Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Хронография дискурса в проблематике педагогической риторики



В нашей работе, как и в структуре педагогической риторики, необходимо уделить особое место еще одному из направлений лингвоэтологических исследований, которое может показаться, на первый взгляд, частным, однако имеет большое значение в связи с предлагаемой нами общей концепцией педагогической риторики. Концепция гармонизирующего диалога, необходимость и возможность приближения к соответствующей искомому педагогико-риторическому идеалу во многом определяются не только общефилософскими, историко-культурными и педагогико-риторическими основаниями, представленными в части I настоящей работы, но и базируются на результатах исследований иного плана — психолингвистических и этологи-ческих. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает в этом плане феномен так называемой "межличностной аккомодации", описанный в (93, 94, 95). Понятие "межличностная аккомодация" означает меру взаимного "приспособления", определенную степень сближения таких характеристик речи, как временной рисунок, частота, тембр и даже синтаксические конструкции во время речевого общения партнеров. Для описания наиболее легко подверженных изменениям параметров речи — ее темпоральных и вокальных характеристик — предложено понятие "согласованность беседы" (conversational congruence). Это "появление одинаковой интенсивности, частоты или длительности сигнала у обоих собеседников по одному или более параметрам временного рисунка речи" (94, с. 37).

Изучением закономерностей проявления речевой согласованности занимаются с помощью понятийного и методического аппарата "хронографии взаимодействия".

Это направление исследования речевого поведения, начатое Элиотом Чепплом в 1939 г. (96), использует следующие основные понятия и термины, принятые теперь широко в лингвоэтологических работах:

390

1) "речевая очередь"(speaking turn) — временной интервал между двумя последовательными начальными моментами вокализаций речевых партнеров; она начинается, когда вступает в разговор один из коммуникантов, и кончается, когда начинается "одиночная" вокализация другого партнера;

2) "вокализация"— звуковой (речевой) сегмент речи, не прерванный заметной паузой, принадлежащий тому из партнеров, чья "речевая очередь" в данный момент осуществляется (94, с. 33);

3) "пауза" — временной интервал молчания собеседников между последовательными вокализациями одного из партнеров; "приписывается" именно ему;

4) "пауза переключения"— интервал одновременного молчания собеседников, начатого тем из них, чья "речевая очередь" осуществляется, и прерванного другим партнером, получающим "речевую очередь"; приписывается первому из партнеров — тому, кто ее начал;

5) "одновременная речь" — речь того из партнеров, чья "речевая очередь" еще не наступила, осуществляемая одновременно с вокализацией того, кто ее имеет;

6) "одновременная перебивающая речь" — начинается во время вокализации первого партнера и заканчивается до ее окончания.

Наиболее подвижным параметром, т. е. в большей степени подверженным ситуативным, личностным особенностям и специфике межличностных отношений, считают длительность пауз, а не характеристики вокализаций (94, с. 36). Интересно, что прямая связь особенностей хронографии речи с экстра- и интраверт-ностью была обнаружена только при анализе монологических речевых произведений (различался темп речи), в диалогических же взаимодействиях такой прямой зависимости не было отмечено (94, с. 34—35). Самым важным результатом исследований этой проблемы представляется следующее: временные параметры речевого взаимодействия (средняя длительность "речевых очередей", вокализаций, пауз, пауз переключения и частотность появления одновременной речи)

391

определялись не только индивидуальными психологическими свойствами каждого из партнеров, в речи которых замерялись эти параметры, но и такими же свойствами их адресата. Был найден и параметр, который зависит исключительно от свойств адресата, — им оказалась длительность "речевой очереди" (если партнер сдержан, скован, замкнут или отвлечен, то эта длительность увеличивается, если он держится свободно, раскованно, весело, проявляет заинтересованность и общительность — уменьшается). Был сделан, кроме того, вывод, что хронографические характеристики речи в значительной степени влияют на формирование определенного впечатления о собеседнике, на взаимное восприятие и оценку партнерами друг друга, и происходит это неосознанно (94, с. 40).

