![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
КРЕДИТ И ЕГО ФОРМЫ. СОЗДАНИЕ БАНКАМИ ДЕНЕГ
Сущность, функции и формы кредита. Необходимость кредита обусловлена тем, что одни домохозяйства, предприятия имеют временно свободные денежные средства, а другие в них нуждаются. В рыночной экономике основными поставщиками денежных средств являются домохозяйства (личный сектор), а потребителями — бизнес. Их взаимодействие осуществляется через посредников: коммерческие банки, инвестиционные компании, страховые общества, брокерские конторы и т.д. Именно они аккумулируют свободные финансовые средства и размещают их среди потребителей ссудного капитала. Система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во временное пользование на условиях возвратности и, как правило, платности, называется кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуду, называют кредитором, а берущее ее, — заемщиком. Кредит выполняет следующие основные функции: перераспределительную (посредством кредита денежные, материальные ресурсы перераспределяются на условиях последующего возврата между предприятиями, отраслями, регионами страны); замещения наличных денег кредитными деньгами и операциями (безналичный расчет). Эти функции определяют роль кредита в процессе воспроизводства. Он ускоряет развитие производства, повышает его эффективность, обеспечивает непрерывность. В рыночной экономике кредитные ресурсы направляются прежде всего в наиболее прибыльные, быстрорастущие отрасли экономики, используются для расширения производства, внедрения новой техники, передовых технологий. Кредит позволяет ускорить оборот средств предприятий, является важнейшим источником формирования их основных и оборотных средств. Замещение наличных денег кредитными снижает затраты на организацию денежного обращения в стране, ускоряет оборачиваемость денежных средств, упрощает расчеты между хозяйствующими субъектами. Развитие кредитных отношений привело к появлению различных форм и видов кредита. Их можно классифицировать по ряду признаков. В зависимости от сроков, на которые предоставляется ссуда, различают онкольный (выдается на небольшой срок и погашается по первому требованию кредитора); кратко- (до одного года), средне- (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет) кредиты. По составу кредиторов и заемщиков выделяют следующие основные формы кредита: банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный, лизинг-кредит. Банковский кредит предоставляется в основном коммерческими банками в виде денежных ссуд предпринимателям, населению. В зависимости от обеспечения различают гарантированные (обеспеченные) и негарантированные (необеспеченные) ссуды. Обеспеченной называется ссуда, выдаваемая под залог. В качестве последнего могут выступать ценные бумаги, недвижимость и другие товарно-материальные ценности. Кредит, выдаваемый под залог недвижимости, получил название ипотечного. Необеспеченная ссуда—это ссуда, выдаваемая без залога. По срокам погашения ссуды бывают срочные, отсроченные и просроченные. Срочные — это ссуды, срок погашения которых наступил, отсроченные — ссуды, срок погашения которых отнесен банком на более поздний период (пролонгированные ссуды). Просроченные — это ссуды, не возвращенные в установленный срок. По характеру погашения различают ссуды, погашаемые единовременным взносом и в рассрочку. Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. Необходимость в нем возникает вследствие несовпадения времени производства и обращения отдельных товаров. Государственный кредит имеет место, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами — банки, население, предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство выпускает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство. Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Такие ссуды погашаются в рассрочку, по частям. К потребительскому относят и кредит ломбардов. Он выдается под залог движимого имущества, включая драгоценные камни и металлы, сроком до трех месяцев, в размере от 50 до 80 % стоимости закладываемого имущества. Если ссуда не погашается в срок, вещи, сданные в ломбард, продаются, а вырученные средства идут на покрытие долга. Лизинг-кредит — это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств и т.