![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Для самостоятельной работы студентов
Государственное бюджетное профессиональное образовательное Учреждение КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ для самостоятельной работы студентов
Сестринское дело при инфекционных болезнях /автор-составитель Журавлев В.И.; ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж». Курган: КБМК, 2014г.-470 с. Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» Автор-составитель: Журавлёв Владимир Иннокентьевич,преподаватель высшей квалификационной категории профессиональных дисциплин ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» Рецензенты:
Булатова Т.Е., кандидат биологических наук, доцент кафедра психологии и здоровьесбережения ГАОУ «Институт развития образования и социальных технологий» Трохова В.Г., кандидат медицинских наук, преподаватель профессиональных дисциплин ГПБОУ «Курганский базовый медицинский колледж»
Сборник составлен в соответствии с требованиями ФГОС – 3,4 поколения по: ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях для специальности 060109/34.02.01 «Сестринское дело Опробовано на втором и третьем курсе отделения «Сестринское дело» в Курганском базовом медицинском колледже. Рекомендуется в качестве учебника для студентов базового и повышенного уровня колледжей и училищ
©Журавлев В.И., 2014 © ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», 2014
Введение Несмотря на все возрастающее число врачей различных специальностей (инфекционистов, эпидемиологов, микробиологов и других), и успехи современной медицины, заболеваемость инфекционными болезнями остается на высоком уровне и тенденций ее снижения не наблюдается. Сейчас инфекционные болезни составляют 50-60% от числа всех болезней, которыми страдает человечество. Структура же лечебной службы России такова, что инфекционным больным впервые приходится обращаться не к инфекционисту поликлиники или стационара, а к медицинским работникам первого звена здравоохранения – фельдшерам ФАП, здравпунктов, «Скорой помощи», участковым терапевтам и педиатрам и часто доля инфекционных больных в их работе становится преобладающей, особенно в период эпидемического подъема. Медицинские работники первого звена в своем подавляющем большинстве не обладают необходимыми знаниями диагностики, терапии и организации противоэпидемических мероприятий в очагах. Госпитализация большинства больных в специализированные стационары не обязательна, и их приходится изолировать и лечить в условиях домашнего стационара, что и предопределяет настоятельную необходимость коренного улучшения уровня подготовки специалистов первого звена, и в том числе средних медицинских работников по инфекционным болезням. Успешная и своевременная диагностика, лечение и профилактика инфекционных болезней только тогда, когда высоким уровнем знаний будут обладать не только медицинские работники специализированных инфекционных отделений, но и все медицинские работники первого звена здравоохранения, а также врачи и медицинские сестры других неспециализированных терапевтических и хирургических отделений. Важной и ответственной остается роль средних медицинских работников, особенно в сельских районах, где они первыми сталкиваются с инфекционными больными. От их знаний современной клиники болезни во многом зависит своевременность диагностики, адекватность лечения и действенность профилактики. Настоящее учебно-практическое пособие написано и адаптировано для первого звена здравоохранения. В пособии дана характеристика наиболее часто встречающихся инфекционных болезней, систематизированы и даны краткие справки по истории их изучения, современные клинические характеристики течения, критерии постановки диагноза, отличительные особенности ухода, лечения, профилактики и проведение противоэпидемических мероприятий в очагах. Пособие позволит студентам средних специальных медицинских учебных заведений изучить данную медицинскую дисциплину, с учетом современного медико-социального подхода к пациенту, основываясь на биоэтических принципах ухода и лечения. Пособие написано таким образом, что кроме теоретических, познавательных знаний, студенты получат достаточный объем знаний по уходу за больными с конкретной инфекционной патологией, тактике ведения больного на догоспитальном этапе, диагностика осложнений и своевременности оказания неотложной помощи. Большое место в пособии уделено проблемам взаимоотношения медицинских работников и больных, изложены правила техники безопасности при конкретных заболеваниях (при уходе за больными, проведении медицинских манипуляций и первые профилактические мероприятия при их нарушении). В пособии большое внимание уделено специфической и особенно неспецифической профилактике инфекционных болезней, перечислена документация, которую должны вести средние медицинские работники при работе с инфекционным больным. В заключение хочется добавить, что пособие не должно являться единственным учебным материалом в библиотеке среднего медицинского работника. Аббревиатуры НЬ — гемоглобин HBcAg — сердцевинный антиген вирусного гепатита В HbeAg — внутренний антиген вирусного гепатита В HbsAg — поверхностный антиген вирусного гепатита В Н В — внутренний антиген х вирусного гепатита В АД — артериальное давление АЛТ — аланинаминотрансфераза ACT — аспартатаминотрансфераза ВБИ — внутрибольничная инфекция ВГА — вирусный гепатит А ВГВ — вирусный гепатит В ВГС — вирусный гепатит С ВГД — вирусный гепатит D ВГЕ — вирусный гепатит Е ВГС — вирусный гепатит G ВИЧ — вирус иммунодефицита человека ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения ГЗТ — гиперчувствительность замедленного типа ДВС-синдром — синдром диссеминированного внутрисосудистого свёртывания ДДУ — детское дошкольное учреждение ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота ЖКТ — желудочно-кишечный тракт ИВЛ — искусственная вентиляция лёгких ИТШ — инфекционно-токсический шок ИФА — иммуноферментный анализ ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение ОПН — острая почечная недостаточность ОРВИ — острая респираторная вирусная инфекция ПТИ — пищевая токсикоинфекция ПЦР — полимеразная цепная реакция РА — реакция агглютинации РИА — радиоиммунологический анализ РИФ — реакция иммунофлюоресценции РН — реакция нейтрализации РНГА — реакция непрямой гемагглютинации РНИФ — реакция непрямой иммунофлюоресценции РНК — рибонуклеиновая кислота РПИ — расширенная программа иммунизации PC-инфекция — респираторно-синцитиальная инфекция РСК — реакция связывания комплемента РТГА — реакция торможения гемагглютинации СГМ — социально-гигиенический мониторинг СОЭ — скорость оседания эритроцитов СПИД — синдром приобретённого иммунодефицита УЗИ — ультразвуковое исследование ЦНС — центральная нервная система ЭАКП — энтероадгезивная кишечная палочка ЭГКП — энтерогеморрагическая кишечная палочка ЭИКП — энтероинвазивная кишечная палочка ЭКГ — электрокардиография
![]() |