Материалы и результаты этих исследований представляют значительный интерес для педагогической риторики и лингвоэтологии. Обнаруживается и наличие специфических для разных национальных культур систем экспектации, существующих в той или иной культуре по отношению к временному рисунку речи — ее темпу, длительности пауз и др. (95, с. 109). Таким образом, реальность существования некоего риторического (речевого) идеала и его культуроспецифич-ность (см. часть I и гл. 1 в части 2 настоящей работы) подтверждается экспериментально.

Особенно важны знания о закономерностях хронографической организации педагогического дискурса для разработки путей оптимизации понимания и взаимной оценки партнеров в ситуациях профессионального педагогического общения. Так, исследования хро-нографии речевого поведения преподавателей и учеников в ситуации тестирования показывают, что "роль, которую играет временная синхронизация — правильная организация чередований последовательных вопросов и ответов, — оказалась настолько ключевой, что тестирующий просто не замечал тех ответов, которые звучали в "неподходящее" время. Поскольку тестирующий буквально не слышал этих "несвоевременных" ответов, он и неверно фиксировал соответствующие вопросы как не получившие ответа или

392

квалифицировал ответы как неправильные. По наблюдениям Эриксона, для тестирующего значение вообще имело только то, насколько точно начало ответа было приурочено к концу вопроса. Даже неправильный ответ, данный в нужное время, мог быть оценен как верный" (24, с. 242).

Таким образом, хронографические аспекты исследования дискурса имеют для педагогической риторики как существенное методологическое, так и практическое значение.

Необходимым компонентом речевой подготовки учителя (преподавателя) представляется также блок научно обоснованных рекомендаций, связанных с акустикой педагогической речии предполагающих проведение конкретных и детальных специальныхисследований. В настоящее время в этих целях используются преимущественно обобщения обширного опыта специальной подготовки актера; не отрицая пользы этих знаний и навыков, мы считаем их лишь одним из возможных источников разработки техники педагогическойречи. Последняя же включалась в структуру педагогической риторики, приобретая внутрисистемные связи с такими областями этой дисциплины, как теория и история педагогико-риторического идеала и педагогическая лингвоэтология, определяющими здесь ее специфику. Весьма перспективным для этого аспекта педагогической риторики направлением исследований является изучение феномена педагогического голоса (98). Теоретические основы исследований ритмоинто-национных особенностей педагогической речи во многом представлены начатыми в последние годы работами по изучению национальной специфики речевой методики (в связи с общеэстетическими категориями гармонии и ритма). Так, весьма интересны для современной отечественной педагогической риторики выводы исследования Н. В. Черемисиной: "...Эстетическая организованность ритма и интонации опирается на особенности русского языка... Необходимо все же подчеркнуть национальную специфичность ритмоин-тонационного строения русской художественной речи. Ведь ритмические фигуры представляют собой из-

393

вестные последовательности слов различной акцентной структуры, а акцентная структура русского слова весьма специфична и весьма отличается даже от акцентной структуры слова в близкородственных украинском и белорусском языках. Вследствие этого национально-своеобразным является, в частности, мелодическое движение, возникающее на базе ритмических фигур..." (99, с. 199). В этой работе очерчены и принципы методики работы над русской интонацией, и подготовка партитуры для выразительного чтения, представляющие в настоящее время интерес не только для иностранцев, но и для носителей русского языка — будущих педагогов.

Заключая главу, приведем соответствия между типом интенции (намерения) говорящего, типом использующихся для реализации данной интенции речевых актов и типом дискурса. Выделенные основные типы интенций говорящего и речевых актов, естественно, никак не охватывают реально существующего многообразия, а просто наиболее частотны и значимы в риторических и педагогико-риторических речевых произведениях и соответственно особенно важны в практике преподавания риторики.

Соответствия эти не носят ни однозначного, ни однонаправленного характера: реальный дискурс использует различные типы РА и реализует, как правило, сложную систему интенций. Тем не менее во многих случаях существуют средства речевого поведения (РА), конвенционально предназначенные для реализации тех или иных интенций говорящего, преобладающих в речевом событии. То же можно сказать и о типах дискурса.

1) Интенция "сообщение информации" использует РА-информативы и реализуется в информирующем дискурсе.

