Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 7. Гостиничный продукт, особенности формирования качества услуг



Конспект лекци

В мировом туризме результат деятельности есть предложение туристского продукта. По сути, туристский продукт – это конечная услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны.

Туристский продукт представляет собой совокупность потребительных стоимостей с рекреационным эффектом, существующих в форме конкретных туристских и курортных товаров и услуг, которые произведены и имеются в наличии в данный момент для потребления в определенной природной и общественной среде. Все перечисленные особенности туристского продукта и его экономической сущности дает представление об особенностях деятельности в туризме и рекреации.

Гостиничный продукт в туристском комплексе является частью туристского продукта, формируемого туристским комплексом. При этом он либо входит в основные услуги, т.е. в турпакет обязательных услуг, оговоренных в турпутевке (ваучере) в случае оздоровительных туров, либо являются частью многочисленных дополнительных услуг туристского комплекса.

Гостиничному продукту наряду с общими специфическими характеристиками услуг присущи свои отличительные особенности.

Во-первых, спрос на гостиничные услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит также от политических и социальных условий.

Во-вторых, в связи с сезонными колебаниями спроса присутствует так называемый феномен насыщения. Вследствие этого могут быть выделены достаточно четко выраженные туристские зоны. Например, по фактору "солнце-море" – курорты Крыма, Кипра, Турции, Болгарии; по фактору "отдых-лечение" – Карловы Вары, Трускавец, Ессентуки; по фактору "спорт" – горнолыжные курорты, Домбай, Чехия и т.д.

В-третьих, предложение гостиничных услуг отличается не гибким производством. Они могут потребляться только непосредственно в месте их производства. Гостиница, аэропорт, спортивная база не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион. Они не могут в полной мере приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса.

В-четвертых, гостиничный продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.

Эти специфические особенности гостиничного продукта оказывают существенное влияние на маркетинг в туризме.

Гостиничный продукт состоит из множества компонентов, которые могут быть как осязаемым так и неосязаемыми. К осязаемым относятся продукты питания, одежда, туристское снаряжение и т.д. К неосязаемым относятся услуги, которые оказываются туристам, например, размещение в отеле, бронирование билетов, развлечение и т.д. Многие из благ, в которых нуждается потребитель, образованы самой природой (водные ресурсы, ландшафт, растительность и т.д.).

При создании гостиничного продукта разработчикам нужно воспринимать идею на трех уровнях.

- продукт по замыслу

- продукт в реальном исполнении

- продукт с подкреплением

I уровень. В основе любого гостиничного продукта лежит удовлетворение потребностей. Отсюда сердцевина продукта, представленная идеей или замыслом потребителя удовлетворить собственные туристские потребности, которые сформировались из его конкретных нужд, традиций, влиянием моды, рекламы, советов и других факторов. На этом этапе, сам продукт для потребителя еще не существует, клиент старается проанализировать суммарный показатель пользы и выгод, которые сулят ему гостиничные предприятия, предлагающие свой продукт. На первом этапе, формируется содержательная сторона туристского продукта, оговаривается полный набор услуг, в сознании потребителя идет сравнительный анализ предполагаемых выгод и фактической стоимости предполагаемого продукта.

II уровень. Гостиничный продукт в реальном исполнении. На этом этапе он уже существует реально, и потребитель может конкретно оценивать его свойства, характеристики, преимущества и недостатки. Реально существующий продукт наделен конкретными свойствами, поэтому вполне определим его уровень качества, степень комфортности, престижность, безопасность, благотворное влияние, экономичность. Рассматривая этот уровень, попробуем определить подходы к уровню качества продукта.

III уровень – это гостиничный продукт с подкреплением, подразумевает оказание всесторонней помощи клиенту, создание атмосферы доверия, предоставление полной и разносторонней информации о курортном продукте. Это может быть достигнуто путем высокого уровня качества обслуживания, высокой скорости обслуживания, консультациями и информационной поддержкой, неформальным общением с клиентом.

Особую роль в подкреплении туристского продукта имеет информационная база и комплекс информационных услуг представляемых гостиничным предприятием.

Жизненный цикл услуги – это концепция, которая пытается описать сбыт продукта, прибыль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления услуги на рынке и до ухода с рынка.

Концепция жизненного цикла была разработана Теодором Левиттом и впервые опубликована в 1965 году. Впоследствии она получила широкое применение у теоретиков и практиков маркетинга во всем мире.

Как и любой продукт, туристский и спортивно-оздоровительный продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий, которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли.

 
 


Объем продаж

 

Кривая затрат Кривая продаж

Кривая прибыли

 

 
 

 


Внедрение Рост Зрелость Спад Время

Рис 12. Жизненный цикл туристских и гостиничных продуктов

 

Первая стадия внедрения продукта, включает в себя фазу разработки продукта и фазу его «запуска».

Фаза разработки это период исследований, то есть это проектирование продукта или услуги. На этом этапе дается описание услуги, рассчитывается ее стоимость, разрабатываются подходы к рекламе и информации.

Фаза «запуска» начинается с момента представления туристского продукта его целевой аудитории. В этот период наблюдается как правило медленный темп оборота продукта, прибыль либо отсутствует, либо незначительна, у персонала гостиничного предприятия возникают трудности с использованием данного продукта. На этой стадии затраты на маркетинг туристского продукта максимальны, так как через рекламу и информацию следует добиться максимальной осведомленности клиентуры о новом продукте.

Вместе с тем на данном этапе практически отсутствует конкуренция.

Стадия роста характеризуется быстрым увеличением объема сбыта и прибыли, большая часть потребителей проявляет непосредственный интерес к продукту, хотя затраты на маркетинг еще довольно высокие, но их доля в общих издержках гостиничного предприятия снижается.

