Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 



Современные формы разделения труда



Основными формами общественного разделения труда являются дифференциация, специализация, универсализация и диверсификация.

Дифференциация – процесс расчленения общественного производства на различные виды деятельности, т.е. обособление отдельных видов производств от некогда целого производственного процесса или цикла. Приведем пример из сельского хозяйства. Предприятие занималось выращиванием скота и его реализацией на рынках. В связи с влиянием каких то экономических факторов ( например создание заготовительных контор) отказывается от самостоятельной реализации и сосредотачивает свои усилия на своем производстве.

От дифференциации следует отличать специализацию.

Специализация имеет в своей основе дифференциацию, но развивается она уже на основе сосредоточения усилий на узком круге товаров. В ходе разделения труда работники, предприятия и их подразделения, отрасли, регионы, страны ориентируются на производство ограниченного круга продуктов. Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией.

Специализация дает производителю немало преимуществ. Во-первых, специализируясь на производстве того или иного продукта, производитель имеет возможность наиболее эффективно использовать доступные ему или имеющиеся у него экономические ресурсы. Так, специализация России в мировой торговле на экспорте сырья, топлива и энергии, материалов и полуфабрикатов во многом объясняется тем, что позволяет использовать имеющиеся в нашей стране огромные минеральные ресурсы. Во-вторых, специализация на производстве ограниченного набора продуктов дает возможность производителю эффективно использовать свое умение их производить.

Специализация разделяет работников согласно их квалификации и профессии. Бывает: попредметная; подетальная; технологическая.

Универсализация – (“Придание процессу или объекту свойства универсальности” Современный толковый словарь русского языка Ефремовой) это противоположность специализации. Предполагает расширение выпуска определенных видов товаров или услуг.

Например, производитель специализировался на выпуске ложек и с развитием предприятия решил выпускать не только ложки, но и вилки, ножи посуду и т.д. В торговле аналогом такого производства может служить универсальный магазин или супермаркет. В последнее время хорошо развиваются гипермаркеты, где наряду с огромным количеством магазинов различной направленности присутствуют точки общепита (кафе, рестораны), а также развлекательные комплексы, в которых можно отдохнуть всей семьей.

Диверсификация производства- расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Различают связанную и не связанную (производственную или рыночную) диверсификацию.

Не связанная диверсификация – это охват таких направлений деятельности предприятия, которые не связанны на прямую с основной деятельностью фирмы. Считается что диверсификация оправданна если возможности интеграции малы либо вообще отсутствуют, а рынок сбыта на основной товар или услугу находится в стадии спада. Примером такой диверсификации могут послужить предприятия оборонной промышленности в 90-х годах 20 века. Когда при уменьшении госзаказа на основную продукцию пришлось перестраивать производство на различные виды товаров народного потребления. Основной целью диверсификации является выживание фирмы, усиление ее конкурентоспособности и увеличение прибыли. Довольно часто процесс такой диверсификации сопровождается поглощением или слиянием с предприятиями производящими такую же продукцию.

Для предприятия переживающего спад производства в определенной отрасли необходимо найти вид деятельности для замены основной.

Примером может послужить табачная компания British American Tobacco, которая основные средства перераспределила в сферу финансовых услуг. Теперь основная прибыль предприятия идет от финансов, а не производства табачных изделий и компания стала называться ВАТ INDUSTRIES.

Связанная диверсификация непосредственно связана с научно техническим прогрессом, по своей сути представляет собой процесс интеграции, органически вырастает из имеющегося производства и тесно взаимосвязана с ним, может быть вертикальной и горизонтальной. Вертикальная диверсификация – это процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого продукта. В результате вертикальной диверсификации происходит объединение фирм, находящихся на различных этапах производственного процесса. Горизонтальная диверсификация подразумевает объединение предприятий работающих и конкурирующих в одной области. Целью диверсификации является усиление позиций фирмы путем поглощения или установления контроля над конкурентами, также возможно слияние на географической основе. В этом случае объединяются компании производящие однотипную продукцию, но выступающие на различных региональных рынках.

Основным критерием диверсификации является принцип слияния. При функциональном слиянии объединяются предприятия, связанные в процессе производства. При инвестиционном слиянии объединение происходит без производственной общности предприятия.



Просмотров 3790

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!