Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Принципы педагогической риторики



В философско-педагогических сочинениях

Лейбница и Гельвеция

И философская система Дж. Локка в целом, и ее педагогико-риторическая "подсистема" послужили отправным моментом гносеологических взглядов крупнейшего философа Германии, предтечи классической немецкой философии — Лейбница. Главное условие воспитания и развития способности к поиску истины, а также общественного прогресса, по Лейбницу, — выработка и становление в обществе некоего нового "языка", отличающегося точностью и терминологичностью, и обучение ребенка (молодого человека) умению пользоваться таким языком. Этот рационалистический принцип словесного воспитания и обучения обосновывается философом, в частности, с помощью критики античных софистов и их методологического (риторического) наследия в современной Лейбницу европейской культуре. И обыденная человеческая речь, и язык религии и правосудия, с точки зрения философа, характеризующиеся неточностью, расплывчатостью, а нередко — нарочитой затемненностью словесных значений, получили, как считает Лейбниц, все эти свойства от греческой софистики: "Мы привыкли к тропам и фигурам, и некоторое изящество и ложный блеск легко пленяют нас, — замечает философ. — Чаще всего ведь ищут удовольствия, забавы или внешнего лоска больше, чем истины, а к этому присоединяется еще голос тщеславия... Древние софисты ... старались, беря на себя смелость говорить обо всем, прикрыть свое невежество непонятностью применявшихся ими слов... Это искусство затемнения слов внесло путаницу в два великих регулятора человеческих деяний — религию и правосудие" (7, с. 348—349).

Споря с Локком по большинству общефилософских вопросов, Лейбниц ничуть не против основного принципа педагогической риторики, выдвинутого своим английским "оппонентом" — беседы-рассуждения, ко-

176

торую взрослый должен постоянно вести с воспитанником. Однако немецкий философ полагает, что главное — пользоваться при этом тем "уточненным", "тер-минологизированным" языком, который должен в ходе такого общения вырабатываться. Именно тогда слова будут: "1 — сообщать другим наши мысли; 2— делать это возможно легче; 3 — вводить нас в познание вещей" (7, с. 355—356). "... Так редко дают себе труд... добиться понимания терминов или слов, — сожалеет Лейбниц. — Детей мало стараются обучить родному языку, а взрослые мало заботятся о приобретении точных определений, тем более, что определения, которые изучаются в школах, обычно не касаются общеупотребительных слов" (7, с. 347).

Таким образом, "обучение родному языку" понимается скорее как усвоение "уточненной" его формы — важнейшего инструмента познания и общественного прогресса.

Та же задача — "устранить неопределенность в значении слов", составить универсальный словарь "идей", призванный раз и навсегда заменить несовершенный язык, пользуясь которым, люди обречены быть "жертвами слов и их неопределенных значений" (8, с. 161), постулируется несколько десятилетий спустя и французским материалистом Гельвецием.

В обширном философско-гносеологическом труде "О человеке", комплекс основных идей которого связан с проблемами воспитания, Гельвеций, как и Лейбниц, отправляется от критики софистического наследия в европейской культуре нового времени — схоластики. Апеллируя к имени Рабле, он пишет: "Золотой век схоластов был золотым веком невежества, мрак которого до Лютера и Кальвина покрывал всю землю..." "Нельзя рассчитывать ни на какую перемену в деле воспитания, пока оно поручено схоластам... Схоласт, богатый словами, слаб в рассуждениях. Поэтому он и воспитывает людей, тупых в своей учености, и горделиво глупых" (8, с. 14—15). Воспитание, как и в античности, должно быть поручено философам, — считает Гельвеций. Нахождение же истины (нравственной или научной) в педагогическом процессе описывается фи-

177

лософом в соответствии с эвристико-диалектическим педагогическим методом Сократа: "Пусть нам покажут все факты, из сравнения которых должна получиться некоторая новая истина; пусть связывают ясные идеи со словами, которыми пользуются для ее доказательства" (8, с. 170).

