Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Педагогических системах XVII—XVIII вв



Чтобы проследить пути развития риторического идеала в западноевропейской педагогике эпохи Просвещения, попытаемся сопоставить представления о педагогической риторике, содержащиеся в таких ярких памятниках философско-педагогической мысли, как известный трактат Джона Локка "Мысли о воспитании" и более поздняя книга Руссо "Эмиль, или о воспитании" (1762). Воспитательные системы Локка и Руссо (и соответственно их концепции педагогико-риторического идеала) во многом противоположны и противопоставлены друг другу. Взгляды Джона Локка на воспитание (и педагогическое общение) оказали настолько большое влияние на педагогическую культуру Британии, а идеи Руссо — на культуру его родины, и обе системы так широко отозвались впоследствии в развитии педагогических идей во всем мире, что заслуживают здесь специального обсуждения. Особенно важно для нас, что эти противоборствующие подходы к воспитанию определяются и Локком, и Руссо, так сказать, "в педагогико-риторических терминах" и противопоставляются именно на основании различия организующих принципов педагогического ре-

171

чевого общения. Это может показаться неожиданным, однако и в самом деле воспитательные системы Локка и Руссо формулируются обоими философами в общем виде именно как различные педагогико-риторические идеалы.

По Локку, дети суть "иностранцы, которые должны ознакомиться со всем" (2, с. 279), и путеводителем по этому незнакомому миру предстоит быть воспитателю ребенка, который, беседуяс ним, удовлетворяет его любопытство, поощряет его, сообщает знания, воспитывает. Метод педагогического диалога, форма беседы — вот способ познания мира и обучения, воспринятый от Сократа, приносящий пользу и необходимый не только ребенку, но и взрослому(субъект-субъектная модель отношений).

Руссо же прямо отрицает эту традицию: "Рассуждать с детьми было главным правилом Локка; оно и теперь пользуется величайшей популярностью; на мой взгляд, однако, его успех не может внушить к нему доверие; и я, со своей стороны, не знаю ничего глупее детей, с которыми много рассуждали. Познание добра и зла, разумение долга человеческого — не дело ребенка" (2, с. 348-349).

Система "естественного воспитания" Жан Жака — "внесловесная" (по сути, антириторическая); "внемо-ральная", поскольку авторитет и власть имеет только естественная необходимость, диктуемая силами природы, а таким образом, — "внечеловеческая". Свободы нет, но не от человека исходит необходимость, а от природного закона. И обсуждать тут нечего, и рассуждать напрасно, а поэтому не давайте вашему воспитаннику никаких словесных наставлений,так как он должен извлекать их только из опыта... "Лишенный всякого морального начала в своих действиях, он не может сделать ничего, что было бы морально дурным и заслуживало бы наказания или выговора" (2, с. 349—350), — вот квинтэссенция отношений педагога и воспитанника, вот воспитательное кредо Руссо; это "антириторический" педагогический образец, нередко исключающий слово (особенно беседу, диалог) из сферы педагогики. Никаких бесед и рассуж-

дений, никаких наставлений ("Не приказывайте ему никогда ничего; абсолютно ничего. Не допускайте у него даже мысли, что вы претендуете на какую бы то ни было власть над ним" (2, с. 349), — такова педагогическая утопия Жан Жака, не осуществимая прежде всего именно вследствие отказа от пользования педагогическим словом. Отметив это, вернемся к ритори-ко-педагогическим идеям Джона Локка, достаточно богатым и разработанным в связи с той особой ролью, которая предназначена в его системе педагогической речи и беседе.

Риторический идеал педагогики Локка, как мы уже отмечали, наследует традицию сократического диалога и обладает свойствами, типичными для гуманистического образца мысли и речи. Это, во-первых, предпочтение хвалы — хуле, словесного поощрения — порицанию: "Дети очень чувствительны к похвалам и одобрению... при постоянном применении эта система будет действовать без угроз и побоев" (2, с. 268). "Заставляйте их исполнять то, что вы хотите превратить в привычку, ласковыми словами и кроткими внушениями, как будто напоминая им о том, что они позабыли, а не грубыми окриками и взысканиями, как будто они умышленно провинились" (2, с. 273).

