Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Журналистика Германии в послевоенные - 90-е годы



 

В Германии первый послевоенный период связан с существенным делением страны после краха гитлеризма на оккупационные зоны, причем оттого, кто оккупировал ту или иную зону зависело становление новой системы СМИ в ней. В западной оккупационной зоне печать и радио строятся по западному образцу. Печать – на частной экономической основе, радио и ТВ – на базе публичного права.

В Советской зоне оккупации, затем и в созданной на ее месте ГДР, СМИ служили интересам правящей партии и подчинялись жесткой системе контроля, призванной пропагандировать марксистско-ленинское мировоззрение. Частной собственности в СМИ не было. На западе Германии пресса пережила 2 этапа преобразования. Поначалу на основе лицензии, выдаваемой оккупационными властями, здесь выходит 160 лицензионных газет. Принудительное лицензирование было отменено в 1949 г. На тот момент в западных зонах было 137 лицензированных газет. Затем на рынок печати вернулись прежние издания (владельцы газетой до 1945 г.).

Рынок заполнили новые и старые газеты. Через 9 месяцев в только что основанной ФРГ действовало 570 газетных изданий. В Советской зоне издательство газеты было передано партии. Правящая социалистическая партия Германии (СЕПГ) сосредоточила в своих руках около 90 изданий. В силу федеративного устройства Германии основным законам ФРГ от 1949 г. предоставил германскому бундестагу лишь рамочную законодательную компетенцию в области СМИ. Деятельность СМИ регулировалось законами, которые издавались отдельными землями. Этот принцип строго оберегается в Германии. Любые попытки ущемить права земель всячески пресекались и какие-либо унификации законодательства в области СМИ до сих пор в любом масштабе не произошло. В переходный период как и до 1933 г.большинство газет принадлежало политическим партиям. Но в дальнейшем ситуация изменилась и на смену партийным газетам пришли коммерческие информационные издания.

В период разделения Германий – ФРГ и ГДР, средства массовой информации этих стран работали под давлением требования «холодной войны», вели идеологическую войну, постоянно выискивая и критикуя действия друг друга. После объединения Германий, начала перестройки в СССР, прекращения «холодной войны» и распада СССР принцип свободы печати, объективности и достоверности информации получили для своего проявления плодотворную почву. Сегодня деятельность СМИ Германии регламентирует принцип свободы печати, заложенный в основной закон страны.

 

6.1.2.2.2.1 Журналистика ФРГ (1949 – 1990 гг.)

 

1949 г – происходит образование двух государств – ФРГ и ГДР. Число газет возрастает до 600. В 1950-е годы начинается процесс концентрации прессы (создание независимых газетных групп -Издательский дом «Франкфурт-ам-Майн», Гмбх), который постепенно набирает скорость.

В начале 1954 г в каждом районе и городе ФРГ выходило по 3 издания, которые конкурировали между собой. К концу года только 8% районов и городов могли бы похвастаться своим изданием. Постепенно сформировалась четкая структура прессы, признаками которой были:

- большое количество независимых газет;

- немногочисленность национально-ориентированных изданий;

- отсутствие столичной прессы, которая распространялась бы по всей стране;

- слабо развитая и не имеющая спроса партийная пресса;

- появление и развитие рекламной прессы.

В середине 80-х г. газета «Журнальный рынок» ФРГ была поделена между 10 издательскими концернами: А.О. Акселя Шпрингера, Группой ВАЦ, Зюддойчер Ферлаг, Думонд, Штутгартер Цайтунг и др.

Вся газетная периодика подразделена на группы изданий:

- локальная ежедневная пресса;

- региональная ежедневная пресса (массовая);

- надрегиональная ежедневная пресса (качественная);

- бульварная ежедневная;

- надрегиональная еженедельная;

- партийная;

- рекламная.

В середине 80-х г. намечается тенденция к вымиранию локальной ежедневной прессы. Экономически сильная региональная пресса практически не имела конкуренции.

Среди надрегиональных выделяют 5 крупных изданий: Вельт, Франкфурте Альгемайне Цайтунг, Тагес Цайтунг, Дойче Тагес Цайтунг.

К 1976 г. журнальный рынок был поделен между 4 журнальными концернами.

1. Издательская группа «Бертельсман» владела дорогими журналами. Концерн «Бертелъсман»имеет финансовые интересы во всех сред­ствах массовой информации, книгоиздательстве, кинематографии. «Бертельсман» является владельцем второго по величине, после шпрингеровского, газетно-журнального издательства «Грунер унд Яр» (Gruner und Jahr AG), которому принадлежит такое влиятельное издание, как журнал «Штерн» (тираж свыше 2 млн.) и еженедельная газета «Цайт», журналы «Капиталь» и «Гео», иллюстрированные издания для молодежи и женщин. Политическим весом обладает выпускаемый в

2. Группа Бауэра специализировалась на дешевых массовых журналах. Издательский концерн «Генрих Бауэр-ферлаг»(Heinrich Bauer-Verlag) принадлежит Генриху Бауэру. Наряду с «Грунер унд Яр» играет ведущую роль в выпуске иллюстрированных журна­лов. Издает иллюстрированные журналы: «Квик» (Quick - «Бы­стрый»), «Нойе ревю» (Neue Revue - «Новое обозрение»), «Пра­лине», еженедельную газету «Нойе блат» (Das Neue Blatt - «Но­вый листок»), еженедельный журнал «Браво».