Принцип "учить только истине" — основной в педагогике Гельвеция. Получение истины непосредственно связано с феноменом и методом рассуждения. Однако, чтобы заняться сравнением и рассуждением, человек должен обладать, по Гельвецию, силой внимания.Последнее — результат возникшего интереса.Интерес же рождается как следствие какого-либо сильного впечатления (в том числе физического ощущения). Одним из могущественных стимулов к такому "впечатлению" французский философ считает слово. Именно слово нередко бывает той "случайностью", которая зажигает интерес, страсть к знанию. Именно слово может пробудить в человеке "соревновательность", на которой, по Гельвецию, зиждится успех развития и совершенствования личности. (Страх и соревнование — главные стимулы в годы ранней юности, — замечает философ). "Я всегда думал, что наука о воспитании есть, быть может, лишь наука о способах вызывать соревнование. Одно какое-нибудь слово зажигает или гасит его. Иногда достаточно похвалить тщательность, с какой ребенок исследовал какой-нибудь предмет, и его точный рассказ об этом, чтобы пробудить в нем то внимание, которому он обязан впоследствии выдающимися качествами своего ума" (8, с. 26).

Итак, идея соревновательности, мотив личного самоутверждения, столь свойственные западноевропейской культуре, находят в педагогических взглядах Гельвеция особенно яркое выражение. Вполне понятно, что в свете этих воззрений идеальной средой для воспитания ребенка должно служить общество его сверстников: он "не способен долго сносить презрение, оскорбления и насмешки своих товарищей, а значит непременно избавится от своих недостатков; роль же учителя лишь в том, чтобы "смягчить силу наказания". Таким образом, если у Руссо (полемике с которым

178

посвящена заметная часть трактата Гельвеция "О человеке") лучший воспитатель— бессловесная, безмолвная природа, то у Гельвеция — общество детей, осуждения которых ребенок долго выносить не в состоянии. Однако философ резко возражает Руссо, вовсе отрицающему всякое чисто словесное педагогическое воздействие: научить мыслить и понимать, по Гельвецию, возможно, только рассуждая вместе с детьми и обучая их этому: "Учителя, не умея научить [молодых людей] рассуждать, заинтересованы в том, чтобы называть их неспособными", — пишет Гельвеций (8, с. 277) (по Руссо, до 10—12 лет ребенок вовсе не способен крассуждению). Рассуждение педагога с детьми, считает Гельвеций, должно происходить с целью выработки и усвоения того точного, терминологизи-рованного языка, о котором мы упоминали выше: "Свяжите отчетливые и точные представления с различными словами, составляющими язык этой науки, — ее изучение станет нетрудным" (8, с. 278). Большую роль в возбуждении страсти к соревнованию, необходимой для внимательного отношения к предмету и рассуждения о нем, Гельвеций отводит похвале: "...Талант и добродетель обычно питаются уважением и похвалами. Лишенные этой поддержки, они чахнут и гибнут; активность и энергия души гаснут... Ожесточенное порицание — таков способ хвалить у зависти" (8, с. 194).

Особенно интересно, что, полемизируя с Руссо и выявляя многочисленные и серьезные (не формальные, но глубинные) противоречия в педагогической системе автора "Эмиля", Гельвеций корни этих несообразностей видит не в чем ином, как в том влиянии риторического идеала софистов,который, по мнению философа, захватил и душу, и сознание Руссо в самом начале философского пути Жан Жака: "Красоты собственного рассуждения действуют на него [Руссо] так, что приемы оратора становятся у него скоро методами философа, и с этого момента в погоне за парадоксами он ни перед чем уже не останавливается" (8, с. 31); благодаря случаю, "он сочинил [на предложенную Дижонской академией парадоксальную те-

179

 

му]... красноречивое рассуждение, которое заслуженно вызвало много похвал. Этот успех составил эпоху в его жизни" (там же).

Таким образом, "антириторический" педагогический идеал Руссо на самом деле предстает в оценке Гельвеция лишь как парадоксальный результат софистической риторико-методологической направленности философской деятельности.

Замечания об основаниях



Просмотров 923

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!