Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОТДЕЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ КАК ДИСЦИПЛИНЫ



I. История и теория педагогико-риторического идеала. Задачей этого отдела является изучение истоков, путей становления, своеобразия и перспектив развития отечественного педагогико-риторического идеала как историко-культурного, педагогического и вместе лингвистического феномена, отраженного соответствующей важнейшей в концептуальной структуре ПР категорией.

II: Педагогическое речеведение. Содержанием его является исследование разнообразия форм и жанров профессиональной педагогической речи, разработка их типологии и изучение их особенностей на различных ступенях системы образования и в разных его организационных формах; поиски оптимальных образцов для выработки соответствующих рекомендаций педагогам; теория и практика педагогического эвристического диалога; проблема соотношения и взаимодействия монологических и диалогических форм педагогической речи в педагогическом дискурсе и проблема диалогизации педагогического речевого общения, исследование и отбор оптимальных педагогико-риторических приемов диалогизации.

III. Педагогическая лингвоэтология. Ее задачи — построение адекватной модели пространства речевого поведения для педагогического речевого общения, исследование и разработка типологии педагогико-риторических стратегий, тактик, приемов и средств речевого поведения при педагогическом общении, индивидуальных речевых педагогических стилей в свете особенностей отечественного педагогико-риторического идеала; создание типологии педагогических речевых ситуаций и определение их специфики; исследование речевого поведения педагога как организующего и контролирующего речевое общение участников речевой ситуации; описание и отбор оптимальных педагогико-риторических форм похвалы и порицания, педагогической шутки, средств непрямого информирования (взаимосвязь с первым отделом).

426

IV. Анализ педагогического дискурса. Его содержание — разработка типологии основных единиц педагогического дискурса (на материале анализа магнитофонных и видеозаписей); исследование и описание разнообразия регулярных лингвистических и риторических форм реализации дискурсивных единиц, отбор возможных рекомендуемых вариантов; разработка риторики педагогического вопроса, речевой оценки; изучение особенностей хро-нографии, акустики и кинесики педагогического дискурса, разработка методик самоанализа и самоконтроля педагога; изучение проблемы взаимодействия различных кодов (вербальных, символического, зрительного) в процессе педагогического дискурса и поиски оптимальных стратегий их использования; исследование проблемы интерпретации речи в педагогическом дискурсе, выявление основных типов нарушений понимания, их признаков, причин, способов оптимизации структуры дискурса в целях улучшения понимания.

V. Пятый отдел ПР по своему характеру и целям ориентирован более всего как практический, рекомендательный, и прямо восходит к общей риторике, обобщая при этом результаты исследований, полученные в предыдущих отделах. Он представляет и разрабатывает ПР как частную собственно риторическуюдисциплину. В нем исследуется специфика категорий, законов и принципов педагогической риторики в сопоставлении с общериторическими; разрабатывается риторика учебного предмета и риторика урока (занятия)— их риторическая структура (система этапов); педагогико-риторические задачи — и стратегии, тактики, приемы ведения речи и организации педагогического дискурса на каждом этапе. Выявляются законы ПР, их проявления и способы использования в целях оптимизации педагогического речевого общения на уроке (занятии). Исследуются проблемы тематизации и режиссуры педагогического дискурса, эффективные риторические средства их реализации и экспликации. Формируются рекомендации по выбору оптимальных риторических стратегий, тактик, приемов организации речевого общения в различных педагогических речевых ситуациях. Создается современный педагогико-риторический канон, т. е. система рекомен-

427

даций к подготовке педагогической речи. Разрабатываются техники импровизированной речи в различных педагогических ситуациях, ситуациях профессионального делового общения и специальная техника активного слушания для педагогов.

VI. Шестой отдел ПР — риторика учебной книги. Ее задачи — исследование проблем интерпретации, понимания и запоминания письменного педагогического дискурса, способов и средств его тематизации и диалогизации.



Просмотров 768

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!