Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В восприятии Цицерона. Педагогико-риторический идеал Квинтилиана



Отмечая вехи истории речевого идеала в европейской культуре, мы специально останавливаемся именно на риторической концепции Цицерона, так как авторитет этого ораторского гения Рима, влияние его на судьбы риторики нового времени и на европейском Западе, и в России придают этой фигуре особую значимость.

Любой выпускник русской дореволюционной гимназии мог прочитать по-латыни наизусть и прокомментировать первую речь Цицерона против Катили-ны: "Доколе, о Катилина, будешь ты истощать наше терпение...", содержащую знаменитое крылатое выражение "О времена! О нравы!" ("О tempora! О mores!").

Именно Цицерон — главный объект восхищения и подражания для европейской риторики, особенно для национальной риторики во Франции. Существует мнение, что римская риторическая традиция вообще оказалась по отношению к европейскому красноречию более влиятельной, чем греческая (см., например, 27). Это заметно и при анализе отечественного риторического наследия. Например, один из классиков русского судебного красноречия начала XX в. П. С. По-роховщиков (П. Сергеич) в своей книге "Искусство речи на суде", изданной вновь в 1988 г., чаще всего отсылает читателя именно к Цицерону и Квинтили-ану, идет ли речь о построении речи или о средствах ее выразительности ("цветах красноречия").

В эпоху Возрождения возник настоящий культ Цицерона: "Петрарка, а за ним гуманисты избрали Цицерона своим вождем, патроном и кумиром" (15, с. 143). Статус Цицерона столь высок, что блаженный Иероним во сне слышит упрек Христа: "Ты цицеро-нианин, а не христианин" ("Ciceronianus es, non Christianus!") (15, с. 145). Традиция обожествлять совершенного оратора и его слово во многом связана с деятельностью Цицерона. Для Цицерона риторика выше философии ("...Самый заурядный оратор, даже и не очень образованный, но обладающий опытом в речах, побьет философов этим своим нехитрым опытом и не даст себя обижать и презирать") и выше поэзии: поэзия в сравнении с риторикой, как говорит Цицерон, "более легковесный вид словесного искусства" (15, с. 142).

Действительно, для Цицерона слово,чтимый им греческий логос (как слово), — высшая из существующих сил, превосходнейшая добродетель, даже более значимая в иерархии ценностей, чем для Сократа, отождествлявшего добро и знание, видевшего в слове все же не абсолютную ценность, но скорее инструмент знания, понимаемого как первая добродетель.

"Какая другая сила могла собрать разбросанных людей в одно место и привести их от дикости и грубости к нынешнему состоянию культуры, одновременно человеческой и гражданской?" — вопрошает Цицерон и дает ответ: "Слово" (28, с. 31).

Слово у Цицерона — основной инструмент формирования человека, действенный постольку, поскольку оно обладает эстетическимкачеством. "Быть человеком, по Цицерону, — значит, владеть словом, общественно действенным и потому художественно совершенным" (29, с. 5).

Попытаемся сопоставить речевые идеалы Цицерона и Сократа (Платона). Вот что мы обнаружим.

1. Для Цицерона высшими авторитетами— и философскими, и риторическими — выступают именно Сократ и Платон.

"В самом деле, — замечает ритор, — и Платона, и остальных сократиков и их последователей читают все,

даже не будучи согласны с их учениями или не вполне следуя им..." (28, с. 250).

И как наивно мило, совсем не по-римски, звучит вопрос стоика Цицерона: "И если горе коснется кого-нибудь из твоих близких, разве ты ему предложишь вкусную рыбу, а не сократическую книгу? Посоветуешь послушать водяной орган, а не Платона?" (28, с. 283). А вот и прямая оценка роли фигуры Сократа:

"Сократ первый свел философию с неба, поселил в городах, ввел в дома и заставил рассуждать о добре и зле. Разнообразные его способы спора, богатство предметов и величие дарования, увековеченные памятью и писаниями Платона, породили множество разноголосых философских школ. У этих школ мы стараемся выбрать то, в чем лучше всего сохранился обычай Сократа: собственное мнение придерживать, остальные обличать в ошибках и в таком споре выяснять, что из всего этого более правдоподобно... стараемся так поступать и мы, подражая ему в этих наших Тускуланских беседах" (28, с. 326).

