![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Классификация источников трудового права
Классификацию источников трудового права можно проводить по юридической силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены следующим образом: 1. Конституция РФ. 2. Международно-правовые акты о труде. 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня. 4. Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. 5. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации. 6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. 7. Соглашения и коллективные договоры. 8. Локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Источники трудового права могут быть классифицированы по форме акт. По этому критерию они могут быть подразделены на законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации. Источники трудового права могут быть классифицированы и по степени обобщенности на кодифицированные и некодифицированные. К числу кодифицированных относится ТК РФ, с его принятием начинается кодификация трудового права. Другие источники трудового права являются некодифицированными. По субъектам, к которым применяются источники трудового права, они могут быть классифицированы на общие и специальные. Общие призваны регулировать отношения всех работников. Специальные рассчитаны на применение к отдельным категориям работников, например, к женщинам, молодежи, инвалидам. По предмету правового регулирования источники трудового права могут быть распределены в зависимости от того, на регулирование каких отношений, входящих в предмет трудового права, они направлены. По этому критерию источники могут быть подразделены на регулирующие отношения по занятости и трудоустройству, трудовой распорядок и дисциплину труда и т.д. По территории применения источники трудового права могут быть классифицированы на общефедеральные, межотраслевые и отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные. 19. Система источников трудового права имеет следующие осо бенности. 1. Она обусловлена федеративным устройством Российского государства как добровольного объединения на основе федератив ного договора ее республик и других ее субъектов (краев, облас тей и т. д.), которые в пределах, указанных в Конституции РФ, самостоятельно осуществляют государственную власть и право творческую деятельность на своей территории. Поэтому в системе источников трудового права России находятся не только законы и подзаконные акты федеральных органов власти и управления, но и акты трудового законодательства субъектов Российской Фе дерации, которые не должны противоречить Конституции РФ, Кодексу и другому федеральному трудовому законодательству.
Часть 1 ст. 72 Конституции РФ указывает, что трудовое за конодательство находится в совместном ведении Российской Фе дерации и ее субъектов, а в случае противоречия закона субъек та действует федеральный закон (ст. 76). 2. В системе источников трудового права находятся не толь ко нормативные акты по труду, но и договорные нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных до говоров. В ней отражается также сочетание императивных норм, • принятых в централизованном порядке, с все более расширяю щимися диспозитивными нормами, локальными, разрабатываемы ми и применяемыми непосредственно в организации в пределах прав работодателя и профсоюзного органа. 3. В системе источников трудового права находятся ратифи цированные Российской Федерацией международно-правовые акты по труду. Международные источники трудового права по вышают защищенность трудящихся и условия их труда. 4. В систему источников трудового права входит много актов специализированного ведомства — Министерства труда и соци ального развития РФ, а также других специализированных ве домств — Федеральной инспекции труда, Госгортехнадзора и др. 5. В создании нормативных актов трудового законодательства активно участвуют сами работники через свои профсоюзы и дру гие представительные органы, а также работодатели Kaif непосред ственно в создании локальных актов и локальных норм, так и че рез своих представителей на разных уровнях, вплоть до федераль ного. Это отражает и специфику метода трудового права. 6. В системе источников трудового права отражаются един ство и дифференциация трудового законодательства. Единство отражено в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда и в общих актах и общих нор мах для всех работников на территории России, т. е. в общем трудовом законодательстве. 20. Юридической базой для построения, развития и совершенство вания всей системы источников российского трудового права яв ляется Конституция Российской Федерации, а на территории ка ждой республики как субъекта еще и Конституция этого субъекта Федерации. Конституция содержит важнейшие правила поведения людей в государстве и государства по отношению к каждому его граж данину, в том числе и в сфере труда, которые конкретизированы в Трудовом кодексе, других федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах. 21. Трудово́й ко́декс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др. Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.). 28. К нормативным договорам относятся международные (многосторонние и двусторонние) договоры, заключенные Российской Федерацией, и акты социального партнерства (нормативные соглашения или коллективно-договорные акты) — коллективные договоры и соглашения. Нормативные договоры (нормативные соглашения) характеризуются тем, что они заключаются в договорном порядке, т.е. путем проведения переговоров, их условия определяются соглашением сторон, их юридическая сила также обусловлена взаимным волеизъявлением сторон, однако в отличие от обычных договоров их содержание составляют не обязательства (или не только обязательства) сторон, а правовые нормы. Нормативные договоры, как международные, так и заключенные социальными партнерами, приобретают все большее значение. Высказываются даже предположения о том, что соглашения и коллективные договоры призваны нести основную нагрузку по регулированию трудовых отношений. К нормативным договорам относятся: -международные договоры, заключенные Российской Федерацией, - акты социального партнерства . Нормативные договоры (нормативные соглашения) характеризуются тем, что они заключаются в договорном порядке, т.е. путем проведения переговоров, их условия определяются соглашением сторон, их юридическая сила также обусловлена взаимным волеизъявлением сторон, однако в отличие от обычных договоров их содержание составляют не сторон, а правовые нормы. 