Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Отечественной риторики, общей 4 часть



276

подлинном смысле возникает само "я" (там же). Особенно существенна для нас трактовка философом отношений "я" и "мы". Он отмечает, что "мы" вообще имеет тенденцию отчуждаться от "я", выступать как внешняя, противопоставленная "я", самостоятельная реальность; однако "мы", это "невидимое сверхвременное единство", "охватывает и захватывает "я". Социальный и исторический элемент, который несет в себе "мы", есть для "я" как бы космос, с присущей ему "жуткостью" и "иррациональностью". Поэтому "мы" — это единство рационального и иррационального, оно трансрационально; это и есть "соборность", которая "лежит в основе всякого объединения людей. Здесь имеется в виду истинное объединение, характеризующееся тем, в отличие от объединений неистинных, что только "через момент свободы" совершается оно как "слияние" (18, т.П; с. 403-405).

Объективности ради отметим, что наряду с указанными выше философскими решениями проблемы личности в отношениях "я" и "мы" в истории русской мысли намечались и совершенно иные. Таковы, например, взгляды Н. Бердяева; однако недаром они характеризуются как отход от святоотеческой традиции. Понятие "общности в мистическом опыте", где "все во мне, а я во всем", не спасает индивидуума от самозамыкания и, по сути, является вполне мнимым; индивидуум, обреченный на одиночество, находится у Бердяева в постоянном страхе перед реальным общением в реальном мире — перед действительностью, которая для философа есть нестерпимая "обыденщина": "Быть в мире есть уже падение", — пишет Бердяев в работе "Я" и мир объектов" (20, с. 308). В целом же русская духовная традиция характеризуется выраженным предпочтением концепции "всеединства" и приматом категории "соборности", в соответствии с которой "мы" мыслится как свободное духовное творческое братство; проявления этой концепции в русской культуре многообразны, но в основах едины. "Для Розанова "мы" — семья, для Мандельштама — это пять

277

студентов, несколько поэтов, кучка друзей", — пишет Надежда Мандельштам, комментируя то понимание "мы", к которому пришел поэт: "Для Мандельштама филология [определенная поэтом также как семья, как "мы"] — глубокое и нравственное понятие. Ведь слово воплощает в себе смысл, Логос" (28, с. 71); ср. с этим определение, данное Мандельштамом: "Филология — это семья, потому что всякая семья держится на интонации и на цитате, на кавычках. Самое лениво сказанное слово в семье имеет свой оттенок. И бесконечная, своеобразная нюансировка составляет фон семейной жизни" (Цит. по: 28, с. 71). Однако после разрушения братства, семьи, когда "небратское состояние" утвердилось, "все мы узнали ту. степень разъединения, когда людей, говорящих на одном языке, нельзя объединить словом "мы" (там же). Имеется в виду "мы" традиционное и истинное, в противопоставлении воцарившемуся "мы" коллективного сознания. "Мы" — коллективное, наделенное, на первый взгляд, всеми "полномочиями" и формальными проявлениями прежнего, подлинного "мы", однако имеющее совершенно иной, враждебный и личности, и подлинной свободной общности смысл, вытеснило "братское мы". "Единицы" коллектива немедленно были объединены насильственно этим новым "мы" — опасным "самозванным фантомом" "мы" прежнего.

О роли нового "мы" в социалистической "антириторике" свидетельствует хотя бы название, выбранное Е. Замятиным для своей антиутопии — "Мы!" Как же произошла эта подмена семантики категорий? "С конца февраля по конец апреля, — пишет Александр Куприн о годе 1917-м,— мы только слышали: "Я — Керенский... я — министр юстиции, я — верховный главнокомандующий!" ...Троцкий властвовал энергичнее в образном библическом стиле: он разорял дома и города до основания и разметывал камни, он предавал смерти до третьего поколения, он наказывал лишением огня и воды... Но инстинктивный такт — он говорил не я, а Мы" (29, с. 74).

И правда, растраченное "я"— уже не "я".

278

"Цыплята наши есть хотят,

Мы накормить должны цыплят", — сообщает от чьего-то имени С. Михалков. "Мы поймали снегиря", — повествует А. Барто. Мы пахали... В этой на редкость удобной формуле заключено многое. И стремление присвоить чужое (в случае, если оно оказывается достойным присвоения), и возможность избежать личной ответственности (если выходит неудача), и нежелание "высовываться" (не из скромности, а на всякий случай, как бы чего не вышло!). А нередко здесь можно найти и подлинный экстаз растворения в массе, слияния с ней. Однако слияние это особого рода — ведь требуется не просто "по-теснение" собственной индивидуальности, а потеря ее, утрата своего голоса, без которого нечего делать в "общем хоре жизни". Слитые в "мы — коллективном" "единицы" становятся тем самым пассивным объектом — адресатом речи, который так необходим для реализации субъект-объектной монологической модели общения; право же на речь (право быть активным с субъектом) принадлежит тому, кому принадлежит и власть; оно является и важнейшим показателем высокого статуса носителя этого права в иерархии власти. Таковы основные черты "антириторического идеала" тоталитарного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рождественский Ю. В. Актуальные проблемы социалистической советской риторики // Риторика и стиль / Под ред. Ю.В. Рождественского. — М., 1984.

2. Вомперский Ю. В. Риторика в России XVII—XVIII вв. — М., 1988.

3. Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. — М., 1989.

4. Аннушкин В. И. Первая русская "Риторика" начала XVII в. Автореф. дис. ... канд. филол. наук / МГУ им. М. В.Ломоносова. - М., 1985.

5. Елеонская А. С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века. — М., 1990.

279

6. Неориторика: генезис, проблемы, перспективы: Сб. научных обзоров.— М., 1987.

7. Аверинцев С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. — М., 1981.

8. Виноградов В. В. Поэтика и риторика // Виноградов В. В. Избр. труды. О языке художественной прозы. — М., 1980.

9. Бахтин М. М. Эпос и роман. О методологии исследования романа // Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.

10. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979.

11. См., например: Сабол Я. Теория коммуникации и изучение литературного словацкого языка // Новое в зарубежной лингвистике.— М., 1988.

12. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон.— М., 1969.

13. Брынская О. П. Основные черты американской риторики новейшего времени: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова.— М., 1979.

14. Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика.— М., 1979.

15. Едличка А. Типы норм языковой коммуникации // Новое в зарубежной лингвистике.— М., 1988.

16. Гаузенблас К Культура языковой коммуникации // Там же.

17. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

18. Зеньковский В. В. История русской философской мысли. - Париж, 1989.— T.I, И.

19. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. — М., 1991.

20. Киреевский И. В. В ответ А. С. Хомякову // Киреевский И. В. Критика и эстетика. — М., 1979.

21. Потебня А. А. Мысль и язык // Потебня А.А.. Слово и миф.- М., 1989.

22. Розанов В. В. Три главных принципа образования // Розанов В. В. Сумерки просвещения.— М., 1990.

23. Михальская А. К. К современной концепции культуры речи // Науч. докл. высш. школы. Филол.науки. — 1990. — № 5.

24. Булгаков С. Героизм и подвижничество // Вехи: Интеллигенция в России: Сб. статей 1909—1910 г. — М., 1991

25. Лосский Н. О. Характер русского народа // Лосский П. О. Условия абсолютного добра.— М., 1991.

26. Мандельштам Н. Вторая книга. — Paris, 1972.

27. Слово.- 1991.- № 3.

ЧАСТЬ II

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ

И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ

ГЛАВА 1



Просмотров 895

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!