Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

А.З.Фахрутдинова

 

ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

Учебное пособие

для студентов всех форм обучения

по специальности ‑ 080504.65
«Государственное и муниципальное управление»

 

Новосибирск 2013


 

Издается в соответствии с планом учебно-методической работы

Рецензенты:

О.А.Донских — д-р филос. наук, зав. кафедрой философии НГАЭиУ;

Г.С.Пошевнев — д. филос.н., зав. кафедрой социологии и социального управления Сибирского института управления – филиала РАНХиГС.

Фахрутдинова А.З.

Принятие и исполнение государственных решений/ учебное пособие, Фахрутдинова А.З.— Новосибирск: изд-во СибАГС, 2013г.—

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения для изучения дисциплины базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО «Принятие и исполнение государственных решений» по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр").

Учебное пособие является новым изданием, содержит тексты лекций по 3 основным разделам дисциплины, задания и контрольные вопросы к главам, списки нормативных правовых актов и литературу по каждой теме.

 

 

СИУ‑ Филиал РАНХиГС, 2013


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 6

Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений. 15

Тема 1.1. Решения в государственном управлении. 15

§1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления. 15

§2. Виды, формы и стили принятия государственных решений 22

§3. Процесс принятия решений. 32

Тема 1.2. Становление теории принятия решений. 46

§1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории. 46

§2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений 53

§3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений 61

§4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений. 70

Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений. 76

Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения. 76

§1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения. 76

§2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений 80

§3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения. 88

§4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений 97

Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений 108

§1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения. 108

§2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений 110

§3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений 119

§4. Технологии и методы контроля государственных решений 127

§5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ 136

Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений. 145

Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений. 145

§1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений. 145

§2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений. 156

Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве 177

§1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений. 177

§2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений. 187

§3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве. 196

Заключение. 207

 

 


Введение

 

Уважаемые студенты и слушатели!

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения для изучения дисциплины базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО «Принятие и исполнение государственных решений» по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр").

Учебное пособие является новым изданием, содержит тексты лекций по 3 основным разделам дисциплины, задания и контрольные вопросы к главам, списки нормативных правовых актов и литературу по каждой теме.

Дисциплина «Принятие и исполнение государственных решений» является дисциплиной базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр"). Программа предназначена для студентов всех форм обучения.

Изучение процесса принятия и исполнения государственных решений базируется на знаниях, полученных в рамках дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)», «Теория организации», «Введение в специальность», дисциплины математического и естественнонаучного цикла «Методы принятия управленческих решений», дисциплины профессионального цикла: «Теория управления», «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Конституционное право», «Административное право», «Прогнозирование и планирование», «Этика государственной службы», «Социальная психология», «Деловые коммуникации», «История государственного управления».

При изучении дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» студенты должны, получить представления о существующих подходах к изучению принятия государственных решений, знания о способах анализа на всех этапах его разработки, научиться использовать полученные знания в контексте решения задач государственного и муниципального управления.

В соответствие с положениями ФГОС ВПО по направлению ГМУ (квалификация (степень) "бакалавр") освоение дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» предполагает формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

¾ стремлением работать на благо общества (ОК-1)

¾ пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

¾ способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

¾ владением основными способами и средствами информационного

¾ взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

¾ способности принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК 15);

Профессиональные компетенции (ПК):

¾ умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);

¾ умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);

¾ способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);

¾ способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5)

¾ способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

¾ умением правильно применять нормы права (ПК-10);

¾ способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания

¾ процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);

¾ умением определять параметры качества управленческих решений и

¾ осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать

¾ корректирующие меры (ПК-12).

¾ умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);

¾ умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);

¾ способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);

¾ способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

¾ способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6);

¾ умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);

¾ умением правильно применять нормы права (ПК-10)

¾ умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12)

¾ умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

¾ умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);

¾ способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20)

¾ знанием и умением адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21)

¾ умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);

¾ умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25);

¾ умением устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-28);

¾ умением находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31);

¾ умением предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33);

¾ способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34);

¾ способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-35)

¾ умением выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39);

¾ способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40);

¾ способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);

¾ способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44);

¾ способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48).

