![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Электролитическая диссоциация
Содержание работы Целью работы является экспериментальное изучение процесса электролитической диссоциации, наблюдение электропроводности растворов некоторых электролитов и установление факторов,нарушающих равновесие в растворах электролитов. Электролитическая диссоциация - процесс распада электролита на ионы - катионы и анионы - при растворении в воде или других растворителях. Электролиты -_это вещества,растворы и расплавы которых проводят электрический ток. Электролиты, диссоциирующие в растворах не полностью, называются слабыми электролитами. В их растворах устанавливается равновесие между недиссоциированными молекулами и продуктами их диссоциации - ионами.
Константа равновесия связана с концентрациями соответствующих частиц соотношением : Константа диссоциации не зависит от концентрации раствора. Степень диссоциации электролита - это доля его молекул, подвергнувшихся диссоциации, т.е. отношение числа молекул, распавшихся на ионы, к общему числу молекул электролита в растворе. Понятие степени диссоциации неприменимо к сильным электролитам, т.к. они в водных растворах диссоциированы практически полностью. Закон разбавления Оствальда связывает константу и степень диссоциации в соотношение: где См - молярная концентрация
Для растворов, в которых диссоциация электролита мала и величиной α. в знаменателе можно пренебречь, уравнение закона Оствальда упрощается:
На сдвиг равновесия влияет изменение концентрации одного из ионов, находя- щихся в растворе. При увеличении концентрации этих ионов они могут связываться с ионами противоположного знака, и следовательно, приводить к уменьшению степени диссоциации этого электролита. Наоборот, уменьшение концентрации одного из ионов вызывает диссоциацию нового количества молекул. Другими словами, диссоциация электролита уменьшается от введения в раствор одноименных ионов.
Порядок выполнения работы Об относительной силе электролита можно судить по электропроводности его раствора или по химической активности в реакциях. Задание 1. Изучение влияния концентрации природы электролита, характера растворителя на степень диссоциации. Опыт 1.Сравнение электропроводности растворов некоторых электролитов. Угольные электроды, укрепленные на деревянной дощечке, опустить в стакан вместимостью 50 мл и включить их в цепь последовательно с электрической лампочкой. Вставить вилку в штепсель. В стакан с электродами налить 20-30 мл дистиллированной воды. Загорается ли лампочка? Проводит ли вода электрический ток? 1. Внести в стакан с водой 4-5 микрошпателей измельченного сахара. Является ли проводником раствор сахара? Перенести электроды в стакан с дистиллированной водой и промыть их. 2. В сухой стакан насыпать поваренную соль так, чтобы она покрыла дно стакана. Опустить в соль электроды. Проводит ли ток сухая соль? Прилить 20 мл дистиллированной воды. Что наблюдается? Промыть электроды дистиллированной водой. Объяснить, почему сухая соль и дистиллированная вода, взятые в отдельности, тока не проводят, а раствор соли является проводником тока. 3. В четыре стакана налить по 20 мл 0,1 н растворов последовательно: НСl, NаОН, СН3СООН и NH4OН. Испытать электропроводность этих растворов с помощью электродов и лампочки. По степени накала лампочки сделать вывод о силе этих растворов. 4. Слить вместе растворы СНзСООН и NH3 Испытать электропроводность полученного раствора. Объяснить разницу в степени накала лампочки в этом случае и при прохождении тока через растворы уксусной кислоты и аммиака, взятые отдельно. Опыт 2. Характер диссоциации гидроксидов. В 5 пробирок внести по 4-5 капель 0,5 н растворов: в 1 – MgCl2 во 2 – АlCl3 в 3- Na2SiO3 в 4- NiSO4 в 5- ZnSO4 В 1, 2, 4, 5 пробирки прибавить по несколько капель (до начала образования осадков) 0.5 н раствора щелочи. В 3-ю пробирку внести 2н- раствора НС1. Разделить содержимое каждой пробирки на 2 части; к первой половине прилить 4-5 капель 0,5 н раствора НСl, ко второй - 6-8 капель 0,5 н раствора щелочи. Определить химический характер гидроксидов (в обеих ли пробирках сохранился осадок)? Кислотными, основными, или амфотерными свойствами они обладают? Каковы их химические свойства? Записать в виде таблицы данные, полученные в холе этого опыта.
Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне ионов Al+3 Si+4 В прямой или обратной зависимости находится усиление кислотных свойств гидроксидов от степени окисления? Сделать общий вывод о влиянии радиуса, заряда и внешней электронной оболочки на характер диссоциации.
Задание 2. Сравнение химической активности кислот.
![]() |