Великий римлянин декларирует принципиальное следование сократовской традиции — и в философии, и в риторике.

2. Вместе с тем иерархия ценностей в культурной парадигме риторического идеала Цицерона по сравнению с сократической системой ценностей обнаруживает существенные сдвиги и изменения. Сам "набор элементов" в этой парадигме остается в основном постоянным, меняется их относительная значимость.

а) Сократический принцип диалога как определяющий закон успешного речевого общения Цицероном воспринимается, однако, по нашему мнению, осмысливается иногда формально.

"...Нравится мне и обычай перипатетиков и Академии обо всяком вопросе рассуждать за и против — нравится не только потому, что только так можно доискаться, что в какой точке зрения ближе к истине, но еще и пЛчшу, что это — превосходное упражне-

ниє в красноречии", — говорит Цицерон, описывая традиции философской и педагогической деятельности в своей Академии (28, с. 251). Тот неудержимый порыв к истине, та напряженность средств майевти-ки, что была присуща эвристическому диалогу Сократа, приобретает у Цицерона обработанную сдержанность эстетического предмета, а нередко и сам диалог принимает прагматический характер риторического упражнения.

Однако никак нельзя думать, что это внимание к диалогу как форме вовсе или даже существенно вытесняет понимание диалогичности человеческого общественного бытия. Более того, именно деятельность Цицерона и его школы явилась связующим звеном, передавшим античную культуру диалога культуре Возрождения:

"Тот факт, что общественный идеал Цицерона был связан с принципом диалога и тем самым со словом, привлекал к нему особое внимание гуманистов Возрождения. По их собственным признаниям, именно из сочинений Цицерона — прежде всего из поздних философских диалогов — вывели они свое представление, о том, что истина слагается из столкновения и взаимодействия мнений, что в выработке ее участвуют люди — самостоятельные, разные и многие, что она есть не данность, а процесс "становления и потому всегда противоположна догме" (28, с. 31).

б) Как "слово" у Цицерона опережает в парадигме ценностей "знание", так эстетика речи получает преимущественную роль по отношению к содержательной ее стороне. Аттические требования к совершенной речи хоть и постулируются, но скорее формально. В трактате "О наилучшем роде ораторов" Цицерон заявляет, что образец оратора — аттический ритор, речь которого обладает чистотой, простотой и правильностью, тот, кто "находится в строю с мечом в руке", а не "упражняется в фехтовании на рапирах" (30, с. 12).

Однако недаром в истории риторических учений принято считать, что риторическая школа Цицерона

объединяет традиции двух направлений римского красноречия — и "аттического" (Гай Лициний Мар-целл), и "азианского" (Квинт Гортензий) (31). "Цветы красноречия", пышно расцветающие в последнем, не только не оставляют Цицерона и его последователей равнодушными, но и становятся важным признаком стиля.

Специфика же эстетического идеала Цицерона создается прежде всего абсолютным господством категории гармонии, которая, в свою очередь, понимается иначе, чем в античной классике. Если в последней гармония могла выступать как уравновешенность противоположных начал жизни, темных и светлых, противодействующих и борющихся сил (и в человеческой душе, и в мире), то у стоика Цицерона это скорее сглаженность противоречий, принципиальное игнорирование безобразного и темного, устранение от всяких страстей, подавление аффектов. Тут уже проступает идеал стоиков раннего христианства. Это дает возможность говорить о некоторой "искусственности" гармонии и гармонизации в цицероновской традиции:

"Он верил в разум и слово, но лишь в такие, для которых предосудительным был всякий аффект несогласия с существующим, брезгливо презираемым — всякое "нет" несправедливому миропорядку, безобразным — всякое отчаяние, не укладывающееся в размеренные периоды ораторской речи. Культура государства и слова подразумевали искусственную гармонизацию социальных противоречий" (29, с. 30).

Категория гармонии у Цицерона приобретает наиболее общее, абсолютное и самодовлеющее значение. Очень интересно, что и душа определяется через понятие гармонии (правда, со ссылкой на Платона):

"Не так уж давно Аристаксен, музыкант и философ, вслед за еще более давними мыслителями, говорил, что душа есть некоторое напряжение всего тела, такое, какое в музыке и поэзии называется "гармонией"... но сказанное им было уже много раньше сказано и разъяснено Платоном" (28, с. 215).