Должны быть сформированы дополнительные компетенции, соответствующие миссии и региональным особенностям реализации образовательной программы в вузе:

Общекультурные дополнительные компетенции:

¾ умения учитывать влияние региональных социокультурных факторов на процесс принятия и исполнения государственных решений при его разработке;

Профессиональные дополнительные компетенции (ПДК):

¾ способности синтезировать формальные и неформальные аспекты анализа процесса принятия и исполнения государственных решений;

¾ умения синтезировать знания прескриптивного и дескриптивного подходов при решении практических задач разработки и исполнения государственных решений.

Цель дисциплины: формирование компетенций по разработке и исполнению государственных решений.

Исходя из цели, учебная дисциплина предполагает решение следующих задач:

1. представить подходы к изучению государственных решений;

2. дать представление о методологии, моделях, основных этапах рационального процесса принятия и исполнения государственных решений;

3. дать знания о возможных технологиях, алгоритмах и методах анализа проблемной ситуации, постановки целей; прогнозирования и выбора альтернатив при разработке государственного решения, а также о методах контроля исполнения и оценки его эффективности;

4. дать знания о факторах, влияющих по поведение лица, принимающего решения, и исполнителей на всех этапах разработки, исполнения и контроля исполнения государственного решения;

5. сформировать навыки практической реализации полученных знаний;

6. выработать установку и навыки использования рациональных технологий с учетом влияния социокультурных и психологических факторов при разработке и исполнении государственных решения.

По окончании изучения дисциплины студент должен:

¾ иметь представление о:

¾ истории становления теории принятия решений и теории государственных решений;

¾ существующих современных подходах к изучению процесса принятия государственных решений;

¾ особенностях нормативного и дескриптивного подходов к принятию и исполнению государственных решений;

¾ знать:

¾ основные положения, ограничения, модели и методы нормативной и дескриптивной теории принятии решений и теории государственных решений;

¾ возможные технологии, алгоритмы и методы анализа проблемной ситуации, постановки целей; прогнозирования и выбора альтернатив при разработке государственного решения, а также о методах контроля исполнения и оценки его эффективности;

¾ факторы, влияющие по поведение лица, принимающего решения, и исполнителей на всех этапах разработки, исполнения и контроля исполнения государственного решения

¾ уметь применять:

¾ технологии и методы анализа и диагностики проблемы;

¾ технологии и методы целеполагания и формирования альтернатив;

¾ технологии и методы прогнозирования;

¾ технологии и методы выбора альтернатив;

¾ технологии методы реализации государственного решения и оценки результата.

¾ Владеть навыками:

¾ выявления и анализа факторов отклонения от норм права и рациональных технологий при разработке и исполнении государственных решения;

¾ использования рациональных технологий с учетом влияния социокультурных и психологических факторов при разработке и исполнении государственных решения;

¾ синтеза формальных и неформальных аспектов при разработке и исполнении государственных решения

Литература, которой вы можете пользоваться при изучении дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» представлена в двух формах. Во-первых, в тексте каждой лекции содержаться сноски на использованную литературу. Во-вторых, в конце текста каждой лекции приводится список основной и дополнительной литературы для углубленного изучения темы, подготовки к семинарским занятиям, экзаменам, зачетам и для написания контрольной работы. Следует отметить, что в связи с учебным характером издания, использованные научные и учебные материалы не представлена в полной мере через цитирование и ссылки в тексте, а отражена в списках литературы.

При самостоятельной подготовке вы можете воспользоваться заданиями и контрольными вопросами. Задания представлены в конце каждого параграфа и направлены на закрепление знаний с опорой в основном на репродуктивную функцию мышления. Контрольные вопросы, предложенные в конце каждой темы, имеют аналитический и творческий характер и направлены на применение знаний к решению конкретных проблем вопросов, выработку практических навыков прогнозирования.

В тексте пособия располагаются специальные пиктограммы, призванные облегчить работу с текстом. Значения пиктограмм следующие:

! — задание, направленные на проверку понимания и закрепление материала

þ — пример, поясняющий и иллюстративный материал;

& — цитата со ссылкой на работу.

Желаем вам успешно освоить дисциплину «Принятие и исполнение государственных решений» и использовать полученные вами знания при решении реальных проблем.

 


 

Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений



Просмотров 2651

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!