![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ А.З.Фахрутдинова
ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ Учебное пособие для студентов всех форм обучения по специальности ‑ 080504.65
Новосибирск 2013
Издается в соответствии с планом учебно-методической работы Рецензенты: О.А.Донских — д-р филос. наук, зав. кафедрой философии НГАЭиУ; Г.С.Пошевнев — д. филос.н., зав. кафедрой социологии и социального управления Сибирского института управления – филиала РАНХиГС. Фахрутдинова А.З. Принятие и исполнение государственных решений/ учебное пособие, Фахрутдинова А.З.— Новосибирск: изд-во СибАГС, 2013г.— Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения для изучения дисциплины базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО «Принятие и исполнение государственных решений» по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр"). Учебное пособие является новым изданием, содержит тексты лекций по 3 основным разделам дисциплины, задания и контрольные вопросы к главам, списки нормативных правовых актов и литературу по каждой теме.
СИУ‑ Филиал РАНХиГС, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 6 Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений. 15 Тема 1.1. Решения в государственном управлении. 15 §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления. 15 §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений 22 §3. Процесс принятия решений. 32 Тема 1.2. Становление теории принятия решений. 46 §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории. 46 §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений 53 §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений 61 §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений. 70 Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений. 76 Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения. 76 §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения. 76 §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений 80 §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения. 88 §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений 97 Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений 108 §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения. 108 §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений 110 §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений 119 §4. Технологии и методы контроля государственных решений 127 §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ 136 Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений. 145 Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений. 145 §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений. 145 §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений. 156 Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве 177 §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений. 177 §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений. 187 §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве. 196 Заключение. 207
Введение
Уважаемые студенты и слушатели! Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения для изучения дисциплины базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО «Принятие и исполнение государственных решений» по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр"). Учебное пособие является новым изданием, содержит тексты лекций по 3 основным разделам дисциплины, задания и контрольные вопросы к главам, списки нормативных правовых актов и литературу по каждой теме. Дисциплина «Принятие и исполнение государственных решений» является дисциплиной базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр"). Программа предназначена для студентов всех форм обучения. Изучение процесса принятия и исполнения государственных решений базируется на знаниях, полученных в рамках дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)», «Теория организации», «Введение в специальность», дисциплины математического и естественнонаучного цикла «Методы принятия управленческих решений», дисциплины профессионального цикла: «Теория управления», «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Конституционное право», «Административное право», «Прогнозирование и планирование», «Этика государственной службы», «Социальная психология», «Деловые коммуникации», «История государственного управления». При изучении дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» студенты должны, получить представления о существующих подходах к изучению принятия государственных решений, знания о способах анализа на всех этапах его разработки, научиться использовать полученные знания в контексте решения задач государственного и муниципального управления. В соответствие с положениями ФГОС ВПО по направлению ГМУ (квалификация (степень) "бакалавр") освоение дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» предполагает формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции (ОК): ¾ стремлением работать на благо общества (ОК-1) ¾ пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5); ¾ способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6); ¾ владением основными способами и средствами информационного ¾ взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8); ¾ способности принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК 15); Профессиональные компетенции (ПК): ¾ умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2); ¾ умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3); ¾ способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4); ¾ способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5) ¾ способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9); ¾ умением правильно применять нормы права (ПК-10); ¾ способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания ¾ процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11); ¾ умением определять параметры качества управленческих решений и ¾ осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать ¾ корректирующие меры (ПК-12). ¾ умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2); ¾ умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3); ¾ способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4); ¾ способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5); ¾ способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6); ¾ умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7); ¾ умением правильно применять нормы права (ПК-10) ¾ умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12) ¾ умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16); ¾ умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18); ¾ способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20) ¾ знанием и умением адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21) ¾ умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24); ¾ умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25); ¾ умением устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-28); ¾ умением находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31); ¾ умением предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33); ¾ способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34); ¾ способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-35) ¾ умением выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39); ¾ способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40); ¾ способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42); ¾ способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44); ¾ способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48). Должны быть сформированы дополнительные компетенции, соответствующие миссии и региональным особенностям реализации образовательной программы в вузе: Общекультурные дополнительные компетенции: ¾ умения учитывать влияние региональных социокультурных факторов на процесс принятия и исполнения государственных решений при его разработке; Профессиональные дополнительные компетенции (ПДК): ¾ способности синтезировать формальные и неформальные аспекты анализа процесса принятия и исполнения государственных решений; ¾ умения синтезировать знания прескриптивного и дескриптивного подходов при решении практических задач разработки и исполнения государственных решений. Цель дисциплины: формирование компетенций по разработке и исполнению государственных решений. Исходя из цели, учебная дисциплина предполагает решение следующих задач: 1. представить подходы к изучению государственных решений; 2. дать представление о методологии, моделях, основных этапах рационального процесса принятия и исполнения государственных решений; 3. дать знания о возможных технологиях, алгоритмах и методах анализа проблемной ситуации, постановки целей; прогнозирования и выбора альтернатив при разработке государственного решения, а также о методах контроля исполнения и оценки его эффективности; 4. дать знания о факторах, влияющих по поведение лица, принимающего решения, и исполнителей на всех этапах разработки, исполнения и контроля исполнения государственного решения; 5. сформировать навыки практической реализации полученных знаний; 6. выработать установку и навыки использования рациональных технологий с учетом влияния социокультурных и психологических факторов при разработке и исполнении государственных решения. По окончании изучения дисциплины студент должен: ¾ иметь представление о: ¾ истории становления теории принятия решений и теории государственных решений; ¾ существующих современных подходах к изучению процесса принятия государственных решений; ¾ особенностях нормативного и дескриптивного подходов к принятию и исполнению государственных решений; ¾ знать: ¾ основные положения, ограничения, модели и методы нормативной и дескриптивной теории принятии решений и теории государственных решений; ¾ возможные технологии, алгоритмы и методы анализа проблемной ситуации, постановки целей; прогнозирования и выбора альтернатив при разработке государственного решения, а также о методах контроля исполнения и оценки его эффективности; ¾ факторы, влияющие по поведение лица, принимающего решения, и исполнителей на всех этапах разработки, исполнения и контроля исполнения государственного решения ¾ уметь применять: ¾ технологии и методы анализа и диагностики проблемы; ¾ технологии и методы целеполагания и формирования альтернатив; ¾ технологии и методы прогнозирования; ¾ технологии и методы выбора альтернатив; ¾ технологии методы реализации государственного решения и оценки результата. ¾ Владеть навыками: ¾ выявления и анализа факторов отклонения от норм права и рациональных технологий при разработке и исполнении государственных решения; ¾ использования рациональных технологий с учетом влияния социокультурных и психологических факторов при разработке и исполнении государственных решения; ¾ синтеза формальных и неформальных аспектов при разработке и исполнении государственных решения Литература, которой вы можете пользоваться при изучении дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» представлена в двух формах. Во-первых, в тексте каждой лекции содержаться сноски на использованную литературу. Во-вторых, в конце текста каждой лекции приводится список основной и дополнительной литературы для углубленного изучения темы, подготовки к семинарским занятиям, экзаменам, зачетам и для написания контрольной работы. Следует отметить, что в связи с учебным характером издания, использованные научные и учебные материалы не представлена в полной мере через цитирование и ссылки в тексте, а отражена в списках литературы. При самостоятельной подготовке вы можете воспользоваться заданиями и контрольными вопросами. Задания представлены в конце каждого параграфа и направлены на закрепление знаний с опорой в основном на репродуктивную функцию мышления. Контрольные вопросы, предложенные в конце каждой темы, имеют аналитический и творческий характер и направлены на применение знаний к решению конкретных проблем вопросов, выработку практических навыков прогнозирования. В тексте пособия располагаются специальные пиктограммы, призванные облегчить работу с текстом. Значения пиктограмм следующие: ! — задание, направленные на проверку понимания и закрепление материала þ — пример, поясняющий и иллюстративный материал; & — цитата со ссылкой на работу. Желаем вам успешно освоить дисциплину «Принятие и исполнение государственных решений» и использовать полученные вами знания при решении реальных проблем.
Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений
![]() |