Вполне в соответствии с греческой традицией категория гармонии понимается посредством подчиненных категорий соразмерности, ритма, меры, но на первый план среди последних выступает унаследованная от греков и переосмысленная категория "софросины". Какие черты она обретает у Цицерона и как определяет она специфику его риторического и риторико-педагогического идеала, мы сейчас и рассмотрим.

В риторической концепции Цицерона, прямо отражающей общефилософские взгляды мыслителя, категория sophrosyneзанимает главенствующее положение и определяет его понимание гармонии. "Софросина" у Цицерона — важнейшая добродетель; именно она играет ведущую роль в формировании отличительных черт цицероновского речевого идеала.

Воспринятая у Платона, категория эта претерпевает в осмыслении Цицерона весьма интересные и значительные изменения, а с этим получает и иное именование ("годность" — frugalitas).

"Сходным образом можно сказать и об умеренности — о той добродетели, которую греки называют sophrosyne... а я — то умеренностью, то сдержанностью, а иной раз скромностью... Наше слово шире — оно включает такие понятия, как воздержание, незловредность (т. е. нежелание другому вредить — у греков для этого нет слова...) ...наше слово "годность" обнимает три названные добродетели — мужество, справедливость и разумность — ибо во всех добродетелях есть нечто общее, все они связаны и сопряжены между собой, — а само по себе это слово означает четвертую добродетель, "годность", frugalitas. Вот что к ней относится: движения души, стремящейся размерять и умерять, украшающей похоть, блюдущей в каждом деле сдержанное постоянство... Слово frugalitas происходит от слова fruges (зерно), означающего лучший из плодов земных... Человек "годный" или, если угодно, сдержанный и умеренный, непременно бывает ровен; кто ровен, тот спокоен; кто спокоен, тот чужд всякого смятения, а в том числе и горя" (28, с. 274—275).

Ровность внутреннего состояния души (что, однако, не исключает ее постоянного напряжения для выполнения человеческого долга), отрицающая всякое волнение, а тем более аффект, страсть (pathos), подчиненность и внутренней жизни, и поведения разуму, умеряющему и соразмеряющему порывы — вот идеал Цицерона, идеал этический и эстетический. И в достижении этого высокого образца основное средство и главный принцип frugalitas — "годность":

"Допустим, Пифагор, или Сократ, или Платон обратились бы ко мне с такою речью: "Отчего ты в прахе, отчего ты в горе, отчего уступаешь и поддаешься судьбе?.. Велика сила добродетелей, разбуди же их, если они заснули! Тогда с тобой прежде всех будет мужество, и оно вдохнет тебе в душу такую силу, что все людские неприятности ты сможешь презирать и ставить ни во что. С тобой будет умеренность, она же сдержанность, она же "годность"... И она же не допустит тебя до этого..." (28, с. 281).

Посмотрим, какие требования к оратору и речи вырабатываются в риторике Цицерона под действием этой всемогущей софросины — frugalitas, умеренности — годности. Не будем при этом забывать, что первой и, быть может, важнейшей функцией и, соответственно особенностью образцовой речи, по Цицерону, является функция педагогическая (в наиболее общем смысле этого слова): оратор для него — прежде всего учитель своей аудитории:

"Ибо наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствия, и производит на них сильное впечатление. Учить — обязанность оратора, доставлять удовольствие — честь, оказываемая слушателю, производить же сильное впечатление — необходимо" (30, с. 5).

Какие же черты совершенной речи и образцового ритора призваны обеспечивать выполнение этой триединой задачи воздействия на аудиторию?

Оратор должен быть внутренне спокоен и уравновешен. Если проявления страстей при ведении речи и допускаются (а иногда и признаются необходимы-

ми), то они должны носить чисто внешний характер актерской игры:

"Гневливость — это худший из пороков, а пороки — худшее в нравах человека. Что касается оратора, то гневаться всерьез ему отнюдь не подобает, притворно же гневаться — вполне допустимо... Все это [оратория] — игра, игра прекрасная, и оратору (если он настоящий оратор) дающаяся даже легче чем актеру, — но все же игра со спокойным умом и легким сердцем" (30, с. 13-14).

Идеал речевого воздействия, по Цицерону, — умиротворение внутренней жизни слушателя, успокоение бушующих страстей (страсти при этом понимаются как болезнь души, требующая исцеления); для такого излечения с помощью речи необходимо, во-первых, избавить слушателя от ложных мнений (заблуждений), а во-вторых— успокоить страсти. И то и другое осуществляется одновременно и во взаимосвязи:

"Самое лучшее — это та речь и те мысли, которые разом и уничтожают ложное мнение, и снимают болезнь; но удается это редко и не перед многолюдной толпой... Все средства успокоения души, какие есть в человеческой природе, лежат на виду; чтобы обратить на них внимание, нужно лишь раскрыть в словах человеческую долю и жизненный закон" (28, с. 316).

Не случайно высшему своему авторитету, Сократу, приписывал Цицерон "ровный характер, всегда одно и то же выражение лица и одно и то же чело" (32, с. 81).

Сократический идеал — эвристическийгармонизирующий диалог — у Цицерона преломляется в идеал гармонизирующегодиалога; задача поиска истины и смысла уступает задаче гармонизации речевого взаимодействия, а тем самым — гармонизации внутреннего мира собеседников:

"Итак, пусть наша беседа, в которой наиболее искусны сократики, будет спокойна и полна уступчивости; пусть в ней будет приятность... Надо обращать внимание на то, до какого времени беседа доставля-

ет удовольствие ее участникам... Более всего надо стараться показать, что тех, с кем мы будем вести беседу, мы уважаем и любим" (32, с. 92—93).

Нельзя не отметить педагогической природы рекомендаций Цицерона относительно использования порицания в ходе беседы: для римского ритора образованный оратор — учитель слушателя, умело дозирующий и отбирающий средства речевого воздействия:

"Иногда необходимы даже упреки, причем, пожалуй, бывает нужно повысить голос, воспользоваться более резкими словами... Но... к этому виду порицания мы будем прибегать редко, нехотя и всегда только по необходимости, если не окажется возможным лечить иным способом; но все же да не будет места для гнева, посредством которого ничего нельзя совершить справедливо, ничего — обдуманно. В большинстве случаев дозволяется прибегать к легкому порицанию, но все же со строгостью — с тем, чтобы и проявить суровость, и не допустить оскорблений. Кроме того, надо показать, что суровость упреков была проявлена для пользы именно того человека, которого упрекают" (32, там же).

Таким образом, эстетика речевого идеала Цицерона, восходя непосредственно к древнегреческой традиции, и прежде всего к высокому образцу эвристического гармонизирующего диалога Сократа (Платона), во многом отлична от воспринятой традиции греческой классики. В парадигме значительных черт цицероновского ораторского (в широком смысле этого слова) образца на первое место выступает гармонизирующая функция речи, эстетический эффект ее, рождающий у уча? стников общения удовольствие, доставляющий положительные эмоции — эффект умиротворения и согласия, содержательной и поведенческой синхронизации речевого взаимодействия. При этом образцовая речь призвана прежде всего сдерживать и умерять проявления страстей, "лечить" от них, а оратор может позволить себе лишь внешние, игровые формы демонстрации эмоций, оставаясь при этом внутренне спокойным. Только построение и ведение речи и беседы, подчи-

ненные этим требованиям, могут, по Цицерону, обеспечить реализацию важнейших функций речи — педагогической (также в общем значении), гармонизирующей ("доставлять удовольствие" и умиротворение) и собственно воздействующей ("производить сильное впечатление"). Основным принципом философского и эстетико-риторического идеала Цицерона выступает категория "годность" (frugalitas), восходящая к греческой категории "софросина", но значительно модифицирующая последнюю. "Годность" (frugalitas) Цицерона, как, впрочем, и платоновская "софросина", вполне соотносимы и, как представляется, унаследованы этическим и эстетическим идеалом христианства, в котором предстают как категории "скромности", "умеренности", "кротости". Особенности эстетики речи в риторической концепции Цицерона вследствие значимости последней для культуры европейского Возрождения, вообще для путей становления риторической парадигмы в европейской и русской культуре, нуждаются в пристальном внимании. Можно говорить, как кажется, и о существенном влиянии риторического идеала Цицерона на пути становления и развития европейской и русской педагогической риторики.