д. при сохранении права собственности на них за арендодателем. Он делится на финансовый и оперативный. При финансовом кредите технические средства предоставляются на весь срок их амортизации, при оперативном — срок соглашения короче срока службы средств производства. Международный кредит представляет собой кредит, выдаваемый государствами, международными кредитно-финансовыми институтами, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества. Он имеет в основном денежную форму, хотя может предоставляться и в товарной. Кредиты, выдаваемые в денежной форме и имеющие долгосрочный характер, получили название внешние займы. Международный коммерческий кредит часто выступает в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортер одной страны предоставляет импортеру другой страны отсрочку платежа. Банки путем кредитования способны создавать новые деньги. Как это происходит? Каждый коммерческий банк или другое кредитное учреждение должны иметь установленные законом обязательные резервы. Их размер определяет центральный банк: он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности. Этот процент называется резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег. Процесс создания банками денег рассмотрим при следующих упрощениях: норма обязательных резервов одинакова для всех банков и равна 10 %; в балансовых отчетах банка отражаются только изменения; избыточные резервы (они равны разнице между общими и обязательными резервами банка) банки используют для выдачи ссуды одному лицу. Предположим, человек вложил в банк А1000 дол. Тогда балансовый отчет банка, в котором по условию отражаются только изменения, будет таким:
Фактические резервы банка А составляют 1000 дол., обязательные —10 %, или 100 дол. Избыточные резервы равны 900 (1000-100) дол. Банк А имеет право отдать в ссуду 900 дол. Допустим, он дал в заем эти деньги некоему хозяйствующему субъекту. Теперь его балансовый отчет будет иметь вид
Таким образом, на счету банка А значатся депозиты в сумме 1000 дол. и ссуда в 900 дол. Общая сумма денег составляет 1900 дол. Следовательно, банк А создал 900 дол. дополнительных денег. Допустим, хозяйствующий субъект использовал полученную ссуду в 900 дол. для оплаты купленного сырья. Поставщики сырья переведут полученные деньги (наличные или чек) на свой счет в банке Б. Этот банк, получив вклад в размере 900 дол., тоже оставит 10 %, а остальные деньги отдаст в ссуду. Его балансовый отчет будет таким:
Банк Б создает дополнительные деньги — 810 дол. Получив эту ссуду, другой хозяйствующий субъект может истратить ее, заплатив третьим лицам за товары или услуги. Последние положат получен ные деньги в банк В. Балансовый отчет банка В будет таким:
Процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма вклада не будет использована в качестве обязательных резервов. Теоретически при норме резервов в 10 % каждый 1 дол., вложенный в банк, приведет к созданию 10 дол. И наоборот, каждый изъятый из банка 1 дол. приведет к сокращению денежной массы на 10 дол., т.е. имеет место эффект мультипликации. Денежный мультипликатор т можно определить по формуле го = 1 / где К — резервная норма; т — максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано 1 дол. при данной величине К. Объем средств на резервных счетах кредитно-финансовых институтов является основным объектом денежно-кредитного регулирования. Изменяя его с помощью инструментов денежно-кредитной политики, можно влиять на предложение денег с целью стабилизации совокупного объема производства, уровня цен и занятости. 24.4. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ, ТИПЫ Сущность денежно-кредитной политики. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен. Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процентных ставок. Осуществляет денежно-кредитную политику центральный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей. Инструменты денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования. Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредит- ного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка — это "цена" дополнительных резервов, которые центральный банк предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране. При снижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заем- щиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства. При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды центрального банка, что замедляет (или сокращает) темпы роста, предложение денег и повышает ставку ссудного процента. "Дорогой" кредит предприниматели берут реже, а значит, меньше средств вкладывается в развитие производства. Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом. Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования. Предположим, центральный банк повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы, чтобы выполнить требования центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд. Напротив, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков по созданию денег путем кредитования. Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет также денежный мультипликатор. Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег. Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег. Если количество денег в стране необходимо сократить, центральный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы. Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Центральный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а следовательно, и предложение денег. Операции на открытом рынке являются наиболее важным оперативным средством воздействия центрального банка на денежно-кре- дитную сферу. Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль над отдельными видами кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики. К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики центральный банк использует одновременно совокупность инструментов. Типы денежно-кредитной политики. Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрик- ционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредит- ной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-пер- вых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. МОДЕЛЬ 15- ЬМ Товарный и денежный рынки взаимосвязаны. Это позволяет определить условия, при которых наступает одновременное равновесие на обоих рынках. Модель двойного равновесия была разработана известным английским экономистом Дж.Хиксом и получила название "модель 15 — ЬМ". Дж.Хикс был последователем Дж.М.Кейнса, и модель базируется на кейнсианских теоретических положениях, согласно которым национальный объем производства равен национальному доходу. Чтобы построить модель 15—ЬМ, необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производства или национального дохода. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок, а значит, и общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке. В свою очередь уровень процентной ставки влияет на объем плановых инвестиций, являющихся элементом совокупных расходов. Однако, согласно Кейнсу, именно равенство совокупных расходов национальному доходу определяет равновесие на рынке товаров. Таким образом, денежный и товарный рынки взаимосвязаны через национальный доход У, инвестиции /, процентную ставку и Рас- I I
смотрим эти взаимосвязи графически сначала на товарном, а затем на денежном рынке. Уровень цен будем считать постоянным. Товарный рынок. Обратная зависимость между уровнем процентной ставки г и плановыми инвестициями I на товарном рынке отражена на рис. 24.4, а. При уровне процентной ставки ц объем плановых инвестиций будет 1\. Соответственно совокупные расходы АЕ (рис. 24.4, б) показаны кривой С+1\ + С, которая, пересекаясь с биссектрисой, определяет точку равновесия Е\ и равновесный объем национального дохода У\. Таким образом, при процентной ставке ц равновесным будет национальный доход У\. Эти параметры определят точку А (рис. 24.4, в). Допустим, процентная ставка снизилась с ц до п. Это приведет к росту плановых инвестиций с 1\ до /г и увеличению совокупных расходов. Кривая совокупных расходов сдвинется вверх, в положение С+/г + С (см. рис. 24.4, б). Новое положение равновесия на товарном рынке будет достигнуто в точке Ег> а равновесным будет национальный доход Уг. Так как инвестиции обладают мультипликационным эффектом, то определить прирост национального дохода можно путем умножения прироста инвестиций на мультипликатор. На рис. 24.4, в значениям г'г, У г будет соответствовать точка В. Если непрерывно изменять значения процентной ставки и для каждого находить соответствующие значения национального дохода, то на графике получим кривую 15 (см. рис. 24.4, в). Каждая ее точка выражает такую комбинацию г и У, при которой наступает равновесие на товарном рынке, т.е. выполняется кейнсианское условие равновесия: совокупные расходы равны произведенному национальному доходу. Кривая 15 имеет нисходящий вид, что объясняется обратной зависимостью между уровнем процентной ставки и величиной совокупных расходов, национального дохода. Все точки, лежащие вне кривой /5, дают неравновесное состояние товарного рынка. Денежный рынок. Допустим, произведен национальный доход У\. Его объем определяет спрос на деньги для сделок и соответственно совокупный спрос на деньги Д„1. Если предложение денег 5т, то денежный рынок будет находиться в равновесии в точке Е\ (см. рис. 24.5, а). Следовательно, при национальном доходе У1 денежный рынок будет равновесным, если процентная ставка будет ц. Значения У\9 ц определяют на рис. 24.5, б точку А. Предположим, что национальный доход вырос с У\ до Уг. Соответственно увеличился спрос на деньги для сделок и совокупный спрос с От\ до Лп2 (см. рис. 24.5, а). Спрос на деньги превысил их предложение. Это привело к росту ставки процента до п. При национальном доходе У г денежный рынок будет находиться в равновесии, когда ставка процента будет равна гъ Значения У г и гг определят на графике точку 5. Изменяя непрерывно объем национального дохода, можно определить множество процентных ставок, при которых рынок денег будет находиться в равновесии, и построить кривую ЬМ (см. рис. 24.5, б). Каж- Количество денег У\ Рис. 24.5. Равновесие денежного рынка. Кривая ЬМ дая точка кривой показывает такую комбинацию г и