Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ФРАНСУА РАБЛЕ. МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ



"Новое воспитание" у Рабле — один из замечательнейших плодов пышно, даже буйно расцветшей и расцвеченной античной диалогической традиции. Первая же строка знаменитой "Книги, полной пантагрюэлиз-ма" содержит упоминание о Сократе и платоновских диалогах — этой исходной точки, первоначала, идеального образца для автора. Космический смех Платона претворяется в смеховую культуру Возрождения. "Смех свойственен человеку", — замечал автор "Гар-гантюа и Пантагрюэля". "Живость мысли сверхъестественная, добродетель изумительная, мужество неодолимое, трезвость беспримерная, жизнерадостность

неизменная, твердость духа несокрушимая..." (5, с. 30) — вот что означает для Рабле пример и наследие Сократа и Платона. Радость и веселье символизируются белым, небо и все небесное — голубым — цветами одежды Гаргантюа.

Аристотелевские правила рассуждения и логического умозаключения, ученейшие и точнейшие ссылки на многочисленных античных авторов с первых страниц первого "романа воспитания" обрушиваются на читателя, как из рога изобилия.

Проблема воспитания и образования ставится и решается уже в первых главах романа: посрамленный речью примерного воспитанника Понократа, Эвдемо-на, — речью, которая была "произнесена внятно и громогласно на прекрасном латинском языке, весьма изысканным слогом, скорее напоминавшим слог доброго старого Гракха, Цицерона или же Эмилия" (5, с. 66), Гаргантюа вместо ответа смог только "зареветь, как корова", чем и продемонстрировал результаты традиционного средневекового схоластического обучения и воспитания.

Итак, главный плод истинного "нового воспитания", как его понимает Рабле, — свободное владение превосходной речью, идеальный образец построения и исполнения которой предоставляет классическая античная риторическая традиция.

"Ученая беседа, приятная и полезная", общество просвещенных людей и соревнование с ними, рождающее желание отличиться и поднимающее дух — вот важные условия приобретения знаний и риторического мастерства; "приятность, легкость и желанность" занятий делают их почти развлечением. Добровольность и свобода усилий, принцип, выраженный в уставе Телемско-го аббатства — "Делай что хочешь", но вместе с тем и четкая упорядоченность жизни, —ведущие законы формирования личности и овладения знаниями.

"В греческом подражай стилю Платона, в латинском Цицерона", — рекомендует в письме Гаргантюа Пантагрюэлю. Таков риторический идеал эпохи. Поведение же наставника, образец его общения с воспитанником подчинены следующим принципам: учитель

158

должен вызывать любовьк себе и (посредством этого) к знанию; непременные условия этого — радость,смех, свободная жизнеутверждающая бодрость, сопут-. ствующие общению, однако в единстве с размеренностью, строгой упорядоченностью и организованностью познания и всей жизни.

Квинтэссенцию духа книги Рабле — "пантагрюэ-лизм" — автор определяет как "глубокую и несокрушимую жизнерадостность, перед которой все преходящее бессильно" (6, с. 437).

Заметим, что великий роман Рабле — художественное обобщение, воплощение и выражение тех принципов новой педагогики, что разрабатывали итальянские гуманисты XV в. — Бруни, Верджерио, Дечемб-рио, Гварини. Мантуанская "новая школа", основанная Витторино да Фельтре, так и называлась — "Дом радости".

Традиции гармонизирующего педагогического диалога, воспринятые "новой педагогикой" Возрождения из античной культуры, а точнее — прямо восходящие к непревзойденным открытиям Сократа и Платона, очевидно, оказались определяющими и в педагогических взглядах такого крупного философа-гуманиста, как Мишель Монтень. Вот каковы рито-рико-педагогические принципы, сформулированные им в "Опытах" (1580-1588):

"Постоянно кричат ученику в уши, как будто льют в воронку, а обязанность ученика состоит только в повторении сказанного. Мне хотелось бы, чтобы учитель исправил эту сторону дела, чтоб он с самого начала сообразно со способностями воспитанника давал ему возможность высказаться... Я не хочу, чтоб учитель находил и говорил всегда один; я хочу, чтоб он, в свою очередь, выслушивал слова учеников. Сократ, а потом Архезилай сначала заставляли говорить своих учеников, а потом уже сами говорили им... Пусть учитель заставит учеников изложить выученное во ста различных видах и применить это к стольким же различным случаям:... пусть он возьмет педагогические правила Платона за руководство в том, что ему надо делать" (2, с. 123-124).

159

Итак, все те же неразрывно и навсегда связанные имена Сократа и Платона. И только они! В самом деле, как мы постарались показать выше, принципы и образцы открытого Сократом эвристического педагогического диалога оказались настолько фундаментальными и настолько адекватными наиболее общим законам познания и общения, что они могут считаться универсальными для европейской педагогической культуры.



Просмотров 1006

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!