2) Интенция "убеждение", состоящая в намерении изменить структуру содержания сознания, рациональную картину мира адресата, проявляется прежде всего в употреблении РА-аргументов и РА-обобщений и реализуется в аргументирующем дискурсе, имеющем две основные разновидности — доказательство и

394

агитация (во второй разновидности к интенции "убеждение" присоединяется также намерение добиться поступка, действия, что требует РА-призывов).

3) Интенция "управление" вызывает появление РА-директивов и реализуется в инструктирующем дискурсе.

4) Интенция "получение знания" использует диады РА (вопрос-ответные единства) и реализуется в эристическом дискурсе.

5) Интенция "предложение собственной эмоциональной картины мира" проявляется в использовании РА-эмотивов и РА-экспрессивов и реализуется в дискурсах различных типов.

6) Интенция "оценка" ("хвала" и "хула") нуждается в оценочных РА и имеет конвенционально закрепленный тип дискурса — эпидейктический.

7) Интенция "получение удовольствия" нередко сочетается (как и предыдущая, 6), с намерением "социальная консолидация" и, используя игровые РА, реализуется в гедонистическом дискурсе различных видов.

8) Интенция "социальное доминирование", "установление иерархии" в своих "чистых" и выраженных формах, как правило, порождает и использует как агрессивные РА (от сарказма до ругани, брани), так и "зеркальное их отражение" — РА-демонстрации подчинения. Реализуясь в дискурсах различных типов, в частности манипулирующем, эта интенция вместе с тем имеет и специфический для нее — собственно атональный дискурс, нередко социально-деструктивный.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ектап P., Oster H. Facial expressions of emotion // Annual Review of Psychology, ed. by Mark R. Rozenzweig and Lyman W. Porter. - Palo Alto, California, 1979.

2. Hall J. Gender, gender roles and nonverbal communication skills // Skill in nonverbal communication: Individual differences. Ed. by Robert Rosenthal. — Cambridge, 1979.

3. Perspectives on Silence. Ed. by Deborah Tannen and Muriel Saville-Troike. — Norwood, 1985.

395

4. Duncan S. J. , Fiske D. W. Face to face interaction. — „ Hillsdale, 1977.

5. Searle J. D. Speech Acts.: An Essay in the Philosophy of Language. — Oxford, 1969.

6. Brown G, Yule G Discourse analysis. — Cambridge Textbooks in Lingustics, Cambridge, 1989.

7. Goody J. The Domestication of the Savage Mind. — Cambridge, 1977.

8. Stubbs M. Educational Linguistics. — Oxford, 1988.

9. Ball D. W. The definition of situation // Journal for the theory of social behaviour.— Oxford, 1982.— №1, 2.

10. Thomas W. J. Situational analysis. The behaviour pattern and the situation. — Janouitz, 1966.

11. Humes D. Toward ethnogfraphy of communicative events // Language and Social Context. Ed. by P. P. Giglioli. — Harmondsworth, 1972.

12. Леонтьев А. А. Педагогическое общение.— М., 1979.

13. Крысин Л. П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. — М., 1976.

14. Белл Р. Социолингвистика.— М., 1980.

15. The Ethnography of Communication. Ed. by J. Gumperz and D. Hymes. - N-Y., 1972.

16. Saville-Troike M. The Ethnography of Communication: An Introduction. — Oxford, 1982.

17. Cattell R. B., Eber H. W., Tatsuoka M. M. Handbook for the sixteen personality factor questionnare. — Cambridge, 1977.

18. Сорокин Питирим. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

19. Lyons J. Semantics. — Cambridge, 1977.

20. Austin J. L. How to do Things with Words. — Oxford, 1962.

21. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981.

22. Levinson S. С. "Speech Act Theory": the state of the Art // Language teaching and Linguistics: Abstracts. — Cambridge, 1980.

23. Labov W. The Study of Language in its social context // Patterns. — Philadelphia, 1972.

24. Romanine S. The Language of Children and Adolescents: The Acquisition of communicative competence. — Oxford, 1986.

25. Hymes D. Foundations in Sociolingustics. — Philadelphia, 1974.

26. Saville-Troike M. The Ethnography of Communication: An Introduction. — Oxford, 1982.

27. Searle J. R. Expression and Meaning. — Cambridge. 1979.

28. Strawson P. R. Of referring // Mind. 1950, 54.

29. Erickson F. Timing and context in childern's everyday discourse: implications for the study of referential and social meining // Working Papers in Sociolinguisti'cs, № 67. — Austin, 1982.

