Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Концепция педагогической риторики



Н. И. Пирогова. Педагогико-риторические

идеи и "народная педагогика"

К. Д. Ушинского

Большой интерес для нашего исследования представляет педагогическое наследие Н.И.Пирогова. Не задаваясь целью полностью исследовать эти материалы в аспекте педагогико-риторической проблематики, что само по себе является полезной и самостоятельной задачей, остановимся на тех общих принципиальных позициях, которыми крупнейший медик и педагог руководствовался в собственной деятельности и на основании которых предлагал свои рекомендации.

Педагогическая риторика

225

С самого начала заметим, что владение эффективной педагогической речью имеет в концепции Н.И.Пирогова особенно высокий статус. "Главное для учителя — суметь изложить свой предмет так, чтобы ученик его усвоил", — пишет он в статье "О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий" в 1859 г. (10, с. 371). Знаменательно, что вопросы способа изложенияучебного предмета, т. е. именно проблемы педагогической риторики, названы в этой работе ПирОговым "жизненными вопросами нашей педагогики" (10, с. 373). В связи с этим и предлагает он "дирекциям... возбудить в заседаниях педагогических советов следующие... вопросы: 1) какой способ изложения, при данных местных условиях, должен считаться удобнейшим для сознательного усвоения каждой науки, 2) как направить изложение каждого предмета к развитию той или другой душевной и умственной способности большей части наших учащихся и 3) какими мерами возбудить и поддержать внимательность целого класса, столь необходимую для усвоения науки" (10, с. 373).

В поисках ответов на поставленные вопросы Н. И. Пирогов формулирует следующие принципы "педагогического искусства": изложение предмета должно соответствовать 1) характеру самого предмета;2) личности и степени развития ученика;3) личности самого учителя.Очевидно, что эти требования прямо соотносятся с законами классической риторики — ср. у Аристотеля: "Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается" (11, с. 24). Характерное изменение последовательности элементов речевой ситуации, в которой они названы Пироговым, отражает специфику педагогическогообщения как особой сферы человеческой деятельности.

В анализируемой работе Н. И. Пирогова внимание уделяется только одной из областей педагогической риторики — педагогической эвристике, теории и мастерству педагогической речи в процессе изучения учебного предмета. Пирогов весьма определенно ха-

226

рактеризует ту модель педагогического дискурса, которую он считает предпочтительной, и называет тот высший педагогический авторитет, к которому данная традиция восходит, — имя Сократа: "Метода преподавания, наиболее соответствующая духу гимназического учения, та, которую употреблял Сократ. Сократов способ требует большой сноровки и логики. Немногие владеют искусством делать логические наведения так, чтобы учащиеся незаметно и непринужденно доходили до сознательного ответа на заданный вопрос..." (10, с. 372).

Итак, Пирогов предлагает взять за образец педагогической речи на уроках в гимназии сократический диалог.Монологическая, субъект-объектная модель общения педагогом принципиально отрицается: он требует вниманияи умения направлятьи поддерживать вниманиене только от учеников, но и от учителя; необходимо, с его точки зрения, не одностороннее воздействиепреподавателя на учащихся, но их осознанное и правильно, мастерски осуществляемое взаимодействие: "Весь успех гимназического учения основан на взаимодействии учеников и учителя... Быть внимательным к словам и мыслям другого есть искусство, и искусство нелегкое... Пора, пора понять нам, что обязанность гимназического учителя не состоит только в одном сообщении научных сведений и что главное дело педагогики состоит именно в том, как эти сведения будут сообщены ученикам..." (10, с. 373).

Таким образом, Н. И. Пирогов предлагает как образец глубоко понятую и воспринятую им гуманистическую классическую педагогико-риторическую концепцию педагогического общения, построенную на основании субъект-субъектной диалогической модели взаимодействия ученика и учителя — концепцию педагогического эвристического диалога.

