![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Немецкая журналистика конца ХХ века
Современные средства массовой информации Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Характерная особенность СМИ Германии – большое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), региональные и местные издания, которые делятся на качественные и массовые («бульварные»). В конце 80-х – начале 90-х гг. крупнейшей по тиражу среди надрегиональных газет осталась бульварная «Бильд-цайтунг» (тираж 4,5 млн. экз.), в том числе и восточное издание «Бильд-цайтунг-ост» (680 тыс.). Самый большой тираж среди качественных ежедневных газет остаётся у «Зюддойче цайтунг» – 380 тыс. экз. Следом за ней идёт «Франкфутер рундшау» – 190 тыс. экз., «Нойес дойчланд» – 80 тыс. экз., «Ди тагесцайтунг» – 60 тыс. экз. Последнее место занимает всё ещё считающаяся надрегиональной «Юнге вельт», 28 тыс. экз. Популярным специализированным экономическим изданием остаётся газета «Хандельсблат» (тираж 133 тыс.). Большой популярностью пользуются надрегиональные еженедельники. Всего их семь. Лидирует «Ди цайт» (тираж 477 тыс.экз.). Далее места по тиражам распределяются следующим образом: «Байерн-курир» (157 тыс.), «Райнишер Меркур» (108 тыс.), восточная «Вохенпост» (103 тыс.), «Ди вохе» (108 тыс.), «Дойчес альгемайне зонтагсблатт» (80 тыс.). По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы (42,6%), второе - общественно-политические (19,3%). На третьем месте - ведомственные (14,6 %), на четвёртом - рекламные издания (13,8%). Наблюдается рост тиража информационного еженедельника «Фокус» (685 тыс. экз., прирост 22,1% за год). Теряют в тираже «Шпигель» (2,2 %), «Штерн» (3,1%), «Бунте» (3,8%), «Нойе ревю» (19,9%). Явный коммерческий крен наблюдается в концепции и деятельности германского журнала «Geo», имеющего ряд зарубежных версий (в том числе – русскоязычную). Созданный в 1976 г. концерном «Грунер унд Яр», этот ежемесячный иллюстрированный журнал публикует очерки, репортажи и статьи на темы географии, высококачественные фотоработы, отображающие различные живописные уголки планеты, жизнь животных и пр. Однако он выполняет не только (и не столько) научно-популяризаторские функции. В его содержании высока доля чисто развлекательного материала, присутствует элемент сенсационности. Журнал декларирует своей основной задачей ознакомление читателей с «непознанной планетой Земля». Однако выбор тем для «стержневых» географических очерков отражает присущее «Geo» стремление повествовать читателю преимущественно о тех местах на планете, которые активно используются в качестве объектов международного туризма (например, замки Луары во Франции, исторические достопримечательности Рима и пр.). Сегодня, когда международный туризм превратился во многих странах в один из основных источников доходов, подобное селективное освещение мировых достопримечательностей больше походит на коммерческий промоушн определенных видов выездного туризма. Журнал содержит большой объем коммерческой рекламы. Германия переживает журнальный «бум». Журнальный рынок поделен между 4 информационными магнатами: Бауэр, Шпрингер, Бурда, Грунер унд Яр Всего издается более 500 журналов тиражом в 126 млн.экз. По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы – 42%; общественно-политические или публичные – 19%; ведомственные – 14%; рекламные – 13%. В 1995 в стране выходило более 1600 изданий общим разовым тиражом в 25 млн. экз. Основные типологические характеристики печати ФРГ конца ХХ века: 1. Область распределения – предполагает деление на региональные и надрегиональные издания; 2. Периодичность – ежедневные – газеты, выходящие каждый день или 2-3 раза в неделю. 3. Адресат – пресса, подразделяется на качественную, массовую и бульварную. Вся надрегиональная пресса – качественная. Исключение – газета «Бильд» - она традиционно – бульварная. Региональная – массовая. 4. Принадлежность изданий к той или иной информационной группе или издательскому концерну. Здесь эксперты выделяют 10 монополистов. За ними следует разрешение на отдельные газетные, журнальные и другие издательские группы. Национальными изданиями являются: Зюддойче Цайтунг, Франфурте Альгемайне Цайтунг, Вельт, Франкфуртер Рундмау, Бильд, Тагес Цайтунг. Как и в прошлые годы популярностью в конце ХХ века пользовались надрегиональные еженедельники. Самые популярные среди них: Цайт - 480 тыс. экз., Вохен Пост – 100 тыс. экз., Райнише Меркур – 100 тыс. экз. К популярным специализированным экономическим изданиям относится газета «Хандельсблатт» (130 тыс. экз.). В Германии очень хорошо развита региональная пресса. Она имеет хорошую