У, при которой рынок денег будет равновесным. Кривая ЬМ имеет восходящий вид, что объясняется прямой зависимостью между г и У. Модель 15—ЬМ. Кривая 15 отражает все соотношения между У и г, при которых товарный рынок находится в равновесии; кривая ЬМ — все комбинации У и х, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, обе кривые необходимо совместить на одном графике (рис. 24.6). Точка Е единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии. Кривые 15у ЬМ могут изменять свое положение под воздействием различных факторов. Так, изменения потребления, государственных закупок, чистых налогов приводят к сдвигам кривой 15. Изменения предложения денег сдвигают кривую ЬМ. Наибольший интерес представляют сдвиги кривых, происходящие при изменениях государственных расходов и предложения денег, ибо они являются объектами регулирования в фискальной и денежно-кредитной политике. Рассмотрим сдвиг кривой /5, вызванный ростом государственных расходов. Предположим, что первоначально общее равновесие г на рынках товаров и денег дости галось в точке Е при процентной ставке хе и национальном доходе Уе (рис. 24.7, а). Допустим, экономическая ситуация в стране потребовала увеличения государственных расходов. Они привели к увеличению совокупных расходов, что обусловливает увеличение национального объема производства и наци- У г 1 онального дохода (следует учиты- Е вать, что государственные расхо-
Р и с. 24.6. Модель 15—ЬМ ды обладают эффектом мультип На товарном рынке увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей соответственно увеличивать объем инвестиций. Однако рост процентной ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при процентной ставке \е прирост инвестиций. В результате национальный доход увеличится до У и а не до Уг. В этом случае новое положение равновесия на рынках товаров и денег будет достигнуто в точке Е\ при значениях г\> У\. Таким образом, модель 15—ЬМ показывает, что рост государственных расходов вызывает как увеличение объема национального дохода с Уе до У и так и рост процентной ставки с хе до х\. Вместе с тем национальный доход возрастает в меньшей степени, чем следовало ожидать, так как рост процентной ставки снижает мультипликационный эффект государственных расходов: прирост государственных расходов (как и других автономных расходов) частично вытесняет плановые частные инвестиции. Такое явление получило название эффекта вытеснения. Оно снижает эффективность экспансионистской (стимулирующей) фискальной политики. Именно на него ссылаются монетаристы, утверждая, что фискальная политика недостаточно действенна и приоритет в макроэкономическом регулировании должен быть отдан денежно-кредитной политике. Рассмотрим перемещение кривой ЬМ под влиянием изменения предложения денег. Предположим, что предложение денег увеличилось и начало превышать спрос, что приведет к понижению процентной ставки. Новое положение равновесия на денежном рынке будет достигнуто при более низкой процентной ставке г\у что обусловит соответствующий сдвиг кривой ЬМ вправо, в положение ЬМ\ (рис. 24.7, б).На
товарном рынке по мере снижения процентной ставки предприниматели начнут увеличивать плановые инвестиции, что приведет к росту совокупных расходов и в конечном итоге к росту национального дохода. С учетом мультипликационного эффекта национальный доход возрастет с Уе до У\. В точке Е\ рынок денег и рынок товаров снова будут находиться в равновесии. Таким образом, экспансионистская денежно-кредитная политика привела к новому положению равновесия, которое характеризуется более низкой процентной ставкой ц и более высоким национальным доходом У и При сокращении предложения денег все происходит в обратном порядке. Следовательно, в модели /5—1М изменения в предложении денег влияют на уровень равновесия национального дохода. Однако последователи Кейнса утверждали, что это влияние иногда незначительно, например, при процентных ставках, близких к минимальным. Чрезвычайно низкие процентные ставки приводят к тому, что население, банки не желают приобретать облигации, а предпочитают накапливать деньги, каково бы ни было их предложение. В этом случае кривая спроса на деньги почти параллельна оси абсцисс, а значит, кривая ЬМ имеет в начале практически горизонтальный участок. Допустим, первоначально рынки товаров и денег находятся в равновесии в точке пересечения кривых 15 и ЬМ — точке Е (рис.24.8). Предположим, предложение денег увеличилось. Это обусловило сдвиг кривой ЬМ вправо, в положение ЬМ\. А поскольку кривая имеет почти горизонтальный участок, этот сдвиг не приведет к сколько-нибудь существенному снижению процентных ставок, объем инвестиций и национального дохода останутся на прежнем уровне. Следовательно, в данном случае изменение предложения денег не изменит реальный национальный доход. Такая ситуация получила название ликвидной ловушки. На нее ссылались ранние последователи Кейнса, доказывая неэффективность денежно-кредитной политики. Монетаристы более глубоко исследовали влияние изменения количества денег на экономику страны. Они показали, что денеж-
