разработанным (типовым) технологическим картам. 9.10. Погрузо-разгрузочные работы и складирование грузов с использованием грузовых стропов должны выполняться с учетом требований п. 9.5.18. ПБ 10-382-00. 9.11. Подъем и перемещение грузов с использованием неинвентарных стропов (см. п. 2.15.), таких как, строп кольцевой витой (см. п. 2.13. и черт. 2.5.д., черт. 4.10.) или строп полотенчатый (см. п. 2.12., черт. 2.4.з. и черт. 4.11.) следует выполнять только по заранее разработанному ППР. 9.12. Эксплуатация стропов из волокнистых канатов, синтетических ленточных и круглых в средах, содержащих абразивные материалы, такие как цемент, бетон и т.п. не допускается. 9.13. Диаметр звена dз (концевого, переходного, промежуточного) или высота сечения Н захватного органа (крюка), на который надевается петля стропа ленточного петлевого при подъеме и перемещении груза должны быть: dз (Н) ³ L1/3,5, где L1 - длина петли стропа. Угол q между ветвями петли, надетый на такое звено, должен составлять q < 20°. 9.13.1. Поверхности звеньев и захватных органов, на которые надевается петля стропа ленточного петлевого при подъеме и перемещении груза, должны быть гладкими, не иметь острых кромок, заусенец, наплывов. 9.13.2. Зев захватного органа (крюка) подъемного сооружения, на который надевается петля стропа ленточного петлевого, должен иметь прямолинейный участок, длиной не меньше ширины петли, например крюк типа КВК по таблице 3.2. настоящей Инструкции. На другие типы крюков должны надеваться стропы ленточные только со сложенным ушком (см. черт. 5.12. в. и 5.12. г.) Ширина (внутренняя) звена (концевого, переходного, промежуточного) также должна быть не меньше ширины петли стропа ленточного. 9.14. Стропы цепные класса прочности 8, а также стропы всех типов, оснащенные звеньями и захватными органами 8 класса прочности, эксплуатировать в кислотной среде не допускается. 9.15. Внесение изменений в комплектацию стропа организациями (предприятиями), эксплуатирующими стропы, в частности, замена концевых, переходных концевых, промежуточных или переходных звеньев, допускается только по согласованию с изготовителем стропов с оформлением нового паспорта на строп.
Гарантии изготовителя
10.1. Изготовитель стропов грузовых должен гарантировать потребителю его продукции, что изготовленные им стропы грузовые соответствуют требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" ПБ 10-382-00 и настоящей Инструкции. 10.2. Изготовитель стропов грузовых должен гарантировать потребителю его продукции гарантийный срок эксплуатации: - стропов грузовых всех типов, кроме цепных, при односменной работе не менее трех месяцев со дня ввода стропов в эксплуатацию и не более шести месяцев со дня изготовления; - стропов цепных не менее 18 месяцев со дня ввода стропов в эксплуатацию или 24 месяцев со дня изготовления. 10.2.1. Гарантийные обязательства изготовителя по п. 10.2. действительны при соблюдении потребителем требований по хранению и эксплуатации, изложенных в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 и в настоящей Инструкции. 10.2.2. При нарушении потребителем требований по хранению и эксплуатации стропов, изложенных в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" ПБ 10-382-00 и в настоящей Инструкции, изготовитель претензий по изготовленным им стропам не принимает. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 (справочное)
Стропы общего назначения
![]() |