В отечественном педагогическом наследии, нуждающемся еще в пристальном прочтении и анализе с точки зрения педагогико-риторической, особенно созвучна нам идея "народной педагогики", выдвинутая К.Д.Ушинским. По нашему глубокому убеждению, именно к этой идее необходимо обратиться сейчас,

когда прерваны и во многом нарушены отечественные культурные традиции, когда почти вековое господство мифа о "единой исторической общности — советском народе" и цели "стирания различий" между всем и всеми и достижения полностью гомогенной социальной среды привели к иллюзии о том, что можно "научить риторике" — "научить хорошо говорить" некоего "человека вообще", абстрактного индивидуума вне всякого культурного пространства. Возможно, это и есть основные причины того, что ни современная общая риторика, ни частные риторики, обслуживающие отдельные сферы человеческой деятельности — сферы "с повышенной речевой ответственностью", в том числе и риторика педагогическая, до сих пор у нас не разработаны. Ведь риторика как область теоретической и практической деятельности — это прежде всего явление историко-культурное, т. е. своей концептуальной структурой отражающее парадигму той исторически сложившейся и реально существующей культуры, в недрах которой она сформировалась. Особенно актуально осознание этого сейчас, в эпоху, которую недаром сравнивают с периодом Смуты в Московском государстве — периодом "душевного потрясения, или нравственного перелома", "душевной неуверенности или неустойчивости народа" (16, с. 55). Не будем же забывать, что, как писал Н.Лосский, "...Как ни был могуч национальный характер, бывают в историческом процессе тяжелые годы внешних и внутренних потрясений, истощающих силы народа, и в такие периоды может развиться недоверие к себе и опасная подражательность. Поэтому в деле сохранения национального своеобразия, кроме природной мощи народа, нужно еще содействие национального воспитания и образования" (17, с. 324); нельзя также отрицать, что, несмотря на плачевное современное состояние нашей культуры, "в сей пустыни, — по словам известного автора Раскола Ивана Филиппова, — ораторствоваша проповедницы, про-сияша премудрые Платоны, показаша преславний Де-мосфени, обретошася пресладкие Сократи, взыска-шася храбрый Ахиллесы" (16, с. 69).

228

Дело построения национальной народной педагогики, начатое К. Д. Ушинским, должно быть, как представляется, продолжено. Именно воспитанию речевой культуры учителя в соответствии с национально-культурным эстетико-риторическим образцом принадлежит в этом значительная, если не определяющая роль: "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным" (10, с. 406). "Общей системы народного воспитания, — продолжает Ушинский, — для всех народов не существует, не только на практике, но и в теории... Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные силы" (10, с. 408).

Главным же фактором такого воспитания является, по Ушинскому, "великий народный педагог — родное слово" (10, с. 413). К сожалению, приходится признать, что ныне, еще менее, чем прежде, "если судить по ходячим общественным мнениям, по принятым в педагогической практике приемам... до такой оценки "родного слова" еще очень и очень далеко" (10, с. 409). "Даже наставники наши, сравнительно с учителями Германии и Швейцарии, говорят плохо {в педагогическом смысле), и нередко между ними встречаются люди, которые, имея прекрасное знание предмета и много педагогического такта, затрудняются в объяснении детям самых простых вещей: не договаривают, ходят около предмета, вместо того чтобы схватить разом и выразить его сущность, тянут или глотают слова, уходят в сторону от предмета и т. д." (10, с. 418-419).

Со второй половины XIX в. ситуация, как видим, не только не улучшилась, но, пожалуй, ухудшилась.

Внимание К. Д. Ушинского к педагогической речи,к проблемам педагогической риторики, как очевидно, велико. Имеются в его работах и конкретные рекомендации по педагогической эвристике, и соображения об использовании слова в нравственном воспитании.

Принципы развития дара слова,предложенные педагогом, известны и вошли в систему отечественной методики развития речи. Здесь подчеркнем только, насколько тесно эти принципы связаны с за-

229

конами и принципами общей риторики. Принцип наглядности связан с принципом близости как условие эффективности речи; систематичность как принцип развития дара слова отражает закон "хронотопи-ческой ориентации адресата" (см. выше) и требование структурированности, упорядоченности семантической структуры речи. Еще в классической античной традиции теория речевого мастерства прямо связывалась с логикой; ср. у Ушинского: "Развить в детях дар слова — значит почти то же самое, что развить в них логичность мышления" (10, с. 418). Разделы риторики — топика, теория "общих мест" отражены требованием "логического характера упражнений" у Ушинского, ср.: "Дар слова главным образом опирается на логическую способность души человеческой, на способность ее отвлекаться от конкретных представлений и возводить [их] в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить их сходные и различающиеся признаки, сливать их в одно общее суждение и т. д." (10, с. 418).

