Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Умение выслушать собеседника



"...С равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь... — советует потомкам Владимир Мономах, — при старых молчать, пре-

132

мудрых слушать" (6, с. 395). Достойный собеседник — старший или мудрый человек — достоин и почтения к своему слову. Такого полагается выслушать кротко и внимательно ("Пчела": "Геродот. Равное благо, о царь, если кто сам о себе думает верно, захочет выслушать" (4, с. 499). "Сын мой, если кто послушает речь умного человека, то, словно изнывая от жажды, напьется студеной воды", — поучает Акир Премудрый (3, с. 253). "Если муж не слушает советов, с таким не отправляйся в путь",— предостерегает он же (3, с. 249). Слушать полагается слово блаженного, даже если оно обличает: "Но подобает нам обличать вас и поучать о спасении души. А вам следует выслушивать это", — говорит князю блаженный Феодосии, как повествует "Житие" (6, с. 381).

3) Кротость в беседе

Важнейшая христианская заповедь кротости и смирения предполагает важность категории кротости, смирения и в этико-эстетической парадигме древнерусского речевого идеала. ("Глаза держать долу, а душу ввысь", как сказано Владимиром Мономахом). Еще в XI в. в сочинении епископа Новгородского Луки Жи-дяты ("Поучения архиепископа Луки к братии") автор обращается к своей пастве с призывом не иметь "ино на сердце, а ино на устех", не оскорблять ближнего "срамным словом", не насмехаться и не гневаться; "с радующимися радуйся, с печальными печален" (7, с 8). Именно этим принципам должно быть подчинено "образцовое" поведение; так о блаженном Феодосии Печерском говорится:

"...Отличался он смирением и необыкновенной кротостью, во всем подражая Христу, истинному Богу, вещавшему: "Учитесь у меня, как кроток я и смирен сердцем" (6, с. 345). Таковы и требования к учителю — Духовному наставнику, пастырю: "Если кто из вас хочет быть наставником другим, пусть будет скромнее всех и всем слуга", — находим в том же тексте XII в. ^ь> с. 333). Основные законы речевого поведения —

133

именно кротость и смирение. Этому учит и Владимир Мономах: "Иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую ...не свирепствовать словом, не хулить в беседе..." (6, с. 395). "Кроткое слово разрушает гнев", — читаем в "Пчеле" (4, 503). Одна из главных добродетелей князя Дмитрия Ивановича, по "Житию", — то, что он "праздных бесед не вел и непристойных слов не любил... грубых слов в речи избегал, мало говорил, но много смыслил" (5, с. 225).

Как серьезный грех осуждаются нарушения этого императива. Недаром основные "речевые признаки" беса — крикливость, многословный несдержанный вопль: "Начал бес вопить... и сказал святой беспрерывно вопившему бесу..."; "...И когда так пустословил лукавый, святой перекрестил его, и исчез бес" ("Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе" — начало XV в.) (5, с. 455). "Сын, склони очи долу, а голоса не возвышай, — поучает племянника Акир, — если бы криком строили дома, то осел бы ревом своим по два дома воздвигал бы за день" ("Повесть об Акире Премудром") (3, с. 249).

В памятниках древнерусской литературы находим и другие многочисленные предостережения против грехов многословия, пустословия, несдержанности в речи, грубости.Так, рязанские князья, как отмечает "Похвала роду рязанских князей", "пустых бесед не творили" (4, с. 201).

Убедительно толкует о том же Акир: "Чадо, если кто-либо, повстречав тебя, обратился к тебе, то отвечай ему подумав, ибо человек поспешит обронить слово, а после кается... Когда в гневе ты, не говори грубого слова, иначе глупцом тебя назовут... Сколько можешь терпеть— терпи, а грубого слова не изрекай. Сын мой, не будь болтлив, иначе согрешишь перед господом своим" (3, с. 251). "Пчела" приводит изречение Соломона ("Муж, склонный язык распускать, попадает в беду") (4, с. 505) и специальную главку "О болтливости", в которой читаем: "Говори, что достойно и когда достойно, и о тех, кто достоин, — и не услышишь того, что недостойно. Цветок миндаля от мороза гибнет, ибо раньше других расцветает; люди же от из-

134

лишней болтливости разрушаются. Следует постоянно сдерживать язык разумом и пресекать потоки слов..." Тут и сравнение сдержанных в речи людей с гусями которые, чтобы спастись ночью от орлов, берут в клюв камни, "будто замки для голоса". Приводится и изречение спрошенного, почему два уха имеем и один язык: "ибо следует дважды услышать и один раз сказать" (4, с. 511).

Грех многословия в противопоставлении добродетели молчания, даже безмолвия, комментируется в древнерусских текстах: "...да не уподоблюсь жерновам, ибо те многих людей насыщают, а сами себя не могут насытить житом; да не окажусь ненавистным миру многословной своей беседой, подобно птице, частящей свои песни, которую вскоре ненавидеть начинают. Ибо говорится в мирских пословицах: длинная речь нехороша, хороша длинная паволока" ("Моление Даниила Заточника") (3, с. 399).

"Безмолвное дело лучше бесполезного слова... Делай сказанное и не говори о сделанном", — приводит изречения Богослова "Пчела". Там же цитируют Аристотеля ("Этот, спрошенный, что в жизни труднее всего, ответил: "Молчать, если можно говорить")и Сократа ("Этот, спрошенный, кто тайну может хранить, отвечал: "Тот, кто уголь горячий держать на языке сумеет") (4, с. 503). "Сын мой, если хочешь кому-либо сказать слово, то не спеши, а поразмысли в сердце своем и скажи то, что нужно, лучше ведь ногой споткнуться, чем языком", — наставляет Акир (3, с. 255).



Просмотров 917

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!