3. Группа Бурда: «Бунте» (разноликий), «Фройндин».

4. Издательство Шпрингера специализировалось на журналах-программах. Акционерное общество «А кселъ-Шпрингер-ферлаг».Контрольный пакет акций (51%) принадлежит издательствам Шпрингера (26,1%) и братьям Фридеру и Хуберту Бурда (24,9%), которые определяют политику концерна. Интересы других акционеров (49%) представляют «Немецкий банк», химический концерн «Шеринг», торговая фирма «Отто-ферзанд» и концерн «Мерседес-аутомобиль-холдинг». После смерти Шпрингера в 1985 г. большая часть его акций перешла к его вдове Фриде Шпрингер. Концерн Шпрингера выпускает свыше 80 процентов тира­жей всех ежедневных и воскресных газет, издаваемых в Германии, ему принадлежит пять крупнейших ежедневных газет - «Вельт» (Die Welt — «Мир»), «Бильд» (Bild - «Иллюстрированная газета»), «Гамбургер абенблат» (Hamburger Abendblatt - «Гамбургский вечерний листок»), «Бильд Берлин», две воскресные газеты «Бильд ам зоннтаг» (Bild am Sonntag - «Воскресная иллюстрированная газета») и «Вельт ам зонтаг» (Welt am Sonntag - «Мир в воскресенье»), еженедельные иллюстрированные журналы paдио и телевидения «Хёрцу» (послушай-ка), «Функ Ур» (радиочас).

 

Телевидение начинается в 1950-е годы. Его осуществило рабочее содружество общественно-правовых Телерадиовещательных организаций ФРГ «АРД». В1961 г. создается второе Германское телевидение «ЦДФ».

К середине 80-х гг. практически закончился процесс концентрации СМИ. В 1975-76 гг. –наступает период «фазы консолидации» (характерно увеличение количества издательств и отдельных изданий, рост тиражей всех ежедневных газет).

В отличие от других европейских стран в ФРГ до воссоединения выходило небольшое количество партийных газет (Националь Цайтунг, Ди Верхайт (Правда). Это обусловлено послевоенными мерами оккупационных властей.

Составной частью СМИ ФРГ являлась «Ауслендер Прессе» (печать для иностранцев).

В середине 60-х гг. активно развивается альтернативная пресса, набирает обороты рекламная (к 90-му году работают 1000 изданий).

 

6.1.2.2.2 Журналистика ГДР (1949 – 1990 гг.)

 

7 октября 1949 в восточной зоне была провозглашена ГДР, возглавляла которую Социалистическая Единая Партия Германии (СЕПГ) с газетой «Нойе Дойчланд». Существенное влияние на развитие журналистики ГДР оказала советская печать.

Печать СЕПГ являлась ядром СМИ ГДР. Теоретически органом ЦК СЕПГ был журнал «Айн Хайт» («Единство»). Большой популярностью пользовались т.н. «многотиражки» (производственные газеты), которые издавались партийными комитетами предприятий, государственных учреждений, вузов. К концу 70-х – 80-х гг. их тираж составил более 2 млн.

В каждом из 15 округов ГДР 6 раз в неделю с воскресными приложениями выходили газеты, являвшиеся органом окружных комитетов партии.

В конце 80-х – начале 90-х гг. произошли серьезные изменения в СМИ ГДР.

Процессы обновления затронули все звенья СЕПГ. Она перестала быть ядром СМИ ГДР. В 1990-е годы главной задачей СМИ ГДР была борьба за выживание. Этот преиод условно делят на 4 этапа:

1. Начало 90-х г. – выборы 18 марта 1990 г. Происходит демонополизация СМИ, отказ от диктата партии. Радио, телевидение и Информационные Агентства объявили себя независимыми от государственно-партийных структур.

2. 18 марта 1990 г. – 1июня 1990 г. В этот период последовало решение о прекращении партийно-государственных дотаций СМИ. В результате выросли цены на периодику.

3. 1 июня 1990 г. – 3 октября 1990 г. Появляются много совместных с ФРГ изданий.

4. 3 октября 1990 г. – 31 декабря 1991 г. Прекращение деятельности телевидения и радиовещания ГДР.

В феврале 1990 года по решению народной палаты был создан контрольный Совет по СМИ. Главной его задачей стала разработка закона о СМИ. В состав вошли представители всех политических партий, гражданских движений, церкви и государства.



Просмотров 1974

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!