Несколько заключительных замечаний необходимо сделать и о"риторико-педагогических идеях Марка Фа-бия Квинтилиана, для которого Цицерон был безусловным и высоким авторитетом. Остановимся только на тех из них, которые имеют прямое отношение к истории педагогической риторики.

Вслед за Цицероном Квинтилиан считал главной задачей оратора "следить за тем, чтобы... [в речи] не было ничего, нарушающего меру" (33, с. 61).

Весьма интересно то, что, определяя требования к учителю, его характеру и обязанностям, Квинтилиан большое значение придает необходимости беседы педагога с учениками, причем задача первого — стимулировать диалог, побуждать к обсуждению.

Простота, спокойствие, терпеливость— вот основы (речевого) поведения учителя в общении с учениками.

Вполне четкие и психологически мотивированные рекомендации дает Квинтилиан по использованию в педагогическом общении похвалы и порицания.

Как существенная ошибка и даже порок трактуются учительская "бранчливость", раздражительность, неоправданная суровость.

Спокойная, ровная тональность общения, по Квинтилиану, не должна превращаться в сухость, пагубную как для отношения учеников к учителю, так и к предмету:

"Пусть будут продолжительные беседы о нравственном и добром, ибо чем чаще будут увещания, тем реже будет нужда в наказании. Пусть учитель не будет раздражителен и в то же время не потворствует тем, кто нуждается в исправлении. Пусть он будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен.

Пусть охотно отвечает спрашивающим и пусть задает вопросы молчаливым. На похвалы он пусть не будет слишком скуп, но и не будет слишком расточителен, так как первое отнимает охоту к работе, а второе порождает беспечность. При исправлении того, что требует устранения, он не должен быть очень суров, атем более бранчлив. Ибо у многих создается отвращение к учителю благодаря тому, что выговоры некоторых учителей обращаются как бы в ненависть. Пусть он каждый день скажет ученикам что-нибудь такое, что у них навсегда осталось бы в памяти... Следует прежде всего, и именно при обучении мальчиков, избегать сухих учителей, подобно тому как сухая и лишенная влаги почва совершенно не подходяща для еще нежных растений. От этого в детях зарождается сознание своего бессилия, и они как бы никнут долу" (33, с. 61—62).

Особое место в риторико-педагогических трактатах Квинтилиана занимает проблема воспитания оратора.Для нас, не менее чем для современников известнейшего римского ритора, представляют интерес практические рекомендации Квинтилиана относительно организации работы в школе красноречия (риторическом классе). В соответствии с этой тра-

дицией, воспринятой Квинтилианом у собственных учителей, ученики риторического класса делятся на разряды. Учитывая способности каждого, педагог-ритор определяет очередность их выступлений с речью. Первым получает это право сильнейший. Аудитория же после окончания каждого выступления высказывает свои суждения о нем. Таким образом, внутри каждого разряда происходит соревнование, и первенство в разряде, дававшее право "вести разряд", считалось высшим отличием, однако не постоянным: раз в месяц проводилось новое соревнование в речах, в процессе которого места в разряде могли измениться. "Таким образом, и отличившийся не ослаблял своей энергии, а у побежденного пробуждалось желание смыть свой позор. И это, насколько я могу припомнить, более побуждало нас к занятиям красноречием, чем увещания учителей" (33, с. 57).

Как мы увидим далее, философско-эстетические основания риторической концепции Цицерона, существенные особенности сформированного им речевого идеала, как и педагогико-риторические принципы и рекомендации Квинтилиана, оказали существенное влияние на становление общей и педагогической риторики в Западной Европе и в России.

В частности, принципы организации работы в риторическом классе, описанные выше, были почти без изменений восприняты и нашли применение в современных руководствах и курсах практической риторики и в Европе, и в США.

В славянских странах Европы первые учебные пособия (появляющиеся с конца XVI в.) были основаны на цитированном выше сочинении Квинтилиана "Образование оратора" ("Intitutio oratoria"). Эти риторики прямо влияли на педагогико-риторические традиции Киево-Могилянской академии и содержание первых учебников красноречия и специальных работ по риторике, составленных в России в XVII в. Заметим, что деятельность Киево-Могилянской академии оказала определяющее влияние на русскую ораторскую прозу; там получили образование Епи-

фаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Димитрий Ростовский, Феофан Прокопович и др. (34, с. 21).