г но-кредитная политика воздей- ствует на национальный доход не только через норму процента и инвестиции, как считали кейн- сианцы, но и через приобретение товаров длительного пользования, изменения цен на акции, объемов государственных закупок. Поэтому сегодня практически все экономисты считают денежно-кредитную политику эффективным инструментом макроэкономического регулирования. Литература Долан ЭДжЛиндсейД. Макроэкономика. СПб., 1994. Маккониелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1992. Т.1. Курс экономической теории /Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, 1994. Учебник по основам экономической теории /Под ред. В.Д.Камаева. М., 1994. Экономическая теория: Учебник/Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 1997. Экономическая теория: Практикум /Под ред. Н.И.Базылева, Л.В.Воробьевой. Мн., 1997. ГЛАВА 25 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 25.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ Социальная политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышение благосостояния и создание системы социальных гарантий. Поскольку в любом обществе конечной целью производства является удовлетворение потребностей людей, обеспечение определенного уровня потребления населения — основная цель социальной политики. Следует учитывать, что в обществе есть люди, нуждающиеся в поддержке государства, т.е. те, кто не имеет факторов производства (нетрудоспособные — дети, люди преклонного возраста, инвалиды и неимущие) и не может применять свой труд (безработные) и др. Уровень потребления членов общества определяется такими факторами, как размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т.д. При этом в условиях рыночной экономики инфляция, кризисы ведут к увеличению безработицы и падению уровня жизни населения. Целями социальной политики являются нейтрализация негативных последствий рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий жизни для всех членов общества. На обеспечение эффективной занятости населения, повышение трудоспособным населением своего благосостояния за счет труда, регулирование доходов должна быть направлена деятельность государства. Государство создает условия и для роста уровня жизни, повышения доходов малоимущих членов общества, пособий по безработице и многодетным семьям. Социальная политика государства осуществляется по нескольким направлениям. Первое направление предполагает, что часть доходов, получаемых населением, зависит от количества и качества труда. Со стороны государства необходимо учитывать тенденции в области занятости, связанные с сокращением общей численности занятых в стране, перераспределением занятых между государственным и негосударственными секторами экономики, усилением процессов трудовой миграции. Второе направление связано с регулированием доходов, приостановлением социального расслоения, снижения уровня жизни, бедности. Это определяет приоритеты в социальной политике, связанные со стабилизацией уровня жизни, борьбой с малообеспеченностью. Особенностью третьего направления является то, что проводимые социальные выплаты неимущим слоям населения не имеют связи с трудом данного работника. Здесь важное значение приобретает проблема определения категорий населения, которые имеют право на социальную помощь. При этом государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума; представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия по безработице, выплаты по социальному обеспечению, государственные пенсии и т.п.) приходилось не менее 60 % расходов федерального бюджета и 15 % валового национального продукта. Зарубежный опыт государственного регулирования доходов населения показывает, что вмешательство государства в перераспределение доходов увеличивается. Таким образом, социальная политика решает задачи, обеспечивающие создание условий для роста благосостояния каждого человека и общества в целом, формирование экономических стимулов людей для участия в общественном производстве, воспроизводство оптимальной структуры общества, создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей. Следует учитывать взаимосвязь между социальной политикой и уровнем экономического развития общества. Так как решение задач социальной политики определяется экономическим развитием страны, то она выступает как фактор экономического развития, связанный с реализацией творческого потенциала трудовых ресурсов общества. Поэтому пределы социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом. Если социальные выплаты превращаются в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции, то перераспределение