Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Педагогической риторики в классической



Немецкой философии

Само становление педагогики как науки связано с именем И. Канта. В его трактате "О педагогике" необходимость превращения "механизма в искусстве воспитания" в научную дисциплину утверждается совершенно определенно. И тут же мы находим знаменательные слова: "При образовании разума следует поступать по-сократовски... Сократовский прием при катехизическом методе должен бы был стать правилом" (2, с. 603). Таков основной принцип обучения; классический античный образец принимается Кантом как основание общепедагогического идеала: "Дети должны быть так же откровенны и лица их сиять таким же весельем, как солнце. Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре" (2, с. 606).

Черты античного эстетического идеала, преломленные сквозь призму гуманизма Возрождения, определяют и основы "нового воспитания" у Фихте ("Речи к немецкой нации". Десятая речь. 1808): "Без любви познание мертво, равно как и любовь без познания слепа... Дитя от природы стремится к ясности и порядку; оно находит удовлетворение этому стремлению в учении, которое внушает ребенку радость и любовь к нему" (2, с. 635). "Основной частью воспитания полагается развитие чувства взаимного уважения" (2, с. 636). Гармонизирующий характер выраженного в этих

180

словах педагогического идеала очевиден, как очевидны и его истоки — категории общеэстетического идеала античной классики — гармония, ясность, упорядоченность, радость, жизнеутверждающая бодрость.

По Гегелю,сущность и особенность детского возраста заключаются в том, что ребенок как бы погружен в свою гармонию с миром, не осознавая себя как отдельный субъект, противопоставленный окружающему. Переходя от игрык учению,ребенок превращается в мальчика. Тут возникает категория авторитета,существеннейшая для гегелевских взглядов на педагогику. Она реализуется как авторитет взрослого— идеала для подражания; само наличие такого идеала определяет "собственное стремление детей к воспитанию", которое есть "имманентный момент всякого воспитания" (9, с. 85); необходим также и авторитет знания:"То, чему мальчик должен научиться, должно быть поэтому дано ему как некий авторитет и с силой авторитета... Поэтому совершенным извращением дела нужно считать играющую педагогику, которая серьезное хотела бы преподнести детям под видом игры и которая предъявляет к воспитателям требование, чтобы они спустились до уровня детского понимания своих учеников, вместо того, чтобы детей поднять до серьезного дела" (9, с. 86). Очевидна оппозиция категорий: гармония(ребенка с миром) противопоставлена иерархии(авторитету мира взрослых, взрослого человека и "взрослого" знания); игра(игровая стихия детства) — "серьезному делу"(как доминирующей ценности мира взрослых). Педагогический идеал Гегеля объединяет категории второго ряда: иерархия(авторитет); "серьезноедело" (знание, образование и пр.). Соответственно формируется и парадигма риторико-педагогического гегелевского идеала: она основана на критике локковского принципа "вечной беседы" (рассуждения с ребенком) и скорее повторяет критику системы Локка Жан Жаком Руссо: "Такой же печальный результат может иметь и рекомендованное не понимающими дела педагогами постоянное побуждение детей к резонерству; от этого они легко приобретают некоторую заносчивость. Конечно,

181

следует пробуждать самостоятельное мышление у детей; но нельзя достоинство предмета отдавать во власть их незрелого, поверхностного рассудка" (9, с. 86).

Таким образом, указанные выше оппозиции разрешаются у Гегеля выбором одного из членов этих противопоставлений при полном отказе от другого — синтез противоположностей (даже иерархизированных) здесь вряд ли представляется допустимым. Вполне понятно в связи с особенностями этого педагогического идеала, что слово "рассуждение" в тексте философского труда заменено словом "резонерство" (отрицательно-оценочным экспрессивным синонимом). Таким образом, ребенок, превращаясь в мальчика, т. е. начиная учиться, должен сразу же "перешагнуть" в мир взрослых и принять ценности последнего. Мир детства существует до начала обучения в школе.



Просмотров 1146

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!