29. Локальные нормативные акты конкретизируют трудовое законодательство с учетом особенностей и условий работы у конкретного работодателя, повышение гарантий, предоставляемых работникам, а также определение условий их труда. Локальные н/а принимаются орг-цией самостоятельно, действуют в пределах этой организции и распространяются на всех или часть работников, независимо от того, принимал ли работник сам участие в его разработке или действовал ч/з представителей. Они м. приниматься в разных формах и по тем вопросам, к-ые отнесены к компетенции орг-ции. а) по общему правилу лок.акт прин-ся раб-лем самост-но (если раб-ль – ФЛ, то прин-ся им самим, если ЮЛ, то принимается органами управления ЮЛ, а органы управ-я м.б. единоличными и коллегиальными или уполномоченными органами в порядке, установленном законом). Органы управления или уполномоченные лица выступают от имени ю/л и реализуют предоставленную ЮЛ правосубъектность. б) в случае, предусм-ых ТК или иными н/п/а, включая коллективный д-р, раб-ль принимает локальные акты с учетом мнения представительного органа р-ков (профсоюз). Порядок учета мнения предст-го органа - ст.372. ТК предусм-ся обязанность р-ля учитывать мнение предст-го органа р-ков при принятии правил внутреннего трудового распорядка (ст.190). в) в случаях, предусмотренных КД или соглашением принятие локального н/а р-лем возможно т. по согласованию с предст. орг-м р-ков. Законность локального акта связана со следующими обстоятельствами: ש локальный акт не должен ухудшать положение работника по сравнению с трудовым законодательством (включая КД); ש локальный акт должен приниматься с соблюдением порядка принятия локального акта. Ст.8 ТК Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. 30. Для всесторонней характеристики ЛНА их можно подразделить на определенные виды по следующим основаниям: • сфере действия; • сроку действия; • способу их принятия; • степени обязательности. По сфере действия выделяются ЛНА общего (широкого) и специального (узкого) действия. ЛНА общего (широкого) действия включают нормы, касающиеся регулирования различных сторон трудового отношения. К таким локальным актам следует отнести, например, правила внутреннего трудового распорядка или положение о персонале. ЛНА специального (узкого) действия либо регулируют отдельные стороны трудового отношения, как, например, график отпусков или положение об оплате труда, либо их действие касается лишь определенных категорий работников, например, инструкция по работе с клиентами, положение об аттестации работников. По сроку действия ЛНА могут быть подразделены на акты неопределенного срока действия (это бóльшая часть ЛНА) и определенного срока действия (график отпусков). Неопределенный срок действия ЛНА (до замены новыми или до отмены) позволяет быстро учитывать изменяющиеся условия труда и в то же время своевременно устанавливать соответствующее нормативное регулирование. По способу принятия ЛНА следует подразделить на два вида: акты, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и единоличные акты работодателя. По степени обязательности ЛНА можно подразделить на обязательные (предписанные законодательством), обязательные при определенных условиях (например, при условии проведения аттестации, согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ необходимо принимать соответствующий ЛНА) и факультативные (необязательного характера, принимаемые исключительно по решению работодателя). 31. Трудовой кодекс РФ предусматривает принятие отдельных локальных актов с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации). Локальные акты, принятые без согласования с этим органом, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ). Порядок учета мнения представительного органа работников (профсоюза) установлен ст. 372 ТК РФ и заключается в следующем. В предусмотренных законодательством случаях работодатель до утверждения локального акта направляет его проект и обоснование по нему в представительный орган работников (профсоюз). Этот орган должен в срок не позднее пяти рабочих дней с момента получения документов направить работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Если представительный орган работника (профсоюз) не согласен с проектом локального акта или хочет внести предложения по его улучшению, работодатель обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с представительным органом работника (профсоюзом). Все разногласия оформляются протоколом. Только после этого работодатель вправе принять локальный акт. Вместе с тем представительный орган работника (профсоюз) может обжаловать его в государственную инспекцию труда или в суд либо начать процедуру коллективного трудового спора. Подробнее об этом см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Профсоюзная деятельность. Права и обязанности сторон".
ПРИНЯТИЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
Согласно ст. 12 ТК РФ локальный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе. Работодатель может принять локальные акты следующими способами: - утвердить; - издать приказ (распоряжение) об утверждении локального акта. При утверждении локальных актов необходимо руководствоваться нормами "Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003" (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст). Утверждая локальный акт, работодатель должен поставить подпись в реквизите "Гриф утверждения документа". Этот реквизит располагают в правом верхнем углу документа. Помимо подписи гриф должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его инициалов, фамилии и даты подписания. 32. Во-первых, ЛНА не должны ухудшать положения, установленного труд. зак-вом и иными нормативными актами. Во- вторых, они должны быть приняты с учётом мнения представительных органов работников. 33. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (по определению статьи 40 ТК РФ). Учредительные документы наряду с законодательством согласно ст. 52 ГК являются правовой основой деятельности юридического лица. В них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. Их состав для разных видов лиц различен Как мы видим, кол. договор регулирует лишь сот. – трудовые отношения, в то время как учр. Док-ты направлены на более широкое регулирование, при этом инд. Правоприменительный акт – акт, издаваемый по отношению к 1 конкретной ситуации. А ЛНА – обязаны соблюдаь работники конкретного работодателя (ИП), или юр. лица (Организации.)
![]() |