заменяется инфляционным повышением номинальных доходов. В таком случае границы участия государства в реализации социальной политики определяются прежде всего состоянием экономики. Так, например, за девять месяцев 1997 г. расходы государственного бюджета республики на финансирование социальной сферы и мер по социальной защите населения составляли 32 893,9 млрд руб., или 13,2 % к ВВП и 43,6 % от общей суммы расходов. При определении объемов и сроков социальных выплат необходимо учитывать негативные последствия. Так, например, при социальной помощи безработным важно установить объем пособий и сроки их выплаты, чтобы не ослабить у них стремления к поиску рабочих мест. Государству необходимо так осуществлять социальную политику, чтобы сделать ее эффективной и не допускать инфляционного обесценения социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы. Социальная политика базируется на следующих принципах: всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям и группам населения; гибкость системы социальных гарантий; наличие ресурсного обеспечения социальной политики. Практическая реализация этих принципов осуществляется посредством формирования эффективной системы социальной защиты. Основными элементами этой системы являются формирование, поддержание развития и реализация способностей человека, контроль общества за уровнем доходов, компенсация и индексация текущих доходов населения, соблюдение социально обоснованных нормативов использования трансфертных выплат. Функции социальной политики проявляются в содействии развитию отношений равенства и справедливости в обществе, созданию условий для роста благосостояния всех членов общества, системы социальной защиты населения; регулированию доходов и занятости трудоспособного населения. Социальная политика осуществляется на различных уровнях. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает социальная политика фирм, корпораций, различных организаций, в том числе и благотворительных. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная социальная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран. Рассмотрим некоторые примеры реализации социальной политики в индустриально развитых странах. Так, например, Американская модель социальной поддержки населения, поощряя предпринимательскую активность, уменьшает социальную напряженность малообеспеченных групп населения посредством обеспечения приемлемого уровня жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. В США сложилось два независимых направления социального обеспечения: государственное и частное. Государство отвечает за поддержку минимального уровня помощи и ее высокую доступность. Бизнес представляет социальные услуги в большем объеме и лучшего качества. Социальная помощь осуществляется по двум важным направлениям, связанным со стимулированием роста занятости, переподготовкой, увеличением числа рабочих мест и государственным страхованием, предполагающим увеличение социализированных выплат по старости, инвалидности, при потере кормильца и т.д. Шведская модель характеризуется высоким уровнем социальной защищенности всего населения. В условиях нарастающей инфляции в целях предотвращения снижения доходов населения государством используются компенсация, адаптация и индексация их текущих доходов. Компенсации предполагают передачу государственных дотаций на убыточную продукцию от производителя к потребителю при повышении цен на эту продукцию. Например, дотации на товары детского ассортимента передаются семьям с детьми. При этом систему компенсаций надо построить таким образом, чтобы, с одной стороны, защитить малоимущие слои, а с другой — увязать компенсационные выплаты с трудовым вкладом каждого. Понятие адаптации связано с повышением фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимальной заработной платы) по мере роста цен. Адаптация позволяет добиться стабильности в соотношении между определенными стандартами уровня жизни и гарантированной обеспеченностью нетрудоспособных. Как уже отмечалось, рост инфляции предполагает введение индексации текущих доходов населения. В мировой практике для учета уровня жизни населения используется показатель индекса стоимости жизни, который отражает изменение индекса цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, входящих в потребление среднего жителя страны. Он отражает ценовые изменения основных элементов потребительских доходов. Для исчисления индекса стоимости жизни производится определение структуры семейных расходов ("потребительской корзины") и выведение на этой основе товарных коэффициентов. Из-за быстрого изменения данных о структуре потребительских расходов во многих странах мира они ежегодно пересматриваются по результатам обследования семейных бюджетов. Пересмотру подлежит и набор товаров, учитываемых при определении индекса стоимости жизни.
![]() |