На этой стадии значительно увеличивается конкуренция, а маркетинговые усилия концентрируются на формировании у потребителей убежденности в качестве туристского продукта. Характерно, что те гостиничные предприятия, которые раньше других приступили к развитию данного продукта имеют более значительные конкурентные преимущества, однако это не освобождает их от забот о дальнейшем совершенствовании турпродукта, так как "опоздавшие" предприятия будут стремиться всячески улучшить вводимый продукт, стремясь занять лидирующие положение на рынке.

На стадии роста рекреационное предприятие должно четко определить целевой сегмент рынка и вести работу по проникновению на новые сегменты.

Стадия зрелости характеризуется замедлением роста сбыта и его стабилизацией, круг потребителей почти не расширяется.

Кроме того, на этой стадии отчетливо проявляется "феномен верности", еще раз воспользоваться предлагаемым туристским продуктом (например, еще раз посетить страну, гостиницу, санаторий и т.д.).

На стадии зрелости, объем получаемой прибыли снижается, хотя пока еще остается достаточно высоким, поэтому гостиничное предприятие заинтересовано в продлении этого этапа.

На этой стадии основные усилия гостиничного предприятия направляются на удержание рыночной доли и увеличение потребления данного продукта посредством его совершенствования и возможного нового позиционирования на рынке. Если такие мероприятия не производить, то продукт может потерять свои позиции на рынке и оказаться на стадии спада.

Стадия спада означает наступление такого момента, когда рекреационно-туристская сфера начинает пресыщаться данным продуктом. Происходит устойчивое падение объемов сбыта и снижение размеров получаемой прибыли. Падение спроса на туристские и гостиничные продукты объяснимо разными причинами: появление на рынке других более совершенных товаров и услуг, исчезновение потребностей, которые удовлетворялись этим продуктом, сменой моды и д.р. Наиболее частой причиной является смена предпочтений в области туризма и отдыха.

Однако стадия спада длительна, поэтому необходима правильная политика по совершенствованию и диверсификации продукта, а также по развитию программ сбыта, которые позволят адаптироваться к новым потребностям.

Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная продуктовая стратегия

Продуктовая стратегия это разработка направлений оптимизации продуктового ряда и определения ассортимента туристских продуктов, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности гостиничного предприятия в целом.

Продуктовая стратегия предприятия разрабатывается на перспективу и предусматривает решение принципиальных задач:

- оптимизация структуры ассортимента предлагаемых продуктов и услуг.

- разработка и внедрение продуктов – новинок.

Сам процесс формирования продуктовой стратегии гостиничного предприятия условно можно представить следующими блоками:

- разработка базового уровня туристского продукта.

- разработка комплекса дополнительных услуг.

- формирование пакета туристских услуг.

- разработка туристских продуктов-новинок.

- разработка специализированных туристских продуктов.

Ассортиментная политика – это определение набора видов разновидностей продуктов и услуг, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающей экономическую эффективность и конкурентоспособность деятельности предприятия.

Под структурой ассортимента туристских продуктов и услуг понимают удельный вес каждого продукта (услуги) в общем ассортименте.

Маркетинговая концепция формирования ассортимента базируется на рациональном разнообразии продуктов и услуг, однако, туристские продукты следует систематизировать в группы:

- основная - продукты и услуги, приносящие основную прибыль и находящиеся в стадии роста,

- поддерживающая - продукты и услуги, стабилизирующие доходы и находящиеся в стадии зрелости,

- стратегическую - продукты и услуги, которые должны обеспечить будущие прибыли, внедряемые на рынок,

- тактическую – продукты и услуги, призванные стимулировать продажи основных групп и находящиеся, как правило, в стадии роста и зрелости,

- перспективную – продукты – новинки, находящиеся на стадии апробации.

Важным подходом является рациональное сочетание всех представленных групп, однако, удельный вес продуктов основной группы должен быть самым значительным (70-80%). Однако соотношение ассортиментных групп находится в зависимости от выбранной гостиницей маркетинговой стратегии.

Любая фирма, приступающая к существенному обновлению своего предложения, сможет выбрать один из вариантов:

- купить информацию о новом продукте по контракту или лицензии;

- разработать новый продукт;

- модифицировать освоенный продукт;

- привлечь партнеров для разработки нового продукта.

В практике туристского бизнеса любой из предложенных вариантов может быть использован, однако разрабатывать новые торговые марки под силу только крупным гостиничным корпорациям, в этой связи можно отметить, что корпоративные продукты – новинки используются всеми предприятиями, принадлежащими этой корпорации. Разработка продукта – новинки включает в себя этапы:

- поиск идей;

- отбор идей;

- разработка замысла продукта и его проверка;

- разработка стратегии маркетинга;

- бизнес-анализ маркетинговых возможностей;

- разработка продукта;

- испытание продукта в рыночных условиях.

В условиях быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции гостиничного предприятия не может полагаться только на существующий продукт. Потребитель ждет новизны, следовательно, разработка новых продуктов есть важный элемент маркетинга.

Однако риск работы с новинками велик, до 18% новинок терпит крах на рынке, причины:

- неправильное определение потребностей;

- неверная оценка емкости рынка;

- завышенная цена;

- плохая реклама и т.д.

 

Практическое занятие: Гостиничный продукт, особенности формирования качества услуг

 

1. Структура уровней продукта

2. Понятие ассортимента туристских и гостиничных продуктов и услуг

3. Разработка нового туристского продукта.

4. Основные этапы процесса разработки нового продукта

5. Концепция жизненного цикла продуктов

 

Литература

основная: 3

дополнительная: 1,2,3,7

 

 



Просмотров 5955

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!