репутацию благодаря высокому качеству материалов. Крупнейшими из них являются: Вестдойче Альгемайне Цайтунг, Зэксише Цайтунг, Райнише Пост и др. Регионализация публикуемой информации – один из главнейших признаков современной ежедневной немецкой печати. Процесс концентрации рассматривается учеными как негативный – он привел к развитию издательских групп, которые являются монополистами на региональном рынке. Что же касается развития СМИ в Восточной Германии (бывшей ГДР) – ситуация на газетном ранке стабилизировалась и на базе этого происходит становление новой системы СМИ. После воссоединения было принято решение о переносе столицы в Берлин. С этим связано воссоздание такого типа печати как столичная пресса. Популярны воскресные издания. Одним из характерных признаков становится именно увеличение количества воскресного выпуска и перехода выпуска ежедневной газеты на каждый день, включая воскресенье. В настоящее время в ФРГ насчитывается 10 крупных газетных концернов: Аксель Шпрингер, Ватс, Штутгартер Цайтунг, Грунер унд Яр, Зюддойче Цайтунг, Хольтцбринг и др. В 1947 г. в Гамбурге Аксель Цезарь Шпрингер основал газетно-издательский концерн, который в 1970 г. был преобразован в акционерное общество «Акселъ-Шпрингер-ферлаг». Контрольный пакет акций (51%) принадлежит издательствам Шпрингера (26,1%) и братьям Фридеру и Хуберту Бурда (24,9%), которые определяют политику концерна. Интересы других акционеров (49%) представляют «Немецкий банк», химический концерн «Шеринг», торговая фирма «Отто-ферзанд» и концерн «Мерседес-аутомобиль-холдинг». После смерти Шпрингера в 1985 г. большая часть его акций перешла к его вдове Фриде Шпрингер. Концерн Шпрингера выпускает свыше 80 процентов тиражей всех ежедневных и воскресных газет, издаваемых в Германии, ему принадлежит пять крупнейших ежедневных газет — «Вельт» (Die Welt — «Мир»), «Бильд» (Bild — «Иллюстрированная газета»), «Гамбургер абенблат» (Hamburger Abendblatt — «Гамбургский вечерний листок»), «Бильд Берлин», две воскресные газеты «Бильд ам зоннтаг» (Bild am Sonntag — «Воскресная иллюстрированная газета») и «Вельт ам зонтаг» (Welt am Sonntag — «Мир в воскресенье»), еженедельные иллюстрированные журналы радио и телевидения «Херцу» и «Функ ур». Активную роль в печатном мире страны играет концерн «Бертельсман». имеющий финансовые интересы во всех средствах массовой информации, книгоиздательстве, кинематогра- фии. «Бертельсман» является владельцем второго по величине, после шпрингеровского, газетно-журнального издательства; «Грунер унд Яр» (Gruner und Jahr AG), которому принадлежит такое влиятельное издание, как журнал «Штерн» (тираж свыше 2 млн.) и еженедельная газета «Цайт», журналы «Капиталь» и «Гео», иллюстрированные издания для молодежи и женщин. Политическим весом обладает выпускаемый в Гамбурге объединением Аугштейна еженедельник «Шпигель» (Der Spiegel — «Зеркало», тираж свыше млн. экз.). Газетно-издательское объединение в Мюнхене «Зюддойчер-ферлаг» (Suddeutscher-Verlag) издает ежедневную проправительственную газету «Зюдддойче цайтунг» («Южногерманская газета») и вечернюю «Абендцайтунг». Издательский концерн «Генрих Бауэр-ферлаг» (Heinrich Bauer-Verlag) принадлежит Генриху Бауэру. Наряду с «Грунер унд Яр» играет ведущую роль в выпуске иллюстрированных журналов. Издает иллюстрированные журналы: «Квик» (Quick — «Быстрый»), «Нойе ревю» (Neue Revue — «Новое обозрение»), «Пралине», еженедельную газету «Нойе блат» (Das Neue Blatt — «Новый листок»), еженедельный журнал «Браво». На рынке современных СМИ Германии можно выделить следующие моменты. Во-первых, существенных изменений в списке крупнейших десяти концернов страны не отмечается. Во-вторых, несколько замедлился процесс концентрации печати с дальнейшим укреплением позиций региональной прессы. В-третьих, сохранилась тенденция к некоторому повышению тиражей надрегиональной прессы за счёт её распространения и внедрения на востоке Германии. Сегодняшние особенности немецкой прессы - преобладание утренних газет и ярко выраженный региональный характер изданий: 95 процентов периодических изданий относятся к местным, что связано с многовековой феодальной раздробленностью страны, объединившейся лишь к концу XIX века. Добавим, что акцент на региональную информацию наблюдается и у центральной ежедневной печати ФРГ. К примеру, самая крупная по тиражу «Бильд-цайтунг» имеет 33 издания, отличающиеся друг от друга местной хроникой и локальными рекламными обращениями. В Германии существует более 500 информационных агентств, которые занимаются сбором общественно-политической информации. Самое крупное – ДПА («Дойче прессе агентур»).
