Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ



Педагогическая риторика как особая теоретическая и практическая дисциплина находится в настоящее время на этапе становления, и необходимые для ее разработки конкретные исследования только начинаются; однако и сейчас можно уже предложить обоснованную в данной работе структуру курса педагогической риторики, адресованного студентам педагогического университета и являющегося значимым элементом системы их профессиональной и общегуманитарной подготовки. В этой системе педагогическая риторика как учебный предмет может для студентов негуманитарных специальностей служить основой их лингвистического образования, а для студентов-гуманитариев во взаимодействии с общей риторикой выступать как дисциплина, включающая актуальную проблематику современной лингвистики и лин-гвоэтологии. Для студентов любых специальностей курс педагогической риторики представляет также возможность глубокого приобщения к культурологическим знаниям, поскольку включает историю таких существенных для мировой и отечественной культуры феноменов, как общериторический и педагогико-риторический идеал.

ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I. Педагогическая риторика как современная частная риторическая дисциплина. Общая и педагогическая риторика: объект, предмет, задачи, место в кругу других дисциплин гуманитарного круга. Теоретическое

428

и практическое значение для профессиональной и общегуманитарной подготовки педагога.

II. История отечественного риторического и педагоги-ко-риторического идеала: истоки, становление,утрата и поиски. Специфика, место в отечественной культуре.

III. Педагогическая лингвоэтология и речеведение. Речевая ситуация, ее структура. Особенности педагогической речевой ситуации, их разнообразие. Основные типы и жанры педагогической речи. Педагогический эвристический диалог. Способы диалогизации педагогического речевого общения. Грамматика речевого поведения: педагогико-риторическая стратегия, тактика, приемы, средства речевого поведения. Пространство речевого поведения и общие принципы эффективного речевого педагогического общения. Риторика похвалы, порицания, функции средств непрямого информирования и принципы их использования в различных стратегиях педагогического речевого поведения. Специфика учебного предмета и взаимодействие использующихся в нем коммуникативных кодов — вербального, символического, зрительного.

IV. Педагогический дискурс, его основные единицы и структура. Частотные и оптимальные педагогико-риторические формы реализации дискурсивных единиц. Интонация и акустика педагогической речи. Голос, жесты и мимика в педагогическом дискурсе. Методы самоанализа и самоконтроля. Основные типы нарушения понимания, способы их преодоления.

V. Основные законы и принципы современной педагогической риторики. Риторика учебного предмета, риторика урока. Подготовка педагогической речи в различных речевых ситуациях. Техника речевой импровизации. Техника активного слушания. Риторика спора и дискуссии.

VI. Риторика профессионального педагогического делового общения с родителями учеников и коллегами. Основные типы речевых ситуаций; принципы выбора оптимальной речевой стратегии и тактик.

Оглавление

Предисловие.. 3

Введение... 5

Часть I. История отечественного педагогико-риторического идеала: истоки, пути становления

Н развития... 23

Глава 1. Речевая и педагогико-риторическая культура античности и категория гармонии... 24

1.1. Досократовский период... —

1.2. Софисты, Сократ, Платон.. 35

1.3. Риторический идеал Сократа и Платона

в восприятии Цицерона. Педагогико-риторический

идеал Квинтилиана.. 78

Глава 2. Основные черты христианского

педагогико-риторического идеала... 93

2.1. Тексты Нового Завета.. —

2.2. "Лествица" Св.Иоанна...100

2.3. Традиции проповеди, обращенной к детям,

в практике современной отечественной православной

церкви...106

Глава 3. Речевая культура и педагогико-риторические принципы в Древней Руси..128

3.1. Памятники древнерусской литературы.. —

3.2. Отечественные педагогические сочинения XVII в. ...139 Глава 4. Западноевропейский педагогико-риторический идеал: тенденции к гармонизирующему диалогу...148

4.1. Средневековье... —

4.2. Возрождение..154

4.3. Эпоха Просвещения. Особенности педагогико-риторического идеала в "английской" и "французской" педагогических системах XVII—XVIII вв..171

4.4. Принципы педагогической риторики в философско-педагогических сочинениях Лейбница и Гельвеция..176

4.5. Замечания об основаниях педагогической

риторики в классической немецкой философии...180

4.6. Педагогическая риторика в некоторых педагогических системах XIX в..182

430

Глава 5. Становление отечественного • педагогико-риторического идеала Нового времени...199

5.1. Педагогико-риторические идеи и речевые • образцы в "Кратком руководстве к красноречию"

М. В. Ломоносова.. —

5.2. Педагогико-риторические рекомендации

в документах учебных заведений России и отечественных педагогических системах XVIII в...208

5.3. Нормы педагогического речевого общения и черты педагогико-риторического • идеала по некоторым документам российской системы образования первой половины XIX в..213

5.4. Риторические и педагогико-риторические

взгляды В. Г. Белинского...218

5.5. Концепция педагогической риторики

Н. И. Пирогова. Педагогико-риторические идеи

и "народная педагогика" К. Д. Ушинского...225

Глава 6. Краткий очерк философии отечественной риторики, общей и педагогической...233



Просмотров 1195

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!