Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Нормы педагогического речевого



Общения и черты педагогико-риторического

Идеала по некоторым документам

Российской системы образования первой

Половины XIX в.

Педагогические документы просветительской реформы Александра I свидетельствуют о гуманной направленности проводимых преобразований: так, в разделе "Обязанности учителей гимназий, общие всем учи-

213

телям" "Устава учебных заведений, подведомственных университетам" 1804 года, как общие принципы педагогической деятельности постулируются: "приятность" и "легкость" обучения для младших, развивающий характер обучения для старших ("не отягощать памяти, а развивать ум старших"); реализация этих принципов и вменяется учителям в обязанность. По Уставу 1804 года отношения педагога и учеников определяются принципом меры, проявляющимся в требовании уравновешенности, "золотой середины" при выборе стратегии педагогического поведения: "Строгость [учителей] не должна иметь в себе ничего сурового, а благосклонность — ничего мягкосердного... Они не должны быть ни сердиты, ни вспыльчивы; но не должны также пропускать без замечания проступков учеников своих, а в случае нужды и взыскания, которое никогда не должно быть производимо в жару и в гневе..." (10, с. 216).

Необходимость строгости и "взысканий" уравновешена требованием к учителям "поощрять [детей] к чести", "употреблять похвалы, награждения, ласковость" (10, с. 216). Педагог обязан, по Уставу, "всегда как говорить правду, так детей наставлять говорить оную" (Там же). Принцип взаимного уважения между педагогами и учениками (параграф 45 Устава 1804 г.) повторяет содержание параграфа 36 Устава 1786 г. Очень интересно, что в разделе Устава (1804 г.) "О пансионах" содержатели и учителя пансиона обязываются "беседовать [с учениками] о вещах полезных и поучительных" (10, с. 229).

Таким образом, педагогико-риторический идеал, вполне явственно (хотя и в самых общих чертах) определенный в тексте Устава, характеризуется главенством в его парадигме категорий меры, уравновешенности, проявляющихся в равновесии "хвалы" и "хулы", строгости и ласки, равновесии эмоциональной сферы, а также статусов педагога и ученика (принцип взаимного уважения). Риторическая категория "правды" ("правдивости" речи) и принцип "беседы" (нравоучительной, этической) для этого образца также немаловажны.

214

Иначе структурирован педагогико-риторический идеал, очерченный в "Инструкции директору Казанского университета" 1820 г.

Здесь на первом месте категории кротости и смирения; в соответствии с христианским этическим образцом квалифицируются как грехи ложь, злословие, словесные распри; все это полностью воспроизводит традиционный православный этико-ритори-ческий идеал (см. выше) — "покорять страсти, смирять строптивость самолюбия", "стараться, чтобы нравы воспитанников были кротки и любезны в об-щежительстве. Для сего должен он [преподаватель] наблюсти, чтобы не были терпимы между ими ни ложь, ни злословие, ни распри и споры, ниже слова порицательные или грубые", — вот основные задачи педагога (10, с. 236).

Инструкция 1820 г. вменяет в обязанность профессора российской словесности образовывать своих слушателей "не в одном схоластическом красноречии, но во всех родах оного, от самого высокого до самого обыкновенного в разговоре. Ибо истинное красноречие состоит в том, чтобы во всех положениях жизни владеть словом для убеждения других в добре и истине" (10, с. 242). В этой формулировке интересно внимание к этической задаче красноречия (категории "добра" и "истины" полагаются сущностными для подлинного риторического мастерства), к общепедагогической направленности риторики ("убеждение других в добре и истине"); искусство владения словом именно в нравственных целях и притом "во всех положениях жизни" и "во всех родах красноречия" и обязуется преподать профессор словесности.

Вполне очевидно (и для нас особенно важно), что понимание риторики как этической (не только словесной) дисциплины и как области практической нравственно-педагогической деятельности было отечественной педагогикой и школой в полной мере воспринято. Именно такое понимание риторики — как науки, мастерства и искусства нравственно-педагогического, смыслового воздействия —господствовало в начальный период становления риторической тео-

215

рий (см. выше, о педагогико-риторической деятельности Сократа).

