Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Отношения капиталистических стран с государствами, находящимися на докапиталистической стадии развития 5 часть



Международный режим может быть формально установлен (система Бреттон-Вудса, ГАТТ) или же может существовать неформально. Режимы могут быть глобальными (МАГАТЭ) и региональными (валютная система ЕС).

Что же такое международный режим! Понятие международный режим появилось в начале 1970-х гг. (Ругги). Оно относится, главным образом, к государствам, но оказывает воздействие также и на неправи­тельственные субъекты по самому широкому кругу проблем.

В литературе не существует единого определения международного режима. Кеохейн и Най понимают под ним

«регулирование и контроль транснациональных и межправительственных отношений посредством принятия правил и процедур, а также определенных институтов для определенного вида деятельности»1.

1. Keohane, Robert O. and Nye Joseph S. Power and Interdependence: World Politics in Transition. Boston, 1977. Р. 5.


Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики

Эрнст Хаас определяет режим как

«нормы, правила и процедуры, согласованные с целью регулирования какой-либо сферы».

Наиболее полное определение международных режимов дает Оран Янг. Он рассматривает их в каче­стве социальных институтов, определяющих действия тех, кто заинтересован в регулировании определенных сфер деятельности.

Режимы могут иметь или не иметь какую-либо структуру и соответственно существовать или не существовать в форме международных организаций. Ядром любого режима является «свод правил и норм»2.

Янг подчеркивает, что международный режим формируется суверенными государствами, а его вли­яние распространяется и на частные компании (например, рыболовецкие предприятия, банки, авиаком­пании).

В целом международные режимы представляют собой сообщества, члены которых стремятся к реализации своих интересов посредством распространения и закрепления определенных, ценно­стей (например, необходимость защиты рыбных ресурсов, нераспространение ядерного оружия и др.)

Как уже отмечалось, международные организации и международные режимы имеют своей целью укрепление сотрудничества между государствами. Они могут основываться на международных согла­шениях, предполагающих учреждение институтов и т.д. Однако цели и задачи международных организа­ций, как правило, намного шире. Кроме того, структура режимов более подвижна, и они в большей степе­ни подвержены изменениям3.

Оригинальная концепция режимов представлена Артуром Стейном, посвятившим одну из своих книг феномену сотрудничества4.

Концептуализация режимов, предложенная Стейном, основывается на том, что международные отно­шения представляют собой взаимодействие суверенных государств, имеющих своей целью самосохра­нение, причем для достижения последнего в конечном счете необходимо полагаться на собственные силы и быть готовым применить силу. Такую ситуацию обычно определяют при помощи весьма популяр­ной метафоры — анархии.

Любой результат взаимодействия государств, принимающих независимые решения, есть производное их интересов и предпочтений. В зависимости от этих интересов результат может варьироваться от конф­ликта до полной гармонии. Такое независимое поведение государств и его результаты есть след­ствие обычных международных отношений, а не режимов. Гонка вооружений, например, режимом не является, хотя решение сторон продиктованы непосредственными шагами друг друга. До тех пор пока поведение государств на международной арене определяется ничем не связанным и независимым спосо­бом принятия решений, не может идти речи о наличии международного режима5.

Режим появляется тогда, когда возникает взаимодействие сторон, обусловленное наличием общих интересов, лли же когда оно основывается на совместном принятии решений. Наиболее общим примером режима является собственно общество отдельно взятой страны. Даже самое свободное и наиболее от­крытое общество не дает полной свободы индивидуализму и рынку. Функционирование рыночной эконо­мики требует разработки, принятия и соблюдения комплекса прав собственности, конкуренции и т.д. Об­щество, основанное на договоре его граждан, в том числе и о возможности использования силы для разрешения споров, образует режим в силу того, что оно ограничивает свободу поведения своих граждан.

В международных отношениях необходимости в создании режима не возникает, если каждое государ­ство, принимая самостоятельное, независимое решение достигает оптимального (или желаемого) для себя результата и при этом не возникает никаких конфликтов с другими государствами. Примерами по-

1 Haas Ernst B. Why Collaborate? Problem of Concept Formation // World Politics 32. April 1980. Р. 357-405.

2. Young Oran. International Regimes: Problem of Concept Formation, World Politics 32. April 1980. Р. 331-356.

3 Feld Werner J. and Jordan Robert S. with Hurwitz Leon. International Organizations. A Comparative Approach. Third Edition, London. 1994. Р. 33-35,251-271.

4 Arthur A. Stein, Why Nations Cooperate. Circumstance and Choice in International Relations. Cornell University Press. Ithaca and London, 1990.

5Ibid.Р.28.


Глава 3. За пределами государства



добных отношений может быть бартерная торговля или некоторые формы иностранной помощи (содей­ствие в ликвидации последствий катастрофы). Если интересы государств гармоничны и совпадают, нет оснований для конфликта между ними.

Также нет потребности в режиме в том случае, когда стороны имеют некую общую цель и при этом не стремятся к доминированию. Примером такого поведения может служить экстрадикция преступников на основании предварительных договоренностей о взаимности подобных действий.

Режим не появится и в ситуации, когда одна из сторон добивается желаемого ею результат, а другая, хоть и не добивается аналогичного, соглашается с новым порядком вещей. Добровольное ограничение экспорта демонстрирует пример того, как одна из сторон добивается желаемого для себя результата, а вторая - вынужденно соглашается с возникшей ситуацией.

Однако, по мнению Стейна, существуют ситуации, при которых все стороны вынуждены отка­заться от абсолютно независимого принятия решений, т.е. когда эгоистичные расчеты вынуж­дают их тем не менее предпочесть коллективные (согласованные) действия в связи с тем, что в этом случае можно будет избежать нежелательных или негативных побочных результатов.

Таким образом, концепция международных режимов сочетает в себе элементы реализма и либерализ­ма. Режимы помогают сотрудничать государствам даже в условиях анархичной международной систе­мы. Режимы не заменяют традиционных расчетов государств относительно издержек и приобретений в результате сотрудничества. Они создают новые возможности с более выгодным соотношением преимуществ над издержками.

Следует отметить, что режимы закрепляют существующее соотношение сил на международной аре­не. Например, режим нераспространения ядерного оружия направлен на сохранение status quo недопу­щение расширения клуба ядерных держав. То же самое относится к контролю за распространением ра­кетных технологий.

Вопросы для контроля

1. Дайте определение понятия интеграция. В чем суть политической интеграции?

2. Назовите основные этапы экономической интеграции. Является ли экономическая интеграция по­
степенным поэтапным процессом или же существует возможность «перепрыгнуть» через одну или
несколько ступеней? Аргументируйте свой ответ.

3. Что нового в объяснение международных отношений внесли функционализм и неофункционализм?

4. Как в теории взаимозависимости решаются вопросы войны и мира?

5. Постарайтесь определить место теории режимов в противостоянии реализма и либерализма.


 



Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики


Глава 4



Просмотров 1198

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!