Методы организации педагогического дискурса на уроке — одна из проблем, в связи с которой Ушин-ский дает рекомендации, хоть и краткие. Они направлены на формирование и поддержание диалога при объяснении и усвоении предмета. Так, Ушинский советует учителю обращаться с вопросом всегда ко всему классу, а из поднявших руку вызывать одного; при объяснении ученикам рекомендуется поддерживать "обратную связь" с преподавателем, поднимая руку, если мысль понята. Учитель должен контролировать этот процесс, делая замечание, если рука поднята напрасно. Совершенно в традициях сократического диалога Ушинский советует: "...Сначала, если дети очень слабы, он [учитель] может задавать такие вопросы, на которые ученик может отвечать, повторяя вопрос в ответе и прибавляя 2—3 слова" (10, с. 419) — ср. со структурой педагогического эвристического диалога Сократа (см. выше: глава 1, 1.2). Дети должны рассказывать то, что сообщил учитель, целым классом, помогая и дополняя друг друга.

Интересно, что, принимая идею "словесного та-

230

бу" на этические темы, столь крайним образом высказанную Белинским вслед за Руссо, К. Д. Ушинский все же допускает педагогическую речь на нравственные темы, но со строго определенной и "неэтической" целью: "Если же преподаватель и может говорить о том или другом нравственном качестве, то только чисто с филологической целью" (10, с. 423).

Рассмотренные нами выше материалы позволяют прийти к следующим заключениям.

Роль классического общериторического концептуального наследия в становлении и развитии отечественной педагогики трудно преувеличить. Идеи общей риторики, воспринятые и прямо от античных образцов, и через посредство европейских педагогических и философских авторитетных источников, пронизывают и поддерживают все здание отечественной педагогики, определяя вместе с тем общие принципы начал педагогической риторики. Эти принципы — гармонизирующий характер общения преподавателя и воспитанников, субъект-субъектная подлинно диалогическая модель общения и познания, истинно эвристический смысловой педагогический диалог как педагогико-риторический образец организации взаимодействия учителя и учеников при изучении учебного предмета — в целом сохраняют общие черты как классического античного, так и национально-культурного общеэстетического и речевого идеала и свидетельствуют о том, что русской школой этот идеал был полностью воспринят.

Назовем некоторые области педагогической риторики, которые получили общую предварительную разработку. Это педагогическая эвристика, проблемы использования педагогического слова в нравственном воспитании, риторика педагогической книги, вопросы выбора стратегии педагогического общения и ее речевых проявлений, педагогическая эпидейктика ("хвала" и "хула" в речевом общении), проблемы действенности педагогической речи, в частности — воздействие ее на эмоциональную сферу ребенка. Главенствующий статус в парадигме педагогического речевого идеала, насколько можно судить по рассмотренным источни-

231

кам, заняли, как и в структуре традиционного отечественного народного этико-эстетического идеала, категории гармонии, меры и уравновешенности, упорядоченности, радости, бодрости, кротости, скромности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пушкин А. С. Поли. собр. соч. — М., 1947. — Т.Н.

2. Ломоносов М. В. Поли. собр. соч. — Т.9.

3. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию, в которой содержится Риторика...— Спб., 1810.

4. Сочинения М. В. Ломоносова с объяснительными примечаниями акад. М.В.Сухомлинова.— Спб., 1895.— Т.З.

5. Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Апрель. Выдержки из рукописной риторики Феофана Прокоповича.

6. Тихонравов Н. С. О литературной деятельности Ломоносова // Празднование столетней годовщины Ломоносова Московским университетом в торжественном собрании апреля 11 дня. 1865.

7. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Изд. 2-е. - М., 1867.

8. Будилович А. С. М. В. Ломоносов как натуралист, филолог. - М., 1869.

9. Аксаков К. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. — М., 1846.

10. Хрестоматия по истории педагогики / Под общ. ред. С.А.Каменева.- М., 1936.- Т. IV.

11. Аристотель. Риторика // Античные риторики. — М., 1978.

12. Виноградов В. В. Поэтика и риторика // В. В. Виноградов. Избр. труды. О языке художественной прозы. — М., 1980.

13. Белинский В. Г. Общая реторика Н. Ф. Кошанского // Белинский В.Г. Поли. собр. соч. — М., 1955. — Т.VIII.

14. Белинский В. Г. Поли. собр. соч. — М., 1955. — Т. IX.

15. Белинский В. Г. Поли. собр. соч. — М., 1956. — Т. X.

16. Флоровский Г. Пути русского богословия. — Париж, 1937.

17. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

ГЛАВА 6

Краткий очерк философии



Просмотров 1573

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!