Философ рекомендует, рассуждая с детьми, говорить кратко, доступно, ясно,следуя принципам близости, наглядности;мотивировать же свои нравственные рекомендации тем, что поступок ребенка доставит воспитателю неудовольствие: "Говоря о рассуждении, я подразумеваю лишь то, которое соответствует способностям и пониманию ребенка... Длинные речи и философские рассуждения в лучшем случае ошеломляют и сбивают с толку... убеждать их следует такими доводами, которые доступны их пониманию, и всегда в немногих и ясных словах... Дети еще менее способны к рассуждениям, исходящим из отдаленных принципов. Они не могут осилить длинных дедукций. Доводы, которые на них действуют, должны быть очевидными и соответствовать уровню их мышления, должны быть такими, которые можно... осязать, ощупать" (2, с. 274).

173

Но больше всего предостерегает Локк воспитателя от пренебрежения к беседе с ребенком, от уклонения от диалога. Ни в коем случае не обрывать и не обескураживатьребенка при каких бы то ни было вопросах с его стороны, но отвечать на все его вопросы и объяснятьто, что он желает узнать, стимулировать любопытство и все новые вопросы со стороны воспитанника, демонстрируя постоянное уважениек нему — вот риторико-педагогический идеал английского философа и педагога. "Вечная беседа", "абсолютизация диалога" — так можно выразить сущность этих взглядов. Это, конечно, тоже утопия (как, впрочем, всякий абсолют, предел), но утопия совершенно иного плана, чем у Руссо. Рекомендуются вполне четкие принципы, которым должен следовать в этой "вечной беседе" воспитатель, кроме указанных выше, назовем также следующие: 1) педагог обязан обращать внимание на смыслвопроса, заданного ребенком, а не на совершенство словесного выражения; 2) новизна и разнообразие сообщаемых воспитаннику сведений; 3) употребление специальных приемов одобрения, например, таких: "Пусть другие, к которым они питают уважение, говорят в их присутствии об их познаниях... пусть их тщеславие утешается такими вещами, которые приносят им пользу" (2, с. 278—279); 4) серьезный тон при ответе на вопросы ребенка, всяческие иные способы демонстрации уважения к его мыслительной работе; 5) принцип правдивости(также восходящий к античному риторическому образцу: "Они — путешественники, только что прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают, поэтому совесть обязывает нас не давать им ложных указаний. И хотя их вопросы кажутся довольно пустыми, но отвечать на них надо серьезно" (2, с. 279); если вопрос преж-девремен, лучше ответить прямо, что этого еще не следует знать, чем лгать; 6) постоянная стимуляция любознательности ребенка и побуждение его к новым и новым вопросам: "удовлетворение и поощрение пытливости всеми возможными способами"; 7) чтобы продолжать "вечную беседу", нужно

174

заботиться о том, чтобы ободрять и хвалить ребенка, "если его доводы хоть сколько-нибудь сносны"; "если же он совершенно сбился с пути, осторожно выводить его на дорогу, не издеваясь над его ошибками; и если он обнаруживает наклонность рассуждать обо всем, что ему попадается, старайтесь, насколько можете, чтобы никто не подавлял в нем эту наклонность или направлял ее на ложный путь..." (2, с. 280).

Итак, главное — сформировать и поддерживать эту "наклонность рассуждать", постоянно находясь вместе с ребенком "в пространстве диалога". Таким образом, у Локка педагогико-риторический идеал,как и в системе Яна Амоса Коменского, приобретает статус идеала общериторического,служа воспитанию и формированию способностей ребенка и вместе с тем выступая образцом для приобретаемых им элементов речевого мастерства.

Пример речи и поведения педагога должен обеспечить его воспитанника не только знаниями, но и умением вести себя в обществе: "Сам воспитатель должен быть благовоспитанным, знать правила обхождения и формы вежливости по отношению ко всему многообразию лиц, времен и мест и заставлять своего питомца соблюдать их... основательности или даже полезности еще не достаточно: изящная манера и форма во всем украшают и нравятся" (2, с. 285).

В заключение еще раз подчеркнем, что развернутая и обоснованная педагогико-риторическая система Джона Локка, хотя во многом и утопическая, но вместе с тем снабженная конкретным инструментарием средств для реализации ее и применения, имеет существенное значение как заметная веха на путях развития европейского идеала педагогической речи и продолжает традиции античной риторической классики, а затем — гуманистического педагогико-риторического образца эпохи Возрождения.

175

 



Просмотров 888

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!