30. Keen E. L. Law of Presupposition in Natural Language // Fillmore C.J., Langedoen D. T. Studies in Lingustic Semantics. — N-Y., 1971.

31. Арутюнова Н. Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1973, № 1. -С. 84-90.

32. Givon ^(ed). Syntax and Semantics. Volume 12: Discourse and Syntax.- N-Y., 1979.

33. Stalnaker R. C. Assertion // Syntax and Semantics 9: Pragmatics. Ed.P.Cole. — N-Y., 1978.

34. Grice H. P. Logic and Conversation // Syntax and Semantics 3: Speech Acts. — N-Y., 1975.

35. Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. — N-Y., 1972.

36. Tannen D. That's not What I Meant.- L., 1988.

37. Sinclair J., Coulthard R. Towards an Analysis of Discourse. The English used by Teachers and Pupuls. — L., 1975.

38. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. — М., 1992.

39. Gumperz J- J. Sociocultural Knowlegde in Conversational Inference // Georgetown University Round Table on Languages and Lingustics. — Washington, 1977.

40. Sanford A. J., Carrod S. C. Understanding written language. — Chichester, 1981.

41. Lakoff R. Questionable answers and answerable questions // Papers in Linguistics in Honour of Henry and Renee Kahane. Eds. W. Kachru et al.- Urbana, 1973.

42. Katriel Т., Dascal M. What do indicating devices indicate? // Philosophy and Rhetorie, 17 (1). 1984.

43. Кобозева И. М., Лауфер Н. И. Намек как способ косвенного информирования// Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 47.- 1988. - № 5. - С. 462-471.

397

44. Tannen D. Conversational Style. — New Jersey, 1988.

45. Gilmore P. Silence and Sulking in the Classroom // Perspectives of Silence. — New Jersey, 1984.

46. Grice H. P. Logic in Conversation // Syntax and Semantics, 3: Speech Acts.- N-Y., 1975.

47. Michaels S., Collins J. Oral Discourse Styles: Classroom Interaction and the aquisition of Literacy // Coherence in Spoken and Written Discourse. Vol. XII. — New Jersey, 1984.

48. Bransford J.,Franks J. The Abstraction of Linguistic Ideas // Cognitive Psychology.- 1971, 2. - P. 331-350.

49. T.van Dijk. Text and Context. - L., 1977.

50. Kintsch W., Keenan J. Reading Rate and Retention as a Function of the Number of Propositions in the base Structure of Sentences // Cognitive Psychology.- 1973. - 5. - P. 257-274.

51. Lakoff R. The Logic of Politeness, or Minding Your P's and q's // Papers from the Ninth Regional Meeting of the Chicago Linguistic Society. — Chicago, 1973.

52. Tannen D. That's not what I meant.— L., 1988.

53. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистические и методические аспекты. — 2-е изд., перераб. и доп.- М., 1987.

54. The Elementary Forms of the Religious Life. — N-Y., 1915.

55. Левкович В. П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения. — М., 1976.

56. Goffman E. Interaction Ritual. - N-Y., 1967.

57. Brown P., Levinson S. Universals in Language Usage: Politeness. — Cambridge, 1978.

58. Lakoff Я. Т. Stylistic Strategies within a Grammar of Style. Language, sex and gender // Annals of the New York Academy of Science. - 1979. - V. 27. - P. 53-78.

59. Gilmore P. Silence and Sulking: Emotional Displays in the Classroom // Perspectives on Silence. New Jersey, 1985.

60. Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. — N-Y., 1972.

61. Gumperz J. Sociocultural Knowledge in conversational inference // Linguistics and anthropology. Georgetown University Round Table on Languages and Linguistics 1977. Ed. by Muriel Saville-Troike. - P. 119-121.- Washington, 1977.