В Германии существует абонементная плата за радио- и телевещание. Абонементная плата за радио введена 1 апреля 1924 года и составляла в течение длительного времени 2 марки. Сегодня в стране сложилась ситуация, когда частные радио- и телеканалы, основной источник функционирования которых - реклама, соседствуют с общественно-правовыми каналами (два главных общенациональных канала АРД и ЦДФ и местные земельные телецентры), финансируемыми преимущественно за счет ежемесячной абонементной платы телезрителей и радиослушателей. Интересно, что многие частные телекомпании ФРГ объявили в 1998 г. о том, что они намерены начать регулярно транслировать программы цифрового телевидения высокой четкости, что сулит подлинную «революцию в квартире». Частное теле- и радиовещание Германии функционирует с 1 января 1984 года, когда начали телевещание 3 программы – «САТ-1», «Мюзик-бокс» и «РТЛ-плюс». Программы «САТ-1» транслировались из Людвигсхавена, а уже с 1 января 1985 года – по космической связи. Видеопрограмма «Мюзик-бокс» с самого начала транслировалась через спутник и имела часовой блок на так называемом Открытом канале. «РТЛ-плюс» готовила и транслировала свои программы из Люксембурга. Постепенно они распространяли своё вещание на всю территорию Германии. В 1987 году на телерынке страны появилась продукция ТРК «Ойрока», которая через 2 года была преобразована в развлекательную «ПРО 7». Всего в Германии функционируют 15 частных телекомпаний. РТЛ-2 является многопрофильной программой, но рассчитана на молодёжь и юношество, в ней преобладают развлекательно-музыкальные программы. Особое место занимает «Премире», которая является платной: чтобы принимать её программы, необходимо купить абонемент. С февраля 1991 года она транслируется по всей Германии. В настоящее время действуют 3 новые коммерческие формы обслуживания телезрителей: - «pay per view», когда ТВ работает на персональных заказах, заказчик не оплачивает всю программу, а лишь то время, которое он фактически использует; - «video on demand», когда заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он указывает; - интерактивное телевидение, когда телезритель общается с телекомпанией по телевизору. Первые попытки такого общения привлекли внимание крупнейших сервисных фирм Германии. Согласно официальным данным, 15,1 миллиона человек Германии, то есть половина всех владельцев телеприёмников принимает кабельное телевидение и 8,2 миллиона – спутниковое. Телекомпании страны предлагают зрителям 27 теле-программ, из них 12 подготовлены общественно-правовыми и 15 частными ТРК. Если в 1987 г. западногерманские телезрители ежедневно затрачивали на просмотр программ в среднем 139 мин., а жители тогдашней ГДР - около 130 мин., то в 1997 г. «среднестатистический» немец в объединенной Германии проводил ежедневно перед телеэкраном более 180 мин. Контрольные вопросы для закрепления, размышления и обсуждения материала 1. Расскажите об особенностях фашистской политики в области СМИ. 2. Какова специфика германского нацизма в развитии теории пропаганды? 3. В чем заключалась специфика нацистской пропаганды в Германии? 4. Какова была специфика прессы в Третьем рейхе? 5. Расскажите о процессе радиовещания в национал–социалистической Германии. 6. Каковы структура и методы итальянской фашистской пропаганды? 7. Расскажите о журналистике Германии в послевоенные - 90-е годы. 8. Расскажите о журналистике ФРГ (1949 – 1990 гг.). 9. Расскажите о журналистике ГДР (1949-1990 гг.). 10. Какова Немецкая журналистика конца ХХ века?
![]() |