Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Направление развития рекламы в Германии XIX века



Концентрация рекламных сведений в малых печатных формах по­лучила здесь наименование ilntelligentblatter», что можно перевести как «информационные листы». Они появились в Германии в 1722 году во Франкфурте-на-Майне. В них, помимо традиционных коммерческих публикаций, имелся отдел «Personalien», в котором оперативно сообщалось о рождениях, свадьбах, похоронах, т. е. был широкий объем межличностной рекламы.

Опыт информационных листов периодического типа подхвачен в 1727-1728 годах. Такого рода рекламными изданиями обзавелись Бер­лин, Магдебург, Галле, Штеттин и другие немецкие города.

Вскоре подобные «Intelligentblatter» стали государственной монополи­ей в Пруссии, которая просуществовала до середины XIX века. В свете столь жесткой централизации рекламное дело существенно затормо­зилось. «К началу XIX века, — как пишет историк Ганс Бухли, — не­мецкая пресса была почти полностью лишена рекламных текстов».

Однако, постепенно ситуация меняется, и на рубеже 20-30 годов га­зетная реклама интенсифицируется. В «Vossischen Zeitung» («Ежене­дельная газета») активными рекламодателями стали производители листового металла, строительных материалов и мастеров кондитерско­го дела, a «Leipziger Tagblatt» («Лейпцигский ежедневный листок») облюбовали для своих призывов к потребителям заправилы свечной промышленности.

Заметим, что теоретические обобщения приемов рекламной деятель­ности здесь начались достаточно рано. Уже в 1802 году в Веймаре вы­шло учебное пособие «Как писать рекламные объявления». Здесь были даны образцы удачных (с позиций «информационных листов») сочине­ний с краткими комментариями о принципах их составления, а также алфавитный список информационных агентств, готовых оказать содей­ствие в их публикации. Однако сторонникам данного вида коммуника­ции вплоть до конца века приходилось переубеждать общественное мнение, настроенное отрицательно по поводу необходимости совершен­ствования рекламного бизнеса.

В 1863 году известный социалист Фердинанд Лассаль возглавил на­родное недовольство рекламными приемами. В его интерпретации рек­лама — орудие господствующего класса, которое еще больше обогаща­ет богатых и еще более ущемляет бедных. Он призывал бойкотировать периодические издания, публикующие рекламу. Это мнение поддер­живали и вполне респектабельные ученые. Авторитетный экономист Густав Шмолер писал в первые годы XX столетия: «Наука о рекламе — скрытое обучение тому, как воздействовать на легковерие и глупость по большей части посредством лжи, похожей на правду».

Его поддерживал не менее авторитетный немецкий экономист Вернер Зомбарт: «Реклама это явление современной культуры, в кото­ром при всем желании ничего, кроме суетности, не найти. Она во всех своих видах и проявлениях способна вызвать только отвращение любого человека со вкусом».

Обновление традиций

Тем не менее всеевропейские ветры обновления в искусстве и лите­ратуре, всеобщее тяготение к обновлению, нашедшее воплощение в кон­цепциях и практике модернизма, сломали бастионы филистерства. За­стрельщиками новых исканий в искусстве, плакатах, рекламе стали журналы «Simplicissimus» («Простак») и «Diejugend» («Молодость»). Вокруг этих центров складываются своеобразные приемы эстетики немецкого рекламного плаката. В определенном соответствии с тем, что Рудольф Кронау говорил о приоритетах газетной рекламы, в центр пла­катного творчества Германии поставлена Вещь. Ведущим автором этой стилистики стал Люциан Бернхард. Классический вариант бернхардовского плаката, как пишет искусствовед Я. А. Тугенхольд, это «один баш­мак и одно слово: название фирмы». Он продолжает: «Так хлынул в мир из германского рога изобилия поток плакатов, изображающих лампоч­ки "Осрам", шины "Эксцельсиор", зубное средство "Одоль", "Нестле", "Магги", папиросы, карандаши, ваксу и т. д. — вплоть до калош нашего отечественного "Проводника"».

Как видим, здесь изящество французских примадонн, вычурность сюжетов и орнаментики Бердслея сменила наглядная и убедительная правда Вещи. Необходимо признать, что некоторая сдача высоких эсте­тических позиций в коммерческом немецком плакате вполне оправды­валась их функциональной эффективностью.

Вслед за Л. Бернхардом свое слово в плакатном мастерстве сказали художники М. Клингер и Ф. Штук, создав так называемый тевтонский стиль. В какой-то мере его можно рассматривать как параллель «ново­русского» стиля в России начала XX века, о чем пойдет речь в восьмой главе. Эти художники модернизировали силуэты готических храмов, использовали стилизацию готического шрифта, обратились к образам средневекового германского эпоса. Их специализация лежала скорее в сфере политико-патриотического, нежели коммерческого плаката.



Просмотров 1128

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!