62. Goffman E. Frame analysis.— N-Y., L., 1974.

63. Minsky M. A Framework for Representing Knowledge // The Psychology of Computer Vision. — N-Y., 1975.

398

64. Fillmore СИ. The Need for a Frame Semantics within Linguistics // Statistical Methods of Lingustics. — Stokholm, 1976.

65. Dijk T.A. Some Aspects of Text Grammar. — The Hague, 1972.

66. Gutwinsky W. Cohesion in Literary Texts. — The Hague, 1976.

67. Beaugrande R. de. Text, Discourse and Process. — L., 1980.

68. Beaugrande R. de, Dressier W. U. Introduction to Text Lingustics. — L.,1981.

69. Halliday M.A. K., Hasan R. Cohesion in English. — L., 1976.

70. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

71. Ладыженская Т.А. Тематическое единство текста // Методика развития речи на уроках русского языка. — М., 1980.

72. Гвенцадзе М. А. Коммуникативная лингвистика и типология текстов. — Тбилиси, 1986.

73. Ризель Э. Г. Теория и практика интерпретации текста. - М., 1974.

74. Шабес В. Я. Событие и текст.— М., 1989.

75. Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация. — М., 1983.

76. Величко Л. И. Изучение элементов синтаксиса целого текста на уроках русского языка в IV—VIII классах. — М., 1973.

77. Кеепап Е. О., Schieffelin В. Topic as a discourse notion // Subject and Topic. Ed. by C.N.Li. — N-Y., 1976.

78. Venneman T. Topic, sentence accent and ellipsis: a proposal for theit formal treatment // Formal Semantics of Natural Languages. Ed. by E.L. Keenan. — Cambridge, 1975.

79. Duncan S. Towards a grammar for dyadic conversation // Semiotica.- 1973.- 9.- P. 29-46.

80. Schank R.C. Rules and Topic in Conversation // Cognitive Science.- 1977.- № 1. - P. 421-442.

81. Maynard D. W. Placement of topic changes in conversation // Semiotica. - 30. - 1980. - P. 263-290.

82. Brown G. Listening to spoken English. — L., 1977.

83. Солнцев В. М. Язык как структурно-системное образование. — М., 1977.

399

84. Ванников Ю. В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. — М., 1978.

85. New Directions in Discourse Processing. Ed. by R. O. Freedle. - Norwood, N-Y., 1979.

86. Variation in the Form and Use of Language. Ed. by R. Fasold. — Washington, 1983.

87. Benveniste E. On Discourse // The Theoretical Essays: Film, Linguistics, Literature. — Manchester, 1985.

88. Dijk van T. Discourse studies and Education // Applied Linguistics.- 1981.- № 2 (1).- P. 1-26.

89. Coulthard M. An introduction to Discourse Analysis. — L., 1977.

90. Gasden C, Johns V., Hymes D. (eds). Funktions of Language in the Classroom. — N-Y., 1972.

91. Barnes D., Britton J., Rosen H. Language, the Learner and the School. — Harmondsworth, 1969.

92. Flanders N. Analyzing Teacher Behaviour. — L., 1970.

93. Crown C, Feldstein S. Conversational congruence: Measurement and meaning: Paper read at the Eastern Psychological Association.— N-Y., 1981.

94. Crown C, Feldstein S. Psychological Correlates of silence and Sound // Perspectives on Silence. Ed. by Deborah Tannen, Muriel Saville-Troike. — Norwoord, 1985.

95. Thakerar J. N., Giles H., Cheshire J. Psychological and linguistic parameters of language behaviour, ed. by C. Faser, K. Scherer. — Cambridge, 1982.

96. Chappie E. D. Quantitative analysis of the interaction of individual // Proceedings of the National Academy of Sciences. — 1939, 25.- P. 58-67.

97. Tannen D. Silence: Anything But // Perspectives on Silence. Ed. by Deborah Tannen and Muriel Saville-Troike. — Norwood, 1985.

98. Князьков А. А. Методика формирования профессионального голоса в курсе культуры речи учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: МПГУ, 1992.

99. Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь,— М., 1982.

ГЛАВА 4

Риторика общая и педагогическая:



Просмотров 839

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!