Весьма определенные педагогико-риторические требования к преподавателю содержатся в "Уставе гимназий и училищ, состоящих в ведомстве университетов" 1828 г. Они принципиально сходны с нормами предшествующих гимназических уставов, отличаясь, пожалуй, лишь степенью детализации. Конкретные рекомендации приводятся о допустимых формах словесных взысканий: "Выговор не должен заключать в себе никаких бранных выражений: учитель ограничивается показанием ученику, сколь поступок его предосудителен и какие может иметь вредные последствия" (10, с. 254). Снова, как и в более ранних уставах, провозглашается принцип эмоциональной уравновешенности и сдержанности педагога ("строгость наставников...не должна иметь вида запальчивости или суровости"). Впервые учителям рекомендуется соотносить словесные воздействия с индивидуальностьювоспитанника, его психологическим состоянием,выбирать средства такого воздействия соответственно ситуации,находить оптимальные условия,чтобы сделать свою речь наиболее эффективной: "Наблюдая характери расположениеучеников своих, [учителя] должны уметь избирать приличнейшее время и средства, чтобы сделать свои наставления или советы истинно действительными и полезными..." (10, с. 263).

Текст Устава 1828 г. содержит фрагмент, в общих чертах регламентирующий формы педагогической речи при обучении. Интересно, что степень диалоги-зацииобщения здесь ставится в зависимость от возраста учеников: "2? нижних классах учитель должен более объяснять и часто повторять свои объяснения, но стараясь и тогда уже посредством вопросов и задач приучать детей рассуждать, соображать, одним словом, действовать умом своим. В классах высших сия умственная деятельность учеников, по указаниям учителя, долженствует быть еще усилена. Простое диктование уроков, служащее лишь к механическому за-твержению наизусть, ни в коем случае не дозволяется" (10, с. 263).

216

В разделе "О пансионах" речь идет уже не только о необходимости нравственных бесед наставников с воспитанниками; как прямая обязанность первых здесь указывается контроль за речевым общением вторых, исправление погрешностей речи, нарушений этических и этикетных норм: учителя обязываются "наблюдать за воспитанниками в продолжении разговоров их между собою, замечая и поправляя делаемые ими ошибки против языка, приличий или вкуса" (10, с. 270).

Мы рассмотрели педагогико-риторические принципы и рекомендации, содержащиеся в текстах некоторых нормативных инструкций, регламентировавших речевое поведение преподавателя и воспитателя в средних и высших учебных заведениях России первой половины XIX в. Не имея возможности привести достаточно обширный материал, свидетельствующий о том, как в действительности эти обязанности реализовы-вались отечественными педагогами, остановимся лишь на одном отрывке из воспоминаний С. М. Соловьева о гимназии 30—40-х гг. прошлого столетия. "О, проклятые хрии и формы риторические!" — восклицает автор, немало от них, видно, пострадавший. Однако любопытно, что С. Соловьев рассказывает о характере своего общения с преподавателем русского языка в IV классе гимназии: "Когда он начинал объяснять урок следующему классу, урок из логики или риторики, — я, заинтересованный предметом, начинал вслух высказывать ему свои мысли. Попов не нашел это странным со стороны ученика, пятнадцатилетнего мальчика, — напротив, находил удовольствие ... в этой беседе, обмене мыслей со мной..." (10, с. 325).

Нет никаких оснований полагать, что описывается нечто исключительное. Нужно иметь в виду, что нормативные документы все же не всегда и не везде были пустой фразой, и выполнение содержащихся в них требований инспектировалось. Во всяком случае, мнение о том, что российские учебные заведения были постоянным источником и оплотом всяческого мракобесия и догмы, вероятно, сильно преувеличено.

217



Просмотров 1096

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!