Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Основные категории. Концепция



Гармонизирующего педагогического

Диалога

Риторический и педагогико-риторический

Идеал

Культурологическая концепция риторики (как риторики общей, так и частных риторических дисциплин) предполагает, что категориальная структура этой области отражает парадигму той культуры, в которой она сложилась и оформилась. В первой части нашего исследования была предпринята попытка показать, что реально существующие и функционирующие в обществе требования к речи, те экспектации по отношению к речи и речевому поведению, которые передаются как часть культурного наследия от поколения к поколению (и, заметим, часть весьма важная), отнюдь не универсальны и не случайны, но образуют иерархическую парадигму наиболее общих категорий и обусловленных ими понятий, прямо связанных с общеэстетическим и этическим идеалом, выработанным той или иной культурой, исторически сложившимся в ней. Этот специфический для данной культуры идеальный образец речевого общения служит как бы мерилом оценки речевого произведения и речевого поведения в их единстве. Имея выраженную ценностную природу, образец этот должен рассматриваться не как норма

282

Или система норм, но именно как идеал — высший образец, "первообраз", выражающий систему "должных и желаемых ценностей".

Представляется, что "водораздел" между современной риторикой как особой теоретической дисциплиной и такими областями лингвистического знания, как культура речи, стилистика, коллоквиалистика и современная лингвопрагматика, даже и неориторика (в том ее понимании и содержательном наполнении, той ее проблематике, которая к настоящему времени сложилась), определяется, вероятно, именно особым статусом категории "риторический идеал" в системе собственно риторического знания (тогда как для концептуальных систем прочих перечисленных дисциплин наиболее значимыми являются такие категории, как норма, узус (функциональный), стиль, язык, литературная разговорная речь, речевой акт, дискурс, текст и т. д., — категории скорее "констатирующего", чем "ценностного" ряда). "Рекомендательные" же практические дисциплины — практическая стилистика, различные курсы общения и лингвометодические области, нацеленные на обучение разного рода "техникам" речевого общения, в том числе те, что приняты и широко распространены в настоящее время за рубежом как вспомогательные при подготовке по специальностям "социальных" и других профессий, входящих в круг "повышенной речевой ответственности", также обходятся без категории речевого идеала, используя преимущественно системы понятий стилистики и лингвопрагматики. Последняя, представляя собой веер концептуальных "филиаций" исходных (восходящих во многом к классической риторике) понятийных "гнезд", является скорее набором различных школ и направлений, чем единой дисциплиной (1).

Тем более случайными оказываются, как правило, теоретические позиции, избранные как основания практических курсов речевого мастерства из всего этого Достаточно пестрого разнообразия лингвопрагматиче-ских течений наряду со столь же несистематизированными сведениями из области психологии, социолингвистики и социологии; этот эклектизм таких курсов

283

во многом объясняется общим прагматизмом их целей и задач.

Педагогическая же риторика (в противовес прагматически ориентированным "технологиям общения" — см. введение) из всех частных риторических дисциплин больше всего, как представляется, нуждается именно в рассматриваемой категории риторического идеала: профессиональная речевая подготовка учителя — связующего звена в цепи поколений, "магистра" культурных традиций и ценностей — призвана не только обеспечить владение речью как средством передачи знаний (точнее, в нашей концепции, — понимание и владение путями совместного получения знаний в гармонизирующем эвристическом диалоге), но и представить этот высший речевой образец, который формировался в отечественной культуре столетиями и отражает парадигму этой культуры, причем предоставить его в отрефлексированной и концептуализированной форме.

Этот речевой образец и можно назвать риторическим идеалом.Риторический идеал, таким образом,— это исторически сложившаяся и специфическая для данной формы культуры система категорий, отражающих наиболее общие требования к речи и речевому поведению, система иерархически организованная, так что ее элементы имеют отнюдь не одинаковый статус, т.е. общериторическая парадигма;набор элементов (категорий) и их статус в этой парадигме обусловлен общеэстетическим и этическим идеалами определенной культуры и выражает их существенные черты.

Оценка успешности и эффективности речевого общения, его "качества" происходит, как кажется, на основе сопоставления реального общения и существующего в данной культуре идеального образца — риторического идеала.

Таким образом, риторический идеал не сводится ни к системе принятых этикетных норм, ни к системе наиболее характерных для данной эпохи и данной культуры риторических форм и приемов.

Отношение общериторического и педагогико-

284

риторического идеалов (и как культурно-исторических феноменов, и как категорий общей и педагогической риторики) может быть на данном этапе определено лишь гипотетически и только в самых общих чертах, поскольку проблема требует дальнейшего специального изучения. В значительной степени именно с целью приблизиться к определению этих отношений и было предпринято исследование, представленное в первой части настоящей работы. Можно думать, что отношение общериторического и педагогико-риторического идеалов вряд ли может быть определено толькокак отношение общего к частному. Об этом свидетельствует хотя бы сопоставление общериторической и педагоги-ко-риторической категориальных парадигм, выработанных Сократом (Платоном): если в первой (общериторической) категория гармонии раскрывается (в телесных, пластических образах) в подчиненных ей категориях меры и соразмерности, симметрии, ритма, упорядоченности (структурированности и должного порядка частей) речи, то вторая (педагогико-риторическая) парадигма получает такие существеннейшие дополнения (сопровождающиеся перегруппировкой элементов), как выдвигающаяся на первый план категория диалога ("образца расположительной беседы") в его эвристической (направленной на обретение знания), смысловой, гармонизирующей (основанной на категории любви) "ипостаси" — со сложнейшей, но вместе с тем вполне ясной, эксплицитной структурой, предназначенной специально для совместного прохождения пути к знанию, и с величайшей эмоциональной движущей силой, напором в прорыве к смыслу, а также с системой особых механизмов май-евтики (см. указанный выше раздел, посвященный анализу "образца расположительной беседы" как педагогического дискурса). Таким образом, педагогико-риторический идеал, безусловно, может рассматриваться как конкретизация идеала общериторического, однако он обладает и своей спецификой, обусловленной особенностями педагогического речевого общения — задачей использования слова как средства получения знания и воспитания человека.

285

В этой работе используется методология представления идеала как категориальной структуры, разработанная А. Ф. Лосевым (2).



Просмотров 934

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!