Заключая данный раздел, можно сделать следующее обобщение.

Античный речевой идеал и античный риторический канон, отражающий его существенные черты, — это опробованная тысячелетиями и соответствующая общим законам человеческого мышления парадигма мыслительной и речевой культуры.Поэтому классическая риторика имеет весьма важное гносеологическое, педагогическоеи культурологическое значение.По С. С. Аверинцеву, "греки создали не только свою собственную культуру — они создали парадигму культуры вообще" (15, с. 145). И эта парадигма была риторической: "То, что мы называем "культурой", греки называли paideia, собственно "воспитание", то, что передается и прививается ребенку, pais. В центре paideia — две силы: воспитание мысли и воспитание слова— философия, ищущая истины, и риторика, ищущая убедительности... Итак, философия и риторика— самое сердце культуры античного типа" (15, с. 146).

ЛИТЕРАТУРА

1. Лосев А. Ф. Гомер. — М., 1960.

2. Гомер. Одиссея / Пер. с древнегреч. В. Жуковского. — М., 1982.

3. Лосев А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика). - М., 1963.

4. Античные риторики / Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М., 1978.

5. Tannen D. Conversational Style. — Norwood, 1984.

6. Гомер. Илиада / Пер. Н. И. Гнедича. — М.; Л., 1935.

7. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. - Л., 1990.

8. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. — М., 1969.

9. Searle J. Speech Acts: An essay in the philosophy of language. — Cambridge, 1969.

10. Kraus J. Retorica v dejinach jazykove komunicace. — Praga, 1981.

11. Безменова И. А. О предмете "история риторики"// Неориторика: генезис, проблемы, перспективы: Сб. научно-аналитических обзоров. — М., 1987.

12. Демьянов В. 3. Аргументирующий дискурс в общении (по материалам зарубежной лингвистики) //Речевое общение: проблемы и перспективы: Сб. научно-аналитических обзоров. — М., 1983.

13. Волков А. А. Неориторика Брюссельской школы // Нео-риторика: генезис, проблемы, перспективы: Сб. научно-аналитических обзоров. — М., 1987.

14. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории: Автобиография.— М., 1980.

15. Аверинцев С. С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984.

16. Платон. Избранные диалоги. — М., 1965.

17. Безменова И. A. Rhetorica nova // Неориторика: генезис, проблемы, перспективы: Сб. научно-аналитических обзоров. - М., 1987.

18. Брынская О. Н. Основные черты американской риторики новейшего времени: Автореф. дис. ... канд. филол. наук/ МГУ им. М.В.Ломоносова.— М., 1979.

19. Андрушко В. А. Античный диалог и диалог Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984.

20. Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. — М., 1980.

21. Оракова М., Моргун В. Ф. Рефлексия в многомерной структуре личности будущего учителя // Педагогическое образование. — М., 1991.— Вып. 3.

. 22. Сочинения Платона, переведенные с греческого и объясненные профессором Карповым.— Спб., 1863.— Ч. I.

23. Кенгес-Маранда Э. Логика загадок // Паремиологиче-ский сборник.— М., 1978.

24. Левин Ю. И. Семантическая структура загадки // Семиотика: Труды по знаковым системам, VI. — Тарту, 1973.

25. Самоосознание европейской культуры XX века: Сб. — М., 1991.

26. Штайнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности.— Ереван, 1991.

27. Clarke M. L. Rhetoric at Rome: A historical survey. — Glasgo, 1953.

28. Цицерон Марк Туллий. Избр. соч. — М., 1975.

29. Кнабе Г. Цицерон, культура и слово // Цицерон Марк Туллий. Избр. соч.— М., 1975.

30. Цицерон Марк Туллий. О наилучшем роде ораторов. — Ревель, 1895.

31. Корш 3. О. Cicero. De oratore. - М., 1897.

32. Цицерон Марк Туллий. О старости. О дружбе. Об обязанностях. — М., 1975.

33. Хрестоматия по истории педагогики / Под общ. ред. С.А.Каменева.- М., 1935.- Т. I.

34. Елеонская А. С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века.— М., 1990.

ГЛАВА 2



Просмотров 1284

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!